Где находится ново тихвинский монастырь. Ново-тихвинский монастырь в зеленой роще

Краткие сведения о монастыре

История этого крупнейшего на Урале монастыря начинается с организации тремя сестрами маленькой общины. А через 13 лет после возникновения общины сиротствующих из нее образовался заштатный третьеклассный общежительный Ново-Тихвинский девичий монастырь. Число насельниц монастыря быстро росло. В обители появились разнообразные рукодельные мастерские, увеличивался достаток, хотя по-прежнему в послушницы принимались малолетние сироты и престарелые. В 1819 году в обители было уже 135 человек. Через 26 лет после своего возникновения, уральский общежительный монастырь, выросший из маленькой общины, занял место в ряду первоклассных обителей России. Так в 1866 году в обители проживала 381 насельница, в 1881 году - 510, в 1890 - уже 605. Исторические источники за 1866 год свидетельствуют о появлении новых насельниц в возрасте от 4 до 77 лет.

Монастырь в середине XIX века был одним из центров начального и среднего женского образования на Урале, при нем находилось женское четырехклассное училище. Да и в самом монастыре к 1866 году не умели писать лишь 17,6% сестер. И это в то время, когда неграмотных среди населения России было больше 70%.

Расцветший Ново-Тихвинский монастырь помог укрепить духовные и материальные основы многих женских обителей в Пермской, Тобольской, и, впоследствии, и в Екатеринбургской епархиях. Среди них: Багарякская и Каслинская женские общины, Туринский Николаевский монастырь, Колчеданская женская община, Межигорский монастырь, «Женское общежитие» в Верхотурье - ныне действующий Верхотурский Покровский монастырь, Красносельская община и некоторые другие. Настоятельницами многих из них становились сестры Ново-Тихвинской женской обители.

В 1913 году в монастыре проживало 1018 насельниц. К внушительному списку монастырских рукоделий прибавились новые: роспись по фарфору, рисование по полотну и бархату, выжигание по дереву и коже, были усовершенствованы резьба по дереву и изготовление искусственных цветов. Монастырь украсился новыми строениями: в самой обители было уже шесть

храмов, на Малобулзинской заимке было завершено строительство церкви Симеона Верхотурского, в монастыре и на заимках построены хозяйственные и жилые помещения, в обители - корпус для больницы и богадельни. Монастырь, как и в первые годы своего существования, продолжал оказывать помощь больным, престарелым и неимущим.

В дни праздников сотни богомольцев приходили поклониться святыням монастыря, и прежде всего - Тихвинской иконе Божией Матери. Однако на долю настоятельницы игумении Магдалины (Досмановой) пришлось и самое тяжкое испытание в жизни обители - бурные события 1917 года и Гражданской войны.

В 1991 году первый этаж екатеринбургского Александро-Невского собора, в котором долгое время размещались различные советские учреждения, был передан Русской Православной Церкви. Указом Синода в июле 1994 года на его основе был возрожден Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь. 23 сентября 1994 года в Александро-Невский храм из епархиального управления с крестным ходом была перенесена Тихвинская икона Богородицы.

19 мая 2013 года, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения отреставрированного собора во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге и Божественную литургию в новоосвященном храме.

29 мая 2013 года, принимая во внимание совершившееся освящение главного храма Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга в честь святого благоверного князя Александра Невского, Священный Синод постановил переименовать обитель в Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга.

