Где на корабле находится камбуз. Кухня на корабле — оснащение оборудованием

Всем здравствуйте. Меня зовут Дима (или Дми́тро (ударение на «и»), как меня большинство называли на корабле. Это пост, в котором я хочу показать вам один из дней проведенных на круизном лайнере Carnival Dream в качестве работника ресторанного сервиса. Предисловие: Я выбрал этот день не случайно. Позже вы узнаете почему.

Позиция assistant waiter (помощник официанта), включает в себя много обязанностей и смены места работы (начиная от работы в столовых для обслуживающего персонала, room service (доставка еды в каюты) и заканчивая работой на 10-й палубе где находятся разного рода буфеты, пиццерия, бутербродная и т.п.). Под конец моего контракта я работал в т.н. «bistro team». Этот день показывает жизнь (работу и отдых) помощника официанта, который работает в bistro team.

В зависимости от дня (стоим мы в порту или целый день в море) я просыпаюсь по-разному, но, как правило, за полчаса до работы. Очень тяжело вставать в пол 6 утра, поэтому пока поднялся уже почти без четверти.

Каюты у нас маленькие, но места хватает. Я умылся и одеваюсь на работу

Почти стандартная картина - мои сотрудники пришли пораньше в room service (где в операторской мы отмечаемся) и пьют кофе (или уже попили и ждут тех, кто еще пьет). Это девчонки с Украины

Ночная смена room service во всю работает. А я ухожу с 6-го этажа на 3-й, где находится main galley (главная корабельная кухня + посудомойки).

На линии нас ждут уже около 200 заказов. Гости накануне вечером вешают на дверные ручки заказы для завтрака, где указывают, что они хотят, количество, время доставки, свое имя и номер каюты. Ночная смена «рум сервиса» (на которой я когда-то тоже работал) расставляет подносы с салфетками, на них кладут карточки с заказами, кружки, ложки, хлопья, сахар, стаканчики для сливок - все согласно заказам на карточках. Мы уже по очереди берем заказы и докладываем остальное (йогурты, кофе-чай, бананы, хлеб, масло, молоко и т.д.). Карточки с заказами раскладываются по времени (как правило с 5:30-10:00).

Коридор с каютами гостей, по которому я несу заказ. В этот раз мне выпал заказ в переднюю часть корабля. Поскольку место, с которого мы берем заказы, находится ближе к задней части корабля, мне приходится идти почти через весь корабль, а это неблизко. Но я люблю такие заказы, потому что я могу возвращаться по открытой 4-й палубе и немного отдохнуть.

Заказ доставлен, мне даже чаевые неплохие оставили ($4). Отличное начало дня! (но, к сожалению, мне потом не очень везло с чаевыми). Надпись на карточке «Rise and Shine» - недословно «проснись и пой» по-нашему.

Вот эта открытая четвертая палуба. Слева спасательные лодки, свежий воздух…

… остров Сент Мартин на горизонте, а значит подплываем.

Иногда я возвращаюсь и другими палубами (внутри корабля)

Sent Martin - вид с палубы нашего лайнера

Все заказы разнесли - сносим остатки запасов назад в Room Service

Ах да, перед каждым началом работы и после окончания работы мы отмечаемся в специальном аппарате. На часах 9:31

Иду в свою каюту А-561

Переодеваюсь быстро и в 10 утра мы с друзьями уже за пределами корабля

В порту много народу, так как стоит 4 больших корабля, один из которых Oasis of the Seas - самый огромный лайнер в мире. Девчонки в зеленом предлагают попробовать кокосовый коктейль. Я его пробовал ранее, но у меня традиция всегда брать эти бесплатные пробнички. Поскольку это мой последний Сент Мартин (ну и порт вообще) на этом корабле, то я купил себе целый стакан этого вкусного «coconut smoothie».

Мы идем на пляж (один из немногих наших портов, где пляж находится относительно недалеко, и туда можно дойти пешком).

Перед тем, как пойти купаться, мы решили посидеть в интернете. Wi-fi ловит от того бара Honky-Tonk. На фото мои друзья.

Сегвэи (Segway) довольно популярны тут (я сам однажды катался).

Наконец-то мы пошли купаться и прыгать с пирса..

Вдалеке видны круизные корабли (в т.ч. и наш - первый)

Потом мы отправились прогуляться по улочкам Филипсбурга. Кто-то фотографировал девчонок, я тоже решил (многие из них даже позировали мне, как оказалось.

По дороге на корабль я заметил горных козликов. Я и раньше их видел иногда и очень хотел, чтобы они мне попались в этот день, и к счастью…

Пора назад на лайнер. Впереди 2 дня в море.

Конечно, голодные мы сразу побежали в столовку, но увы опоздали на 7 минут. Линия пуста. Время 13:37.

Но у нас там работают знакомые и они дали кое-что поесть.

Еще в этот день для всего персонала были открыты водные горки. Я перед этим уже был несколько раз, и не хотел упустить еще одну возможность.

Остался еще часок до начала работы, я решил послушать музыку, но, конечно же уснул. К счастью, я всегда завожу будильник на такой случай.

Очередной «Clock in» перед началом работы.

Вечером все из bistro team работают на 10-м этаже который называется LIDO, где находится ресторан Gathering. Это как раз то место, где собраны буфеты и разные заведения быстрого питания. Хотелось бы заметить, что вся еда на корабле бесплатная (то есть входит в цену круиза), поэтому гости едят много.

Большинство официантов занимаются уборкой столов после гостей. Моя работа заключается в группировании стаканов и кружек и пополнение станций с напитками. Работа не очень тяжелая, но она есть постоянно, без остановок. Часто приходится мыть чашки самому (при помощи посудомоечной машины, конечно же), когда посудомойщикам не хватает времени заниматься чашками.

Вот наша типичная станция с напитками (beverage station), которых есть 6. Здесь аппарат с соками (но вечером только лимонад и холодный чай), аппарат со льдом и водой, машина для приготовления кофе (обычного и без кофеина) + горячая вода для чая и еще есть аппарат для приготовления горячего шоколада. Я должен их всех пополнять и вытирать.

Вид на заведение. Внизу видна линия, которая открывается в 6 часов вечера.

Oasis of the Seas отплывает - захватывающее зрелище. Люди машут друг другу с лайнеров.

Мне надо было отлучиться в туалет - я пошел по гостевой зоне. Уборка номеров в полном разгаре.

Вид с 9 этажа на 3-й (лобби).

В 21:00 у меня ужин. В столовой для персонала уже ничего нет (и мои еще недавние сотрудники убираются полным ходом), поэтому я взял еду с ЛИДО (там, где перед этим работал).

Также на нашем корабле по средам в 10 часов вечера проводится такая развлекаловка для гостей, как мексиканская фиеста. Это в основном массовые танцы + какой-то конкурс. Это все происходит на 10-й палубе, поэтому я вышел из ресторана к бассейну, чтобы заснять.

Также по средам в 11 часов открывается мексиканский буфет. Это очень красиво, хотя и больше работы для официантов, ну и для всех остальных тоже. Индианец изо льда.

