Что делали на лобном месте. Лобное место на красной площади

Лобное место, давний сосед храма Василия Блаженного на Красной площади, - не только памятник древнерусской архитектуры, но еще и самая популярная на карте Москвы точка для загадывания желаний. Но историю этой достопримечательности сопровождает одна ошибочная легенда, в правдивость которой многие безоговорочно верят: на Лобном месте в старину рубили головы.

Как рождаются легенды, все мы знаем: один другому рассказал - и началось… Вот так когда-то этот миф пришел и ко мне - от подруги, а ей от мужа. Помню, она недовольным голосом заявила: «Мне Жора сказал не кидать монетку - тут головы рубили, а они желания загадывают!» И ведь позиция здравая: если это - место казни, то здесь ли мечтать о чем-то добром и светлом… Но почему же люди круглый год приходят сюда и ждут своей очереди, для того чтобы бросить ту самую монетку? (Суть «игры»: попасть в центральный пятачок, загадав желание. Считается, что именно в этом случае оно исполнится).

Что говорят люди?

Я отправилась искать ответ к памятнику-«волшебнику». Даже поздним, по-осеннему прохладным вечером к его ступеням, что называется, не заросла народная тропа. Внимание Лобному месту уделяют многие - осматриваются, читают таблички, фотографируются.

Москвич Константин осмотрелся, но загадывать желание не стал: «Я не бросал монету, потому что не понимаю сути. Была бы в этом какая-то символичность - тогда да. Ну а как другие это делают, думая, что здесь людей казнили, не понимаю. Для меня казни не являются таким символизмом, чтобы кидать здесь монетки».

Но такого мнения придерживаются не все. Например, супруги Алексей и Яна невеселую легенду знали, но и монетки с радостью бросили:

Алексей: «Я бросил, потому что мне жена сказала».

Яна: «А я это знаю, так как лет 16 назад была здесь, и мне сказали кинуть сюда монетку. Наверно, для того, чтобы вернуться».

Алексей: «История места? Я думаю, что здесь было “секир-башка”».

Я: «То есть вы, зная это, все равно бросили монетку и загадали желание?»

Алексей: «Да, а почему нет?»

А вот группа иностранных туристов в возрасте традицию не поддержала, о «казнях» известно даже им. Мужчина из тургруппы спускается по ступеням со словами: «Ivan Grozny here…» -и показывает характерный жест «рубить».

После этого я уже не удивилась ответу итальянки Алессандры, которая пришла загадать желание перед отлетом прямо с чемоданом: «Я бросила монетку, так как хотела, чтобы мое желание сбылось, но не попала в середину. Подруга рассказала мне, что здесь убивали людей, но я не знаю, когда именно».

Удивил девятилетний Дима: «Головы здесь не рубили. Сюда в старые времена простые люди приносили жалобы, а их потом забирали и думали, какие исполнить». Интересная версия.

Были и люди, всё правильно понимающие: «Здесь оглашали указы, может, даже и приговоры, а казни совершались где-то рядом, но не здесь». И часть из них - просто приверженцы популярной традиции: «Вы знаете, как люди любят бросать монетки в реку, в фонтан? Так же и здесь. Загадывают и верят».

А как на самом деле?

Историк, москвовед Михаил Коробко:

«Лобное место впервые документально упоминается в 1549 году. Тогда царь призвал враждовавших бояр к примирению - перед толпой, естественно. По легенде же устройство Лобного места связано с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году при Василии III, отце Ивана Грозного. То есть тут как с основанием Москвы: первое упоминание и легенда расходятся.

Архитектор Баталов и археолог Беляев предположили, что Лобное место возникло как составляющая обряда шествия на осляти, который символизировал вход Иисуса Христа в Иерусалим. Оно, расположенное напротив придела во имя Входа Господня в Иерусалим Покровского собора, стало символом Голгофы, как Покровский собор - символом Иерусалима.

Патриарх в Вербное воскресенье раздавал с Лобного места освященные вербы царю, духовенству и боярам, садился на осля и оттуда ехал на нем, ведомом царем (шествие на осляти).

Казней на Лобном месте никогда не было. Это легенда. В центре памятника есть приступка из трех ступенек, на которую можно войти. Ее многие воспринимают как плаху. На самом деле это как раз место для царя или патриарха».

