Кочнев александр яковлевич вим авиа биография. Козлы отпущения «ВИМ-Авиа» — Кочнев, Калашникова и Пантелеева

«Временные финансовые затруднения, которые были связаны с оплатой топлива, никак не связаны с хищением денежных средств», - заявил адвокат Михаил Воронин Business FM

Генеральный директор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев. Фото: Татьяна Белякова/ТАСС

Обновлено в 15:06

Владельцы компании «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию, об этом сообщили в Следственном комитете. При этом СМИ пишут о задержании гендиректора компании Александра Кочнева, а также главного бухгалтера авиаперевозчика Екатерины Пантелеевой.

Пантелеева и Кочнев накануне, 27 сентября, были вызваны в СК для допроса в качестве свидетелей и были допрошены по делу. Лишь сегодня утром следствие оформило их задержание в качестве подозреваемых. После этого Кочнев и Пантелеева отказались на данном этапе давать показания, сославшись на усталость. Оба не признают вину в деле о мошенничестве и утверждают, что никаких хищений не было.

Михаил Воронин, партнер ЮК «Юков и партнеры», адвокат задержанного гендиректора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева, рассказал Business FM о подробностях этого дела.

В каком сейчас статусе владелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и гендиректор Александр Кочнев — подозреваемые, свидетели?

Михаил Воронин: Про Мурсекаева ничего не знаю, я его не защищаю, где он находится, не знаю. Я защищаю генерального директора Кочнева. Кочнев находится в статусе подозреваемого, и он задержан сейчас на срок в 48 часов, но, видимо, завтра будет решаться вопрос о мере пресечения. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 «хищение в особо крупном размере» («мошенничество в особо крупном размере». — Business FM ) на том основании, что деньги, полученные от продажи авиабилетов, расходовались каким-то нецелевым способом. То есть они расходовались не на оплату, в частности, топлива. Вся проблема в том, что обвинение еще не предъявлено, не конкретизировано, поэтому пока я это говорю, исходя из постановлений о возбуждении уголовного дела.

Какая позиция у вас как у адвоката по делу? Будет Александр признавать вину, не будет, какая позиция?

Михаил Воронин: Нет, для Александра это все было полной неожиданностью, потому что те временные финансовые затруднения, которые были связаны с оплатой топлива, никак не связаны с хищением денежных средств. Поэтому Кочнев находится в недоумении. Мы давали показания вчера вечером, вплоть до ночи в качестве свидетеля, рассказывали подробно, почему все так произошло, а потом уже в ночи выяснилось, что его подозревают. В шесть часов вечера накануне Кочнев был вызван на допрос в качестве свидетеля. Его допрашивали несколько часов именно в этом качестве. Дальше он всю ночь провел в Следственном комитете, а официальное его задержание оформили только сегодня в девять утра. Сегодня мы отказались от каких-либо допросов, потому что несколько часов не есть, не спать — это просто уже невозможно было физически, поэтому мы отказались от дачи показаний.

Он взял статью 51-ю Конституции (дает право не свидетельствовать против себя)?

Михаил Воронин: Не совсем. Он сказал, что показания давать желает, но не в настоящий момент ввиду того, что он несколько часов не ел, не спал.

То есть его на ночь не отвезли в ИВС поспать?

Михаил Воронин: Нет. Потому что задержание оформили только утром.

А чем он объясняет задержку рейсов?

Михаил Воронин: Временным финансовым кассовым разрывом. Это была временная финансовая трудность. Несвоевременное финансирование привело к тому, что не смогли в определенное количество дней рассчитаться за топливо. Но, в принципе, ситуация была изначально решаемая, та сумма задолженности, которая существовала, она была для авиакомпании некритична. Но оборотных средств в данный конкретный момент не хватало. В принципе, компания работала, в банке велись переговоры о предоставлении кредита. Потом частично деньги кто-то там предоставил. Но в момент, когда нужно было, их не было. В конечном счете была предоставлена банковская гарантия, и с субботы, 23 сентября, началось возобновление полетов.

Чуть-чуть коснусь еще раз Мурсекаева. Если все-таки он скрылся, как говорит Следственный комитет, это каким-то образом утяжеляет вину вашего подзащитного Кочнева и главного бухгалтера?

