Карелия: путеводитель по местам силы. Там, где живёт загадка Детские загадки на карельском языке

Вот загадка: «Что у каждого есть?» Подумав, ребенок наверняка найдет правильный ответ: имя. У каждого человека есть имя, а у предмета - название. Круг предметов, употребляемых народом, как ничто другое отражает его быт. В повседневной жизни ребенок имеет дело в основном с современными понятиями и предметами и для него поневоле остаются незнакомыми многие стороны деревенской жизни. Вот почему мы хотим познакомить детей с загадками, бытовавшими в карельском крае в прошлом веке.

Некоторые загадки могут показаться трудными. Помните, что в этих загадках отражается образное мышление именно карелов и финнов, их близость к природе. Так, например, загадка о руке могла родиться только здесь, в краю озер, мысов и скал. А как много нового ты узнаешь из загадки о сосне: и то, что в Карелии, где росло мало хлеба, в муку подмешивали сосновую кору, и то, что полученную из сосны смолу продавали в город, а ствол кроме дров давал древесный уголь.

Заинтересовавшись прошлым этой земли, ребенок будет искать все новые книги, рассказывающие об этом чудесном Крае лесов и озер. Одна из них «Калевала», которую подарил миру Элиас Лённрот. Он же записал в прошлом веке загадки , которые Вы сейчас отгадаете.

Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)

Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)

Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. (Сорока)

Олень по полю скачет, ноги до земли не достают. (Люлька)

Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)

Заливы узкие, мысы длинные, скала на кончике каждого мыса. (Рука (пальцы))

Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь)

У кого глаза в ушах? (Ушат)

Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)

Черная птица красные яйца высиживает. (Чайник на углях)

Может к ночи одеть, а среди бела дня раздеть. (Баня)

Двумя ногами ступает, восемью везет. (Сани)

Дятел в железных сапогах по дороге проскакал. (Лошадь)

Двое слушают, двое глядят, двое нюхают, один пробует, двое собак отгоняют, один сзади болтается. (Корова)

Изба еды полна, а крыши нет и стены дырявые. (Поле)

Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет. (Серп)

Высек пламя Илмаринен, выбил искры Вяйнямёйнен. (Гроза, гром и молния)

Железный мужичок огнем плюется. (Ружье)

Шкуру съедают, кровь продают, тело сжигают, рога в лесу оставляют. (Сосна)

Кипит-бурлит - никогда через край не переливается. (Озеро)

Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (Лодка с веслами)

Башмаки из камня, шляпа из бересты, в воде стоит, на земле падает. (Сеть)

Дед старый, шуба новая - каждый год шьют, каждый год порют. (Лед на озере)

Овца из лесу идет, шерсть по земле волочится. (Воз с сеном)

Одна изба, пять горенок. (Перчатка)

Сарай овечек полон, а посредине - баран остриженный. (Звезды и месяц)

КАРЕЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

Зал оформлен под избу: прялка, полки с деревенской утварью, на столе, накрытым скатертью с карельской вышивкой стоит самовар, лавки застелены плетеными половиками. На центральной стене расположено окно деревенской избы, в котором видится карельский пейзаж.

Звучит карельская музыка. Хозяйка хлопочет по-хозяйству.

Хозяйка: На завалинке в светелке иль на бревнышках, каких,

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир,

Нынче, все мы по - сусекам личных дач или квартир.

Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:

Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!

Звучит музыкальный фон , за дверью слышен шум.

Входят дети с воспитателем.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы, добры молодцы!

Дети: Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка: Проходите, будьте, как дома! Веселья вам, да радости!

Танец в кругу «ТАЛОН ПОЯН ТАНСИ» финск. нар. мел.

Воспитатель: Хлебу да соли долог век. Хозяйке нашей более того! (кланяется)

Хозяйка: И вам того же! (кланяется)

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Воспитатель: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка предлагает гостям присесть на лавки, сама садиться с ними

Хозяйка: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Дети: Я из Пудожа…Я из Чалны…Я из Косолмы... Я из Сортавалы…Я из Чупы…Я из

Лоух…Я из Кондопоги…Я из Вяртселя……

Хозяйка удивляется.

Воспитатель: Одним словом, это все…

Дети хором: Наша Карелия.

Дети встают и с места говорят стихи

Дети: 1. Сторона сторонушка синяя вода.

С солнцем иль без солнышка ты моя всегда.

2. Над лесом над озерами взлечу как птица я,

Волнуешь ты озерами Карелия моя.

3. На юге, где солнце теплее цветы зажигает весна.

Но знаю я сердцу милее родная моя сторона.

4. Любим край любимый, он краше с каждым днем.

О родной Карелии (о родной сторонке) песню мы споем.

Песня « МЫ В КАРЕЛИИ ЖИВЕМ» музыка и слова Пац С.В.

Хозяйка: Что ж, время пришло, пора и познакомиться!

Танец « ЧЕРНЫЙ КОТЕНОК» финская народная мелодия

Игра « ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» карельская народная игра

Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз».

На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся.

Хозяйка: А теперь отдохнем, разговоры поведем.

Дети располагаются на лавках.

Воспитатель: А что хозяюшка ты интересного нам припасла?

Хозяйка: (Достает копилку с загадками)

Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.

Сижу на народ гляжу, все запоминаю и в копилку собираю.

Вот моя корзинка-копилка! (показывает детям)

Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу.

КАРЕЛЬСКИЕ ЗАГАДКИ


Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)
Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)
Олень по полю скачет, ноги до земли не достают. (Люлька)
Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)
Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь)
Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)
Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет. (Серп)
Кипит-бурлит - никогда через край не переливается. (Озеро)
Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (Лодка с веслами)
Одна изба, пять горенок. (Перчатка)

Воспитатель: А мы знаем много карельских пословиц и поговорок . Подарим их

Хозяюшке? Пусть положит их в свою корзинку-копилку.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  1. Изба без детей, что гнездо без птицы.
  2. Кукушка на радость лесу, ребенок - семье.
  3. Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.
  4. Гостю обрадуешься, а чем угощать - задумаешься.
  5. В гостях пирожок съешь, дома для гостей два испеки.
  6. В гостях вдоволь едят, а дома добавляют.

7. Гость радует дважды: приходя и уходя.

Воспитатель: А давайте, мы копилку еще пополним, потешим хозяюшку частушками.

Хозяйка: Ох, частушки я люблю! С вами тоже подпою!

Да и в копилочке моей найдется, чем порадовать гостей!

С погремушками частушки веселей!

Хозяйка предлагает детям музыкальные инструменты.

Карельские ЧАСТУШКИ

Дети поют частушки, подыгрывая на детских музыкальных инструментах.

  1. Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем, попросите только нас.

  1. У мово миленочка худая кобыленочка,

Не доехал до горы, ее съели комары.

  1. Не садись милаша рядом, рядом будет тесно,

Ты другого завлекаешь, мне не интересно.

  1. Милый мой, милый мой, ты с деревни, я с другой,

Ты с деревни, я с другой, свиданья редко нам с тобой.

  1. Перед зеркалом стояла: чем же я не хороша?