Адрес: Красная площадь

Как добраться до Лобного места: ст. метро Охотный ряд.

Лобное место располагается в Москве на Красной площади. Это памятник древнерусской архитектуры, который представляет собой каменное возвышение-трибуну, по верху огражденное парапетом с резными чугунными воротами.

Этимология названия Лобного места точно не выяснена. По одной версии, место получило такое название оттого, что здесь проходили казни (рубили лбы, складывали лбы), существует предположение, что это славянский перевод с греческого "Краниево место", или "Голгофа" - с еврейского, потому, что оно напоминало человеческий череп. Но самая распространенная и общепринятая точка зрения, что Лобное место - это начало Васильевского спуска. В старину "лбами" в России называли подобные крутые спуски к реке.

Точная дата постройки Лобного места неизвестна. Древнее предание рассказывает, что Лобное место было сооружено в честь освобождения Москвы от татарского нашествия в 1521 году. Опираясь на некоторые старинные документы, какое-то время ученые предполагали, что оно появилось в Москве в 1540-е годы. В частности, существует рукопись с речью молодого царя Ивана Грозного, которую он произнес будто бы с Лобного места в 1549 году, пытаясь примирить враждующих бояр. Но более поздние исследования выявили, что документ этот вероятнее всего составлен в 17 веке, и является, скорее, политическим памфлетом, а не историческим фактом. Поскольку автор памфлета неизвестен, и также неизвестно, на каких источниках основано его сочинение, то ставится под сомнение и сам факт этого события. Подкрепляются эти сомнения и тем, что ни в одном документе 16 века о Лобном месте не упоминается.

Самое первое достоверное упоминание о Лобном месте на Красной площади содержится в "Пискаревском летописце", датируется оно 1599 годом. С тех пор Лобное место начинает часто встречаться в различных документах. Например, в "Петровом чертеже", появившемся в начале правления Бориса Годунова (1598-1599 г.г.) имеется описание этого сооружения, подобное упоминание есть и на Сигизмундовом плане города (1610 г.). Поэтому конец 16 века принято считать временем основания Лобного места.

Известно, что после того, как в конце 16 века к власти пришел Борис Годунов, он не стал жалеть средств на благоустройство Москвы. В это время возводилось множество новых зданий, а также проводилась реставрация старых строений и ветхих защитных сооружений. Вот тогда-то на Красной площади неизвестными мастерами и было установлено Лобное место. Первоначально сооружение представляло собой кирпичный помост с деревянной решеткой и навесом, установленным на столбах, и располагалось напротив Фроловских (Спасских) ворот.

В течение ста лет Лобное место было главной трибуной Москвы. С него оглашались государственные указы, отсюда выступали с обращениями к народу цари. Часто на Лобном месте для всеобщего обозрения выставляли мощи почитаемых православных святых. Так, в 1652 году здесь можно было увидеть мощи митрополита Филиппа, привезенные из Соловецкого монастыря для перезахоронения в Москве. До Октябрьской революции 1917 года возле Лобного места всегда останавливались Крестные ходы, и с его возвышения архиерей осенял собравшихся крестным знамением. В праздник Входа в Иерусалим на трибуну поднимался патриарх с духовенством, раздавал освященные веточки вербы царю и прочим лицам высокого звания, а оттуда уезжал на осле. Из записок польских послов (1671 г.) можно узнать, что на это место дважды в год поднимался царь и показывал народу своего наследника вплоть до достижения тем 16 лет.

Длительное время считалось, что на Лобном месте в Москве проводили и казни. Известно, что в средневековье в Москве казни совершались в основном на нынешней Болотной набережной в Замоскворечье (так называемое Болото). Лишь в редких исключительных случаях наказание преступников или неугодных проводилось на Красной площади. Достоверно неизвестно, в какой части площади устанавливали эшафоты, но весьма сомнительно, чтобы законно позволяли казнить людей именно на Лобном месте. Недостаточное количество информации сопровождает даже такое событие, как казнь Степана Разина, что породило легенду, прижившуюся и в научной среде, о том, что казни совершали именно на круглом помосте Лобного места. Лишь позднее, во второй половине 17 века Красная площадь стала узаконенным местом проведения публичных казней. В 1685 году вышел царский указ о том, чтобы наказание за торговые преступления чинили "за Спасскими вороты в Китае на площади против рядов". Первые казни совершились здесь во время Стрелецкого бунта, да и то эшафот устанавливался рядом с Лобным местом. Рядом с ним выбросил разъяренный народ и труп Лжедмитрия I. Необходимо отметить, что в Москве в те годы из камня строились только самые важные храмы и дворцы особо знатных лиц. Поскольку Лобное место никогда не было деревянным, это указывает на его особое значение. Оно было предназначено для пребывания самого царя, и не могло бесчеститься казнью, что приравнивалось бы к осквернению святыни.