А этот вырезанный из арбуза…

В 23:00 приходит другая смена и нас «команду бистро» отпускают на отдых. По дороге в каюту. Кто-то играет в пинг-понг.

Я переоделся и пошёл в тренажерный зал позаниматься немного. Я хожу в гостевую тренажерку, которая находится на 12-й палубе. Возле лифта стандартные объявления.

Решил еще пойти в столовую. В это время у нас «полуночник». Из этого всего мне хочется только рыбу (лосось и тунец), что я обычно и беру…

… но я отказался, поскольку не рискнул мешать рыбу и недавно выпитое молоко. Пошел обратно в каюту.

День был длинным. Время спать. Завтра в 7 на работу.

Кухня на корабле (камбуз) ­­– место особое. От его обустройства и профессионализма кока зависит результат плавания. В небольшом по площади помещении смонтированы энергоемкие приборы. Кухня в корабле предусматривает современные технические решения: возможность испечь хлеб и кондитерские изделия, приготовить кофе, предложить в меню диетические блюда, накормить команду и пассажиров судна пищей из свежих продуктов.

Система жизнеобеспечения любого корабля не может обойтись без камбуза. Занимаемая площадь и комплектация камбузного помещения зависят от функций, возложенных задач на плавсредство и его типа. Обойтись без оборудованной корабельной кухни нельзя.

Три основных наименования

Номенклатура оборудования камбуза утверждена требованиями СанПин 2.5.2-703-98. Механизация кухни для кораблей предусматривает наличие трёх компонентов, обязательных при комплектовании камбуза. Поговорим о них ниже.

Плита

Кухня в корабле оснащена устройствами, конструкция которых, например, плит для кухни мало отличается от обычных. Важными аспектами такой плиты являются:

  • Компактность – на судне рассчитан каждый сантиметр площади;
  • Прочность – агрегат должен выдерживать долгие рабочие циклы с максимальной нагрузкой;
  • Приспособления против опрокидывания (держатели) – во время качки посуда не съезжает с нагревательной поверхности и не падает с плиты;
  • Регулировка нагрева;
  • Готовка сразу не менее трех блюд в достаточном количестве, для команды корабля;
  • Выпекание хлеба в духовке плиты;
  • Теплоизоляция наружных боковых поверхностей (до 45ºС).

Конечно, плита на камбузе траулера будет сильно отличаться от устройства на кухне ресторана круизного лайнера. Но общие черты, приведённые выше, всё равно сохранятся. Плиты для камбуза монтируются на кораблях разных типов и служат для приготовления полноценного питания.

Электроплиты на камбузе должны работать в жёстких условиях тропиков (+ 45ºС) и при низких температурах (– 10ºС). Уровень влажности должен сохраняться в 75%. Максимально возможный (98%) приведёт к снижению верхней границы положительных температур (35ºС).

У малогабаритных моделей плит элементы системы управления (пакетные переключатели) встроены в корпус. Такие плиты запитываются простой штепсельной вилкой. Остальные образцы управляются аппаратурой установленной на отдельных щитах. Приборы подключаются к электросети судна с помощью выводных колодок (размещены на внешнем корпусе).

Кипятильник (бак для нагрева воды)

Кухня в корабле, как и любая другая, не обойдётся без горячей воды. Кипяток – это универсальный продукт. С его помощью готовят блюда, обрабатывают продукты перед нарезкой и закладкой, моют посуду, используют как питьё (для заварки).

Особые качества судовых кипятильников соотносятся с параметрами камбузных электроплит. Но в первую очередь обращать внимание нужно на производительность бака. Прибор должен выдать потребное количество горячей воды за определённое время. Объём производимого кипятка рассчитывается индивидуально для каждого корабля.

Кипятильник – емкость с нагревателями внутри. Облицовка, нанесённая снаружи, исключает контакт с горячей поверхностью. Бак устанавливается вертикально и фиксируется. Исключительно удобен на камбузах с небольшим помещением. Быстро нагревает воду, поддерживает её температуру.

Облегчит обслуживание бака:

  • Наличие дополнительного крана для слива воды;
  • Полуавтоматическая система управления;
  • Защита от случайного включения бака без воды.

Ценный параметр кипятильника – антикоррозийное покрытие. Разность жесткости пресной воды, поступающей на борт из разных источников, оказывает негативное воздействие на конструкцию бака. Качественное покрытие обеспечит кипятильнику долгий срок службы.

Холодильник

Сохранение продуктов во время рейса – основная задача камбузной холодильной установки. С этой ролью может справиться обычный бытовой холодильник. Однако, в большинстве случаев, морозильные агрегаты бытового уровня на судах не используются.

Кухня в корабле требует установки холодильника с надёжной фиксацией (системой крепежа), чтобы не произошло смещения его корпуса от вибраций судна. На дверях морозильных камер рекомендована установка запорных устройств, во избежание случайного открытия.

Необходимый рабочий объём холодильной установки определяется соответственно количеству экипажа/пассажиров и типу судна (грузовое/пассажирское). Разработаны корабельные специализированные хладоприборы с различными типами заморозки: водяной и воздушной.

Плюс два агрегата

Развитие техники позволило обеспечить кухни для кораблей новейшей многофункциональной аппаратурой. Наибольшее распространение получили два вида оборудования.

Печь СВЧ

Микроволновки можно встретить почти на каждой кухне. Свою нишу они заняли и на камбузах. На кораблях встречаются микроволновые печи профессионального уровня и обще-бытовые образцы. Это связано с тем, что СВЧ-печи не входят в обязательную номенклатуру оборудования, но кухня в корабле может комплектоваться подобными приборами по мере необходимости.

Владелец судна/капитан сам принимает решение о наличии такого устройства на камбузе. Этот факт не оказывает особого влияния на популярность использования микроволновок во флоте. Каких-то специальных камбузных характеристик для печи со сверхчастотным излучением нет. Главное, чтобы для неё нашлось место.

Пароконвектомат

Диапазон функций устройства чрезвычайно широк. Благодаря пароконвектомату можно:

  • Термически обрабатывать пищу: сухим и влажным способами;
  • Приготовить полный набор блюд категории «второе»;
  • Запечь мясо;
  • Заняться выпечкой (хлеб, кондитерские изделия).

Корабельная кухня, с пароконвектоматом, имеет целый ряд преимуществ:

  • Кок затрачивает меньше времени на готовку;
  • Включение в меню диетических блюд;
  • Возможность значительно расширить рацион;
  • Готовить более сложные кушанья.

Всё оборудование на камбузе обязательно сертифицируется Российским Морским Регистром Судоходства и Российским Речным Регистром.