Красотой своей довольна, только ростом не больша.

  1. Скоро, скоро снег сойдет, на нашей речке лед сойдет,

Сяду я на льдиночку, проведаю Мариночку.

  1. Хорошо частушки пели, хорошо старалися,

Очень рады, что хозяйка с нами улыбалася.

Хозяйка: Вот и пополнилась моя копилка! Спасибо вам! (откладывает корзинку-копилку)

поет на мелодию русской народной песни « Из под дуба»

По тропиночке я шла,

Два колечика нашла (берет двух девочек под руки)

Два колечика нашла (подводит девочек к мальчикам)

Бери девица молодца! (они образуют пары).

встанут в пары.

Хозяйка: Ай да, пары, красивы!

Воспитатель: Что ж, порадуем хозяюшку финским танцем?

Дети: Порадуем!

Финская игра – танец « ВЕСЕЛЫЕ ДЕТИ»

Хозяйка: Здорово веселиться умеете! А по – хозяйству хлопотать сможете ли?

Дети: Сможем, еще как!

Хозяйка: Тогда будем картошку варить!

Игра « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их (проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» - пляшет.

Хозяйка: Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Ребенок: Я б калиточек картофельных поел,

Что б лежали на тарелочке горочкой,

Что б румяны, что б хрустели корочкой!

Хозяйка выносит калитки

(национальное карельское блюдо: тонкие открытые пироги из ржаной муки, начинка картофель или пшено)

Хозяйка: Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем!

Они на блюде расписном с карельским рушником.

Калитки подносим, поклонясь отведать просим!

Хозяйка передает калитки воспитателю, гости благодарят хозяйку.

Хозяйка идет за самоваром.

Воспитатель: Чай пить – приятно жить! Пустой пить неохота, я с калитками в самый раз!

Хозяйка несет самовар и

поет на мелодию русской народной песни « Ах вы, сени»

Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

Самовар в руках несу, прибауточку пою.

Чай пить, чай пить – приятно жить!

Попьешь чайку – позабудешь про тоску!

Воспитатель: Хозяйку уважим?

Дети : Уважим!

Воспитатель: Калиточек поедим!

Дети: Поедим!

Воспитатель: Ароматным чайком запьем?

Дети: Запьем!

Под музыкальный фон дети идут за Хозяйкой в группу на чаепитие.


/ Ин-т яз., лит. и истории Карел, фил. АН СССР; Изд. подготовила Н. А. Лавонен /Петрозаводск: Карелия, 1982.- (Памятники фольклора Карелии).- 144 с. Текст парал.: фин., рус.
Книга рассчитана на взрослого читателя

ОТ РЕДАКТОРА
При составлении сборника использованы все имеющиеся публикации и записи карельских загадок (см. раздел «Источники»)
Привлечение различных и разновременных источников обусловило чрезвычайную пестроту материала в языковом отношении - в написании слов, в передаче диалектных особенностей и различий говоров карельского языка. В связи с этим потребовалась некоторая унификация текстов, которая была проведена В. Д. Рягоевым с большой осторожностью.
В силу ряда причин материалы, взятые из опубликованных источников и Архива Общества Финской литературы, оставлены без исправления их написания, хотя в этих текстах и не соблюдены принципы общепринятой в настоящее время финно-угорской научной транскрипции, и они, в силу смешения с финским языком, не передают специфических особенностей карельского языка, особенно
его южных говоров.

Сверены и приведены в полное соответствие с говором той местности, где записана загадка, материалы из научного архива Карельского филиала АН СССР и Фонотеки Института языка, литературы и истории.

Все эти тексты передаются в упрощенной общепринятой финно-угорской транскрипции. Передний губной гласный «й» передается через букву «у», а долгота гласных обозначается их сдвоением вместо надстрочного знака долготы (kylä вместо kiilä, puu вместо рй).
Мягкость согласных, как правило, не обозначается. Как известно, согласные в словах передней огласовки, т. е. в окружении ä, о, у, а также е *и i,
произносятся мягче по сравнению с согласными в словах задней огласовки. Она обозначена лишь в тех случаях, когда мягкость согласного в современном языке обусловливается исторически: положением перед j и i (viTTa (suapka “шапка"), в собственно карельских словах, несмотря на говорные и диа лектные различия, через свистящий s.

М.М. Мартынова

ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное издание является первый научным сводом карельских загадок. Сборник составлен на основе публикаций, изданных в Советском Союзе и в Финляндии, материалов научного архива Карельского филиала АН СССР н копий материалов из архивов Общества Финской Литературы (Suomalatsen kirjal-lisuuden Seura), а также «Словаря карельского языка » (Karjalan kielen I sanakirja).
Рукописный архив Карельского филиала располагает записями загадок! начиная с 30-х годов нашего столетия. Особенно активно фольклорные тексты записывались в предвоенные (1936-1940) годы. Это заслуга собирателей X. Богданова, К. Беловой, В. Евсеева, П. Куикка, К. Луото и других. Материалы по карельской загадке, хранящиеся в финских архивах, были собраны учеными) Финляндии на территории Карелии в XIX и в начале XX веков.

Начиная с 1971 года с целью сбора дополнительного материала и выявления вопросов бытования загадок были организованы фольклорные экспедиции в следующие населенные пункты: Тукса, Мегрега, Куйтежа, Судалица (Олонецкого р-на), Карельская Масельга, Мяндусельга, Паданы (Медвежьегорского р*на), Юшкозеро, Войница. Вокнаволок, Кепа, Калевала (Калевальского р-на), Кестеньга (Лоухского р-на), Колвица, Княжая Губа (Кандалакшского р-на Мурманской области). В таких поселках как Калевала, Кепа, Кестеньга, Паданы, кроме коренного населения, живут представители других районов Карелии. С учетом этого географические границы записей загадок значительно шире. Материалы этих экспедиций, записанные на магнитофонную ленту, хранятся в фонотеке Института языка, литературы и истории.

За последние десятилетия изменился весь жизненный уклад карел, их быт и культура. Сейчас в карельских деревнях загадок с целью проведения досуга уже нс загадывают. Здесь, как и повсюду, на смену фольклорным жанрам пришли книги, газеты, радио, кино и телевидение. Но еще в первые десятилетия нашего века, особенно на севере Карелии, загадывание наблюдалось довольно активно, еще и сегодня многие пожилые женщины помнят загадки, хотя практически и не загадывают.

На вопрос: «Загадывали ли у вас загадки в Ладвозере?» М. Ф. Ахонен ответила: «Arvoiteltihhaa sita, jotta...» (Фон. 1596/4) - «Загадывали, да еще как...» М. С. Леаицкая из Бойницы пояснила: «Arvauteltih niita kylF ta starinua sanottih, ka vet oien kaikki unohtami, kun ei tule niita muissella » (Фом 1594/26).-«Загадывали, конечно, dc и сказки рассказывали, да ведь все забыла, поскольку не приходится вспоминать».
Такие ответы типичны. Вначале наши собеседницы сетуют: «Да ведь знала, знала хоть сколько, да вот. поди, не вспоминаются, ничего не помню». В ходе
беседы выясняется, что трудно вспоминались только первые загадки, затем на память приходили все новые загадки, и загадывание с успехом продолжается.