Горно-Уральский (Александро-Невский) Ново-Тихвинский женский монастырь — один из самых больших на Урале. Расположен он почти в самом центре города Екатеринбурга, в районе парка Зелёная роща, улицы Декабристов, переулка Университетского и улицы Народной воли. Обитель образована в 1796 году. Тогда при Успенской церкви, построенной купцом Хлепетином Иваном Ивановичем, на вновь открытом екатеринбургском кладбище, была образована богадельня. В 1799 году она преобразовалась в женскую общину и была принята под покровительство духовного верховенства. Возглавляла общину дочь мастерового Верх-Исетского завода Татьяна Костромина (Митрофанова), муж которой погиб на военной службе. Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов Калашникова, Мартынова, мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённого монастыря. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе, были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь было устроено торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию.
В 1822 году монастырь был переименован в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый.»
На протяжении всего своего существования, до становления советской власти, обитель процветала и развивалась. Количество людей, проживающих в монастыре постоянно росло, так к 1917 году их число достигало 911 человек, а монастырь входил в тройку крупнейших в России. По началу своё существование монахини обеспечивали рукоделием и уходом за больными. Через какое-то время в монастыре появился свечной завод, который стал монополистом и обеспечивал свечной продукцией все церкви Екатеринбургской епархии. Появилась здесь живописная и иконописная мастерские, финифтевая, мастерская резьбы по дереву, переплётная, башмачная, золотошвейная мастерская и некоторые другие локальные производства. Часть монахинь были заняты земледелием на ферме в селе Елизавет (в настоящее время это микрорайон Елизавет). При монастыре были богадельня для престарелых и приют для сирот, больница, школа для обучения детей грамоте и рукоделию. К середине XIX века здесь было открыто училище, в основном для детей духовенства.
С 1914-1917 годы в монастыре разместился госпиталь для раненых и женское учебное заведение на 400 человек.
После октябрьского переворота в стране, обитель постоянно подвергалась нападкам со стороны властей: проводились обыски под предлогом того, что в монастыре хранилось имущество буржуазии. В декабре 1919 года Горно-Уральский Ново-Тихвинский женский монастырь был закрыт, монахинь отправили работать на завод в Касли, настоятельницу Хаитию расстреляли. В 1920 году было официально заявлено о ликвидации монастыря. После освобождения помещений от монахинь, здесь стали размещаться общежития для вновь созданного уральского университета. Однако впоследствии здания монастыря были переданы военному ведомству. Постепенно закрывали оставшиеся церкви — Феодосиевскую, Всехсвятскую, Введенскую. Прихожанами Собора Александра Невского и Успенской церкви была образована Тихвинская религиозная община. В 1926 году военным командованием было принято решение о закрытии Успенской церкви и Собора Александра Невского. Но благодаря усилиям архиепископа Григория Яцковского собор действовал до 1930 года, когда был окончательно закрыт. Через какое-то время было уничтожено монастырское кладбище, вместе с надгробными памятниками, некоторые из них считались произведениями камнерезного и литейного искусства. Спустя некоторое время, военные, занимавшие помещения уже бывшего монастыря были перевезены в казармы, а вместо них здесь расположился окружной военный госпиталь. В 1961 году здание Собора Александра Невского было передано краеведческому музею (я даже припоминаю, как посещал этот музей в 80-ых годах прошлого века, посредине музейной экспозиции стоял огромный скелет какого-то ископаемого монстра).
С 1991 года начались активные действия по возвращению монастыря верующим и епархии. К 1994 году собор был освобождён от экспонатов музея и передан епархии. В настоящее время полностью отреставрирован храм Александра Невского, Скорбященская церковь, некоторые другие служебные помещения, в плане реставрация Успенской церкви.


Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы или Успенская церковь — это старейшая сохранившаяся церковь города Екатеринбурга. Заложена она была на месте старой деревянной 16 мая 1778 года и являлась кладбищенской церковью. Главный предел освящён в честь Успения Богородицы, левый — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, правый — Иоанна Предтечи. Освящён храм был 31 мая 1882 года и церковные службы в нем шли до 7 июля 1921 года, когда по указу местных властей был закрыт. Долгое время помещение церкви служило столовой при госпитале. В настоящее время начато восстановление.
Всехсвятская церковь


Изначально на этом месте были захоронены почитаемые местными обитателями блаженные Андрей и Василий. Позже здесь появилась часовня, которая с 1817 по 1822 годы была перестроена в однопрестольную церковь. Простояла она до конца века, после чего была разобрана. А в 1900 году на средства М.И. Иванова была заново отстроена в новом облике. Примечательно, что храм не имел колокольни и это единственная церковь на территории города, построенная в византийском стиле. Здание храма было соединено с жилой двухэтажной постройкой, на первом этаже которой располагалась богадельня на 80 человек, на втором больница на 20 коек.


Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» или Скорбященская церковь была заложена в 1823 году, освящена 22 ноября 1832 года. Здание храма было пристроено с севера к комплексу келий. В советские времена церковь частично потеряла исторический облик, был утрачен купол, внутренние помещения частично перестроены. В настоящее время Скорбященская церковь с кельями полностью восстановлена.




Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы или Введенская церковь — надвратная однопрестольная церковь. Заложена была в 1823 году, но освящена только летом 1865 года. Здание храма пристроями было соединено с Успенской церковью. В советское время вместо купола на крыше появилась надстройка с бойницами как у крепости, для того, чтоб в случае обороны вести оттуда пулемётный огонь. (Вторая и третья фотографии более поздние, на церкви уже нет надстройки, начата реставрация). До недавнего времени в помещении церкви располагался конференц-зал. В настоящее время имеется проект и начаты работы по восстановлению храма, уже разобрана надстройка.


Церковь в честь преподобного Феодосия Тотемского или Свято-Феодосиевская церковь. Строительство её было начато в 1823 году, освящена в 1866. С 1837 по 1916 годы являлась домовой церковью екатеринбургского епархиального женского училища, находившегося неподалёку. В наше время здание передано епархии, но работы по восстановлению ещё не ведутся.






Собор во имя Святого Благоверного и Равноапостольного Князя Александра Невского, также называется Александровский или Александро-Невский собор. Храм был заложен 22 августа 1814 года купцами Калашниковым, Мартыновым, мещанином Бронниковым в память об окончании Отечественной войны 1812 года и в честь императора Александра I и его Ангела-хранителя — Святого князя Александра Невского. Строительство его затянулось на долгие годы. Первоначальный проект был неудачным. По некоторым данным, уже у действующего храма рухнул большой купол, через какое-то время его восстановили. По другим данным, недостроенный храм частично разобрали и отстроили снова в 1838 году. Возможно и то, что изначально здание собора было небольшим, но ввиду того, что монастырь стремительно развивался, пришлось расширять помещение храма. Первым архитектором храма, возможно являлся небезызвестный М.П. Малахов, по проектам которого в городе уже было построено несколько зданий. Новым же проектом руководили Висконти и Шарльлемань. Главный придел нового храма был освящён в 1852 году, левый — Никольский в 1853 году, правый — Воскресенский в 1854 году. Это был крупнейший на то время собор в городе, он вмещал до 6000 человек. О судьбе Александровского собора в советское время я писал выше. На территории монастырского комплекса в XIX веке находился святой источник, который располагался рядом с Собором Александра Невского. На старых фотографиях запечатлена ротонда, построенная над ним, но, судя по всему, до наших дней он «не дожил». После возвращения собора епархии с 1991 года началось его постепенное восстановление. Вновь освятил храм Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 19 мая 2013 года.



Часовня Спаса Преображения у Странноприимного дома

Часовня была построена около 1820 года. Со стороны Александровского проспекта (ныне улица Декабристов) к ней пристроена келья. Со стороны улицы Уктусской (ныне улица 8-го Марта) к часовне пристроен двухэтажный дом — гостиница для паломников. После закрытия монастыря здание часовни утратило купол и крест. Некоторое время в помещениях странноприимного дома и часовни располагался продуктовый магазин. После чего какое-то время здесь жил русский путешественник и исследователь Г.Е. Грумм-Гржимайло, а в годы второй мировой войны корреспондент и писательница А.А. Караваева. В годы перестройки дом был освобождён от жильцов и был занят институтом философии и права, а в помещении самой часовни и на втором этаже располагались кабинеты администрации.
Восстановление Ново-Тихвинского женского монастыря продолжается, часть реставрации проведена на средства прихожан, часть финансирования идёт из федерального бюджета. Судя по богатейшему внешнему и внутреннему убранству собора (потрясающие внутренние росписи, замысловатые резные узоры на входных дверях и рамах окон, мрамор, привезённый из Италии, уникальный крест главного купола собора, светящийся ночью, золочёные купола и капители) на ремонт тратятся колоссальные средства.
Епархиальное училище


В настоящее время в здании епархиального училища расположен Екатеринбургский монтажный колледж. Новое здание Епархиального училища, ныне второе здание Горного университета, в одной из учебных аудиторий которого ещё сохранились фрески на сводах. Здесь расположен храм Святой Великомученицы Екатерины. Честь и хвала ректору Горного университета — Николаю Петровичу Косареву, он вернул церкви исторический облик. Под его руководством так же был восстановлен «Храм Горняков» или церковь во имя святителя Николая Чудотворца, об этом я расскажу в другой статье.
Монастырю также принадлежит подворье в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы в микрорайоне Елизавет. Часовня Александра Невского, находящаяся в Дендрологическом парке, построенная в 1890, также передана в ведение Ново-Тихвинского монастыря.