Производители камбузных механизмов в России

Морской тематикой кухонного оборудования в чистом виде не занимается ни один производитель. Отечественных поставщиков камбузной техники очень мало. Среди них можно выделить три предприятия:

  1. Концерн «Термаль» (Нижний Новгород) ­– поставщик большого количества различных приспособлений и устройств для камбузов. Более того, предприятие самостоятельно разрабатывает образцы оборудования, отдавая предпочтение отечественным комплектующим. Более 15 единиц техники находится в стадии проектирования и модернизации. Фирма организовала дилерскую сеть в странах СНГ, активно развивает сотрудничество с государствами дальнего зарубежья.
  2. ОАО «Чувашторгтехника» – серийно выпускает две модификации пароконвектоматов в морском варианте. Российские модели значительно дешевле импортных (в 3-4 раза). Предприятие может изготовить и другие устройства.
  3. ООО «Планета» (Санкт-Петербург) – поставляет широкий ассортимент камбузного электрооборудования на протяжении 20 лет. Вся информация о продукции фирмы размещена на её сайте.

Кухня в корабле нуждается в качественном оборудовании, простом в эксплуатации и эргономичном.

Приготовить выпечку и кофе

Камбузные механизмы пекарско-кондитерского типа имеют отличия от сухопутного оборудования: они малогабаритны и высоконадёжны. Профессиональное оборудование кухни для кораблей прекрасно решает задачи по отдельному приготовлению пиццы, кондитерских изделий, выпечки, хлеба.

Поставщики предлагают широчайший выбор печей различных размеров и модификаций. Рабочий цикл таких печей позволяет выпекать сразу несколько разных изделий, либо большую партию одного наименования. Система автоматизированной самоочистки (установлена не на всех моделях), сделает работу с печкой максимально удобной.

Аппараты для изготовления кофе не являются дефицитной продукцией. Проблема высокой цены на кофейное оборудование решается приобретением техники уже бывшей в эксплуатации, но не растерявшей свои рабочие качества.

Вспомогательное оборудование

Существует обширный класс приборов на электрической тяге или с ручным приводом. Самый полный набор такого оборудования имеется на больших кораблях (лайнерах, паромах), где требуется сервис ресторанного уровня и надо накормить большое количество людей. Такая кухня в корабле может быть укомплектована устройствами для замешивания теста, мясорубками, слайсерами (приборы для нарезки), машинами очистки картофеля.

Список агрегатов довольно длинный. Какие конкретно приборы будут смонтированы на камбузе зависит от проектировщиков судна. За владельцем корабля остаётся право на модернизацию пространства и оборудования камбуза.

Камбузная мебель

Специфика мебели для камбуза – эксплуатация в условиях длительного воздействия агрессивной среды. На камбузную утварь постоянно попадают: влага, частицы моющих средств, соляного раствора и специй. Механические нагрузки испытывают рабочие поверхности столов для разделки. Поэтому проектируется мебель для корабельной кухни с тщательной подборкой прочных материалов, способных противостоять агрессивной среде и не получать механических повреждений.

Производство немеханического камбузного оборудования освоено на многих заводах на территории России. Сегодня отечественные производители успешно конкурируют с заграничными фирмами. Качество поставляемой на суда специализированной мебели для камбуза не хуже импортных образцов. Цена на российскую продукцию ниже. И военные и гражданские судостроители предпочитают работать с поставщиками камбузной мебели внутри пределов РФ.

Российскими производителями разработано множество изделий судовой мебели, в том числе и камбузной:

  • Приготовительные камбузные столы;
  • Хлеборезные столы и лохани;
  • Мойки различных вариантов с разным количеством раковин (1-3);
  • Шкафы для хранения продуктов, посуды, шкаф-ларь;
  • Полки (ставить тарелки, разделочные доски, другую камбузную посуду);
  • Ящик, где лежит соль;
  • Доска, чтобы записывать раскладку продуктов.

Конструктивные особенности мебели для корабельной кухни учитывают объёмы помещений для камбуза, численность экипажа, режим автономности, обеспечение пайком. Эти факторы влияют на выбор готовых образцов оборудования или разрабатываются индивидуальные эскизы. Принимаются во внимание разные варианты компоновки кухни для корабля.

Помыть посуду и очистить воздух

Посудомоечная машина и вытяжка – устройства, не предназначенные для хранения и готовки пищи. Но без них современную оборудованную кухню трудно представить. Первая экономит время работников камбуза (они не отвлекаются на мойку посуды). Вторая даёт возможность готовить в комфортных условиях, устраняя неприятные запахи и микрочастицы пищевых ингридиентов.

Корабельные модификации приборов создаются по тем же принципам, что и остальное оборудование для камбуза. Основные требования – компактность, долгий срок эксплуатации, невосприимчивость к негативной среде.

Пример комплектации

Яхты – небольшие маломерные суда имеют собственную классификацию. Количество членов экипажа может достигать двух десятков человек. Соответственно площадь, выделенная под камбуз, совершенно мала. Но и на таком, незначительном пространстве размещается порядка 7-10 приборов. Количество и функционал оборудования, с одной стороны, обусловлен необходимым минимальным набором техники, с другой – пожеланиями членов команды и возможностями хозяина судна.

Класс яхт создан для морских путешествий. Набор приборов необходимых для создания комфорта на борту в длительных рейсах и стоянках далеко от земли может выглядеть так (приведено оснащение камбуза яхты «Николаев»):

  • Духовой шкаф;
  • Посудомоечная машина;
  • Холодильник;
  • Стеклянная панель для нагрева пищи;
  • Генератор льда;
  • Кофемашина;
  • Морозильная камера.

Корабль как жилище

Причины использовать корабль как дом, а не как плавсредство могут быть разные: экономические, политические, романтические. Обустраивать такое жилище нужно серьёзно. Кухня в дом-корабль приобретается в обычном мебельном салоне.

В отличие от камбуза судна бороздящего водные просторы, кухня дома-корабля не требует жёстких характеристик от оборудования и мебели. Чисто морские варианты приборов устанавливать необязательно.

Профессиональное оборудование можно заменить на обычное бытовое. Есть повод воспользоваться услугами дизайнера. На кухне с малыми габаритами в корабле могут разместиться холодильник, духовка и мойка. Можно организовать достаточно места, чтобы хранить посуду. Использовать столешницу как полигон для готовки, при необходимости подключать кухонный стол.

В дизайн может вписаться выдвижная корзина. Пространство под духовым шкафом функционально задействовано: туда помещается посуда, используемая для выпечки. Интерьер кухни компонуется с учётом пожеланий заказчика. Большинство оборудования можно закрыть красочными фасадами. Выбор цветовой гаммы останется за клиентом – владельцем дома-корабля.

Вместо того, чтобы называть место, где готовится пища, кухней, моряки всегда называли его камбузом. Расположение этого камбуза зависело от размера корабля и груза, для которого он был предназначен.

