Какое давление на борту самолета. Можно ли летать в самолете с повышенным давлением и что делать, если случился приступ

Доказанным является тот факт, что артериальная гипертензия представляет собой одну из наиболее распространенных болезней современного мира.

В 21 веке можно сидеть за компьютером и зарабатывать миллионы, отпала необходимость ходить в супермаркеты или посещать лекции в ВУЗе.

Таким образом, современный человек мало двигается и обильно кушает. Если добавить к этому низкое качество продуктов, плохую экологию и стресс, то мы получим благоприятный фон для развития патологии сердечно-сосудистой системы.

Может случиться так, что в связи с долгожданным отпуском или командировкой возникает необходимость воспользоваться услугами авиакомпаний. В медицинской литературе существует множество информации о том, можно ли летать на самолете при гипертонии. Вся она носит неоднородный характер и порой вызывает сомнения.

В этой статье будут кратко рассмотрены основы влияния большой высоты на человеческий организм, описаны противопоказания к полету, а также рекомендации, которые позволят сделать путешествие максимально комфортным и безопасным.

  • 1 В чем опасность полетов при гипертонии?
  • 2 Какое давление в самолете?
  • 3 Риск со стороны сердца
  • 4 Влияние на сосуды
  • 5 Как подготовиться к полету на самолете при гипертонии?
  • 6 Противопоказания для полетов
  • 7 Видео по теме

В чем опасность полетов при гипертонии?

Общепринятым мнением среди медицинских работников является то, что полет на самолете не вызовет нежелательных последствий, если артериальная гипертензия полностью контролируема.

Авиатранспорт безопасен для большинства пациентов с сердечно-сосудистой патологией.

Другое дело составляют люди, которые отправляются в путешествие с высоким артериальным давлением или тяжелой сердечной недостаточностью. В первую очередь, если исключить физические факторы, связанные с набором высоты и ускорением, многие люди испытывают страх или тревогу.

В кровоток выбрасывается большое количество стрессовых гормонов (адреналин, норадреналин, вазопрессин), которые вызывают спазм периферических сосудов и увеличение сердечного выброса. В связи со снижением атмосферного давления происходит компенсаторное возрастание кровотока в малом круге, что повышает риск развития отека легких, особенно у людей, страдающих от сердечной недостаточности.

Неконтролируемая артериальная гипертензия вызывает повреждение сосудистой стенки и способствует формированию тромбов различной локализации.

При перелетах на большие расстояния человек вынужден длительно сидеть, в результате чего нарушается венозный отток из нижних конечностей.

Таким образом, возможно образование тромбов с дальнейшей их миграцией. Если добавить ко всему вышеперечисленному индивидуальные вегетативные реакции, которые препятствуют достаточному потреблению жидкости и способствуют обезвоживанию (тошнота, рвота), то мы получим благоприятный фон для развития сосудистой катастрофы.

Какое давление в самолете?

Современные самолеты отличаются повышенным комфортом, конструкторы пытаются создать условия, которые максимально приближены к стандартным.

Даже в герметичных авиалайнерах человек испытывает экстремальные нагрузки.

При стандартном полете на высоте от 10 до 14 тысяч метров давление в салоне самолета равняется тому, если бы вы находились в открытой кабине или на вершине горы высотой от 2000 до 2500 метров.

Используя элементарные расчеты, при температуре 22 градуса по Цельсию вы испытываете давление 570 мм.рт.ст, что на 190 мм.рт.ст меньше чем на уровне моря. Важно учитывать быстрое изменение градиента при взлете и посадке. Мало кто знает, при нормальной концентрации кислорода в салоне (21%) поддерживается очень низкая влажность воздуха (от 10% до 20%).

Обыкновенный полет, который хорошо переносится молодыми здоровыми людьми, может стать испытанием для сосудов гипертоника.

Риск со стороны сердца

Сердце во время полета испытывает повышенную нагрузку в связи с изменением сосудистого тонуса, увеличением сопротивления легочных сосудов и ишемии миокарда.

Стрессовые факторы, такие как шум, вибрация и страх преумножают концентрацию катехоламинов, что вызывает тахикардию.