Ново-Тихвинскую обитель в 1824 году посетил сам император Александр I, в 1848 году — наследник престола Александр II, а в 1914 — княгиня Елизавета Фёдоровна.

В статье использовались материалы из книги С.И. Ворошилина «Храмы Екатеринбурга».

координаты: 56.822608,60.599080

Ново-Тихвинский монастырь, 1 класса, в городе Екатеринбурге, Пермской губернии. Основан в 1799 году под именем женской общины, в 1809 году переименованной в общежительный монастырь. В нем есть особо чтимые иконы Божией Матери — Всех скорбящих Радость и Тихвинская. При монастыре детский приют с 1866 года, школа, богадельня для старух, странноприимный дом, свечной завод и 18 рукодельных заведений и мастерских, из которых самые обширные — золотошвейная, иконописная, живописная. Монастырю принадлежат 2 хутора: Елизаветский в 10 верстах и Бульзинский в 90 верстах от монастыря.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Горно-Уральский (Александро-Невский) Ново-Тихвинский женский монастырь — один из самых больших на Урале. Расположен он почти в самом центре города Екатеринбурга, в районе парка Зелёная роща, улицы Декабристов, переулка Университетского и улицы Народной воли.

Обитель образована в 1796 году. Тогда при Успенской церкви, построенной купцом Хлепетином Иваном Ивановичем, на вновь открытом екатеринбургском кладбище, была образована богадельня. В 1799 году она преобразовалась в женскую общину и была принята под покровительство духовного верховенства. Возглавляла общину дочь мастерового Верх-Исетского завода Татьяна Костромина (Митрофанова), муж которой погиб на военной службе.

Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов Калашникова, Мартынова, мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённого монастыря. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь было устроено торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию.

В 1822 году монастырь был переименован в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый».

На протяжении всего своего существования, до становления советской власти, обитель процветала и развивалась. Количество людей, проживающих в монастыре, постоянно росло. Так, к 1917 году их число достигало 911 человек, а монастырь входил в тройку крупнейших в России. Поначалу своё существование монахини обеспечивали рукоделием и уходом за больными. Через какое-то время в монастыре появился свечной завод, который стал монополистом и обеспечивал свечной продукцией все церкви Екатеринбургской епархии. Появилась здесь живописная и иконописная мастерские, финифтевая, мастерская резьбы по дереву, переплётная, башмачная, золотошвейная мастерская и некоторые другие локальные производства. Часть монахинь были заняты земледелием на ферме в селе Елизавет (в настоящее время это микрорайон Елизавет). При монастыре были богадельня для престарелых и приют для сирот, больница, школа для обучения детей грамоте и рукоделию. К середине XIX века здесь было открыто училище, в основном для детей духовенства.

С 1914 по 1917 годы в монастыре разместился госпиталь для раненых и женское учебное заведение на 400 человек. После Октябрьского переворота обитель постоянно подвергалась нападкам со стороны властей: проводились обыски под предлогом того, что в монастыре хранилось имущество буржуазии.

В декабре 1919 года Горно-Уральский Ново-Тихвинский женский монастырь был закрыт, монахинь отправили работать на завод в Касли, настоятельницу Хаитию расстреляли. В 1920 году было официально заявлено о ликвидации монастыря. После освобождения помещений от монахинь здесь стали размещаться общежития для вновь созданного уральского университета. Однако впоследствии здания монастыря были переданы военному ведомству. Постепенно закрывали оставшиеся церкви — Феодосиевскую, Всехсвятскую, Введенскую. Прихожанами Собора Александра Невского и Успенской церкви была образована Тихвинская религиозная община. В 1926 году военным командованием было принято решение о закрытии Успенской церкви и Собора Александра Невского. Но благодаря усилиям архиепископа Григория Яцковского собор действовал до 1930 года, когда был окончательно закрыт. Через какое-то время было уничтожено монастырское кладбище вместе с надгробными памятниками, некоторые из них считались произведениями камнерезного и литейного искусства. Спустя некоторое время военные, занимавшие помещения уже бывшего монастыря, были перевезены в казармы, а вместо них расположился окружной военный госпиталь. В 1961 году здание Собора Александра Невского было передано краеведческому музею.