Особенно активно загадываются загадки, если собирается группа из нескольких человек. Присутствующие оживляются, с удовольствием вспоминают дни своей молодости, когда обращение к фольклорным жанрам было обычным повседневным явлением. На таких встречах вспоминаются не только загадки, но и сказки, пословицы, былинки, поверья, приметы, а иногда и фрагменты эпических песен. Как правило, загадки знают те, кто помнит и другие жанры народного творчества.
Присутствие нескольких человек обеспечивает и большую фактическую достоверность записей - поскольку что-то забытое одним человеком сразу же дополняется, уточняется, оговаривается другими. Многие женщины проявляют живой интерес к нашей работе и стремятся помочь. Добрые слова хочется сказать о В. М. Мартыновой из Падан, У. М. КардининоЙ из Юшкозера, У. Т. Токаревой, М. В. Бородкиной из Кестеиьги, М. В. Маликиной из Бойницы и многих других.

Чудесный фольклорный вечер был у нас в деревне Княжая Губа в доме Л. И. Занковой, где, кроме хозяйки, присутствовали А. А. Хонканен, А. Р. Никитина, ее дочь В. Ф. Архипова.

В поселке Кепа нам с удовольствием загадывали сестры А. Я. Степанова, А. Я. Кузьмина из Шомбозера, А. Т. Богданова, в Юшкозересестры И. М. Тарасова и Т. М. Тарасова и их соседка 3. В, Федорова, в Кестеньге У. Т. Токарева и А. Н. Карпова и т. д.

Специального упоминания заслуживает карельское село Вокнаволок, где особенно хорошо помнят загадки. Здесь их можно записать почти в каждом доме. В этой деревне устойчиво сохранилась богатая народно-поэтическая традиция. Не зависит ли это отчасти и от того, что, помимо существования общих условий лучшей сохранности архаики на Севере, эти места, начиная уже с первой трети XIX века, активно посещали собиратели - сначала финляндские, с начала 30-х годов нашего века -- советские? Из поколения в поколение передавалось не. только знание фольклора, но и понимание его ценности ^важности. Нели калевальская поэзия и ушла из активного бытования, дух этой поэзии и поныне живет в Вокнаволоке. Многие фольклорные традиции дошли до наших дней, здесь еще, помимо загадок, сохранились сказки, пословицы, детские песни н т. д.

В поселке Калевала мы посетили Татьяну Филипповну Федорову. Узнав о цели нашего прихода, Татьяна Филипповна охотно согласилась рассказывать нам для записи на магнитофон. Она оказалась превосходной исполнительницей, увлеклась, говорила эмоционально, знала многое из старого быта и народной поэзии. Мы записали от нее 67 загадок, несколько сказок, песни, пословицы. Запись загадок от Т. Ф. Федоровой количественно самая большая от одного человека в нашей коллекции. Таких мастериц поэтического творчества остается, к сожалению, все меньше. Не стало уже и самой Татьяны Филипповны. Однако можно сказать, что почти каждая пожилая калевальская женщина может загадать несколько загадок, а иногда и 15-20. ГТо нашим наблюдениям, в основном, загадывают женщины, если же при записи оказываются и мужчины, они сами не соглашаются загадывать, а «подсказывают» женщинам: «Загадайте им о рукавице, самопрялке» и т. д., т. е. явно намекают на двусмысленные загадки.

Такое сравнительно хорошее знание загадок людьми пожилого возраста выявлено только в северной Карелии (в Лоухском и особенно Калевальском районах), в средней и южной Карелин традиция загадывания загадок сохранилась значительно хуже. Здесь трудно найти исполнителя, знающего хотя бы единичные загадки, стал забываться даже сам термин.

Старый традиционный способ передачи загадок устным путем отходит в прошлое. В последние годы наметилась тенденция усваивать загадки из книг, но поскольку карельский язык бесписьменный, загадки таким способом передаваться не могут. И даже на Севере, где традиция еще хранится старшим поколением, дети карельских загадок практически не знают.

В результате полевых экспедиций удалось выявить не только современное состояние традиции, но и обнаружить интересные детали, важные моменты, которыми сопровождался процесс загадывания в прошлом.
Загадывание было ограничено во времени и происходило, как правило, зимой, преимущественно в период святок. Летом не загадывали, поскольку было много хозяйственных забот и свободного времени почти нс оставалось. По многим сведениям выяснилось, что удобным временем загадывания считалось утро, а вечером загадки были даже запрещены.

liloilla sc ei ollun vielii закона arvoilella, a starinua sanotfih. Piti arvoitetla huo-meneksella. Mie en tiija, miten oli sc sakona, a niin se oli (Фон. 1594/7).- Вечером не было обычая загадывать, и рассказывали сказки. Загадывать надо было утром. Не знаю, почему был этот закон, но так было.
-- Konsapa arvoiteltih?
- Huomenekseila ngustua, illalla sanottih starinua.. Se oli huomeneksesta arvoitns, illalla starinan sanonta (Фон. 1995/3).- Когда загадывали?

Утром, вечером сказки рассказывали. Вечером никогда не загадывали, только утром. С утра было загадывание, вечером - рассказывание сказок.
Причина запрета вечернего загадывания в следующем: «Illalla kun arvautnsia arvautetah, siita Мои ‘arvautuksen akka\ Huomenekseila pitay arvau-tella, illalla starinua sanuo. Arvautuksen akka kun tulou... siita pitay osata vassata, (Фон. 1854/3). Если вечером загадки загадывать, придет «хозяйка загадок». Утром надо нагадывать, вечером сказки рассказывать. «Хозяйка загадок» как придет - тогда, надо иметь отвечать».
«Хозяйка загадок»- это сверхъестественное существо, которое появляется в доме, при нарушении сроков загадывания. Ее появление чревато опасностью, а изгнать се из дому можно только одним способом - загадать ей загадку, которую она не сможет разгадать, что сделать чрезвычайно трудно, поскольку она -«хозяйка» и знает практически исе загадки.

К- И. Галактионова (80 лет) вспоминала: «Huomenekseila arvautellah, starinua sanotah... illalla, sanotah, jotta siita rautavanneh tulou ympari pirtista, kun starinua sanotah. A kun siita arvautellah huomenekseila, siita kun ken arvuau, se rautavanneh laiitoy pois pirtista. Se oli vanhan kansan tapa... A siita kun et arvua, ka siita se lahtoy sen vantehen kera Huikkol"ah. (Фон. 1863/12)- Утром загадывают, сказки рассказывают вечером, говорят, что железный обруч образуется вокруг дома, когда сказки рассказывают. А когда загадывают утром и если кто отгадает, тогда этот железный обруч снимается. Это был старый обычай. А если не отгадаешь, иди в Хуйкколя с этим обручем».
По древним поверьям, железный обруч, пусть даже чисто символический, ограждал дом, оберегая его от проникновения сверхъестественных, враждебных человеку сил.

