Древняя система железных дорог кубы. Российские железные дороги идут на Кубу! Ситуация на железной дороге

Общего пользования протяжённостью 5219 км с шириной колеи 1435 мм, в том числе 199 км электрифицированных дорог (постоянный ток 3000 в) и линий общей длиной 7742 км с шириной колеи , 914 и 760 мм предназначенные для сезонных перевозок сахарного тростника .

Наиболее важные линии дороги: Гавана - Гуинес - Сьенфуэгос , Санта-Клара - Морон - Пуэрто-Тарафа, Марти-Баямо - Сан-Луис .

Электрифицированный участок представляет собой нечто среднее между обычной железной дорогой и трамваем . На электротяге выполняются только пассажирские перевозки.

История

Строительство первой железной дороги было начато по распоряжению испанской королевы Марии-Кристины де Бурбон . 19 ноября 1837 года компания «Compania de Caminos de Hierro de La Habana» ввела в эксплуатацию первый участок железной дороги общей протяжённостью 27,5 км. В дальнейшем, с 19 ноября 1839 года начала действовать вторая железнодорожная линия: Гавана - Гуинес общей протяжённостью 17 км. В декабре 1843 года к железнодорожной сети были присоединены станции Сан-Фелипе и Батабано, в 1844 году - станция Сан-Антонио-де-лос-Баньос .

В 1902 году была создана американская железнодорожная компания «Cuba Railroad Company» .

По состоянию на 1950 год, общая протяжённость кубинских железных дорог составляла 5 тыс. км .

В 1988 году общая протяжённость железных дорог Кубы составляла 12,5 тыс. км (из них 7,7 тыс. км находились в ведении министерства сахарной промышленности) . В июле 1988 года в результате разрушения моста провинция Санкти-Спиритус оказалась изолирована от остальной железнодорожной сети .

25 сентября 2007 года банк социально-экономического развития Венесуэлы (Banco de Venezuela para el Desarrollo Socio-Económico, BANDES ) предоставил Кубе заём в размере 100 млн долларов для реконструкции железных дорог .

В январе 2008 года министр транспорта сообщил, что для кубинских железных дорог в Китае были закуплены 100 локомотивов, а в Иране - 550 грузовых вагонов и 200 современных пассажирских вагонов .

В 2008 году кубинские железные дороги перевезли 7,9 млн человек .

В начале мая 2010 года правительством Кубы была принята трёхлетняя программа реконструкции железнодорожной системы страны, которая предусматривала восстановление около 6 тыс. км железнодорожного полотна, ремонтных заводов и открытие центров переподготовки персонала. Приоритетной задачей программы являлась реконструкция 800 км Центральной железной дороги .

В ноябре 2010 года была начата реконструкция южной железнодорожной линии от Гаваны до провинции Матансас . Работы были завершены 6 июня 2011 года, всего было отремонтировано 110 км железной дороги .

В ноябре 2012 года Куба заключила соглашение о приобретении в России грузовых железнодорожных вагонов, пассажирских железнодорожных вагонов открытого типа(?), оборудования для оснащения железнодорожных вагонных депо, 9570 тонн рельсов и крепежа к ним .

Современное состояние

Ferrocarriles de Cuba перевозят около 4,4 млн т грузов и 11 млн пассажиров в год, выполняют около 800 млн ткм и 1450 млн пассажиро-км, или 6,2 млн поездо-км в грузовом движении и 1,8 млн в пассажирском .

Россия и Куба имеют многолетний опыт дружбы и сотрудничества в самых разных сферах. Например, в 2016 году в ходе Петербургского международного экономического форума Союз железных дорог Кубы и российская компания «Синара-Транспортные Машины» (СТМ) заключили соглашение на поставку локомотивов, рельсовых автобусов и оборудования для модернизации кубинских железных дорог.