После того, как столица из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург, лобное место утратило свою роль в жизни и города, и государства. В 1753 году по указу Сената обветшавшее Лобное место отреставрировали под руководством главного архитектора Москвы Д.В. Ухтомского. Следующая реставрация, а вернее, перестройка Лобного места, была осуществлена в 1786 году, когда главнокомандующий Москвы Я.А. Брюс предоставил императрице Екатерине II проект благоустройства московских площадей. Лобное место было перестроено архитектором Матвеем Казаковым по старому плану из белого тесаного камня. Круглый помост в новом виде имел каменные перила, а с западной стороны установили железную решетку с дверью, для подъема была сооружена лестница с 11-ю ступенями. Во время этой перестройки Лобное место сдвинули немного восточнее от первоначального месторасположения.

В 1919 году, 1 мая на каменном постаменте Лобного места установили памятник Степану Разину, выполненный из дерева. Этот монумент простоял недолго, и вскоре был демонтирован. В августе 1968 года возле Лобного места на Красной площади проводилась сидячая демонстрация в поддержку независимости Чехословацкой республики. В наши дня Лобное место является частью комплекса Красной площади, а среди туристов существует традиция бросать на него монетки, чтобы вновь вернуться сюда.


Преступников практически никогда не казнили на Лобном месте, а казнили обыкновенно «на Болоте», за Москвою-рекою, а прежде — на Кучкове поле (Лубянка). Степана Разина казнили на Болотной площади, или же на Болоте, как в то время говорили. Именно там располагалось место, специально предназначенное для показательных казней. Там же лишили жизни Емельяна Пугачева. А само Лобное место служило своеобразной трибуной для объявления важнейших царских указов, государственных актов, сюда на всеобщее обозрение возлагались мощи почитаемых святых.
Лобное - значит стоящее на взлобье, то есть на возвышенности. И предназначение Лобного места было иным - здесь для москвичей зачитывали царские указы. Тут традиционно начиналось шествие патриарха на осляти - главное шоу Вербного воскресенья. Тут же находился популярнейший кабак «Под пушками». Подразумевались пушки, некогда стоявшие у основания Лобного места. Но из них ни разу так никто и не выстрелил. Пушки, скорее, были аттракционом для туристов. В частности, поляк В. Немоевский хвастался: «Вблизи этого места стоит большое и длинное орудие, в котором рослый мужчина может сесть, не сгибаясь, я сам это испытал».

Правда существуют факты, что в 1682 году на Лобном месте обезглавили Никиту Пустосвята (в миру - Никита Константинович Добрынин). Он пострадал за веру - был старообрядцем. А еще раньше, в 1610 году, на этом месте собирались лишить жизни свергнутого с престола Василия Шуйского. Но в последний момент передумали - заменили смертную казнь пострижением в монахи.

А вот французы здесь и впрямь устраивали показательные экзекуции. Одна из них была описана Львом Толстым в романе «Война и мир»: «Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно-болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу».

Долгое время считалось, что на Лобном месте был казнен Степан Разин. После революции здесь даже водрузили деревянную скульптуру Разина работы С. Коненкова. «Вечерние известия» писали: «На Лобном месте в центре высится фигура Степана Разина; рядом, немного выдвинутая вперед, полулежит персидская княжна; сбоку ватага, ближайшие друзья Разина - Ефимыч Рулевой, Митрич Борода, есаул Васька Ус, Петруха Губанов и татарин Ахмет Иваныч. Но вскоре памятник перенесли в Пролетарский музей на Большую Дмитровку.