Помимо временных ограничений и запретов, в северной Карелии широко известно следующее условие: человека, который нс смог отгадать определенного числа загадок (обычно трех, иногда шести или девяти), подвергали «наказанию»: ему говорили припевки и изгоняли из числа присутствующих.
Hui-hui-HuikkoVah hiiri heposeksai, hiiren Suolet ohjakSikSi, kapusta rejeksi (korjakSi), ajau, ajau, (Siita en muissa).
Ну-ка, в Хуйкколя, мышь - лошадью, мышиные кишки - вожжами, поварешка - санями, едет, едет (дальше нс помню).
(Фон. 2214/20)

Только после того как наказуемый отгадал неразгаданные загадки, он прощен и принят обратно в число участников игры.
Очевидно, что сведения о «хозяйке» загадок, о временных ограничениях в загадывании, о наказании, в остаточных проявлениях бытовавшие еще в начале нашего века, достаточно архаичны и могли иметь не только развлекательную, но и магическую функцию, связанную с древним миропониманием.

Мир загадок удивителен и своеобразен, в нем много неожиданностей, парадоксов. Только в загадках можно встретить «море в нэбе», «бычий глаз на стене», «медвежью лапу в подполье», в загадках один и тот же предмет одновременно может быть «выше высоких деревьев, ниже низкой травы», «чернее сажи, белее снега». Своей необычностью загадки поражают, привычные понятия в них переставлены: здесь «глаза в ушах», «сто зубов во рту», «на спине сто глаз», «у одной мыши два хвоста» и т. д.
Среди этого яркого многообразия образов выделяются свои закономерности, характерные для данного жанра.
Загадка состоит из текстовой части и отгадки - они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этом проявляется своеобразная жанровая закономерность - отгадка в тексте загадки никогда не называется прямо, она заменена метафорой. Как правило, если загадывается неодушевленный предмет, то в качестве метафоры чаще выбирается одушевленный предмет, и наоборот. «Одушевлять» неодушевленные предметы - это излюбленный прием загадок.
Карельские загадки часто начинаются или завершаются вопросом: Mi se on? (Что это?); Arvua, mi se on? (Отгадай, что это?). Более того, загадка всегда сама по себе подразумевает вопрос, поскольку нужно находить отгадку - ответ на поставленный вопрос, хотя по форме она не всегда вопросительная.
Иногда на один вопрос-загадку «подходит» несколько ответов-отгадок. На этом принципе построены двусмысленные загадки. Но возможность нескольких ответов не позволяет утверждать, что отгадки произвольны.
Если внимательно присмотреться к загадкам, кажущимся на первый взгляд парадоксальными, мы найдем в них какие-то детали, подробности, которые выступают не в переносном, а в прямом смысле по отношению к отгадке. Они как бы уточняют, дополняют, конкретизируют, подсказывают отгадку и этим помогают се разгадать.
Lyhyt akka lyllerdini, paksu akka palleroini, karjan korvesta kokosi.- Бабка маленькая толстенькая, бабка толстая кругленькая, из лесной чащи стадо созвала. Колокол на шее у коровы. Фраза «из лесной чащи стадо созвала» действительно «намекает» на функцию колокольчика не дать корове потеряться в лесу.
Luikkau, laikkau tuisien lukkujen takana.- Трещит, щебечет за костяными замками. Язык и зубы. «Костяной»- явная подсказка к отгадке «зубы».
Но в то жевремя есть загадки, не подлежащие логическому решению, их просто нужно знать или отгадать в прямом смысле этого слова. М. Кууси писал в «Неписаной литературе»: «Многие древние загадки... так затемнены, что их на протяжении столетий вряд ли кто-либо мог разгадать путем чисто логических умозаключений: их необходимо было только заучить и знать»1
Об одном предмете можно загадать несколько совершенно различных загадок, используя разные свойства и качества предмета - материал, цвет, форму, размеры, функцию, способ изготовления, его количественные отношения, взаимосвязи с другими предметами.

Среди многообразия загадок можно проследить какие-то наборы стереотипов, клише, выделить группы, созданные одинаковым способом:
1. Sata san££ie, tuhat tunc£ie yhella pielustoilla muatah.- Сто сотен, тысяча тысяч на одной подушке спят. Потолок.
2. Sata sancfiie, tuhat tunccie yhella vyolla vyotettu.- Сто сотен, тысяча тысяч одним поясом подпоясаны. Сноп.
3. Sata santtii, tuhat tunttii, yksi tuntti n"uppupia.- Сто сотен, тысяча тысяч, одна тысяча комолая. Суслон.
4. Sata sanefie, tuhat tun££ie yhella tamnien lassulla seisotah.- Сто щетинок, тысяча иголок на одной дубовой щепке стоят. Чесалка для шерсти (карда).

Финская исследовательница А. Кайвола-Брегенхой выделила 17 способов (формул) образования загадок . По ее мнению, с помощью таких формул создана примерно половина традиционных загадок.
1 Suotnen kirjallisuus. L. Kirjoittamaton kirjallisuus, 1963, s, 380.
2 A. Kaivola-Bregenhoj. Arvoitusten ilmaisutekniikka. Arvoitukset. Finnish riddles. Toimittanut L. Virtanen, A. Kaivola-Bregenhoj, A. Nyman. SKS, 1977; Formula analysis as a method of classifying riddles. SF 17 (1974), 178-197.

Несмотря на международный характер и общекарсльскую традицию, в загадках прослеживаются определенные локальные различия.
Исходя из этих различий, севернокарсльскне и южнокарельские тексты в сборнике расположены отдельно. При этом неизбежны некоторые повторы загадок, встречающиеся в обоих регионах, но такое расположение представляется целесообразным, поскольку достаточно наглядно прослеживаются различия в художественной системе, в традициях загадывания и условиях бытования.
В северной Карелии много загадок калевальекой метрики, наблюдается определенная близость с эпической традицией. В южной Карелии загадки в основном прозаические. Жанр север нока рельс кой загадки в какой-то мере находится на стыке между калевальекой поэзией и прозой. Плотность аллитерации в севернокарельских загадках значительно выше, чем в южнокарельских. Загадки из средней Карелии можно рассматривать как переходное явление между север но- и южнокарельской традициями, но поскольку из этого региона меньше записей загадок, то в сборнике они объединены с южнокарельскими.

Определенные различия прослеживаются и при исследовании карельско-русских и карельско-финских взаимовлияний. Для южной Карелии характерны заимствования русских загадок, здесь бытуют прямые кальки с русского, а в северной Карелии встречаются финские загадки.
В сборник включены практически все загадки, известные по публикациям и коллекциям научного архива Карельского филиала АП СССР и Фонотеки Института ЯЛИ. Из материалов архивов Общества Финской Литературы и «Словаря карельского языка» приводятся и указываются в примечаниях только загадки, неизвестные по ранее вышедшим публикациям и отсутствующие в коллекциях нашего архива.
Вне сборника остались загадки калининских карел: записей из этого ареала у нас очень немного, и внесение их в сборник не представит ясную картину репертуара данного района.