Михаил Воронин: Во-первых, я никак не могу комментировать информацию, скрылся он или не скрылся, мне об этом ничего не известно. Может утяжелять сейчас, видимо, в том отношении, что вся мощь обвинения будет брошена на генерального директора и главного бухгалтера. Про Мурсекаева, еще раз говорю, мне ничего не известно, поскольку мы вчера как в шесть часов вечера зашли и сейчас, в час дня, я только выехал из Следственного комитета, поэтому никакой информации о Мурсекаеве и о ком-либо еще у меня нет.

Адвокат главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой Екатерина Павловская заявила Business FM, что ее подзащитная разделяет позицию Александра Кочнева. Она рассказала, что ее клиентка также накануне добровольно явилась в Следственный комитет для допроса в качестве свидетеля, ночь провела в здании в СК, а сегодня утром ее официально задержали на 48 часов.

Екатерина Павловская: С меня взяли подписку о неразглашении данных предварительного следствия, поэтому я много сказать не могу. Пока Пантелеева находится в статусе подозреваемой. Далее следствие будет решать вопрос об избрании меры пресечения. Либо это будет мера пресечения, не связанная с лишением свободы, либо выход следствия в суд с ходатайством об аресте.

Что защита собирается просить для нее?

Екатерина Павловская : Я, естественно, буду просить либо домашний арест, либо подписку о невыезде

Дело возбуждено по довольно тяжкой статье. Она отрицает, что какие-то хищения имели место?

Екатерина Павловская : На сегодняшний момент да. Но официальное обвинение еще не предъявлено. Я полностью могу подтвердить позицию, которую вам озвучил защитник Кочнева о том, что компания обращалась в банки. Это была не ситуация одного дня, 22 сентября, когда все произошло. До этого компания прилагала очень много усилий для урегулирования задолженности, но получилась некоторая накладка с банком, и поэтому сложилась такая ситуация. Чисто финансово-хозяйственная деятельность со своими рисками и с определенными нюансами определенного вида деятельности.

Когда будет избрана мера пресечения?

Екатерина Павловская : Это станет известно только завтра. На сегодняшний день Пантелеева отказалась от дачи показаний в качестве подозреваемой, но это не говорит о том, что мы и дальше будем от них отказываться. Это было связано с тем, что следственные действия проводились начиная со вчерашнего дня и очень долго — до 12 часов сегодня.

Сегодня сотрудники Следственного комитета России (СКР) задержали в качестве подозреваемых генерального директора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиаперевозчика Екатерину Пантелееву. Им инкриминируется соучастие в мошенничестве, результатом которого стал крах компании. В течение дня следствие планирует предъявить задержанным обвинение и обратиться в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы, по данным следствия, уехали за границу. Минтранс тем временем заявил о договоренности с аэропортами и топливными компаниями РФ по обслуживанию рейсов «ВИМ-Авиа», из-за проблем которой свыше 30 тыс. туристов остаются за границей. Перевозка пассажиров будет осуществляться до 15 октября включительно, после чего «ВИМ-Авиа» полностью прекратит работу. По мнению экспертов, к перевозкам придется подключать иностранные компании из-за отсутствия свободных бортов в России.


Задержания


Гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева были доставлены на допрос в СКР сегодня утром. Для господина Кочнева это уже второй визит к следователям: накануне его допросили в качестве свидетеля. На этот раз он имел другой процессуальный статус - подозреваемого по делу об особо крупном мошенничестве со средствами пассажиров авиакомпании (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Завтра господину Кочневу и госпоже Пантелеевой будет предъявлено официальное обвинение, а затем следствие обратится в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Сколько времени продлятся допросы подозреваемых, правоохранители пока сказать затрудняются.

Адвокат гендиректора компании «ВИМ-Авиа» в эфире “Ъ FM”:

В любом случае, в настоящий момент обвинение не конкретизировано, и для Александра Кочнева оно выглядит несколько даже абсурдным и удивительным. Потому что, согласно его объяснениям, ситуация произошла из-за временных финансовых затруднений, из-за временного кассового разрыва, и при прочих равных она была достаточно штатной - просто не было получено своевременное финансирование в определенный отрезок времени.

Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы «поспешно покинули страну, по имеющейся у следствия информации, они находятся за границей, принимаются меры к установлению их местонахождения».

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

По словам источника «Интерфакса», супруги Светлана и Рашид Мурсекаевы могут быть объявлены в международный розыск, так как следствие собирается добиться их заочного ареста.