Лобное (Царево) место - одна из достопримечательностей Красной площади, расположенная между собором Василия Блаженного и Средними торговыми рядами. Памятник зодчества Древней Руси, по форме представляющий собой округлое каменное возвышение, опоясанное каменной оградой с кованой решеткой.

Версии происхождения названия

Несмотря на легенду, что на Лобном месте часто совершались казни, за всю историю его существования там лишь дважды проливалась кровь. В июле 1682 года по приказу царевны Софьи Алексеевны священнику-раскольнику Никите Пустосвяту отрубили голову; в 1689 году рядом с возвышением были установлены виселицы, на которых приняли смерть взбунтовавшиеся стрельцы. Существует предание, что на Лобном месте был казнен разбойник и предводитель казаков Степан Разин с братом, хотя на самом деле его четвертовали на Болотной площади.

В начале XVIII в. столица российского государства была перенесена в Санкт-Петербург , политическая, культурная и экономическая жизнь плавно переместилась туда, поэтому необходимости в государственной трибуне, коей до тех пор было Лобное место, больше не было. К 1753 году каменное возвышение настолько изветшало, что по указу Сената главным архитектором Москвы Д. В. Ухтомским была проведена его реставрация. В 1786 году Лобное место переместили немного восточнее и, сохранив первоначальные формы, возвели наново по проекту другого зодчего - М. Ф. Казакова, проводившего масштабную перестройку центра Москвы. Это возвышение сохранилось до настоящего времени и представляет собой высокий помост круглой формы из дикого тесаного камня, опоясанный каменными перилами, одиннадцатью ступенями, расположенными с западной стороны и ведущими на площадку, вход на которую преграждают кованые створки небольших фигурных ворот.

После смены государственного строя в России в начале минувшего столетия, по указу вождя пролетариата В. И. Ленина в мае 1919 года Лобное место украсили деревянным и раскрашенным под народную игрушку памятником «С. Разин с ватагой» (скульптор С. Т. Коненков). Правда, простоял памятник всего месяц, после чего, в связи с хрупкостью материала, из которого он был сделан, был перенесен в помещение Музея революции.

Еще дважды на протяжении XX столетия у Лобного места происходили важные для страны события. В ноябре 1942 года ефрейтором зенитного полка С. Дмитриевым было совершено покушение на А. Микояна. Планировалось покушение на И. Сталина , но преступник банально перепутал автомобили. В конце августа 1968 года сторонниками независимости Чехословакии возле Лобного места была проведена сидячая забастовка в знак протеста против ввода в республику контингента советских войск.

В настоящее время Лобное место является памятником истории и архитектуры и пользуется популярностью у туристов. По аналогии с римскими фонтанами хорошей приметой снова посетить Москву до недавнего времени было забрасывание монеток на верхнюю площадку. Правда, сейчас этот обряд туристы проводят у отметки нулевого километра России, оставив Лобному месту роль молчаливого и беспристрастного наблюдателя за бурным потоком жизни на главной площади России.


Адрес: Москва, Красная площадь
Дата возникновения: 1549 год
Координаты: 55°45"11.7"N 37°37"21.0"E

Содержание:

В 1682 году на историческом постаменте лишили жизни священника Никиту Добрынина, рискнувшего выступить против церковных реформ, которые инициировал патриарх Никон. У своих противников суздальский раскольник получил имя Пустосвята, но старообрядцы до сих пор почитают мятежника, считая его «столпом православия».

В середине XVII века в Московию прибыло голштинское посольство, возглавляемое немецким путешественником и историком Адамом Олеарием. Иностранные гости в течение четырех месяцев знакомились со русской столицей и позже составили подробное описание увиденного. В своей книге Олеарий называет Лобное место по-латыни «Theatrum proclamationum», то есть «театром объявлений».

Центральная часть Лобного места с 11 ступеньками

Воспоминания о помосте оставили и послы из Польши. Они писали, что один раз в год царь появлялся там перед своими поданными. А когда наследнику престола исполнялось 16 лет, его с трибуны показывали собравшейся толпе.

Хотя с 1685 года существовал официальный царский указ о проведении казней на Лобном месте, новая кровь пролилась на каменный постамент только в конце XVII века. В октябре 1698 году молодой российский государь Петр I жестоко расправился со стрелецким бунтом. Тем не менее головы мятежникам отсекали не на Лобном месте, а на построенном рядом деревянном эшафоте.