Увеличение ЧСС может запустить аномальную циркуляцию электрического импульса в сердечной мышце, таким образом спровоцировать аритмию. Из-за короткой диастолы миокард испытывает дефицит кислорода, в результате чего возможно развития приступа ишемии и даже инфаркта.

Если человек страдает хронической левожелудочковой недостаточностью, спазм легочных сосудов может привести к отеку легких.

Влияние на сосуды

На большой высоте снижается атмосферное давление и концентрация кислорода в окружающей среде. Организм пытается компенсировать эти колебания путем спазма периферических сосудов и перенаправления крови к жизненно важным органам. Таким образом, увеличивается АД и ЧСС.

Тромб в сосуде

Снижение кровотока в нижних конечностях и в органах малого таза способствует формированию тромбов, которые могут мигрировать и вызывать закупорку легочной артерии.

Это наиболее грозное и потенциально смертельное состояние можно предотвратить, если употреблять достаточное количество жидкости и совершать небольшие прогулки по салону каждые 2 часа.

Как подготовиться к полету на самолете при гипертонии?

Если вы собираетесь в путешествие на самолете, необходимо выполнить ряд обязательных условий, которые позволят предупредить осложнения:

  • правильное питание . Избегайте соленой пищи. Идеально приготовить подходящее блюдо дома и взять с собой. Это может быть нежирное мясо или рыба, овощи или фрукты. Можете попросить у проводника обед или снек со сниженным содержанием соли. Пейте достаточное количество жидкости (вода, соки);
  • медикаменты . Строго соблюдайте прием лекарств, которые вам назначил врач, не забудьте взять их с собой в путешествие, в том числе средства для неотложной помощи при гипертоническом кризе и стенокардии (Фармадипин, Нитроглицерин);
  • посетите вашего лечащего врача . Выслушайте рекомендации относительно полета, возможно доктор назначит лабораторно-инструментальные исследования (ЭКГ, общий анализ крови и мочи, липидограмму);
  • сон и отдых . Накануне полета не выполняйте тяжелую физическую работу, избегайте перееданий, употребления алкоголя, спите не менее 8 часов;
  • тонометр . Возьмите с собой в путешествие исправный аппарат для измерения АД и запасные батарейки (если он электронный).

Если во время полета вы чувствуете себя плохо, обратитесь за помощью к сопровождающему персоналу. Во время полета каждые 2 часа вставайте и ходите по салону в течение 10 минут, таким образом, вы препятствуете избыточному стазу крови в ногах и формированию тромбов.

Избегайте стресса, если вы испытывайте страх, допустимо использование седативных препаратов. Не зацикливайтесь на своей артериальной гипертензии, не думайте о том, что она может стать препятствием к путешествию. Готовьтесь тщательно, но не переусердствуйте.

Противопоказания для полетов

Существует достаточно обширный спектр противопоказаний для путешествия авиатранспортом.

С ознакомительной целью ниже представлены не только случаи, которые касаются артериальной гипертензии и кардиальной патологии:

  • тяжелая дыхательная недостаточность с одышкой в состоянии покоя;
  • нестабильная стенокардия;
  • пневмоторакс или пневмомедиастинум;
  • желудочно-кишечное кровотечение;
  • тяжелая анемия ― гемоглобин меньше 75 г/л;
  • неконтролируемая аритмия и нарушения сердечной проводимости (атриовентрикулярная блокада 3 ст.);
  • выраженная застойная сердечная недостаточность;
  • период после инфаркта миокарда ― большинство экспертов сходятся во мнении, что период в 21 день после болезни является абсолютным противопоказанием к полету;
  • тромбоз глубоких вен нижних конечностей до тех пор, пока адекватные меры профилактики не будут предприняты (антикоагулянтная терапия или оперативное лечение);
  • срок беременности больше 36 недель, также в течение всего третьего триместра, если в анамнезе были преждевременные роды или выкидыши;
  • в течение 10 дней после оперативного вмешательства на органах брюшной полости (аппендицит, холецистит) и 3-4 недель при торакальной хирургии (легкие, коронарные сосуды, сердце).

Любое показание может быть абсолютным или относительным в той или иной ситуации. Всегда консультируйтесь с врачом перед путешествием, сообщайте ему вид транспорта, которым вы планируете воспользоваться.