По художественным достоинствам, образности tie все приводимые загадки равноценны. Наряду с традиционными загадками, которые широко бытовали, в архивных коллекциях встречаются загадки, искусственно составленные, поздние, не получившие широкого распространения, оставшиеся в репертуаре нх составителей. Мы включаем в сборник и эти загадки, поскольку они отражают явления, су шествовавшие в фольклоре (в основном в 40-50-е годы). В какой-то степени они характеризуют состояние жанра, его относительную подвижность и изменчивость. Кроме того, некоторые из таких новых загадок достаточно удачны созданы в рамках фольклорной традиции, с помощью «формул», клише:
Siivetonna lentaa, Без крыльев пролетает,
jalatonna juokSou, Без ног пробегает
paivaSSa kymmenen kylaa. За день десять деревень.
Puini taulu, luiset kirjaimet, tilit suorin selvittay, laksyt oikein laskou.
Разговор no телефону
Доска деревянная,
Буквы костяные,
Счет верно ведет,
Задачи правильно решает.

Счеты
В сборнике встречается определенное количество загадок эротических и двусмысленных, может быть не совсем этичных с точки зрения современного читателя. Загадки такого типа присуши не только карелам, но и другим народам". Известный советский фольклорист А. И. Никифоров писал: «Вопрос об эротике в народной словесности как вообще в искусстве- большой и сложный вопрос. Он связан с проблемами генезиса искусства, и с историей и просто с фор-эстетически ми его предпосылками... подход к эротическому р. народе должен исходить из норм не культурного собирателя или исследователя, а на нормативных представлений самого населения».

Так же нужно подходить к эротическим и двусмысленным загадкам. Исключить их полностью из сборника не представляется целесообразным, поскольку издание научное и в нем должен быть представлен возможно более широкий круг загадок, бытовавших в народе на протяжении веков. «Издания... иногда даже научные, в которые не попадают явления указанного порядка, несомненно грешат тем, что вводят и читателей и исследователей в прямое заблуждение насчет частных особенностей изучаемого материала»

Поскольку нет общих научных критериев классификации загадок, мы расположили материал внутри регионов по тематическому принципу отгадок.
Исходя из того, что загадки отражают мир крестьянского окружения, предметы быта, близкие и знакомые человеку, отправной точкой взята крестьянская изба (ее строение, внугреннее убранство, предметы домашнего обихода) - самое близкое окружение человека с постепенным удалением от нее: орудия труда, средства передвижения, жнвотный и растительный мир, явления яри роды и т. д.

Внутри тематических разделов загадки расположены по предметным группам логической взаимос.вязанности предметов и процессов, например: дверь - ручка двери - крючок - замок - порог; печь - - дрова - - спички - - топящаяся печь дым - искры; угли - кочерга - помело и т. д. Некоторые соотнесения спорные. Доля субъективного начала в них сохраняется.

В публикациях и архивных коллекциях встречается разный способ записей. В публикациях языковедов («Образцы карельской речи» Г. Н. Макарова и В. Д. Рягоева, cVienan kansa muistelee» Р. Virtaranta) применен принцип строгой научной транскрипции на основе латинского алфавита. Загадки в коллекции Н. Лескова напечатаны русскими буквами (в финском журнале Viritfaja за (918 г. перепечатаны латиницей). В архивных коллекциях записи в основном выполнены латиницей, но в 1939-1940 годы, в пору попыток создания карельской письменности, встречаются записи на основе русского алфавита.
Для данного сборЕЕика применен общепринятый способ передачи карельского текста латинской графикой с несколько упрощенной, по сравнению с лингвистической, транскрипцией

В Примечаниях даются ссылки на все известные печатные источники (сначала отечественные, затем зарубежные - оба списка даны в хронологической последовательности), на коллекции Архива и Фонотеки. Первая цифра после А. (Архива)-номер коллекции, вторая - единица хранения, после Фон. (Фонотека)- первая - номер кассеты, вторая - порядковый помер записи на кассете. Если загадка записана два раза от одного информатора, то повторная запись дается в скобках.
Полная паспортизация текста невозможна, поскольку загадка бывает иногда записана несколько десятков раз, поэтому мы сгруппировали записи по местностям (в основном, район)*, а внутри местности - по годам.

Возможны некоторые разночтения отдельных текстов (перестановка слов, незначительные изменения эпитетов и т. д.), хотя ссылки на них даются вместе.

От идеи до воплощения в жизнь прошло почти два года. Претерпев некоторые изменения, идея трансформировалась с учетом видения пространства выставки дизайнером и художником и пожеланий рабочей группы, руководителем которой стала Ирина Викторовна Палова, заместитель директора музея «Кижи». Даже название выставки поменялось за несколько недель до её открытия. Очень хотелось «оживить» загадку в стенах выставочного зала музея-заповедника «Кижи», чтобы она действительно жила в памяти посетителей и передавалась из уст в уста, как в былые времена. Уверенности в том, что этот замысел может быть осуществлен, придали итоги конкурса детского художественного творчества «Мы рисуем загадку», который был организован и проведен в преддверии выставки.

Конкурс вызвал большой интерес - загадки вдохновили детей и взрослых на создание прекрасных работ. Количество работ, присланных на конкурс из разных регионов России и из-за рубежа, а также отзывы самих участников наглядно продемонстрировали, что тема актуальна и интересна.

Выставка «Где живет загадка?» посвящена старинным русским, карельским и вепсскими загадкам, бытовавшим на территории Карелии.

Мир загадок - предметный мир крестьянской жизни, хозяйства, природы. Загадка скрывается в самых простых вещах. В центре внимания оказывается предмет, который можно осознать через разные его смыслы, в том числе пытаясь понять и отгадать народную загадку.

Многие загадки точны этнографически и расскажут нам о конкретных, весьма любопытных, деталях. Загадка как исторический документ является полноценным свидетельством ушедшего времени и может многое рассказать об истории предмета, о жизни и традициях народа, которым она была создана.

Например, сито для просеивания муки загадывается так: «В лесу срублено, на базаре куплено, по краям липа, а посреди иго-го». Действительно, раньше при изготовлении внутренней сетки для сита использовался конский волос. Мох, который укладывали между бревнами сруба,- плотницкий прием, который загадывается как «болото в избе».

В тексте загадки читается связь с историей материальной культуры народа. Карельская загадка про сосну рассказывает нам о жизни карел и о традиционных промыслах: «Шкуру съедают, кровь в город продают, тело сжигают, рога в лесу оставляют». Поговорка про то, что в голодные годы «карел кору ел» находит свое подтверждение в этой загадке. Действительно, сосновую кору сушили, перемалывали и подмешивали в хлебную муку. Смолу-живицу собирали и продавали в город. Древесину использовали не только для строительства, но и для производства древесного угля, а вот ветки никак не использовались, и перед тем как вывезти из леса ствол, ветки для удобства транспортировки отрубали.