Перевозки


В ночь на четверг Минтранс сообщил о проведении заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа», в котором приняли участие представители Росавиации, авиакомпаний «Сибирь» и самой «ВИМ-Авиа». Дистанционно Минтранс договорился об обслуживании рейсов «ВИМ-Авиа» с российскими аэропортами и топливозаправочными компаниями. В частности, Домодедово выпустит пять самолетов авиакомпании, остановленных аэропортом за долги, во Внуково, откуда они направятся в Анталью, чтобы забрать около 2 тыс. пассажиров в Москву. Должны быть выполнены регулярные рейсы из Внуково в Благовещенск, Краснодар и Симферополь, а также из Анадыря в Москву, готовится к вылету регулярный рейс из Пулково в Пекин и обратно. Сегодня Red Wings должна выполнить чартерную перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» из Римини в Москву.

Минтранс заявил, что практически завершена разработка плана по перевозке пассажиров регулярных рейсов «ВИМ-Авиа». Перевозка будет осуществляться вплоть до 15 октября, а с 16 октября прекратится. «Пассажирам с датой выполнения регулярного рейса с 16 октября и далее рекомендуется для возврата денежных средств сдавать билеты по месту их приобретения»,- говорится в сообщении Министерства транспорта. Очередное заседание штаба должно было пройти сегодня в девять утра, но его итоги пока не оглашаются. Заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа» будут проходить до полного разрешения ситуации дважды в день.

Политолог Павел Святенков в эфире “Ъ FM”:

Для начала - добиться возвращения российских граждан из-за границы, потому что это, судя по всему, основная проблема, которая вызвала раздражение со стороны главы государства. Понятно, что то, что сейчас происходит, - это полноценный кризис, министерство и курирующий данное министерство вице-премьер несут за это свою долю ответственности.

В Ростуризме ранее говорили, что на рейсы «ВИМ-Авиа» до конца октября продано 196,6 тыс. билетов, за рубежом находятся 38,9 тыс. туристов. В Ассоциации туроператоров России приводили схожую цифру: по ее данным, за рубежом находятся около 30 тыс. клиентов туроператоров, которые не могут вернуться с отдыха из-за проблем «ВИМ-Авиа».

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина заявила «Интерфаксу» , что «стоимость вывоза туристов только четырех из восьми пострадавших туроператоров составит не менее 600 млн руб.». «Есть консолидаторы, готовые заплатить такие суммы. Но проблема с вывозом туристов "ВИМ-Авиа" не только финансовая, не менее острый вопрос - отсутствие в России свободных бортов. Найти их сейчас можно только на зарубежном рынке, в частности турецком»,- заявила госпожа Тюрина. По ее мнению, подключение иностранных перевозчиков станет реальным решением проблемы: «В России их столько не найти, а направлять за туристами самолеты "ВИМ-Авиа" не имеет смысла - они могут быть задержаны в Турции за долги, так что эти деньги вообще пропадут».

26 сентября Мосстройэкономбанк в лице конкурсного управляющего - Агентства по страхованию вкладов (АСВ) - подал в Арбитражный суд Татарстана, где с весны 2016 года зарегистрирована «ВИМ-Авиа», иск на сумму порядка 90 млн руб. о банкротстве авиакомпании. Однако сегодня, учитывая возникшую социальную напряженность, АСВ отозвало иск до определения позиции правительства. Как заявил замминистра Алексей Моисеев, в Минфине реструктуризация долгов авиакомпании пока не обсуждалась.

Александр Александров; отдел бизнеса

Поделиться

Эмин Джафаров / Коммерсантъ


Арестованы два топ-менеджера разорившейся авиакомпании

Гендиректор и главный бухгалтер «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и Екатерина Пантелеева, обвиняемые в мошенничестве, были взяты под домашние аресты, против которых они не особенно возражали. При этом Кочнев просил дать ему возможность выполнить обязательства компании перед пассажирами. Глава Росавиации Александр Нерадько допрошен по делу в качестве свидетеля.