Это был небольшой рыбацкий смэк (одномачтовое судно, используемое как рыболовное, каботажное или военное посыльное судно - прим. переводчика ), и он стоял в течение зимы на ремонте в грязных заросших тростником берегах реки Харлем, что в Нью-Йорке, когда я случайно наткнулся на него в те времена, когда путешествовал. Его грузоподъемность была всего тонн шестьдесят, и груз, состоящий из устриц, располагался на палубе. В небольшой квадратной рубке на корме, стоящей так близко к корме, что румпель был в дюйме или около того от трапа, находился камбуз. Сидящий на табуретке шкипер мог рулить, держа румпель в одной руке, а другой рукой опираясь на кормовую сторону этой рубки, а свои ноги он мог опустить в проход трапа, если бы захотел погреть свои голени. Под палубой с каждой стороны имелось по койке, а в переднем конце этой небольшой комнатушки стояла небольшая печь для готовки и пара ящиков, превращенных в шкафы. Дымовая труба шла вверх через железное кольцо в крыше каюты, и трубу отворачивали на подветренную сторону. В команду такого судна входил один, или максимум двое, человек.

И на множестве и более крупных каботажных судов расположение камбуза было таким же. Так, например, на речных шхунах палуба была занята грузом и весь экипаж и кок спали вместе на корме. Так было и на некоторых малых судах из Мэна, на которых капитан, кок и матрос все были одной семьей, находясь в родстве.

На рыболовных судах и судах с реки Гранд-Ривер стояло от четырёх до шести коек на корме, с печью, установленной на полу по центру, чтобы их отапливать. Дымовая труба этой печи шла вверх через середину крыши каюты и имела куполообразный железный козырёк, который отводил возникающие искры на подветренную сторону, чтобы не прожечь грот. А пищу готовили на плите, располагающейся ниже, стоящей чуть позади фок-мачты. Выход из камбуза располагался перед длинным баком, в котором вдоль стен располагались десять или двенадцать скамей так, что еду можно было легко передавать команде. Кают-компания располагалась на корме. Дымовая труба с крышкой наверху шла через железный фартук, установленный в палубе рядом с тамбуром, через который и попадали в камбуз внизу.

Всё это было сделано крепким, так как эти суда вдоль и поперёк заливало зеленой водой, когда они плыли под парусом, чтобы сбыть свою рыбу на рынке или когда судно поднималось на волну и спускалось с неё, благополучно пережив шторм, который вколачивает волны атлантического моря в эти плоские берега. На этих волнах корабль скакал, как брыкающийся мустанг.

Какой же контраст по сравнению с Вест-Индией, испанским материком (Америка в районе Карибского моря - прим. переводчика ) старых времён! Здесь плавали приземистые маленькие суда, бродяги из числа кораблей. Время от времени попадалась чесапикская шхуна (город в центральной части штата Вирджиния, на р. Элизабет и Береговом канале - прим. переводчика ), которая была такая же красивая и аккуратная, как лоцманский катер, и чьи длинные сужающиеся мачты устыдили бы тонкие изогнутые мачты туземных судов. Здесь, в ящиках высотой по пояс, заполненных песком и стоящих чуть позади фок-мачты, негры готовили свою рыбу на костре и грели свои банки из-под масла, полные туземной выпивки.

До того, как в моду вошли палубные надстройки, когда корабли еще были относительно небольшими, камбуз всегда находился внизу корабля, под палубой. Долгое время внизу делали каменный очаг с кирпичным дымоходом. Затем появились квадратные трубы из тонколистового железа, а затем они уже стали и круглыми, выходя чуть позади фок-мачты из камбузного очага, стоявшего внизу. Так оснащали такие корабли, как старый военный корабль «Constitution» и фрегаты 1776 года.

По сохранившимся записям в 1757 году некий Габриель Снодграсс, инспектирующий Британскую Ост-Индскую Компанию, на аудиенции с лордами Адмиралтейства, объяснял, что на кораблях Ост-Индской Компании переместили свои камбузы от центра трюма к носу корабля. А сэр Уолтер Рэли (английский придворный, государственный деятель, авантюрист, поэт и писатель, историк, фаворит королевы Елизаветы I. Прославился каперскими нападениями на испанский флот, за что получил (как и Френсис Дрейк) рыцарство в 1585 году - прим. переводчика ) еще в 1587 году возражал против камбуза в центре трюма корабля.

Нет никаких сомнений, что качка корабля внизу чувствовалась меньше, но дым и запах распространялись по кораблю, а в плохую погоду, когда люки нужно было заколачивать, чтобы в них не лилась вода, работа в камбузе среди запаха взболтанной протухшей трюмной воды, дыма в замкнутом пространстве и паров готовящейся еды, явно была не подарок.

Камбуз, располагавшийся сразу же позади фок-мачты, и дымовая труба, проходящая через вышестоящую палубу, и широкая решётка на потолке для выпуска тепла, необычайно сильно облегчали готовку на «Индийцах» по сравнению со старыми военными кораблями, на которых еще много лет придерживались расположения камбуза в трюме.

Размеры кораблей начали расти после 1800 года. Конечно, и раньше было несколько крупных кораблей, но мы то с вами сейчас говорим о рядовых экземплярах торговых судов. Там где раньше палуба была пустой, появились палубы юта и бака. Появление носовой рубки избавило моряков от их похожих на крысиные гнездышек в сыром форпике. У корабельного «кока», так называли судового повара, при этом тоже появилась светлая и вентилируемая комната в кормовой части этой рубки, в которой варилась солонина, жарилось рагу, варился гороховый суп и кофе, который, как любили заявлять моряки, кок варит из старых перемолотых морских резиновых сапог.

На трехмачтовой шхуне «J. Percy Bartram» чуть позади фок-мачты стояла небольшая квадратная рубка, в которой камбуз занимал правую сторону, а кубрик левую сторону в кормовой части. Узкая столярная мастерская располагалась поперёк носового конца с дверями выходящими на каждую сторону. И в кубрике и на камбузе дверь выходила на корму, а в перегородке между ними была раздвижная панель так, что еду можно было передавать из камбуза в кубрик без необходимости выходить наружу. Дымовая труба «кухонной плиты» шла вверх через крышу и имела крутой изгиб наверху, сделанный из куска трубы, который кок должен был поворачивать, каждый раз, когда мы меняли галс. Внешний конец этой трубы опирался на железную вилкообразную подпорку, стоящую на подветренной стороне под фока-гиком, и располагался примерно в футе над крышей рубки.

На небольших каботажных судах, таких как шхуны, бриги и бригантины, имелся небольшой квадратный камбузный ящик, в котором и готовили еду. Когда готовились к плаванию, этот небольшой ящик поднимали, ставили на грота-люк и найтовили к рымам на палубе, а когда разгружались в порту его ставили на палубе на носу к одному из бортов.