Подобная «составная» загадка есть и у русских Заонежья, но про березу: «Прихлопка, прихлебка, на ноги обутка и ночью свет». Прихлопка - это березовый веник, которым парились в бане, прихлебка - березовый сок, на ноги обутка - лапти из бересты, ночью свет - лучина, которой пользовались вместо свечей, стоивших очень дорого.

Подготовленному взрослому не всегда удается отгадать подобные загадки, а детям, не имеющим специальных знаний, и вовсе не представляется возможным. Однако процесс узнавания и расшифровывания загадки вместе с экскурсоводом вызывает у детей неподдельный интерес. Современному ребенку старинные загадки даются непросто, но иногда бывает достаточно беглого взгляда на предмет, чтобы найти отгадку: «глаза в ушах» - у ушата, или ухват возле печи, загаданный как «рога в избе».

В живом бытовании на территории Карелии до наших дней загадка, к сожалению, практически не сохранилась. Тем не менее, в современном обществе существует интерес к старинной загадке как к особому фольклорному жанру. Определенным источником сохранения загадок являются письменные книги, архивные документы, а музей, в свою очередь, способен сохранять и популяризировать загадку как нематериальное культурное наследие, музейными средствами.

Выставка позволяет современному ребенку познакомиться с подлинным предметом - увидеть, ощупать, оценить фактуру и цвет, ощутить вес и динамику при взаимодействии.

На помощь в организации выставки пришли наши давние партнеры - Детский музей Дворца творчества, детей и юношества г. Петрозаводска и музейно-образовательные комплексы Детского музейного центра, предоставившие этнографические предметы для выставки. Несколько подлинных предметов из частных коллекций заняли свое почётное место на выставке. Почетное, потому что эти вещи можно использовать по прямому назначению: веретено - вертеть в руках и наматывать нить, ухватом - хватать чугун и ставить его в печь.

Уникальные предметы - самовары, разные по форме и по размеру, коллекция красивейших амбарных ключей и замков из фондов музея-заповедника «Кижи» - представлены в витринах. Совместить в пространстве игровой выставки две практически несовместимые стихии - неприкосновенные фондовые предметы и интерактивные экспонаты - оказалось задачей непростой, решение которой было делом принципиально важным.

Помимо внутреннего содержательного наполнения, большое значение имеет художественно-образное решение выставки. Пространство детской выставки должно быть ярким, красивым, комфортным для детей. С этой задачей справились художники - Ирина Панкова, Светлана Петрякова. Кроме того, сами дети стали соавторами выставки - здесь представлены работы воспитанников студии «Кижская палитра» и участников конкурса детского творчества.

Выставка задумана как передвижной проект, открытый для партнерства и готовый включить в себя дополнительные экспонаты, подлинные предметы из музейных коллекций партнеров проекта, игровые пособия и детские творческие работы.

В выставочном зале музея-заповедника «Кижи» по адресу: ул. Федосовой, 19 выставка «Где живёт загадка?» продолжит свою работу до 28 июня.

Анна ИСАКОВА

«Загану тебе загадку»

Так говорили своим внукам заонежские бабушки, загадки они любили и часто сами их сочиняли. Эта традиция жива и по сей день. Предлагаю читателям отгадать мои тридцать три загадки.

  1. Летом - бежит, зимой - лежит, а в доме круглый год стоит.
  2. С неба летит, на земле лежит, весна придёт - в землю уйдет.
  3. Стекольщик молодой приходит зимой.
  4. Всю зиму пролежал - весной убежал.
  5. Зимой плачет и растет, весной с крыши упадёт.
  6. Огнём пышет, теплом дышит.
  7. Домашняя зверушка - мышке не подружка.
  8. Круглолицая девица умылась водицей.
  9. Девицы круглолицы на лавке сидят.
  10. Белая метелица по полю стелется.
  11. За глухими воротами высокий дом - много добра в нём.
  12. Кожаное брюшко, широкий рот.
  13. Собрались красавицы в хоровод.
  14. Девичий хоровод по воде плывет.
  15. Крыльями машет, а взлететь не может.
  16. Щука по озеру проплывает, плавниками воду загребает.
  17. Пояс узорный на камне лежит.
  18. Длинный хвост к руке прирос.
  19. Выходит днём, горит огнём.
  20. Стоит девица на одной ножке, в зеленом сарафане, в ушах сережки.
  21. Стройная девица в белое платье рядится, косы распустила, ветру кланяется.
  22. Старый Федот сторожит огород.
  23. Строй солдат, копья в ряд.
  24. Стоит отряд, стрелы в небо глядят.
  25. Красный нос в землю врос, распустил зеленый хвост.
  26. Два братца пошли по озеру кататься.
  27. Четыре сестры хозяина в лес повели.
  28. У худой козы шесть рогов, а у коровы - двенадцать.
  29. Воды полно брюхо и одно ухо.
  30. Два ножа наперегонки стекло режут.
  31. Польёшь водой - зашипит змеёй.
  32. У одной матери сто детей.
  33. По черному полю катится колоб.
Отгадки:

1. Вода. 2, 4. Снег. 3. Мороз. 5. Сосулька. 6. Печь. 7. Кошка. 8. Вымытая тарелка. 9. Тарелки на посудной полке. 10. Мука на столе. 11. Шкаф. 12. Кошелёк. 13. Венок. 14. Гадание на венках. 15. Мельница. 16. Лодка. 17. Змея. 18. Кнут. 19. Солнце. 20. Ёлка. 21. Берёза. 22. Пугало. 23. Забор. 24. Лук на грядке. 25. Морковка. 26, 30. Коньки. 27. Лыжи, палки. 28. Мутовка, вешалка. 29. Кружка. 31. Каменка. 32. Колос. 33. Луна.

Татьяна Николюкина

Карелия. Величественность горных кряжей, красота девственных лесов, устремляющихся высоко в небо, кристальность бесчисленного множества озер. Но вы даже не догадываетесь, что же скрывается за этим. Край, полный загадок и тайн. Отправляемся на поиски входа в параллельный мир по странным местам, окутанным множеством легенд.