Ходатайства следователей СКР о заключении Александра Кочнева и Екатерины Пантелеевой под домашние аресты рассматривались в разных залах Басманного суда. Из оглашенных в ходе заседания документов следовало, что 23 сентября следователь получил рапорт сотрудников ФСБ, в котором говорилось о махинациях в авиакомпании. Через два дня на его основании было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК) в отношении неустановленных руководителей «ВИМ-Авиа», еще через два дня господа Кочнев и Пантелеева были допрошены в качестве свидетелей, а потом и обвиняемых.

По версии следствия, руководители авиакомпании, зная о том, что «ВИМ-Авиа» не имеет возможности осуществить свои обязательства перед клиентами, продолжали реализовывать им авиабилеты, а кроме того, выводили активы компании на фирмы-однодневки и за границу. Ущерб по делу еще не подсчитан, но, по предварительным данным, он может составить сотни миллионов рублей - долги компании оцениваются в 7 млрд руб.

«Кочнев принимал управленческие решения, связанные с преступлением»,- сообщил следователь, ходатайствуя о помещении обвиняемого под домашний арест. По его словам, «в силу должностного положения» обвиняемый может оказать давление на других фигурантов расследования и скрыться.

Представитель СКР сказал, что по делу сейчас проводятся активные следственные действия: изымаются финансовые документы «ВИМ-Авиа» и допрашиваются свидетели. Среди последних оказался глава Росавиации Александр Нерадько.

Следствие рассчитывает увеличить количество фигурантов расследования. В ближайшее время среди них окажутся совладельцы «ВИМ-Авиа» супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы. В день возбуждения уголовного дела они успели улететь за границу, поэтому обвинения им будут предъявлены заочно. Заочными окажутся и аресты предпринимателей, которых вскоре планируется объявить в международный розыск.

Следователя поддержала прокурор, сообщившая, что только домашние аресты будут способствовать объективному расследованию в отношении Кочнева и Пантелеевой.

Обвиняемые в целом не были против того, чтобы оказаться дома, а не в СИЗО. «Не возражаю против домашнего ареста»,- сказала Пантелеева. Гендиректор «ВИМ-Авиа» робко попросил разрешить ему прогулки и визиты к врачу, поскольку страдает диабетом. По словам бизнесмена, если в его отношении и вовсе ограничатся подпиской о невыезде, он сможет принять определенные меры по выполнению авиакомпанией своих обязательств перед пассажирами.

Защитник Кочнева, в свою очередь, сообщил, что следствие не представило никаких убедительных доказательств того, что супруги Мурсекаевы именно скрылись из страны и от своих обязательств. При этом он привел целый перечень нарушений, допущенных в ходе следствия. Так, например, задержание гендиректору «ВИМ-Авиа» оформили только после того, как он провел десять часов в здании Следственного комитета.

Против арестов своих руководителей выступал и коллектив «ВИМ-Авиа» (в авиакомпании числится около 1 тыс. человек), представители которого были готовы за них поручится. «Кочнев возглавил компанию в сложный период экономического кризиса. Под его руководством “ВИМ-Авиа” не только удержала свои позиции на рынке авиаперевозок, но и смогла стать одной из десяти крупнейших российских авиакомпаний»,- отмечалось в заявлении.

Однако суд решил, что кризисное управление «ВИМ-Авиа» можно осуществлять и без ее топ-менеджеров. Кочнев и Пантелеева были взяты под домашние аресты до 25 ноября. При этом им запрещено покидать свое жилье, пользоваться любыми средствами связи, кроме экстренных ситуаций, а общаться можно лишь с близкими родственниками, защитниками, следователями и сотрудниками ФСИН. Последние вскоре наденут на обвиняемых электронные браслеты, чтобы контролировать их перемещения. Кочнев под следствием будет находиться в своей квартире в Соловьином проезде. В прогулках суд ему отказал, а врачей разрешил посещать, заранее ставя об этом в известность следователя.

Суд отправил под домашний арест бывшего гендиректора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиакомпании Екатерину Пантелееву, обвиняемых в мошенничестве. Владельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули страну

Александр Кочнев (Фото: Артем Геодакян / ТАСС)

Басманный суд Москвы поместил под домашний арест бывшего генерального директора компании «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и ее главного бухгалтера Екатерину Пантелееву, которых СКР обвиняет в мошенничестве с денежными средствами авиапассажиров на сумму более 1 млн руб. Решение о домашнем аресте приняли судьи Наталия Дударь и Елена Ленская, передает корреспондент РБК.

