Буддистский храм название. Главный храм буддийской традиционной сангхи России — Иволгинский дацан


Страницы: 1

Буддизм богат на разную атрибутику. Очень интересно разбираться, какая статуя кого изображает. Рассматривать ритуальные предметы. Сегодня я покажу то, что увидела, посещая многочисленные буддистские храмы Ладакха. Благо почти везде, если служители вообще пускали внутрь помещения, разрешали снимать. А частенько и не были против штатива! Нельзя было трогать руками ничего. :) Поэтому если в кадре на совершенно аутентичном натюрморте присутствует пластиковая бутыль... то значит так надо. :)))

Первое и самое главное - это, конечно, статуи Будды. На фото Будда Матрейя, Будда будущего. Отличительный знак - корона:

Будда Матрейя


Снимаем обувь и заходим. Будда Матрейя полностью (видна корона) и Будда Шакьямуни (Будда настоящего). Матрейя из монастыря Тикси (Thiksey Gompa). Шакьямуни - из гомпы в Шее. Тут надо отметить, что монастырей, храмов и гомп было так много, что разобраться, откуда какое фото, сейчас сложно. Тем более что посещали мы их не по плану. Так что я где помню - напишу. Где нет, увы...

// mari-pazhyna.livejournal.com


Статуи лам из монастыря Тикси:

Статуи Лам из монастыря Тикси // mari-pazhyna.livejournal.com


Еще Будды вместе с ламами:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Кто это страшный рядом с ламой я не знала. В коментах подсказали, что это Чам-спринг, защитник монастыря:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Интерьер с ритуальной маской. Вообще, когда заходишь в сумрак помещения, а там такие маски... шутки плохи короче.

// mari-pazhyna.livejournal.com


Заглядываем в комнатку... а там фресочка:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Тут мы плавно переходим к фрескам. Они старинные. Многие написаны натуральными красками, рецепт которых утерян. Уникальная роспись:

// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


На заднем плане в интерьере (на предыдущем фото) видны стеллажи с книгами. Книги - это завернутые в ткать стопки листов бумаги с написанными или напечатанными на них священными текстами.

// mari-pazhyna.livejournal.com


Существуют правила чтения священных книг. Книгу нельзя класть на пол или на стул. Нельзя переступать через нее. Нельзя класть на книгу другие предметы, даже изображения Будды. Хранить полагается на почетном месте. А если книга пришла в негодность, то ни в коем случае не выбрасывать. Только сжигать. Тут невольно вспомнилось: "рукописи не горят..." (с) Воланд.

// mari-pazhyna.livejournal.com


Доступа к книгам нет просто так. Существуют сакральные тексты, которые разрешено читать только ламам. Книга в открытом виде:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Рядом с книгой колокольчик и ваджра. Два самых важных ритуальных атрибута тибетских лам. Обычно они используются вместе и символизируют единство учений. А еще мужское и женское начало. Это вкратце. А если полезть дальше, то у них столько значений... Колокольчик берут в одну руку, ваджру в другую. Еще колокольчик:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Еще один элемент, который невозможно не заметить, заходя практически в любой зал буддистского храма. Барабан Кэнгэргэ, используется для молитв и медитаций:

// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


// mari-pazhyna.livejournal.com


Ну а такие ритуальные барабанчики все, думаю, видели. Но эти особенные. Очень старинные:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Ритуальная морская раковина, инкрустированная металлом. Используется в роли горна:

// mari-pazhyna.livejournal.com


Так мы плавно перешли к музыкальным инструментам.

Существует два основных типа буддийских сооружений:

Первый тип - предназначенные для поддержания жизни монастыря: храмы, порой достигающие огромных размеров, помещения для монахов, зал для верующих, библиотеки.

Второй тип - сооружения, которые сами по себе являются объектом поклонения: ступа, алтарь. Они являются центром монастыря и выполняют роль хранителя священных реликвий.

Основные понятия

Храм Дацан.

В буддизме священные храмы называются “дацаны”. Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны - хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники.

Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее.

Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных.

У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист “прочитал” молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке.

Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются “танки” - изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов.


Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там. После этого сложить ладошки вместе. Это напоминает цветок лотоса - символа мудрости и милосердия (буддисты представляют, что внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу).

Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны (простирания). При поклоне буддист обязательно должен желать всем живым существам избавления то страданий.

Важные понятия

Ступа - (в переводе с санскрита - куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии.

“Хурдэ” (в переводе - “молитвенный барабан”) - в таких барабанах находятся написанные на бумаге молитвы.

Сегодняшний пост в основном для тех, кто интересуется стариной Японии. Накануне Нового Года предоставилась возможность вдоволь поснимать внутри богато украшенного (что встречается не так часто) буддистского храма без шиканий и одергиваний, с приличным освещением, и, как ни удивительно, даже без оплаты. То есть даже без входной платы в храм.

И было это не где-то в глухой деревне, а в Камакура - месте туристическом и популярном, причем в довольно известном храме, который называется Комёдзи - Храм Яркого Света. Это храм секты Дзёдо - Чистой Земли, одного из основных направлений японского буддизма. Дело в том, что Комёдзи находится ровно в противоположном направлении от традиционных камакурских достопримечательностей, поэтому там мало иностранцев, да и японцев не так много. А храм сравнительно большой и неплохо "упакованный": тут и самые большие в Восточной Японии деревянные ворота, и сад камней, и богатый интерьер (только, пожалуйста, не нужно ждать фото фресок и витражей). В свое время (эпоху Эдо и ранее) храм пользовался благосклонностью императоров и сёгунов, поэтому на полотнищах при входе гербы хризантемы и павлонии (символы императорской семьи).

Также будет несколько фотографий сценок камакурской жизни. Фотограф - не ранняя пташка, поэтому освещение закатное, то есть желтое.




1. На каменной стелле надпись: Комёдзи, храм высокого уровня секты Чистой Земли.


2. Интересно, на этом ездит настоятель или прихожанин? На заднем плане - большие деревянные ворота.


3. "Утомительное это занятие, посещать храмы... И вообще, не могу сидеть, когда другие работают, пойду лягу".


4. Старые татами на закате кажутся желтыми. Так вот откуда легенда про страну, полную золота!


5. Полотнища с вышитыми золотом драконами. Я снал покрупнее, а вообще их было много.


6. Табличка с название храма: Комёдзи, написано скорописью.


7. Общий вид интерьера. На переднем плане электрические ковры, так что молиться (или подпольно фотографировать) можно было с комфортом.


8. Главный плафон перед алтарем


9. Украшения перед алтарем. Черными иероглифами написано заклинание, произнося которое можно спастись и попасть в рай.


10. Центральный плафон молельного зала


11. В эти чугунные и деревянные кастрюли-колокола монахи отбивают ритм, когда читают сутры.


12. Перед алтарем


13. Украшения рядом с алтарем


14. Собственно алтарь с буддой Амида. Амида переносит души умерших в Дзёдо - буддистский рай.


15. Сад камней, вид справа


16. Сад камней, вид слева


17. Центральная часть сада камней


18. Фонарик - как правило, их вешают на пожертвования прихожан. Удовольствие это не из дешевых. В известных храмах за право повесить такой фонарик приходится платить и по 6000 (шесть тысяч) долларов.


19. Каменный фонарь - тоже один из видов пожертвований. Еще более дорогое удовольствие, поэтому раньше их подносили известные феодалы, а сейчас - предприятия.

В принципе правильно вести себя в буддийском храме гораздо проще, чем в православной церкви, например. Правил обычно мало, они интуитивно понятны и обычно незначительно отличаются между регионами и направлениями буддизма. Тем, кто знаком с индуизмом, будет ещё проще - например, буддисты и индуисты одинаково делают пуджу. Что будет за нарушение? А ничего не будет, иногда могут сделать замечание.