Видео по теме

О том, как влияет высокое и низкое атмосферное давление на гипертоников, в видеоролике:

Самый безопасный вид транспорта будет комфортным и надежным спутником для гипертоника лишь при правильном подходе. Соблюдение рекомендаций при подготовке к полету, предварительный медицинский осмотр и тщательный контроль артериального давления сделают ваше путешествие абсолютно безвредным.

Информация на сайте сайт является справочно-обобщающей, собранной из общедоступных источников и не может служить основанием для принятия решения об использовании медикаментов в курсе лечения.

сайт

А ещё у нас есть

Возможно, вы уже имеете представление о том, чего не стоит делать в самолете, чтобы не быть самым неприятным пассажиром. К примеру, не стоит смотреть на планшете фильм без наушников или есть сильно пахнущую еду. Но вот остальные тонкости не так очевидны. Если вы не можете назвать себя опытным путешественником, ознакомьтесь со списком вещей, которые нельзя делать, чтобы чувствовать себя увереннее.

Не спите во время взлета или при посадке

Когда самолет поднимается или опускается, давление вокруг изменяется быстрее, чем внутри ушей. Каждый человек, который хоть раз летал в самолете, знает, что это весьма неприятно, но это лишь временное ощущение. Чтобы выровнять давление, используйте жевательную резинку. Можно также медленно вдохнуть, зажать рот и нос и попытаться выдохнуть, съесть леденец или зевнуть. И главное - стоит при этом бодрствовать. Если вы спите во время перемены давления, дискомфорт впоследствии будет очень сильным. Вы можете потом столкнуться с головокружением, ушной инфекцией, легкой потерей слуха, повреждениями барабанных перепонок, кровотечением из носа. В худшем случае проблемы со слухом могут оказаться очень серьезными и продолжительными. Так что в важные моменты полета лучше все же не засыпать.

Не сидите весь полет без движения

Пониженное давление внутри салона приводит к существенному замедлению кровообращения, что может вызвать возникновение тромбов, особенно в ногах. Если вы находитесь в положении сидя, ситуация усугубляется. Особенно это опасно для девушек, принимающих контрацептивы, потому что такие медикаменты увеличивают риск тромбоза. Чтобы не рисковать здоровьем и избежать возникновения тромбов, которые могут попасть в легкие, мозг или сердце, стоит время от времени вставать и двигаться. Конечно, некоторым просто лень, а кому-то досталось место у самого окна, но это по-настоящему важно. Если вы можете заранее выбрать место, выбирайте кресло у прохода. Если встать никак не получается, попробуйте просто поднимать пятки, оставляя пальцы на полу, а потом наоборот. Напрягайте мышцы ног и расслабляйте их. Регулярно повторяйте эти простые движения на протяжении всего полета. Постоянно меняйте позу, шевелите ногами каждый раз, как вспомните об этом. Не стоит принимать снотворное - оно обездвиживает человека и увеличивает опасность.

Не засыпайте, если летите туда, где по прилете будет дневное время

Если вы заснете в пути, вам будет особенно сложно приспособиться к новому часовому поясу. Вы испортите себе весь день после полета. Просто переставьте время на часах соответственно пункту назначения сразу же, как окажетесь в самолете. И ведите себя соответственно. Если на часах ночь - спите. Если день - занимайтесь обычными делами, даже если за окном темно.

Не забывайте пить воду

Воздух в салоне очень сухой. С каждым выдохом ваше тело теряет влагу, поэтому даже неподвижное сидение на такой высоте все равно означает угрозу обезвоживания. Если мимо проходит стюардесса, не забывайте просить у нее стакан воды.

Не заказывайте чай или кофе

И дело даже не в том, что от кофе в таком напитке - одно название. Напитки делаются из воды, текущей в самолете из крана, а она может содержать разнообразные бактерии. Двенадцать процентов самолетов заражены бактериями, которые совершенно безопасны, если у вас крепкий иммунитет, но если вы ослаблены, они могут представлять угрозу. Так что не стоит рисковать, лучше пить воду из бутылки. Не берите и напитки со льдом, если он сделан из самолетной воды.