- (голл. kambuis). Кухня или чугунная печь на корабле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАМБУЗ гол. kambuis. Кухня или железная печь на корабле. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

- (Galley, cooking range, caboose, cook room) чугунная плита для приготовления пищи личному составу судна, помещавшаяся на парусных судах в носовой части (на кораблях и фрегатах на опер деке, на малых судах на нижней палубе, а на торговых судах на… … Морской словарь

КАМБУЗ, камбус муж. кухня на корабле, железная печь, с котлами и пр. Камбузный, к камбузу относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

камбуз - а, м. cambuse f. харчевня; камбуз> гол. combuis. 1. Судовая кухня. БАС 1. Камбуис. Регламент шхиперам и протчим приходящим на торговых кораблях в порты Российского государства. 1724. ЭС. 2. На корабле чугунная или железная печь с котлом. БАС… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

камбуз - и устарелое камбуз … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

- (от нидерл. kombuis) судовая кухня … Большой Энциклопедический словарь

КАМБУЗ, камбуза, муж. (голланд. kombuis) (мор.). Кухня или чугунная печь с котлом на судне. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КАМБУЗ, а, муж. (спец.). Кухня на судне. | прил. камбузный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 2 германизм (176) кухня (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

А; м. [голл. kombuis] Кухня на судне. ◁ Камбузный, ая, ое. К ые печи. К ая труба. * * * камбуз (от голл. kombuis), судовая кухня. * * * КАМБУЗ КАМБУЗ (от нидерл. kombuis), судовая кухня … Энциклопедический словарь

Книги

  • , . Цивилизация людей рухнула под собственной тяжестью… Небольшие человеческие общины борются за выживание, окруженные полчищами живых мертвецов. Правда, неизвестно, кто хуже - обыкновенные…

Достаточно простоять сутки на камбузе, чтобы потерять интерес к творогу, сметане, к первому, ко второму. На камбузе можно есть только компот. Он из сухофруктов. Там разве что только червячок какой-нибудь сдохший плавает, или, на худой конец, вестовой в лагун рукавом залезет…
А. Покровский «Творог»