ЗАГАДКИ КАРЕЛИИ

Пудожский район, поселок Шальский (390 км от столицы)
Выступ на берегу Онеги. Место с пугающим названием "Бесов Нос" , испещрен рисунками древних людей. Петроглифы - наскальные изображения, доставшиеся нам от наших предков. Находятся под ногами посетителей, а не на вертикальном полотне скалы. Глубокий смысл данных посланий древних людей как на восточном побережье Онежского озера, так и в Беломорском районе не удается по сей день в полной мере истолковать ученым.
На Бесовом Носу насчитывается более 500 петроглифов, среди них центральная фигура - онежский Бес, отдаленно похожего на человека, только с квадратной головой, телом - бочкой, с пятью пальцами на руках. Разделяет фигуру беса ровно посередине пролом, свидетельствующий, по мнению ученых, о связи с потусторонним миром. Здесь регулярно пропадают и местные жители, и приезжие. На месте, где пропадают люди, остаются лишь их вещи. Кто же стоит за этими загадочными и бесследными пропажами? По одной из версий, рассматривающейся учеными уже больше полувека, Бес, изображенный на мысе - реальное существо, представляющее собой Снежного человека. Из-за того, что до объекта трудно добраться, он посещается только рыбаками и охотниками, которые задабривают хозяина, кидая в щель монеты, чтобы он соблаговолил им в промысле.
Что же в том направлении, куда смотрят все изображенные на мысе рисунки? Оказывается, там находится своего рода, маленький Марс - Карьер малинового кварцита . Камень власти широко применялся при постройке Мавзолея и Исакиевского Собора, из него сделаны самые известные гробницы во всем мире, в том числе - Саркофаг Наполеона. Добывают его только в Карелии, в 60 километрах от ее столицы, на западном берегу Онеги, в старинном селе Шокша. Странно, но факт: дождь всегда обходит карьер стороной.
Кварцит - не единственный пришелец из другой реальности. Благодаря шунгиту русские одержали победу над шведами под Полтавой: из-за сильной жары вода в реках цвела. И наши солдаты пили ее, предварительно опуская в нее шунгит. Шведы же, мучились дизентерией. Существует еще одно свойство этого загадочного камня, удивляющее ученых: шунгит - единственный минерал на земле, проводящий электрический ток. На производстве шунгит обрабатывается вручную, данный процесс достаточно травмоопасный. Удивительно, но раны от порезов при его обработке не гноятся и заживают очень быстро.
Более доступным, по сравнению с Бесовым Носом, для посещений туристов стал комплекс Залавругас с 29 группами наскальных изображений, составляющих 1,5 тысячи петроглифов, основная часть их иллюстрирует жизнь того времени (2-3 тысячелетие до нашей эры). Но среди этого многообразия птиц и зверей есть наиболее выдающееся изображение, привлекающее внимание туристов и ученых - "Пляшущий шаман". По преданию, стоит только потереть его, дух выйдет и непременно исполнит заветное желание.
Прионежский район, поселок Косалма (в получасе от Петрозаводска)
Буквально в двух километрах от него возвышается Гора Сампо . В переводе с финского "Сампо" означает магический предмет, источник счастья и благополучия. Посещение этого места включается некоторыми туроператорами в обзорные экскурсии. Преодолев путь к вершине горы по лестнице, перед вашим взором предстанут пестрящие разными цветами деревья. Ленты, повязанные на них - знак загаданных желаний.
Белое море. Кузоватовы острова ("kuusen" - ель)
Издали похожи на каменные шары, поросшие ельником и лишь слегка высовывающиеся из воды.
Остров Русский Кузов, Лысая гора. На ее вершине было крупное святилище с божеством в центре "Каменной бабой", которому приносились жертвы, и рядом с которым погребены старейшины племени саамов.
А вот центральное капище древних саамов с большой концентрацией идолов и сейдов расположено на наивысшей точке Немецкого Кузова , здесь шаманы совершали свои главные культовые обряды. По легенде, в 17 веке отряд шведов укрылся здесь от шторма, чтобы после напасть на Соловецкий монастырь, чем разгневали Богов, силы которых и защитили святую обитель от врага, превратив его в камни.
Ворота в параллельный мир стоит поискать на горе Воттоваара - самом страшном и легендарном месте в Карелии (в 200 км от столицы). Мертвые деревья и царство обрядовых камней, издающих звук пустоты. Гряда горных холмов протянулась на 7 километров в длину. Дорога сюда уже наполнена множеством препятствий, и порой даже кажется, что они просто непреодолимы. Достигнув цели, можно заметить настолько ровные поверхности, что складывается впечатление, будто кто-то их отполировал. Многие убеждены в том, что гора обладает с мощной энергетикой, ведь здесь совершались обряды и поклонения богам. Об этом свидетельствуют расположенные в таинственном порядке безмолвные полторы тысячи сейдов. Сразу напрашивается вопрос: как огромные валуны, среди которых есть и многотонники, стоящие на более мелких, оказались на вершине горы высотой 417 метров? Кто поставил их здесь? Возможно, в камни заточены души умерших шаманов, пообщаться с которыми едут сюда люди, обладающие экстрасенсорными возможностями, а также попросить у камней часть их силы и переместиться в параллельные миры. Остается загадкой и то, кто же высек в скале тринадцать ступеней Небесной лестницы и "Ванную" в виде углубления, заполненного водой?
Воттоваара окутана множеством загадочных явлений: тут не живут животные, мертвы озера, выходят из строя приборы, отказывает аппаратура, а особенно бросаются в глаза деревья как в сказке про Бабу Ягу, скрюченные и даже завязанные в узел, что только усиливает и без того жуткое чувство от пребывания в этом месте. Здесь также можно провалиться в глубокий сон, если прилечь на валун.
Одна из неразгаданных загадок Карелии - лабиринты - закодированные знания в виде каменных символов спиралевидной формы, в диаметре достигающих до 30 метров и свидетельствующих о связи человека с космическими силами. Спираль является своего рода кодом, который передавался из поколения в поколение. Во многих легендах лабиринты указывают на входы и выходы параллельного мира, двери которого открываются тому, кто знает ключ к ним. До сих пор ни один ученый не расшифровал его значения.
Загадки Климецкого
В 40 км к северу от Петрозаводска расположился один из самых крупных островов Онежского озера - Климецкий , протяженностью 30 км. В очередном путешествии новгородского купца в этом месте в 15 столетии застала настолько сильная буря, что его корабль выбросило на берег. Торговцу пришлись по душе живописные окрестности. Тут он и решил основать монастырь. В 19 веке здешние места прославили местные сказители былинами о богатырях. По настоящее время известность острова не прекратилась благодаря таким явлениям, как: бродящие между деревьев призраки, гирлянды бегущих огоньков на лесных полянах, НЛО. Не обходится без случаев с исчезновениями людей. Одни сначала долгое время блуждают по лесу, хотя на самом деле оказываются возле своей палатки. Другие же вовсе не помнят, как они оказались в том или ином месте. Так или иначе, научного объяснения данным феноменам не дано.
Небольшой и скалистый остров Радколье распростерся среди Онеги, неподалеку от острова Кижи. Здесь собирались те, кто поклонялся богам, живущим в деревьях. У острова есть свой хозяин - идол в виде скалы, с чертами, схожими с человеческим лицом и обладающим настолько каменным взглядом, что наводит страх, вызывает апатию и покорность. Тех, кто его гневит, он "одаривает" несчастьями и болезнями.
Беломорский район,Река Охта, деревня Ушково (380 км от Петрозаводскаа)
Посреди болот на вершине скалы стал находкой поющий валун . От сильного ветра камень на подпорках покачивается и издает мелодичные звуки, похожие то на оркестр, то на свирель. Но и в безветрие эти звуки не прекращаются. Разве ветер в состоянии качнуть такой огромный монолит?
Остров Троицы, все та же река Охта и тот же Беломосркий район. Здесь произрастает священная Ель , посаженная еще в 14 веке. Ее ствол в диаметре достигает 4 метров. От этого дерева с помощью многочисленных сейдов словно кто-то обозначил таинственный путь к неисследованному, окруженному непроходимыми болотами озеру с не менее загадочным названием "Карма". Оно наверняка хранит в себе не одну тайну из прошлого.
Ольховая глушь, окрестности деревни Леппясюрья (трасса А131 Питкяранта - Суоярви)
Пожар уничтожил произраставшую здесь раньше священную рощу. А теперь всегда дуют ветра, так как ранее в доме на горе проживала колдунья и хозяйка ветров. Более того, это место притягивает к себе молнии, поэтому в округе можно увидеть деревья с сожженными верхушками от ее ударов.
Остров Дивный (250 км от столицы) входит в состав Валаамского архипелага
Судя по названию, на острове действительно происходит что-то необъяснимое: внезапные появления НЛО и "дивных" людей: старцев, карликов. При этом, одни утверждают, что у них внезапно возникает беспричинный страх, переходящий в ужас и желание куда-то бежать. Другие же наоборот, испытывают прилив сил. Но все же, гости надолго на Дивном стараются не задерживаться. Главная достопримечательность острова - кромлех , выложенный тысячелетия назад, представляет собой ряды небольших камней. В 15 веке Валаамские монахи поставили тут крест. Считалось, что наши предки окружали этими постройками какое-то очень важное место.
Лоухский район (600 км. от Петрозаводска), Национальный парк Паанаярви, гора Кивакка
На ее вершину неоднократно пытались установить православный крест, но из-за ветра эти попытки были тщетны. Местные жители уверенны в превосходстве мистических сил. Да и частые свечения из горы только усиливают подобные догадки.
Здесь же, на территории Паанаярви, находится самая высокая точка, крыша Карелии - Гора Нуорунен , высотой в 577 метров. На самой вершине горы вопреки всемирному тяготению балансирует на трех маленьких валунах многотонный сейд.
На оконечность Сапен-горы (165 км от Петрозаводска) в Медвежьегорском районе чаще всех остальных высот низвергаются разряды молний, о чем свидетельствуют деревья со сгоревшими верхушками. По легенде, на нее пролился железный дождь, чтобы люди научились добывать и обрабатывать железо. Может быть, поэтому здесь много залежей железной руды.
В этом же районе в деревне Пегрема , на севере Онежского озера расположен одноименный комплекс площадью в 20 тысяч квадратных метров. В его северной части находится объект поклонения "Утка", символизирующий женское начало, в южной - "Лягушка". Благодаря ей и был обнаружен весь объект. Густая растительность, скрывающая древних идолов, была уничтожена лесным пожаром. Словно кто-то специально открыл это место на всеобщее обозрение. Наши предки считали лягушку символом зла. Именно поэтому вокруг нее проводились обряды, дабы задобрить ее и хоронили знатных представителей племени. Эзотерики съезжаются сюда для проведения различных ритуалов.
Запад Ладожских шхер. Кильпола
На противоположном берегу северной части острова есть заброшенная деревушка, окутанная историями, повествующими о загадочных событиях, начавшихся здесь еще в 19 столетии: острые предметы вдруг в одночасье тупели, внезапно то опускающийся, то рассеивающийся густой туман, лопухи выросли в два раза выше человеческого роста, резко возникшее беспричинное чувство тревоги у местных жителей, отсутствие ночи, миражи в виде городов и дворцов, красные летающие шары. Обходили стороной местные и чащу леса: неведомая сила заставляла их там плутать по нескольку дней, после этого никто больше не видел пропавшего. Укрывались люди и от встречи со странными существами, ведь в противном случае любого, кого коснулся некто, поражала неведомая болезнь и он умирал в муках. Периодически у воды появлялись и исчезали три девятиметровых в диаметре чана, сохраняющимися теплыми даже зимой. Но стоит отметить, что наблюдались и положительные явления. Например, когда человек излечивался от болезни.
Жители до одного покинули "дивное" место, переехав отсюда как можно дальше.