С 1991 года начались активные действия по возвращению монастыря верующим и епархии. К 1994 году собор был освобождён от экспонатов музея и передан епархии. В настоящее время полностью отреставрирован храм Александра Невского, Скорбященская церковь, некоторые другие служебные помещения, в плане реставрация Успенской церкви.

Успенская церковь

Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, или Успенская церковь — это старейшая сохранившаяся церковь города Екатеринбурга. Заложена она была на месте старой деревянной 16 мая 1778 года и являлась кладбищенской церковью. Главный придел освящён в честь Успения Богородицы, левый — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, правый — Иоанна Предтечи. Освящён храм был 31 мая 1882 года и церковные службы в нем шли до 7 июля 1921 года, когда по указу местных властей был закрыт. Долгое время помещение церкви служило столовой при госпитале. Снесена в апреле 2017 года.

Всехсвятская церковь

Изначально на этом месте были захоронены почитаемые местными обитателями блаженные Андрей и Василий. Позже здесь появилась часовня, которая с 1817 по 1822 годы была перестроена в однопрестольную церковь. Простояла она до конца века, после чего была разобрана. А в 1900 году на средства М. И. Иванова была заново отстроена в новом облике. Примечательно, что храм не имел колокольни и это единственная церковь на территории города, построенная в византийском стиле. Здание храма было соединено с жилой двухэтажной постройкой, на первом этаже которой располагалась богадельня на 80 человек, на втором больница на 20 коек.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» , или Скорбященская церковь была заложена в 1823 году, освящена 2 ноября 1832 года. Здание храма было пристроено с севера к комплексу келий. В советские времена церковь частично потеряла исторический облик, был утрачен купол, внутренние помещения частично перестроены. В настоящее время Скорбященская церковь с кельями полностью восстановлена.

Введенская церковь

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, или Введенская церковь — надвратная однопрестольная церковь. Заложена была в 1823 году, но освящена только летом 1865 года. Здание храма пристроями было соединено с Успенской церковью. В советское время вместо купола на крыше появилась надстройка с бойницами как у крепости, для того, чтоб в случае обороны вести оттуда пулемётный огонь. До недавнего времени в помещении церкви располагался конференц-зал. В настоящее время имеется проект и начаты работы по восстановлению храма, уже разобрана надстройка.

Свято-Феодосиевская церковь

Церковь в честь преподобного Феодосия Тотемского, или Свято-Феодосиевская церковь. Строительство её было начато в 1823 году, освящена в 1866 году. С 1837 по 1916 годы являлась домовой церковью Екатеринбургского епархиального женского училища, находившегося неподалёку. В наше время здание передано епархии, но работы по восстановлению ещё не ведутся.

Собор Александра Невского

Собор во имя Святого Благоверного и Равноапостольного Князя Александра Невского, также называется Александровский или Александро-Невский собор. Храм был заложен 22 августа 1814 года купцами Калашниковым, Мартыновым, мещанином Бронниковым в память об окончании Отечественной войны 1812 года и в честь императора Александра I и его Ангела-хранителя — Святого князя Александра Невского. Строительство его затянулось на долгие годы. Первоначальный проект был неудачным. По некоторым данным, уже у действующего храма рухнул большой купол, через какое-то время его восстановили. По другим данным, недостроенный храм частично разобрали и отстроили снова в 1838 году. Возможно и то, что изначально здание собора было небольшим, но ввиду того, что монастырь стремительно развивался, пришлось расширять помещение храма. Первым архитектором храма, возможно, являлся небезызвестный М. П. Малахов, по проектам которого в городе уже было построено несколько зданий. Новым же проектом руководили Висконти и Шарльлемань. Главный придел нового храма был освящён в 1852 году, левый — Никольский в 1853 году, правый — Воскресенский в 1854 году. Это был крупнейший на то время собор в городе, он вмещал до 6000 человек. На территории монастырского комплекса в XIX веке находился святой источник, который располагался рядом с Собором Александра Невского. На старых фотографиях запечатлена ротонда, построенная над ним, но, судя по всему, до наших дней он «не дожил». После возвращения собора епархии с 1991 года началось его постепенное восстановление. Вновь освятил храм Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 19 мая 2013 года.