Камбуз – это кухня на корабле, для тех, кто не в курсе. В нём готовят то, что на флоте называют едой.
С камбузом я познакомился на военных сборах после пятого курса института. Это когда студенты целый месяц играют в солдатиков, в нашем случае матросиков, чтобы после этого гордо прижать к груди автомат и произнести слова присяги, а, защитив диплом, не менее гордо именоваться офицерами запаса. До этого они вынуждены целых три года идти на ещё более немыслимые жертвы: один день в неделю ходить в голубых тужурках и не опаздывать в эти дни к первой паре. И всё ради того, чтобы не отдавать два года своей жизни Родине, а если и отдать эти годы, то хоть с более весомыми погонами.
Слово «камбуз», конечно же, и раньше знал, и что оно означает тоже. И ожидал даже, что на учебном корабле «Перекоп» придётся столкнуться с неким подобием отсутствия комфорта, хотя наши сборы по сравнению с настоящей службой можно смело назвать отдыхом в пансионате с прекрасным видом на Петровскую гавань города Кронштадта. Тем не менее, камбуз произвёл на меня неизгладимое впечатление, затмившее собой шуршание под койками крыс, аромат девятнадцати пар носок в кубрике, «собачью вахту»1 и храп с соседних коек. А ещё на корабле есть гальюн, но, так и быть, совсем уж о грустном не будем.
Стоит упомянуть о самом корабле. «Перекоп» – корыто восьми тысяч тонн водоизмещения, построенный в социалистической Польше, был, что называется «неходовым». То есть в море он не ходил. Техническое состояние не позволяло. Зато оно позволяло принимать на борт всяких курсантов в количестве до четырёхсот голов, проходящих «корабельную практику», и по этому поводу гордо именоваться кораблём первого ранга, хотя по водоизмещению корабль на этот самый ранг не тянул. Экипаж «Перекопа» состоял из десятка офицеров и двух десятков «нижних чинов». Из ста семнадцати положенных по штатному расписанию. Последние были поголовно «годки» в звании не ниже старшего матроса.
Рядом с «Перекопом» был ошвартован его систершип «Смольный». Он в море ходил, имел полный экипаж, и вскоре после начала наших сборов свалил в Германию с грузом кадетов на борту. Третий пароход из их серии – «Хасан» давно пошёл под резак.
И вот на «Перекопе» появились мы – студенты Корабелки. После погрузки на корабль разношёрстной толпы с баулами явно гражданской наружности, эту самую толпу заставили переодеться в осточертевшие голубые куртки, которые приходилось носить в те дни, когда нельзя опаздывать к первой паре, и назвали ротой курсантов. Мальчиками в голубом нам предстояло быть ещё несколько дней, после нам выдали рабочие платья. Наш взвод поселили в кубрик на третьей палубе по левому борту, иллюминаторы, как я уже говорил, открывали вид на Петровскую гавань.
Сразу же после заселения началось распределение нарядов. Их было довольно много: дежурный по роте, дежурный по столовой (назначались из командиров отделений), дневальный (два человека), накрывальщик-мойщик посуды (два человека) и, наконец, рабочий по камбузу (два человека). Если учесть, что почти каждый день был наряд «на картошку», половине роты скучать не приходилось.
Наш комвзвода Дима, не мудрствуя лукаво, сразу определил меня на камбуз вместе с ботаником Андрюшей с кафедры ядерных установок. Целый месяц тот преследовал меня, стабильно являясь моим напарником по всем нарядам. Всецелое пребывание в собственном внутреннем мире, стойкое неприятие мира внешнего в сочетании с неимоверным занудством делали Андрея чрезвычайно тяжёлым в общении.
- Ну, Андрюха, пошли вкалывать, - сказал я ему, и мы отправились на камбуз, в распоряжение старшины второй статьи Жени, занимающего на корабле высокую должность кока.
Идти далеко не пришлось. Камбуз находился как раз напротив нашего кубрика по правому борту. Предваряло его небольшое помещение с ванной, аналогичной тем, в которых люди совершают омовение, а здесь же она была предназначена для складирования чищеной картошки. Тут же были три мешка с корнеплодом, ожидающие ритуала чистки. Сам камбуз оказался просторным помещением со стенами из белого кафеля и грязно-коричневым опять же кафельным полом. Вдоль борта располагались разделочные столы, напротив них, ближе к диаметральной плоскости ровный ряд больших металлических котлов, а у носовой переборки плита, пенёк для рубки мяса, окошко в столовую для передачи пищи и большая автоматическая мясорубка. В довершении ко всему из угла раздавались какие-то псевдо-музыкальные звуки, там стоял магнитофон.
Среди всего этого великолепия помимо нас с Андрюхой я заметил ещё четверых живых существ: маленького белобрысого кока Женю в белом одеянии, двух матросов в тельниках и большого рыжего таракана, ползущего по плите в направлении норд-вест. Мы тут же всецело завладели вниманием троих из вышеперечисленных представителей фауны, лишь таракан продолжал ползти по своим делам, не отвлекаясь на мелочи вроде нас с Андреем.
- Пацаны, вы кто будете? – спросил Женя.
- Да мы вот... С первого взвода... Нас сюда послали… - я тоже слегка растерялся.
- Послали, говоришь. Хорошо, что сюда послали, а не на х… - изрёк Женя, а матросы заржали. – Хотя, один х…, что туда, что сюда. Вы, наверно, курсанты?
- Ага, курсанты.
- Ну и зашибись. Приступайте к работе. Как вас звать-то, кстати?
- Василий.
- Андрей.
- Меня Женя. Это Дима и Олег, - указал он на матросов.
- Ааа… Что делать-то?
- Вот вам швабра, вот ведро, вот тряпка, а вот пол, - тот, кого представили Олегом, указал себе под ноги. – Вперёд.
Андрей потянулся к швабре.
- Подожди ты, ё… твою! – остановил его Женя. – Переоденьтесь сначала. Эти ваши голубые куртки, ведь парадная форма. Испачкаете ведь.
- Повседневная, - поправил я его, и мы пошли в кубрик переодеваться.
Выражение «ё… твою» на флоте вовсе не оскорбление, а просто обращение к человеку, стоящему ниже тебя в табели о рангах, или равному тебе.
Переодеться мы могли только в тренировочные костюмы. Другой альтернативы наш скудный гардероб не предоставил.
- О, другое дело! – сказал Женя, когда мы вернулись в камбуз. – Теперь за работу.
Мы с Андреем переглянулись. Каждый из нас хотел, чтобы пол мыл не он, а напарник. Несколько секунд между нами шла молчаливая борьба, своеобразная игра в «гляделки». В конечном итоге первым не выдержал Андрюха: с печальным вздохом закатал рукава, взял ветошь и окунул в ведро. Затем стал старательно её выжимать.
- Не так! – остановил его Олег.
Мы удивлённо на него уставились.
- Объясняю. Ты, - он указал на меня, - поливаешь из ведёрка палубу, а ты трёшь её шваброй.
Тут Олег с Димой продемонстрировали, как это всё должно происходить. Палуба корабля не ровная, а выпуклая, так корпус прочнее, поэтому вся грязь и отходы производства вместе с водой самотёком отправлялись в дренажное отверстие в палубе у борта, что не стекало само, заталкивалось туда шваброй. Далее по системе сточной воды всё это оказывалось за бортом.
- А теперь так же от самой носовой переборки, - Костя вручил мне ведро, а Андрею швабру. – Исполнять!
С мытьём палубы мы разделались довольно быстро. Андрей довольно неплохо работал шваброй, только слишком торопился, в результате чего я пару раз плеснул ему на кроссовки.
- Теперь что? – спросил я, когда работа была закончена.
- Ничего, - после недолгих раздумий произнёс Женя. – Отдыхайте пока.
Олег принёс откуда-то из подсобки два стула со сломанными спинками для нас, и поставил их между плитой и пнём для рубки мяса. После того, как мы на них уселись, матросы стали расспрашивать нас, кто мы вообще такие, а мы их, как им служится. А служилось им, как мне показалось, неплохо. Жили матросы по двое в четырёхместных кубриках (после нам их показали, не номера люкс, конечно, но, тем не менее), в увольнение отпускали регулярно. «Неустав» на корабле отсутствовал напрочь по двум причинам: во-первых, за взаимоотношениями личного состава тщательно следили офицеры; во-вторых, как я уже говорил, все срочники были «годки», гонять им было некого.
Пока мы беседовали, Женя стоял за плитой и колдовал над нашим сегодняшним ужином. Пару раз он просил нас набрать в большой лагун воды из котла и подтащить к плите. Пока всё было неплохо, за исключением того, что в магнитофоне крутилась кассета любимой жениной группы «Кабриолет». Тот, кто слышал, поймёт, кто не слышал, послушайте и поймите.
Вскоре на камбуз прибежал Костя, исполнявший в тот день обязанности дежурного по роте. Вслед за ним плелись Малой и Лёня-бильярдист. Оба были одеты в тренировочные костюмы.
- Всё, ваша смена закончилась, - обратился Костя к нам с Андреем. – Теперь Малой с Лёней на камбуз заступают.
- Какая жалость, мы только во вкус вошли, - изобразил я огорчение. – Пошли, Андрюха.
В кубрике я переоделся и завалился на койку с книжкой в руках. На сборы я взял с собой томик фантастики Житинского, его как раз на неделю должно было мне хватить, а на выходные нас обещали отпустить домой. Мои новоявленные «сослуживцы» в основной своей массе расселись по банкам вокруг двух столов, на которые в больших количествах были выложены пакеты с печеньем и сдобой, и ждали, когда закипит вода в электрическом чайнике. Несмотря на то, что наши офицеры настоятельно рекомендовали трёхразовое питание в столовой плюс «вечерний чай», процесс поглощения всевозможных булочек и «дошираков» в кубрике в течение всего месяца почти не прекращался. В результате, кое-кто со сборов вернулся изрядно поправившись.
Через пол часа вновь прибежал взмыленный Костя:
- Б..я, парни! Давайте снова на камбуз.
- Опять мы? – удивился я.
- Опять вы. Вы должны там работать до пяти вечера завтрашнего дня. Я просто всё перепутал.
Пришлось отложить книгу и снова переодеваться, а затем искать Андрея, который успел куда-то свалить. Его я нашёл на шкафуте левого борта, где обычно у нас были построения во время поверок. Андрей сидел на кнехте, устремив свой задумчивый взгляд на отходящий от пристани паром.
- Андрюха! – обратился я к нему. – Лафа закончилась. Пошли обратно на камбуз.
- Как так обратно на камбуз?
- Молча. Легко и непринуждённо. Костян всё перепутал, кулибин клёпаный. Наша трудовая повинность завтра до семнадцати ноль-ноль.
- Подожди, тебе кто это сказал?
- Да он сам и сказал. Бляха муха, Андрюха, заканчивай с занудством и пошли работать. И не сиди на кнехте, ревматизм заработаешь.
Андрей продолжал занудствовать ещё минут пять. Наш вышеизложенный диалог повторился ещё раза три. В конечном итоге, я позвал Костю. Тот был по-спартански лаконичен и убедителен:
- Толстый, кончай пи…ть и дуй на камбуз.
Женя и матросы очень удивились, когда мы вернулись вновь, выгнали с камбуза Малого с Лёней и выразили готовность трудиться дальше.
- Это баранизм нашего начальства, ничего особенного, - сказал я им, и они со мной согласились.
Приближался ужин. Мне поручили резать хлеб на всю роту, Андрею – вскрывать консервные банки.
Я подошёл к стеллажу с хлебом, взял белую буханку. Она была наполовину покрыта плесенью, и показалась мне какой-то лёгкой. Повертев буханку в руках, я обнаружил в ней небольшое отверстие. Тогда я разломил её пополам. Мякоть внутри почти полностью отсутствовала.
- Крысы, - услышал я из-за спины голос Олега. – Что, не видел никогда, как крысы хлеб едят?
- Теперь видел.
- Возьми этот хлеб, - он указал на другой стеллаж. – Он вроде получше. А этот чайкам выбросим.
Я выбрал десять буханок «получше». Затем взял нож и аккуратно срезал всю плесень, после чего начал нарезать хлеб ломтями. Когда я справился со своей задачей, пришлось помогать Андрею, тот всё никак не мог разделаться с консервами. Со стороны окошка, ведущего в столовую, уже раздавались возбуждённые возгласы, «жрать давай» или что-то вроде того. Женя распределял по котелкам гречу и кисель, мы их относили к окошку, где передавали накрывальщикам-мойщикам. Вслед за котелками отправили в столовую консервные банки и кисель.
- Сами жрать будете? – спросил Женя. – Вам тут осталось.
- Будем, - ответил я, - конечно будем.
Мы сходили за своими кружками и ложками в кубрик, миски, заменявшие тарелки, нам выдавали. Впоследствии стали покупать одноразовую пластиковую посуду. Руки мы с Андреем вымыли прямо на камбузе, из котла. Вообще, на корабле с водой было очень тяжело, как, впрочем, и во всём Кронштадте. Её давали три раза в день по пять минут как раз в то время, когда весь личный состав должен быть в столовой. Ещё вечером можно было сбегать на ПЭЖ2 и, угостив вахтенного сигаретой, выклянчить воды в душ. Эх, если б знали вы, насколько добрым и услужливым становится русский моряк, если угостить его сигаретой.
Есть нам, пришлось, держа миски на коленях. Зато вместо киселя в наших кружках плескался апельсиновый сок, а вместо тушёнки семьдесят какого-то года выпуска в миске лежала вполне свежая селёдка. Всё это Женя урвал для нас от офицерского ужина.
Наслаждались своим привилегированным положением мы с Андреем не долго. Накрывальщики-мойщики стали возвращать на камбуз котелки, которые нам предстояло отмывать. Сами они мыли только миски, и у них имелись для этого заблаговременно закупленные моющие средства. Мы же должны были мыть котелки и отдирать пригоревшую кашу в лагуне, имея в наличие только холодную воду. В единственном котле, в котором работал подогреватель, вода закончилась, а пополнить её запасы раньше, чем утром не представлялось возможным.
С котелками особых проблем не возникло, после оттирания ветошью, споласкивания и не очень пристального визуального осмотра можно было считать, что они чистые. С лагуном всё вышло гораздо серьёзнее, пригоревшая греча никак не хотела с ним расставаться. Наконец, я не выдержал, пошёл в столовую и отнял у накрывальщиков-мойщиков нашего взвода «Фейри». Сильно, конечно, сказано – отнял, скорее, позаимствовал, тем более, свою работу они уже заканчивали. Нам с Андреем ещё предстояло облагодетельствовать роту «вечерним чаем».
Помимо традиционных завтрака, обеда и ужина на корабле был предусмотрен «вечерний чай». Ровно в двадцать ноль-ноль личный состав роты (точнее, тех, кого сумеют найти) в четвёртый раз за день сгоняли в столовую и вручали каждому стакан чая и белый хлеб с маслом. Лично меня находили редко, в это время я предпочитал играть в настольный теннис в учебном классе, который располагался палубой выше. А выпить чашку нормального чая с нормальной булочкой без плесени я мог в любое время дня и ночи, было бы желание.
Женя велел нам взять только что отмытый от гречи лагун, высыпать в него большую пачку чая, набрать воды и поставить на огонь. После этого я снова резал хлеб, а Андрей делил масло на каждый из четырёх взводов. Когда жидкость в лагуне закипела, мы спустили его на пол, и Женя стал разливать чай по котелкам огромным алюминиевым половником.
После «вечернего чая» роте предстояла «вечерняя прогулка». Один раз я видел, что это такое. Людей выстраивают повзводно в две колонны, и они наматывают круги по пирсу. Пока наши товарищи «гуляли», мы с Андреем в очередной раз отмывали котелки и лагун.
- На сегодня почти всё, - сказал Женя. – Осталось палубу вымыть и до завтра свободны. Завтра в шесть прих;дите сюда.
До того, как лечь спать я развлёк себя тем, что сходил на построение по случаю спуска флага, хотя, мог этого и не делать, так как официально был в наряде.