Правило 1. В буддийском храме, в отличие от индуистского храма, синтоистского капища или православной церкви, необязательно делать что бы то ни было, имеющее культовое или ритуальное значение. Все пуджи, простирания и так далее - дело добровольное. Более того, если вы не буддист, то и не надо ничего делать - а то вдруг сделаете неправильно, насмешите местных. В тибетской Махаяне иногда просят всех перед входом покрутить барабан, но я думаю, что это самодеятельность распорядителей храма, а не этикет.

Правило 2. Самое главное правило, о котором все вспоминают применительно к буддизму - это обувь: надо разуваться. Носки можно оставлять. Это же правило и самое сложное, так как изобилует деталями на тему "куда именно нельзя входить в обуви и что с обувью делать".

Правило 2А. Китай, Корея, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд и его сателлиты. Территория монастыря или храма делится на культовые помещения под крышей и всё остальное. Снимать обувь надо только при входе в храмовые здания, которые часто покрыты ковролином, а по территории можно и нужно ходить в обуви. Оставлять обувь можно просто у входа в храм или на специальной стоечке для обуви. Также надо разуваться на открытой местности в радиусе около метра-полутора от разного рода малых святилищ перед статуями. Чтобы отделить границу зоны разувания, кладутся коврики или делаются небольшие возвышения.

Правило 2Б. Индия, Непал, Шри-Ланка, Бирма. Культовых помещений как таковых в монастырях обычно нет. Есть только монашеские корпуса и ступа, открытое пространство вокруг которой используется для разных алтариков и т. п. Снимать обувь надо при входе на всё это открытое пространство вокруг ступы, за обувью обычно следит специальный гардеробщик, которому надо дать мелкую денежку. Понятное дело, что этот вариант гораздо менее удобен, особенно если вы в закрытой обуви. Хотя пространство регулярно подметается, это не особо помогает в и без того не особо чистых азиатских странах, а уж после дождя вообще всё плохо - но формально этот вариант лучше соответствует канонам буддизма. Особенно сложно дело обстоит со священными горами в указанных странах - там могут попросить разуваться перед всем подъёмом на гору. На Шри-Ланке местные считают правильным ходить без обуви по всей территории крупных храмовых комплексов вроде Анурадхапуры, но формально такого требования нет. Во всех указанных странах в высшей степени рекомендуется ходить по храмам в носках - в жаркий солнечный день обжечь ноги совсем не сложно.

Правило 3. Головной убор надо снимать! Почему-то про это правило забывают гораздо чаще, чем про обувь. Любой головной убор надо снять при входе на монастырскую территорию (а не только в храмовые здания), независимо от пола. Девушки-мусульманки - извините! Следят за выполнением менее строго, чем за обувью, но иногда всё же следят.

Правило 4. Вся прочая форма одежды - свободная, но в рамках обычных правил приличий. В шортах по монастырям ходить не стоит - да, впрочем, в шортах вообще путешествовать не стоит, это давно и хорошо знают все опытные путешественники.

Правило 5. Нельзя дотрагиваться до других людей. Важное, но часто забываемое правило. Если вы находитесь в действующем монастыре, то это правило уже относится не к этикету, а к порядочности. Монахи, особенно молодые, проводят много времени в медитации в попытке избавиться от плотских влечений и увиденное монахом объятие мужчины с женщиной может похоронить месяцы тренировки. Тем паче нельзя трогать самого монаха, особенно если вы противоположного пола - даже если инициатива исходит от вас, грех отмаливать будет монах.

Правило 6. Нельзя садиться на возвышения. Буддисты, когда молятся, или стоят, или садятся на землю или на пол. В монастырях обычно имеются возвышения, как будто приглашающие, чтобы на них сели, но делать этого нельзя - это места для монахов, так как они по этикету должны сидеть выше, чем миряне. Обычные стулья имеются нечасто, предназначены обычно для людей пожилых, как в православной церкви. Исключение - площадки и церемониальные залы на территории монастыря, не являющиеся храмами, там спокойно можно садиться на стул.