Не пейте газированные напитки

Перепады давления приводят к тому, что газы в теле увеличиваются в объеме на целую четверть. То же происходит и с газированными напитками, поэтому их потребление может привести к дискомфорту. Избегайте таких напитков, если не хотите обнаружить отеки после полета.

Не пейте алкоголь

Алкоголь может помочь вам расслабиться и уснуть, но качество сна не будет высоким. Кроме того, ваш организм будет обезвожен, а потом вы получите похмелье, сопровождающееся раздражением и сонливостью. Лучше не налегайте на алкоголь, пока не спуститесь на землю по прилете, даже если его стоимость включена в цену билета, и предложение стюардессы кажется крайне соблазнительным.

Не объедайтесь самолетной едой

Конечно, если вы голодны, стоит поесть, и тут неважно, в самолете вы или нет. Но просто так съедать всю еду с подноса от скуки нет смысла. Да и удовольствия вы получите меньше - сухой воздух в кабине и пониженное давление снижают способность ощущать соленый и сладкий вкусы на несколько десятков процентов, отчего вкус еды кажется неприятным. Да и шум двигателей не способствует аппетиту. Доказано, что окружающая обстановка может воздействовать на ваше восприятие вкусов. Некоторые авиалинии пытаются компенсировать это, пересаливая блюда, но в таком случае вы получите избыток соли в организме. Поэтому от еды в самолете лучше воздержаться и есть только во время очень долгих перелетов, когда вы по-настоящему голодны, а не пытаетесь отвлечься.

Не ешьте то, что упало на откидной столик

Доказано, что откидные столики являются наиболее грязными участками по всем самолете. Некоторые пассажиры меняют своим детям подгузники прямо на этих столиках. Учитывая этот факт, вряд ли стоит с той же поверхности есть. Конечно, сотрудники должны протирать столики между полетами, но досконально проверить чистоту невозможно. Если вы не протерли столик антибактериальной салфеткой, лучше не ешьте то, что на него просыпалось. Никакая еда не стоит той опасности, которую может таить в себе такой поступок.

Не трогайте пояс безопасности

На поясах безопасности тоже хватает бактерий. Конечно, пристегиваться обязательно нужно, но трогать после этого пояс лучше не стоит. Контролируйте себя, если у вас есть привычка теребить что-либо в руках, когда вы задумаетесь. Можете протереть руки антибактериальным гелем, когда застегнете застежку пояса, и после этого старайтесь про него и не вспоминать.

Не ходите босиком

Конечно, полностью расслабиться приятно, особенно если полет длится всю ночь или просто очень долгий. Тем не менее ходить босиком не стоит - даже если пол чистый, вы можете наступить на разбросанный пассажирами мусор или остатки еды. К тому же это несколько неуважительно по отношению к другим пассажирам. А если вы планируете пойти в туалет, то и опасно - босиком вы можете поскользнуться на забрызганном полу.

Не терпите, если хотите в туалет

Туалет в самолете трудно назвать вершиной комфорта, но терпеть тоже не нужно. Во время полета моча, оставшаяся в мочевом пузыре, может привести к инфекции, что превратит ваш отпуск в кошмар. Так что не стоит пытаться подождать конца полета из-за брезгливости - поднимайтесь и идите в туалетную комнату, если вам это нужно.

Представьте, что вы удобно расположились в кресле самолета и наслаждаетесь полетом, мечтая о приближающемся отпуске на морском берегу или о встрече с близкими. А для того, чтобы вам было удобно и комфортно, так же как и на земле, в авиалайнерах предусмотрены специальные системы, отвечающие за качество воздуха в салоне.

Пассажирские самолеты летают на высоте от 9 до 12 тысяч метров. Все зависит от модели, поскольку у каждой из них есть своя «идеальная» высота, на которой лайнер расходует минимальное количество топлива и испытывает небольшое сопротивление. После того, как самолет взлетел и набрал высоту, он оказывается в атмосферном воздухе, параметры которого сильно отличаются от таковых у поверхности. Того воздуха, который есть в салоне, хватает примерно на 15-20 минут полета, а дальше в нем падает содержание кислорода и им становится невозможно дышать. Но для того, чтобы добавить свежего воздуха в салон, не получится просто открыть для проветривания люк. Дело в том, что содержание кислорода на такой высоте уменьшается до 7-8%, в то время как внизу этот показатель равен 21%. А атмосферное давление за бортом (второй не менее важный показатель воздуха) снижается до 170-250 мм. рт. ст., вместо привычных для нас 740-760 мм. рт. ст.