Подъём на корабле ровно в шесть утра, но уже за десять минут до означенного времени в кубрике начал раздаваться грохот выдвигаемых из-под коек рундуков. Некоторым товарищам, похоже, не спалось, и они торопились поскорее начать новый день.
Я открыл глаза и обнаружил себя на закреплённой за мной нижней койке, лёжа на спине. Первое что, я увидел, было лицо моего друга Сани, нашего ротного старшины. Он свесился с верхней койки и смотрел на меня. Смотрел долго, вероятно, пытался вспомнить, где раньше видел эту заспанную, мятую рожу.
- Вьетнамец3! – произнёс он, наконец. – Ты зачем меня ночью пи…л?
- Не понял? – тогда я действительно его не понял.
Понимание пришло ко мне несколько позже. Дело в том, что Санёк является обладателем весьма плотной комплекции, и койка под ним значительно провисала. По этому, ворочаясь во сне, я всё время задевал его то коленом, то плечом.
- Команда встать, койки заправить! – возвестила общекорабельная громкоговорящая связь.
Я поднялся с койки, встал на холодную, покрытую синим линолеумом палубу босыми ногами и начал одеваться. Все мои товарищи, также как и я, облачались в тренировочные костюмы, им предстояла утренняя зарядка на пирсе. Я посмотрел в иллюминатор. За ним было хмурое, сырое утро. На набережной не было ни души. Лишь огромный серый кот, презрев непогоду, сидел на баке ошвартованного рядом тральщика и умывался. В этот момент я подумал, очень даже неплохо, что мне не надо идти вместе со всеми на пирс.
Дверь в камбуз была заперта. Но обрадоваться этому обстоятельству мы с Андреем толком не успели, пришёл Женя и открыл её. Оказавшись внутри, я услышал какой-то шорох и грохот падающей на пол посуды. Это крысы, хозяйничавшие в камбузе в отсутствие человека, почуяли его приближение и начали разбегаться по своим норам. Я даже успел заметить в одном из углов лысый крысиный хвостик.
- А что вы кота не заведёте? – спросил я Женю. – На тральщике он есть, сам только что видел.
- Я просил, кстати, их одолжить кота на недельку. Больше и не надо. Потом его все подкармливать начнут, он обнаглеет и крыс ловить перестанет. Пока, вот, не дают.
Женя поставил в магнитофон свою любимую кассету «Кабриолета», нажал на «play» и стал отдавать распоряжения. Андрея он отрядил резать хлеб, а мне указал на чугунную сковороду, покрытую внушительным слоем жира:
- Ночью эти козлы, Дима с Олегом, рыбу ловили и жарили. Отмой, пожалуйста.
На мытьё этой сковороды я убил где-то час. Опять же в моём распоряжении была только холодная вода, а «Фейри» просить было не у кого. Собственно, сковорода так и осталась жирной. Её я задвинул как можно дальше, чтобы меньше попадалась коку на глаза. Затем тщетно пытался отмыть руки от жира.
Пока я возился со сковородой, Андрей успел почистить лук, и теперь доставал Женю вопросом, куда девать ошмётки.
- Без палева в люмик, - ответил кок улыбаясь.
- Куда?
- Да в люмик всё выбрасываешь, только осторожно, - уточнил Женя.
- Куда-куда?
В конце концов, ему пришлось взять у Андрея миску и продемонстрировать, как надо с ней поступить. Он подошёл к иллюминатору, высунул в него голову, убедился, что со «Смольного» в сторону систершипа вроде бы никто не смотрит, и высыпал содержимое миски за борт.
Олег принёс откуда-то брикеты порошкового киселя, высыпал их на стол и стал показывать, что мне с ними делать:
- Берёшь киянку и х...чишь по пачке. Вот так, - последовало несколько мощных ударов по брикету. – Теперь разворачиваешь, разминаешь и бросаешь в лагун.
Мне ничего не оставалось, кроме как мять жирными руками розоватый порошок. Утешала одно, пить этот кисель я точно не буду.
Когда мы с Андреем вовсю наслаждались отмыванием лагунов после завтрака, в камбуз прибежал офицер с погонами капитан-лейтенанта, похожий на разгневанного суслика. Его праведный гнев был направлен на кока Женю:
- Женя, какого х… не был на подъёме флага?!
- Ээээ… Трищ капитан-лейтенант, я большого сбора не слышал…
- Не п...ди! Всё ты прекрасно слышал! К тому же сам за временем следить должен.
- Серьёзно не слышал! – Женя тоже повысил голос. – И вообще, я от плиты отойти не могу, мне роту дармоедов-курсантов кормить надо! Вот всё на х… брошу и пойду флаг поднимать!
- Вы, я смотрю, товарищ старшина второй статьи, совсем ох…и, - офицер вдруг перешёл на «вы», - будете наказаны.
- Да насрать! – отрезал Женя и повернулся к плите.
Кап-лей тоже повернулся и вышел. Я был в шоке. Вот вам и дисциплина с субординацией.
- Мне три месяца до дембеля осталось, - Женя поймал мой недоумевающий взгляд. – Ни х... он мне не сделает.
Несколько минут спустя в камбузе появился ещё один начальник, рангом пониже – старший мичман. Но именно перед ним Женя чуть ли не встал по стойке «смирно».
- Так, - произнёс старший мичман, осмотревшись вокруг. – Кого тут за что вые...ть?
Когда начальник грозится «вые...ть» подчинённого, верить ему не стоит. Не может он этого сделать, такой вид наказания дисциплинарным уставом не предусмотрен.
Взгляд старшего мичмана остановился на нас с Андреем.
- Кто такие? – спросил он.
- Сту... эээ... курсанты ГМТУ, - я постарался на всякий случай сделать лицо посерьёзнее. – На военных сборах тут.
- Ага! Курсанты! – старший мичман заметно оживился. – Ну-ка, за мной, парни!
Он отвёл нас в трюм. Там было очень сыро, едва горел тусклый свет. На полках и стеллажах в огромном количестве располагались консервные банки, а на палубе лежали мешки с различными крупами и картошкой.
Раз в два-три дня к кораблю подъезжал продуктовый фургон со склада Ленинградской военно-морской базы, и продовольственный трюм пополнялся. На разгрузку машины нашу роту отряжали почти в полном составе. Участвовать в этом мероприятии было очень выгодно: проявивших особенное усердие и рвение мичман мог чем-нибудь премировать, скажем, двумя банками сгущёнки. А если скомуниздить ещё пару банок сгущёнки, получалось уже четыре банки... Впрочем, не мне вас арифметике учить.
- Да уж, если от пирса нас оторвёт, с голоду не помрём, - оценил я количество провизии. – Автономность по запасам продовольствия у корабля большая.
- Это точно, - согласился старший мичман. – Только если без кадетов. Эти всё сразу сожрут. Так, парни, берём каждый по мешку картошки и тащим к ванной, знаете, где это.
Несколько дней спустя на корабле появилась рота кадетов, и я убедился, что он не шутил. Кадеты – вечно голодный народ, в отличие от нас всегда требовали добавки в столовой, при этом, так же как и мы, постоянно что-то жевали в кубрике. Один раз сам видел, как мама с папой одного из них подкатили прямо к трапу на «опеле» и вручили своему чаду два здоровых пакета продуктов. Донести до своего кубрика он их не смог, его товарищи растерзали эти пакеты ещё в коридоре.
Мешок картошки, который мне предстояло переть на три палубы выше весил примерно столько же, сколько я сам. Мы с Андреем справедливо рассудили, что гораздо сподручнее будет вдвоём дотащить один мешок, а затем вернуться за другим. И то мы чуть не надорвались. А когда пошли за вторым мешком, дверь в трюм была уже заперта. Нельзя сказать, что мы сильно расстроились этому обстоятельству.
Целый день мы что-нибудь мыли, таскали, оттирали, резали, чистили и снова мыли. И всё под нескончаемые рулады группы «Кабриолет». Когда в семнадцать ноль-ноль пришли наши сменщики со второго взвода, я понял, что на этом корабле мне больше ничего не страшно.
А кисель я потом три дня не пил.