Согласно договору, в течение 2017-2021 годов холдинг СТМ должен поставить на Кубу 75 маневровых локомотивов, запасные части и оборудование для модернизации депо в Гаване, а также провести капитальный ремонт тепловозов, которые были поставлены Россией на Кубу прежде и уже какое-то время эксплуатировались кубинскими железными дорогами.
Кроме того, после торжественной передачи локомотива ТГМ8КМ, глава предприятия «Синара-Транспортные Машины» Сергей Папин и с кубинской стороны генеральный директор компании «Традекс» Хосе Антонио Ариаса Гарсия подписали контракт на поставку рельсовых автобусов серии РА-26. (Что за зверь такой?! ) Это классические автобусы, которые при этом были поставлены на железнодорожный ход. Авторами разработки являются специалисты российского завода «Калугапутьмаш».
Как стало известно, общая сумма сделки составляет 25 млн евро. Первые 80 автобусов этого типа должны быть отправлены на Остров Свободы в ближайшие 1,5 года с даты подписания соглашения.
Активные поставки железнодорожной техники из России на Кубу можно считать началом нового этапа в техническом сотрудничестве между нашими государствами. Кроме того, сейчас холдинг «Синара-Транспортные Машины» планирует открыть производство рельсовой техники непосредственно на Кубе, что должно способствовать развитию отношений двух стран.

А теперь, главная сегодняшняя железнодорожная российско-кубинская новость - "РЖД подпишет контракт на модернизацию железных дорог Кубы на 1,8 миллиарда евро" .

«Российские железные дороги» (РЖД) планируют до конца 2017 года подписать контракт на 1,8 миллиарда евро на модернизацию железных дорог на Кубе. Об этом в кулуарах ПМЭФ-2017 сообщил первый вице-президент РЖД Александр Мишарин, передает ТАСС.

«Мы определили объем работ по модернизации железных дорог Кубы и подписали протокол с Союзом железных дорог Кубы на 1,8 миллиарда евро», - сообщил первый вице-президент компании. По его словам, данный контракт включает в себя модернизацию перегонов, ремонт, поставки оборудования .

Кроме того, по словам Николаева, РЖД рассматривает возможность открытия на Кубе своего филиала . Куба располагает развитой железнодорожной системой. Протяженность кубинских железных дорог составляет свыше 12 тысяч километров. В отрасли занято 25 тысяч работников. Кубинские железные дороги перевозят около 11 миллионов тонн грузов в год и более 13 миллионов пассажиров, при этом как потребности государства, как минимум, в два раза выше.

Железнодорожное сообщение на Кубе достаточно развито (схема). Протяженность дорог общего назначения на Кубе составляет около 5219 км, они принадлежат государственному предприятию «Кубинская железная дорога (Ferrocarriles de Cuba)».

Железнодорожные поезда из Гаваны в центральную часть Острова Свободы отправляются с Центральной Железнодорожной Станции (Estación Central de Ferrocarriles ). Здание вокзала находится на пересечении Av de Bélgica и Arsenal в районе Habana Vieja.

С железнодорожного вокзала в Гаване поезда отправляются в Ольгин - Holguin (цена билета 27 CUC, поезд ходит один раз в день), в Матансас - Matanzas (цена билета 4 CUC, поезд ходит несколько раз в день) и в Пинар-дель-Рио - Pinar del Río (цена билета 7 CUC, поезд отправляется раз в день). Иностранцы могут купить железнодорожные билеты на Кубе за доллары США в офисе La Coubre Train Station (862-1006, угол Av del Puerto и Desamparados, район Habana Vieja, время работы: с 9 до 15 ч, Пн-Пт). Так как поезда часто отменяются или задерживаются, всегда нужно сверять расписание. Также на Кубе принято приходить на вокзал заранее – минимум за один час до отправления поезда начинается подтверждение поездки.