«Руководство «ВИМ-Авиа», не имея финансовой возможности продолжать реализацию перевозок, продолжало продажи билетов. Кроме того, установлено, что руководители компании осуществляли вывод ее активов с целью последующего хищения», — заявил представитель СКР на заседании по мере пресечения Кочневу. Кроме того, потенциальными свидетелями по делу являются около тысячи сотрудников «ВИМ-Авиа», все они находятся в прямом подчинении Кочневу и подвержены его влиянию, указал сотрудник СКР. Финансовая документация о состоянии компании пока не изъята; обвиняемый знает, где она хранится, и может ее уничтожить, добавил следователь.

Сам бывший генеральный директор попросил разрешить ему прогулки и посещение врача. «Также прошу, если это возможно, изменить мне меру пресечения на подписку о невыезде, чтобы я мог принимать участие в ликвидации возникших задержек и других проблем», — кратко заявил Кочнев. Его адвокат старший партнер КА «Юков и партнеры» Михаил Воронин настаивал, что «не увидел доказательств наличия основания для домашнего ареста, который является довольно серьезной мерой пресечения». По его словам, задержание Кочнева было оформлено с нарушениями: так, в его протоколе сказано, что он был «застигнут следствием в момент совершения преступления». В действительности Кочнев был оформлен как задержанный после десятичасового допроса в СКР.

Следствие уже успело допросить по делу нескольких свидетелей, в их числе — глава Росавиации Александр Нерадько. Протокол его допроса представитель СКР приложил к ходатайству о мере пресечения Кочневу в качестве доказательства причастности бывшего гендиректора «ВИМ-Авиа» к мошенничеству, сказала судья Ленская.

Бегство владельцев

Кочнева и Пантелееву задержали в четверг утром после многочасового ночного допроса в СКР, РБК Михаил Воронин. Владельцы авиакомпании Рашид и Светлана Мурсекаевы , подтвердил СКР в своем официальном сообщении в четверг. Об их отъезде сообщили накануне два источника РБК; по информации одного из них, супруги во вторник, 26 сентября, между 18:00 и 19:00. По сведениям Александра Нерадько, еще в понедельник вечером Рашид Мурсекаев был в Москве на работе, на следующий же день сотрудники агентства не смогли его найти, чтобы продолжить переговоры о проблемах «ВИМ-Авиа». «Без собственника предприятия очень трудно сменить менеджмент предприятия, ввести так называемое антикризисное управление», — сетовал Нерадько.

Если учредители скрылись, так же может поступить и сам обвиняемый, заявил следователь в Басманном суде на заседании по мере пресечения Кочневу. «Побег учредителей следствием документально не подтвержден. К тому же они не имеют прямого отношения к моему подзащитному», — возражал адвокат Воронин.

Проблемы перевозчика

Следователи СКР возбудили по факту мошенничества в «ВИМ-Авиа» вечером 25 сентября. За несколько дней до этого в московском аэропорту Домодедово, где базируется компания, были задержаны​ десятки ее рейсов по российским и международным направлениям. Генпрокуратура сообщила, что 12% рейсов в 2017 году компания выполнила с многочасовыми задержками.

Задержки связаны с перед поставщиками топлива, сообщила тогда Росавиация. По данным ведомства, проблемы у «ВИМ-Авиа» начались из-за того, что авиакомпания приобрела в лизинг дальнемагистральные Airbus А330 и Boeing 777, но не рассчитала спрос на перевозки и понесла убытки.

Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства закончились и финансирование заморожено». При этом билеты на рейсы «ВИМ-Авиа» до конца года купили около 200 тыс. пассажиров, Ассоциация туроператоров России (АТОР). По ее сведениям, общий долг перевозчика перед контрагентами, пассажирами, аэропортами и банками составляет от 3 млрд до 10 млрд руб. В пятницу, 29 сентября, новым гендиректором «ВИМ-Авиа» назначили Александра Бурдина, авиаперевозчик.

Массовые задержки рейсов «ВИМ-Авиа» стали происходить с июля 2016 года. В компании тогда связывали их с высоким сезоном и попыткой государственного переворота в Турции. Проблемы удалось решить благодаря вводу в эксплуатацию новых судов, отчитывалась представитель перевозчика. В июне 2017 года волну отмен чартерных рейсов компания объяснила задержкой при ремонте самолетов. Количество пострадавших тогда оценивалось приблизительно в 30 тыс. человек.