Предпоследний день сборов. Я снова рабочий по камбузу. Снова в напарниках у меня Андрюша. Я только что порезал хлеб, сижу на пне для рубки мяса, смотрю, как кадеты отмывают от каши котёл. Теперь всю грязную работу выполняют они. Рядом со мной магнитофон, я переставляю кассеты, ди-джеем, стало быть, работаю. Кассету с «Кабриолетом» спрятал как можно дальше. Интересно, Женя её потом вообще нашёл?
В камбузе появляются ребята из второго взвода с видеокамерой, фиксируют события «для истории». Я подвожу их к столу для резки хлеба, беру буханку с дырой в боку, разламываю пополам и вплотную подношу к объективу камеры:
- Вот, продукция жизнедеятельности крыс.
- Также прошу зафиксировать, что хлеб плесневелый, - говорит «режиссёр» фильма своему «оператору».
Они уходят, я возвращаюсь в исходную позицию. Ко мне подходит Андрей:
- Надо консервные банки открыть.
- Не видишь, я занят, - меняю в магнитофоне кассету «Кино» на «Короля и Шута» и нажимаю на «play».
Прибегает дежурный по роте:
- Все наряды на сегодня отменены. Приказано всем приводить себя в порядок, готовиться к присяге.
- А жрать мы, что на ужин будем? – в окошке появляется голова дежурного по столовой.
- Кто приказал? – спрашиваю дежурного.
- Акопян.
- Ааа... Акопян...
Капитан первого ранга Акопян – человек серьёзный. Если он приказал, надо подчиняться. Оставляю обоих дежурных препираться друг с другом, сам иду в душ. Наши военные игрища подходят к концу. Завтра присяга, и по домам.
_________________________
1 Период вахты с 3.00 до 7.00 утра. В это время дико хочется спать. Я подпирал дверь табуреткой, чтобы неожиданно не зашёл проверяющий офицер, и ложился, не раздеваясь, поверх одеяла.
2 Пост энергетики и живучести.
3 Одно из моих прозвищ. Ху До Шин.