Часовня Спаса Преображения у Странноприимного дома

Часовня была построена около 1820 года. Со стороны Александровского проспекта (ныне улица Декабристов) к ней пристроена келья. Со стороны улицы Уктусской (ныне улица 8-го Марта) к часовне пристроен двухэтажный дом — гостиница для паломников. После закрытия монастыря здание часовни утратило купол и крест. Некоторое время в помещениях странноприимного дома и часовни располагался продуктовый магазин. После чего какое-то время здесь жил русский путешественник и исследователь Г. Е. Грумм-Гржимайло, а в годы Второй мировой войны корреспондент и писательница А. А. Караваева. В годы перестройки дом был освобождён от жильцов и был занят Институтом философии и права, а в помещении самой часовни и на втором этаже располагались кабинеты администрации.

Восстановление Ново-Тихвинского женского монастыря продолжается, часть реставрации проведена на средства прихожан, часть финансирования идёт из федерального бюджета. Судя по богатейшему внешнему и внутреннему убранству собора (потрясающие внутренние росписи, замысловатые резные узоры на входных дверях и рамах окон, мрамор, привезённый из Италии, уникальный крест главного купола собора, светящийся ночью, золочёные купола и капители) на ремонт тратятся колоссальные средства.

Епархиальное училище

В настоящее время в здании епархиального училища расположен Екатеринбургский монтажный колледж. Новое здание Епархиального училища, ныне второе здание Горного университета, в одной из учебных аудиторий которого ещё сохранились фрески на сводах. Здесь расположен храм Святой Великомученицы Екатерины. Честь и хвала ректору Горного университета — Николаю Петровичу Косареву, он вернул церкви исторический облик. Под его руководством также был восстановлен «Храм Горняков», или церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

Монастырю также принадлежит подворье в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы в микрорайоне Елизавет. Часовня Александра Невского, находящаяся в Дендрологическом парке, построенная в 1890 году, также передана в ведение Ново-Тихвинского монастыря.

Ново-Тихвинскую обитель в 1824 году посетил сам император Александр I, в 1848 году — наследник престола Александр II, а в 1914 году — княгиня Елизавета Фёдоровна.

В статье использовались материалы из книги С. И. Ворошилина «Храмы Екатеринбурга». https://phateev.ru/2014/11/novo-tixvinskij-monastyr/

Рубрика: Екатеринбург

Александро-Невский (Горно-Уральский) Ново-Тихвинский женский монастырь относится к крупнейшим на Урале. Он же старейший в Екатеринбурге. Главный здешний храм – собор Александра Невского, архитектурный памятник в стиле позднего классицизма.

Монастырь находится практически в центре города, в районе парка Зеленая роща, улиц Народной воли и Декабристов и Университетского переулка. Обитель действующая, свою историю ведет с конца XVIII века.

Женская община преобразуется в монастырь

Официальная дата основания монастыря – 1809 год. Фактически же его летопись начинается с 1796 года. Тогда было открыто новое городское кладбище, на котором купец Иван Иванович Хлепетин построил Успенскую церковь. При ней образовали богадельню – благотворительное заведение, в котором осуществлялся уход за нетрудоспособными лицами. Добрую миссию взвалили на себя три женщины, руководство ими осуществляла сестра Таисия. Именно эта община и была преобразована в общежительный женский монастырь.

Сестра Таисия, в миру Татьяна Костромина, была дочерью мастерового Верх-Исетского завода. Она и стала основательницей нового монастыря. Только дело это оказалось небыстрым: несколько лет кряду женщина, преодолевая огромное расстояние, ехала в Санкт-Петербург. Там она добивалась учреждения обители, с жалованьем монахиням. Труды сестры Таисии были не напрасны, и 31 декабря 1809 года Ново-Тихвинский женский монастырь был официально утвержден.

Его строительство растянулось практически на все столетие. От года к году он рос и развивался. В общину устремлялись многие женщины: принимали всех вне зависимости от возраста. Во второй половине XIX века он становится крупнейшим в регионе и одним из самых больших в России. Тихвинская икона Божией Матери – главная здешняя святыня. Поклониться ее образу приезжали паломники со всей страны. Бывали тут и царственные особы: Александр I посетил монастырь в 1824 году, а наследник престола Александр (будущий царь Александр II) – в 1837-м.