Но с увеличением высоты даже при неизменном процентном соотношении компонентов воздуха парциальное давление кислорода падает, что приводит к общему снижению уровня кислорода в крови человека, да и любого другого живого существа. Поэтому недостаточно просто обогатить атмосферный воздух кислородом, необходимо привести в норму и давление.

Для обеспечения комфортных условий во всех авиалайнерах работает специальная система кондиционирования воздуха. Система забирает воздух, который находится за бортом и сжимает его с помощью компрессоров. Благодаря этому плотность кислорода в нем повышается до приемлемых значений. Одновременно с этим происходит выравнивание параметров температуры до комфортного уровня.


Что касается давления, то в салоне авиалайнера поддерживается более низкое давление, чем то, что соответствует уровню аэропорта. Как правило, это 600-650 мм. рт. ст., что соответствует высоте 1300-1800 метров над уровнем моря. Считается, что это нижняя граница комфортного для человека атмосферного давления воздуха.

Но у системы кондиционирования есть один существенный недостаток: воздух, попадающий в салон, слишком сухой. Разреженный в атмосфере, он содержит меньше влаги, а при доставке в салон осушается дополнительно. Делается это для того, чтобы в патрубках системы кондиционирования не намерзал лед, который может привести к ее закупорке. Поэтому некоторые пассажиры испытывают постоянную жажду во время полета, а также жалуются на сухость в глазах и горле.

Приближается пора отпусков и многие из нас собрались на отдых в теплые страны.

С приближением лета, эта тема становится все более актуальной, а у многих мысль о предстоящем авиа перелете вызывает учащенное сердцебиение, потому как некоторые люди испытывают аэрофобию (боязнь летать на самолете) и эти ощущения, а точнее их предвкушение, перекрывает желание отдохнуть вдали от дома.

Если Вы «сердечник» или человек, у которого регулярно повышается артериальное давление и частенько щемит сердечко, информация, изложенная в этой статье, поможет Вам перенести перелет с наименьшей нагрузкой на сердце и сосуды.

В этой статье речь пойдет о том, как защитить свое сердце и сосуды во время авиа перелета, а также в первые дни пребывания на отдыхе в экзотических странах.

Как влияют авиа перелеты на сердце?

Во время полета давление в салоне самолета приблизительно равно давлению на высоте 2500м над уровнем моря. При снижении атмосферного давления количество кислорода в салоне самолета падает - это является основным фактором риска для повышения артериального давления, гипертонического криза и развития сердечного приступа.

Так или иначе, перепады давления в салоне самолета чувствуют все, но у людей со слабым сердцем перелет может закончиться «сердечно-сосудистой катастрофой».

Резкое падение атмосферного давления и снижение концентрации кислорода в салоне самолета отмечается уже на высоте 3000м, а при длительных перелетах самолет набирает большую высоту, до 11000м, что резко уменьшает поступление кислорода в кровь - это очень опасно!

Некоторым, даже здоровым людям, а особенно людям, страдающим заболеваниями сердца (ишемическая болезнь, приступы стенокардии, перенесенный инфаркт миокарда, атеросклероз сосудов и гипертония), может понадобиться дополнительная ингаляция кислорода.

Но! К сожалению, не во всех самолетах на борту имеются кислородные подушки, потому как многие авиакомпании запрещают брать на борт кислород. Дополнительный кислород, находящийся на борту самолета, является взрывоопасным веществом, особенно если это длительный перелет на большой высоте.

Что делать?