Всего в Москве было казнено более тысячи человек, причем царь лично отрубил головы пятерым стрельцам. Страшные события, происходившие на Красной площади, ярко переданы на известном полотне художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Последнюю публичную казнь здесь провели при императрице Екатерине II. Палач на виду у всех переломил шпагу над головой дворянина по фамилии Истомин и ударил осужденного по щеке. Кроме того, возле исторического постамента стояла Дарья Салтыкова или Салтычиха, наказанная государыней за жестокое обращение в крепостными крестьянами.

Лобное место на фоне ГУМа

Многие века каменный помост почитался как святое место. До революционных событий 1917 года существовала традиция крестных ходов через Красную площадь. Во время них шествие с иконами и хоругвями останавливалось у Лобного места, церковный архиерей поднимался наверх и оттуда осенял собравшуюся толпу крестным знамением. Он дарил освященные ветки вербы государю и боярам, и продолжал ехать по площади на осле, которого держал под уздцы сам император.

История помоста сохранила покушение на главу государства. В конце осени 1942 года 33-летий ефрейтор Савелий Дмитриев спрятался на постаменте и три раза выстрелил из винтовки в выехавший из ворот кремля правительственный кортеж. Он целился в автомобиль Анастаса Микояна, приняв его за машину И. В. Сталина. Никто из ехавших не пострадал, а вооруженного ефрейтора схватили. Следствие длилось несколько лет, и в 1950 году ефрейтор был осужден и расстрелян.

В 1968 году возле исторического памятника прошла демонстрация, участники которой возражали против того, чтобы войска стран-участниц Варшавского договора были введены на территорию Чехословакии. Протестная акция прошла под лозунгом «За вашу и нашу свободу» и осталась в истории, как «демонстрация семерых».

Лобное место на фоне собора Василия Блаженного

Реконструкции

Из плана города, составленного при Борисе Годунове известно, что первоначально помост был кирпичным и располагался западнее того места, где его привыкли видеть в наши дни. Потом трибуну возвели из белого камня. В документах XVII века написано, что она имела деревянную решетку и установленный на столбах шатровый навес.

В середине XVIII века, когда Российским государством правила императрица Елизавета Петровна, приметный помост перестроили под началом главного архитектора города князя Дмитрия Ухтомского. Чуть дальше от Кремлевской стены Лобное место перенесли в 1786 году при участии известного русского архитектора Матвея Казакова.

С приходом советской власти историческую трибуну ждали большие перемены. В 1919 году, в День международной солидарности всех трудящихся на помосте установили деревянный монумент в честь предводителя народного восстания Степана Разина и его товарищей. Необычный памятник был раскрашен как народные игрушки талантливым скульптором Сергеем Тимофеевичем Коненковым. Потом деревянная скульптура стала ветшать, и ее решено было перенести в музей.

В 1928 году молодое советское государство объявило конкурс на оформление главной площади к годовщине Октябрьского революции. Победителями конкурса стали художники-графики братья Владимир и Георгий Стенберги. По их проекту каменный помост украсила скульптурная группа, изображающая международную солидарность рабочих. Так как новый памятник был сделан из фанеры и ткани, он не мог находиться на Лобном месте постоянно. Однако, известно, что до 1940 году эту скульптуру устанавливали на историческую трибуну для каждого значимого праздника.

Внутри Лобного места

В 1945 году во время проведения Парада Победы оформление постамента поменяли. На нем соорудили огромный фонтан со статуями рабочего и колхозницы, декорированный зелеными ветками и цветами.

Как выглядит архитектурный памятник в наши дни

Возвышенный постамент построен из тесанного известняка, имеет округлую форму и окружен невысокими каменными периллами. Со стороны Спасской башни на Лобное место ведет 11 каменных ступеней. Центральная часть помоста закрыта ажурной металлической оградой, так что туристы не могут попасть в центр Лобного места.

Слева и справа от ступеней на каменных стенах закреплены мемориальные таблички. На одной из них написано об историческом предназначении Лобного места, а на другой рассказывается, что помост имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.

Долгое время путешественники, желающие вернуться в столицу, бросали монетку в центр помоста. С 1996 году эта традиция продолжилась у памятника «Нулевой километр» который находится неподалеку - возле здания Государственного исторического музея .