Впечатляющие масштабы деятельности

К началу XIX века обитель, окруженная высокой крепостной стеной с башнями, располагала шестью храмами. Помимо келий для проживания имелись лечебница, приют для детей, пекарня, библиотека, мастерские. В ее собственности находились подсобные хозяйства, где выращивали сельскохозяйственную продукцию.

Монастырь стал домом для 135 монахинь и примерно 900 послушниц. Неподалеку отстроили странноприимный дом (ныне в этом здании, что на перекрестке улиц 8 Марта и Декабристов, находится Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук). В здании Монтажного колледжа по улице Декабристов, 83 в ту пору размещалось епархиальное женское училище для девочек-сирот.

Главные достопримечательности монастыря

Успенская церковь. Старейшая на его территории. Отстроена на пожертвования купца Хлепетина еще в 1778–1782 годах. Ее не раз перестраивали и расширяли.

Александро-Невский собор. Доминанта монастыря, его крупнейший храм. Прежде доминировал и над архитектурными объектами в этой части Екатеринбурга. Во время праздничных богослужений мог вмещать более 6 тысяч человек. Ныне заново восстановлен, впечатляет своей красотой.

Всехсвятская церковь. Была построено в 1900 году. Работы финансировал уже другой екатеринбургский купец и меценат – М. И. Иванов.

Монахини и послушницы занимались рукоделием

Ново-Тихвинский женский монастырь славился своей красотой далеко за пределами Урала и был в числе главных достопримечательностей тогдашнего Екатеринбурга. При нем находилось новое городское кладбище, самое престижное в городе. Здесь нашли свой покой многие именитые уроженцы уральской столицы. Среди них архитектор М. П. Малахов (самый известный в городе, внес свою лепту в уникальный облик обители), врач А. А. Миславский, краевед Н. К. Чупин и ряд других.

До революции 1917 года основным источником доходов монастыря были его мастерские. Монахини и послушницы занимались различными видами рукоделия (шелковым, золотошвейным, белошвейным), шили для священников рясы. Их умелыми руками прялись ковры и холсты, расписывался фарфор. Некоторую материальную помощь ему оказывало и государство.

В 1918 году в Екатеринбург сослали бывшего императора Николая II и членов его семьи. Монахини Ново-Тихвинского монастыря, рискуя впасть в немилость советской власти со всеми вытекающими последствиями, как могли им помогали, поддерживали – и продуктами, и духовно – вплоть до расстрела.

В 1920 году большевики закрыли сначала сам монастырь, а потом и кладбище. Многие из надгробных памятников являли собой подлинные шедевры камнерезного искусства. Но из земли безоглядно выворачивалось всё с последующим использованием для строительных нужд. Захоронения знаменитых уроженцев Екатеринбурга вследствие такого, по сути, государственного вандализма оказались утраченными навсегда.

В 1922 году перед Александро-Невским собором устроили большой костер в духе средневековья: в огне уничтожен был весь здешний архив, содержавший бесценные исторические документы. Репрессии коснулись и монахинь, их ссылали в лагеря. Матушка Магдалина, последняя игуменья монастыря, подвергалась аресту восемь раз, но каждый раз выходила на свободу. Настоятельница скончалась в 1934 году, ее похоронили на Ивановском кладбище.

Архитектурный ансамбль Ново-Тихвинского монастыря в целом серьезно пострадал в советский период: одни здании были перестроены на новый лад, а другие и вовсе разрушены. Одно из пострадавших в то время зданий хорошо видно сегодня с перекрестка улиц 8 Марта и Декабристов. До революции оно было увенчано церковным куполом, который в 30-е годы разобрали, заменив восьмигранной башней. Башня стилизована под средневековую крепостную бойницу с зубчиками. Также на территории обители находился военный госпиталь.

Ново-Тихвинский монастырь в наше время

Возрождение православной женской обители началось уже в наше время. После 1994 года, когда ее снова открыли по указу Священного синода РПЦ, на территории начали строиться новые храмы.

Кроме упомянутой Тихвинской иконы Богородицы из святынь монастыря можно отметить икону и частицу мощей Николая Чудотворца, частицы мощей Киприана, Федора Ушакова, Иустины.

Адрес: 620144, г. Екатеринбург, ул. Зеленая роща, 1.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.