Правило 7. Родственно предыдущему, но работает только в тех странах, где есть храмовые здания - нельзя садиться на пол ногами вперёд, то есть так, чтобы ноги смотрели на основное алтарное пространство. Можно садиться по-турецки или же подворачивать ноги под себя. Совершенно запрещено лежать в храме, независимо от позы.

Правило 8. В большинстве стран буддизма ступу и открыто стоящие в центре какого-либо пространства статуи желательно обходить по часовой стрелке. Это не жёсткое правило, замечаний за неправильное направление делать не будут - просто так принято.

Правило 9. Обычно можно фотографировать. Запреты на фотографирование чаще всего встречаются в храмах Махаяны, но даже там по умолчанию фотографировать можно и интерьеры, и верующих, и служителей культа.

Правило 10. По поводу денег. На территории почти любого монастыря хватает разных ёмкостей по сбору пожертвований. В целом правильно положить туда маленькую денежку - типа "билета" за просмотр достопримечательности. Эти деньги обычно идут на благоустройство территории и реставрацию храмов. Бывают случаи, особенно в Непале, когда особо наглые товарищи пытаются выпрашивать деньги. Гоните их в шею, особенно если они одеты по-монашески - монаху деньги брать запрещено. Отдельный случай - храмы с фиксированным "пожертвованием" за вход. Моё мнение по их поводу таково - если это не памятник археологии, то делать в таком храме уже нечего, колорита там уже давно нет, а туристов больше, чем верующих. Продажа всякой всячины мирянами на монастырской территории (но не внутри храма!) грехом не считается.

Буддийский храм – это храм приверженцев учителя и пророка Будды, третьей по счету по количеству верующих религии в мире. Буддизм более всего распространен в странах Востока, в Азии: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Вьетнаме, Таиланде, Мьянме, Камбодже, Лаосе, Малайзии, Монголии, Непале, в Индонезии, на Тайванe и в других странах этого региона планеты. В России буддизм распространен в регионах Сибири и Дальнего Востока (Республики Тыва, Бурятия, Забайкалье и так далее), а также в Калмыкии.

Глава буддийской церкви в мире – это далай-лама, избираемый из числа буддийских монахов. Буддизм – очень миролюбивая религия, что отрицает насилие и войны.

Конечно же, как и любая мировая, да и малая, религия на Земле, буддизм имеет свои храмы. Буддийский храм называется «дацан». Его легко отличить от прочих зданий по восточного стиля крыше-пагоде. Он также обильно украшается яркими и красочными традиционными орнаментами- то символизирует радость избавления человека от круговорота страданий, сансары.

Часто храмы буддистов выкрашиваются в ярко-красный цвет. Ярких цветов в храмах хватает – например, традиционная одежда буддийских монахов всегда ярко-оранжевая. Но в устройстве самого храма должны преобладать аскетизм и строгость, отсутствие лишних вещей и украшений. Буддизм не признает обилия, нагромождения в храме очень дорогой и пышной утвари. При этом и не отрицает драгоценных предметов в храме.

Золотой, позолоченной, серебряной или инкрустированной драгоценными камнями может быть статуя учителя Будды на троне – непременный атрибут каждого храма, помещаемая в так называемых «золотых залах» дацана. Также в храмах вы встретите изображения основных священных символов буддизма. Еще один непременный атрибут буддистского храма – колокольчики с мелодичным звоном. Часто они тоже делаются из драгоценных металлов. Как в христианских храмах, в дацанах можно увидеть и великолепные разноцветные витражи.

В дацанах их служители часто собирают хорошие библиотеки. При буддийском храме могут жить монахи. В буддизме, в отличие от христианства, вообще нет разницы между монастырем и обычным храмом. Любой дацан должен иметь крепкие ворота, хорошо закрытый от улицы дворик, и мало окон, чтоб создавать верующим атмосферу тишины, духовности и уединения. В храме важно отрешиться от внешнего мира, развлечений, мирских зрелищ и влияний. Тут полагается думать о высоком, спокойно молиться и медитировать.