С другого железнодорожного вокзала Касабланка (Casablanca Train Station ) в Гаване поезда чаще отправляются по расписанию. Но учтите, что здесь всегда очень многолюдно в праздничные дни и по выходным. Билеты на поезда продают прямо здесь. Вокзал Касабланка является конечной железнодорожной станцией, с него отправляются поезда на короткие расстояния: в Гуанабо - Guanabo (цена билета около 1 CUC), в Senfuegos - Сьенфуэгос (цена билета около 1,5 CUC), в Джибакоа - Jibacoa (цена билета около 1,5 CUC) и в Канаси - Canasí (цена билета около 2 CUC). Поездка на поезде до другой конечной станции - Матансаса (Matanzas), который является наиболее развитой провинцией Кубы в промышленном плане (здесь находятся нефтеперегонные заводы и фабрики по производству сахара) - занимает по времени около 4,5 часов.

Вокзал Кристина (Cristina Station ) находится на пересечении Av de México и Arroyo, Cuatro Caminos. Это совсем недалеко от Центральной Железнодорожной станции (Estación Central de Ferrocarriles). Вокзал и железнодорожные поезда, отправляющиеся отсюда, пользуются плохой славой.

Пригородная железная дорога, или электрички, в Гаване на Кубе (Havana suburban railway)

Железная дорога, соединяющая столицу Кубы с пригородами, называется Havana Suburban Railway и напоминает по функциональности российские электрички. Проезд в электропоездах до пригородов и обратно стоит недорого. Сеть электричек в Гаване насчитывает восемь линий, все они отличаются цветом. Электропоезда красной линии останавливаются в Терминале 1 международного аэропорта Гаваны и это, пожалуй, один из самых дешевых и простых способов добраться в аэропорт и из него – в центр Гаваны.

1 (синяя линия ) Havana Central - Hv Cotorro - San José de las Lajas - Güines - Palos

2 (красная линия ) Havana Central - Hv Calabazar - Hv Aeropuerto T1 - Hv Santiago de Las Vegas - Bejucal

3 (красная линия ) Havana Central - Hv Parque Lenin - Hv ExpoCuba

4 (фиолетовая линия ) Havana Central - Hv Guanabo Viejo - Hv Playa de Guanabo

5 (зеленая линия ) Havana Tulipán - Hv Rincón - San Antonio de los Baños

6 (зеленая линия ) Havana Tulipán - Hv Rincón - Güira de Melena - Alquízar - Artemisa (West Line)

7 (зеленая линия ) Havana Tulipán - Hv Rincón - Bejucal - Batabanó (South Line)

8 (фиолетовая линия ) Havana Casablanca - Hv Guanabo Viejo - Santa Cruz del Norte - Matanzas (Hershey Line)

Управление железной дороги на Кубе вместе с СССР собирались построить в Гаване метро, но этого так и не произошло.

Куба – это своеобразная страна, испытавшая на себе последствия экономической блокады. Следствием кризиса является сложная ситуация с транспортными услугами. Железные дороги Кубы нуждаются в модернизации. До прогресса им очень далеко: в эксплуатации находятся старые поезда, а железнодорожному полотну необходим ремонт.

Ситуация на железной дороге

Куба была первой латиноамериканской страной, в которой построили рельсовые пути. Несмотря на это, её железные дороги переживают упадок. Железнодорожная сфера находится во власти государства. Функции транспорта отлажены плохо. Кубинские поезда опаздывают, а схемы их движения постоянно изменяются. В некоторых случаях случаются длительные задержки – по 15-20 часов и более. Железнодорожная система находится в состоянии застоя и значительно отстает от стандартов Европы и США. Кубинские поезда имеют плохую репутацию за исключением специального состава, который курсирует по маршруту Гавана – Сантьяго де Куба. Железнодорожные пути связывают между собой кубинские города и деревни. Для путешествий на большие расстояния лучше пользоваться поездом, что удобнее и экономичнее, чем автобус. Приобрести ж/д билеты можно на станции за несколько часов до рейса. Доступной является услуга предварительного бронирования билетов.