  • Перед перелетом и заказом билетов, уточните, есть ли в салоне самолета ингалятор кислорода (кислородная подушка).
  • Если Вы заказываете путевку, тур и т.п. в туристической фирме, поинтересуйтесь у туроператора: Есть ли у них такая услуга во время перелета и можно ли ее заказать?
  • Есть и другой вариант. За 3 - 4 дня до вылета, закажите услугу кислородной ингаляции. Заказ делает врач, который выдает справку о том, что Вы нуждаетесь или Вам может потребоваться дополнительный кислород во время перелета.
  • Для более спокойного перелета, перед посадкой примите 1 таблетку валидола под язык, а вторую таблетку перед взлетом. В то время пока валидол будет у Вас во рту, Вы будете более спокойны и Вам не понадобятся леденцы, для того чтобы отложило уши во время набора высоты самолетом.
  • Людям, страдающим приступами стенокардии, рекомендуется принять 70мг аспирина и 1 таблетку нитроглицерина, для того чтобы избежать возможного сердечного приступа.
  • Людям, перенесшим инфаркт миокарда в течение 6 месяцев после болезни, авиа перелеты - запрещены, во избежание сердечного приступа и развития повторного инфаркта.
  • Перед посадкой выпейте 40 капель валерианы или корвалола. Это снимет страх перед полетом, уменьшит учащенное сердцебиение, расслабит и успокоит Вас.
  • Во время полета Вам нужно отвлечься: разговаривайте, читайте журналы, любимую книгу, разгадывайте кроссворды и т.п.

Как влияют авиа перелеты на сосуды?

Любой, даже самый не долгий перелет - это ограничение подвижности.

Чем дольше мы сидим в неподвижном состоянии, тем больше нагрузка на сосуды ног. В это время кровообращение в нижних конечностях замедляется, кровь становится более вязкой, сосуды сужаются, ноги отекают и начинают болеть. И все это на фоне перепадов давления в салоне самолета. В такой ситуации растет риск сосудистого тромбоза (закупорка сосуда кровяным сгустком).

Что делать?

  • Ни в коем случае не кладите ногу на ногу (от этого сосуды пережимаются и страдают еще больше).
  • Не держите ноги в согнутом положении более 1 часа, не подкладывайте их под себя (это значительно нарушает кровообращение и увеличивает нагрузку на сосуды ног).
  • Ноги должны быть в ровном положении как можно дольше - это улучшает кровоток.
  • Шевелите ногами.
  • Каждые 30 минут вставайте с места и пройдитесь по салону.
  • Заказывая билет, попросите дать Вам место не у окошка, а у прохода. Сидя у прохода, Вы сможете расправить ноги, сгибать и разгибать их. Вы будете чаще двигаться, вставать и не беспокоить рядом сидящих людей.

Зачастую после длительного перелета мы попадаем в жаркие страны и пытаемся как можно быстрее отдаться предлагаемым искушениям. На наш организм вместо отдыха, обрушиваются новые испытания и нагрузка, в три раза превышающая ежедневную.

В новом климате свой воздух, своя вода, своя еда и свое время. Все это сбивает привычные биоритмы, по которым живет человек дома. Сердце, сосуды и организм в целом, в такой ситуации может серьезно возмутиться и заставит обратить на себя внимание.

Может подняться артериальное давление, появиться головокружение, головная боль, чувство нехватки воздуха, рассеянность, беспричинная раздражительность, нарушение стула и сна.

Поэтому первые 2 - 3 дня, нужно провести в режиме привыкания (адаптации). После перелета следует хорошо выспаться, вкусно покушать и отправиться на свежий воздух, осматривать окрестности.

Вашему организму, пару дней будет вполне достаточно для того, чтобы освоиться и не подвести Вас, а помочь отдохнуть телом и душой!

Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких!

Но с этими напастями можно справиться, если к воздушному путешествию грамотно подготовиться.

В полете могут стать проблемой:

Перепады давления . Даже в самом комфортабельном самолете условия для человеческого организма близки к экстремальным. При полете на высоте 10-14 километров в пассажирском салоне поддерживается такое давление, как если бы вы находились на высоте от 1500 до 2500 метров, что неизбежно ведет к низкому насыщению крови кислородом. К тому же в салонах современных самолетов обычно поддерживается очень низкая влажность воздуха - от 10 до 20%.

Кому придется туго : в первую очередь пассажирам, страдающим сердечно-сосудистыми и бронхо-легочными хроническими заболеваниями.

Мучениями может обернуться авиаперелет и для больных острым и хроническим синуситом.

С заложенным носом садиться в самолет нельзя, иначе под влиянием перепадов давления можно заработать экссудативный средний отит, а в особо тяжелых случаях - даже разрыв барабанной перепонки. Особенно при снижении самолета.