Места силы в Карелии

На этом тайны в Карелии не заканчиваются. Не только острова и горы хранят в себе их. Вот, к примеру, Питкярантский район (200 км от Петрозаводска), озеро Янисъярви оказывает благоприятное воздействие на энергетику человека. Вместе с тем, здесь также появляются огненные шары, возникает свечение в глубине озера, сопровождающееся гулом и вибрацией.
Давно заброшенная деревня Кочкомозеро с несколькими покосившимися и почерневшими домами, двери которых открываются и закрываются какой-то неведомой силой. О ней и свидетельствуют многие эзотерики. Посетителей этих мест не оставлет ощущение того, что за ними кто-то наблюдает.
Сегежский район, Сегозеро (270 км от Петрозаводска) - проклятое место. По свидетельствам старожилов, еще в начале 20 века из Лысой Губы озера внезапно ушла вся вода, а спустя очень короткое время резко хлынула обратно, но уже теплой. Подобные ужасные волны на водоеме очень часты. А начались такие аномалии с того, как в 17 веке в него опустился неопознанный объект, который остается в здешних водах по сей день.
Урозеро (Светлое) (25 км от столицы) наполнено подземной водой прозрачно - голубоватого цвета, сквозь которую можно разглядеть дно. Вода, взятая из этого источника, может храниться достаточно длительное время, предположительно, из-за того, что родники питающие ее, проходят через серебряные рудники.
Странными явлениями славится и Ведлозеро в Пряжинском районе (50 км от столицы) . Это место просто кишит летающими тарелками и светящимися шарами, здесь живет водяной невысокого роста, с крупной головой и тонкими конечностями, и зачастую выпадают осадки в виде студня, заживляющие любые раны.
Олонецкий район, деревня Еройла (150 км от Петрозаводска). Сюда со стороны Новгорода в 12 веке приплыли по реке Олонке два креста. Один остановился у входа в деревню, другой - у ее выхода. Знамение свыше? Позднее здесь были основаны часовенки, которые в начале 20 века были разрушены, и святыни исчезли. С тех пор минуло почти столетие, и один из местных жителей обнаружил у себя во дворе после дождя в кустах один из тех исчезнувших крестов. Сие явление сложно не назвать чудом, поскольку пропажа нашлась к 780-летию крещения Карелии.
Хранит в себе загадку и Ладожское озеро . Между островами Коневец и Валаам из-под его вод исходят звуки, подобные гулу реактивного самолета и длятся они около полутора минут. О баррантидах поговаривают не только местные жители, но и в своих писаниях монахи Валаамского монастыря, а также Александр Дюма свидетельствовали об этом явлении.
На берегу залива Импилахти (180 км от столицы) стоит одноименная деревушка. Когда-то в ней жили двое влюбленных. Родители девушки были против ее избранника и всячески старались разлучить их. Так и случилось: дочь они заперли в доме, а юноша бесследно исчез. Девушка не вынесла таких мук и убежав из дома, сбросилась со скалы. Превратившись в русалку Импи, каждую ночь она выходила на берег и издавала душераздирающие звуки, разносившиеся по всей окрестности. Отсюда и пошло название залива.

Поспешите открыть для себя мистическую и удивительную Карелию! Возможно тогда, Вы сможете убедиться, что многие тайны вовсе не плод фантазий местных жителей!