Ж/д билеты и основные маршруты

Стоимость билетов в стране является фиксированной. За билеты местные жители расплачиваются своей валютой, а иностранцы используют конвертируемый песо, который примерно равен американскому доллару. По факту, туристы тратят на билеты намного больше, чем кубинцы. Местный житель может доехать в Камагуэй из Гаваны за 20 песо, а иностранец – за 20 долларов. Железнодорожные билеты доступны в любое время. При ограниченном бюджете поезд станет хорошим вариантом для передвижения по стране.

Железные дороги Кубы протянулись на 9300 км. Из них электрифицировано только 240 км. В последние годы туризм в стране развивается очень активно. Несмотря на это, пассажиры вынуждены путешествовать на старых поездах. Железнодорожное сообщение не пользуется популярностью. Отправление пассажирских поездов довольно часто отменяют. Пассажирам предлагаются спартанские условия: изношенные вагоны, оборудованные местами для сидения, антисанитария. На некоторых вагонах отсутствуют номера. Кроме того, в поездах Кубы нет деления на классы. Железнодорожный транспорт отличается дискомфортом и опозданиями. Самым комфортабельным поездом страны является состав Гавана – Сантьяго де Куба. В этом поезде пассажирам предлагают прохладительные напитки и закуски. Чтобы увидеть красивые ландшафты, можно воспользоваться маршрутом Касабланка – Матансас.

Кубинская железная дорога (исп. Ferrocarriles de Cuba ) - государственное предприятие, включающее железные дороги общего пользования протяжённостью 5219 км с шириной колеи 1435 мм, в том числе 199 км электрифицированных дорог (постоянный ток 3000 в) и линий общей длиной 7742 км с шириной колеи , 914 и 760 мм предназначенные для сезонных перевозок сахарного тростника .

Наиболее важные линии дороги: Гавана - Гуинес - Сьенфуэгос , Санта-Клара - Морон - Пуэрто-Тарафа , Марти-Баямо - Сан-Луис .

Электрифицированный участок представляет собой нечто среднее между обычной железной дорогой и трамваем . На электротяге выполняются только пассажирские перевозки.

История



Строительство первой железной дороги было начато по распоряжению испанской королевы Марии-Кристины де Бурбон . 19 ноября 1837 года компания «Compania de Caminos de Hierro de La Habana» ввела в эксплуатацию первый участок железной дороги общей протяжённостью 27,5 км. В дальнейшем, с 19 ноября 1839 года начала действовать вторая железнодорожная линия: Гавана - Гуинес общей протяжённостью 17 км. В декабре 1843 года к железнодорожной сети были присоединены станции Сан-Фелипе и Батабано, в 1844 году - станция Сан-Антонио-де-лос-Баньос .

В 1902 году была создана американская железнодорожная компания «Cuba Railroad Company» .

По состоянию на 1950 год, общая протяжённость кубинских железных дорог составляла 5 тыс. км .

В 1988 году общая протяжённость железных дорог Кубы составляла 12,5 тыс. км (из них 7,7 тыс. км находились в ведении министерства сахарной промышленности) . В июле 1988 года в результате разрушения моста провинция Санкти-Спиритус оказалась изолирована от остальной железнодорожной сети .

25 сентября 2007 года банк социально-экономического развития Венесуэлы (Banco de Venezuela para el Desarrollo Socio-Económico, BANDES ) предоставил Кубе заём в размере 100 млн долларов для реконструкции железных дорог .

В январе 2008 года министр транспорта сообщил, что для кубинских железных дорог в Китае были закуплены 100 локомотивов, а в Иране - 550 грузовых вагонов и 200 современных пассажирских вагонов .

В 2008 году кубинские железные дороги перевезли 7,9 млн человек .

В начале мая 2010 года правительством Кубы была принята трёхлетняя программа реконструкции железнодорожной системы страны, которая предусматривала восстановление около 6 тыс. км железнодорожного полотна, ремонтных заводов и открытие центров переподготовки персонала. Приоритетной задачей программы являлась реконструкция 800 км Центральной железной дороги .