Авиаперелеты противопоказаны при:

недавно перенесенном инфаркте миокарда; нестабильной стенокардии, застойной сердечной недостаточности, нерегулируемой гипертонии, неконтролируемой желудочковой или наджелудочковой тахикардии, выраженном заболевании клапанов сердца, сопровождаемым симптомами недостаточности кровообращения; бронхиальной астме нестабильного течения, пневмотораксе; острой инфекции среднего уха; отслойке сетчатки глаза и тяжелых формах глаукомы; тяжелых формах анемии; беременности сроком после 36 недель; недавно перенесенной хирургической операции. Выход : перед тем как купить билет на самолет, проведите клиническое обследование, обращая особое внимание на функциональные возможности миокарда и ресурс легких (их жизненную емкость).

Если количество вдыхаемого воздуха и диффузионная способность лег-ких составляют менее 50% от ожидае-мых, с авиаперелетом лучше повре-менить.

Если лететь все же необходимо, запаситесь жизненно важными препаратами. Всем больным астмой (кроме самых легких случаев) следует взять с собой стероидные препараты для перорального приема в экстренных ситуациях. В других случаях может быть целесообразным во время полета использовать кислород.

Людям, страдающим острым или хроническим синуситом, следует взять с собой в полет аэрозоль про-тивозастойного действия, способст-вующий уравниванию давления в пазухе. Полезно и опрыскивание полости носа физиологическим раствором ввиду низкой влажности воздуха в салоне.

Смена часовых поясов . Часовая акклиматизация - испытание нелегкое. Бессонница, головные боли, резь в желудке - вот лишь неполный перечень тех неприятностей, которые выпадают на долю тех, кому приходится пересекать один или несколько часовых поясов. Тяжелее всего приходится тем, кто совершает перелет на восток: в этом случае биологические часы человека значительно отстают от местного времени. Для того чтобы прийти в себя, организму в этом случае потребуется до трех-четырех недель.

Кому придется туго : больше всего от смены часовых поясов страдают больные воспалением легких, бронхиальной астмой, сердечными аритмиями, гипертонической и язвенной болезнью.

Выход: в случае перемещения с востока на запад вылетать лучше утренним рейсом. При этом от сна в самолете лучше воздержаться, приняв тонизирующее средство. Тогда вы сможете погрузиться в объятия Морфея вечером по местному времени.

При перелетах с запада на восток вылет лучше подгадать на вечерние часы и приложить все усилия для полноценного отдыха во время полета.

Желательно также, чтобы между длительными авиаперелетами (туда и обратно) был двухнедельный перерыв - тогда вам будет легче оградить себя от неприятностей, связанных со сменой часовых поясов.

Нарушения венозного крово-обращения . Многочасовое пребывание в положении сидя без движения приводит к увеличению гидростатического давления и замедлению кровотока в венах и даже его остановке (стазу).

В свою очередь застой крови в венах ног, вызванный длительной скованной позой или сжатием подколенной вены краем сиденья, может быть причиной отека и привести к развитию тромбоза глубоких вен, чреватого внезапной смертью от тромбоэмболии (закупорки легочной артерии) при отрыве тромба с «насиженного» места. Согласно международной статистике, каждый час в разных аэропортах мира таким образом уходит из жизни один человек.

Кому придется туго : страдающим варикозным расширением вен, людям с повышенной вязкостью крови, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Выход : для профилактики тромбообразования во время полета, наденьте компрессионный трикотаж (чулки гольфы или колготки), а также комфортную свободную одежду из натуральных материалов и удобную обувь.

Периодически меняйте положение тела или пройдитесь по салону самолета (каждые 30 минут), выбрав (если это возможно) место у прохода. Чаще пейте воду (но не алкогольные, газированные напитки или кофе).

Кинетоз - «воздушная болезнь».Она проявляется головокружением, бледностью, холодным потом, сонливостью, тошнотой, рвотой.

Кому придется туго : склонным к укачиванию, детям и пожилым.

Выход : примерно за 30 минут до полета примите препарат против укачивания. Восприимчивым к укачиванию людям также рекомендуется избегать избытка жидкости, газообразующей пищи и сидеть ближе к крылу самолета, если это возможно.