В ноябре 2010 года была начата реконструкция южной железнодорожной линии от Гаваны до провинции Матансас . Работы были завершены 6 июня 2011 года, всего было отремонтировано 110 км железной дороги .

В ноябре 2012 года Куба заключила соглашение о приобретении в России грузовых железнодорожных вагонов, пассажирских железнодорожных вагонов открытого типа, оборудования для оснащения железнодорожных вагонных депо, 9570 тонн рельсов и крепежа к ним .

Современное состояние

Ferrocarriles de Cuba перевозят около 4,4 млн т грузов и 11 млн пассажиров в год, выполняют около 800 млн ткм и 1450 млн пассажиро-км, или 6,2 млн поездо-км в грузовом движении и 1,8 млн в пассажирском .

Локомотивный парк

В 1995 году локомотивный парк дороги на 99 % состоял из тепловозов .

Дополнительная информация

  • 19 ноября 2002 года в Гаване был открыт музей Кубинской железной дороги (el Museo del Ferrocarril de Cuba en La Habana ).

Напишите отзыв о статье "Кубинская железная дорога"

Примечания

Литература и источники

  • Василий Захарченко. // журнал «Вокруг света», № 1 (2616), январь 1977
  • Oscar Lecuona Zanetti, Alejandro García Álvarez. Caminos para el azúcar, La Habana: OD. de Ciencias Sociales, 1987.
  • Oscar Lecuona Zanetti, Alejandro García, Franklin W. Knight, Mary Todd. Sugar & Railroads: A Cuban History, 1837-1959. Chapel Hill, University of North Carolina Press, 1998-528 pages.

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кубинская железная дорога

– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
«Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l"etat de ses troupes dans les differents corps d"annee que j"ai ete a meme d"observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l"esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l"interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu"on rallie l"armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l"artillerie qui n"est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l"on n"y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».
[Долгом поставляю донести вашему величеству о состоянии корпусов, осмотренных мною на марше в последние три дня. Они почти в совершенном разброде. Только четвертая часть солдат остается при знаменах, прочие идут сами по себе разными направлениями, стараясь сыскать пропитание и избавиться от службы. Все думают только о Смоленске, где надеются отдохнуть. В последние дни много солдат побросали патроны и ружья. Какие бы ни были ваши дальнейшие намерения, но польза службы вашего величества требует собрать корпуса в Смоленске и отделить от них спешенных кавалеристов, безоружных, лишние обозы и часть артиллерии, ибо она теперь не в соразмерности с числом войск. Необходимо продовольствие и несколько дней покоя; солдаты изнурены голодом и усталостью; в последние дни многие умерли на дороге и на биваках. Такое бедственное положение беспрестанно усиливается и заставляет опасаться, что, если не будут приняты быстрые меры для предотвращения зла, мы скоро не будем иметь войска в своей власти в случае сражения. 9 ноября, в 30 верстах от Смоленка.]
Ввалившись в Смоленск, представлявшийся им обетованной землей, французы убивали друг друга за провиант, ограбили свои же магазины и, когда все было разграблено, побежали дальше.
Все шли, сами не зная, куда и зачем они идут. Еще менее других знал это гений Наполеона, так как никто ему не приказывал. Но все таки он и его окружающие соблюдали свои давнишние привычки: писались приказы, письма, рапорты, ordre du jour [распорядок дня]; называли друг друга:
«Sire, Mon Cousin, Prince d"Ekmuhl, roi de Naples» [Ваше величество, брат мой, принц Экмюльский, король Неаполитанский.] и т.д. Но приказы и рапорты были только на бумаге, ничто по ним не исполнялось, потому что не могло исполняться, и, несмотря на именование друг друга величествами, высочествами и двоюродными братьями, все они чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходилось расплачиваться. И, несмотря на то, что они притворялись, будто заботятся об армии, они думали только каждый о себе и о том, как бы поскорее уйти и спастись.