В январе—сентябре 2017 года управление Ространснадзора по Приволжскому федеральному округу провело в авиакомпании (зарегистрированной в Татарстане) семь проверок, в основном по обращениям граждан. Против топ-менеджмента «ВИМ-Авиа» было возбуждено по задержкам зарплат на сумму 206 млн руб., еще одно дело завел 29 сентября Роспотребнадзор.

​По данным картотеки арбитражных судов, в январе—сентябре 2017 года было зарегистрировано 38 дел, в которых авиакомпания выступает ответчиком.

Реакция Кремля

Утром 26 сентября было отменено более 20 регулярных рейсов и более десяти чартерных рейсов авиакомпании в трех российских городах и шести зарубежных странах. На экстренном совещании в Росавиации министр транспорта Максим Соколов сообщил, что поддержка «ВИМ-Авиа» бессмысленна, поскольку «компания практически прекратила работу». По его словам, главной задачей сейчас является вывоз из-за рубежа от 40 тыс. до 100 тыс. клиентов «ВИМ-Авиа», отдых которых подошел к концу.

Перевезти пассажиров «ВИМ-Авиа» из-за рубежа согласились . Часть обязательств по возвращению туристов придется взять на себя , купив им новые билеты, — эти дополнительные расходы могут превысить $10 млн. Кроме того, правительство «Аэрофлоту» потратить на выполнение обязательств «ВИМ-Авиа» порядка 1,8 млрд руб. собственных средств.

27 сентября президент Владимир Путин объявил министру Соколову . На совещании с членами правительства глава государства выразил недоумение, что авиакомпания, по словам чиновников, соответствует всем критериям, но работать не может. Критики от президента удостоился также курирующий транспорт вице-премьер Аркадий Дворкович. «Вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Может быть, вы перегружены слишком?» — сказал Путин. ​Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, в свою очередь, указала главе Росавиации Нерадько на недостаточное внимание к тревожным сигналам о состоянии «ВИМ-Авиа», которые поступали уже около года.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была создана в октябре 2002 года. По данным ЕГРЮЛ, учредители ООО «ВИМ-Авиа» — Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы. Также они числятся учредителями признанного в июле 2017 года банкротом ПАО «Инвест Холдинг».

В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн руб. при выручке 17,174 млрд руб. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10,481 млрд руб., а чистый финансовый долг — 7,007 млрд руб. (

Главное следственное управление Следственного комитета России завершило основные следственные действия по громкому уголовному делу о махинациях и злоупотреблениях в некогда одной из крупнейших авиакомпаний страны «ВИМ-Авиа» , которая сейчас проходит процедуру банкротства. В пятницу следователи ГСУ предъявили обвинения в окончательной редакции трем фигурантам расследования. В зависимости от роли каждого из них бывшие гендиректор компании Александр Кочнев , вице-президент Алевтина Калашников а и бухгалтер Екатерина Пантелеева были обвинены в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 201, ч. 1 ст. 176 и ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия; незаконное получение кредита и перевод валюты нерезидентам РФ с использованием подложных документов). Аналогичные статьи, но уже в заочной форме следствие инкриминировало совладельцу компании Рашиду Мурсекаеву , который еще до начала разбирательства покинул Россию.

Изначально ГСУ СКР обвиняло фигурантов в особо крупном мошенничестве, совершенном организованной преступной группой (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, зная о том, что авиакомпания находится в сложном финансовом положении и не может заплатить за топливо и аэродромное обслуживание, они продолжали продавать билеты на рейсы, которые в итоге не полетели. Однако, как полагает адвокат Александра Кочнева Михаил Воронин, следователи, проанализировав этот эпизод, очевидно, пришли к выводу, что авиакомпания все же пыталась до конца исполнять свои обязательства перед клиентами. Свою вину бывшие топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» не признали.

«Александр Кочнев добросовестно исполнял обязанности гендиректора авиакомпании, поэтому все его действия соответствовали закону,- полагает адвокат Воронин.- Сам Кочнев считает, что если бы в сентябре прошлого года компания смогла оплатить топливо, то ее самолеты летали бы до сих пор».

По словам адвоката Воронина, после предъявления окончательного обвинения его подзащитный отказался давать показания, посчитав нужным вначале подробно ознакомиться с его текстом. «Кроме того, нам необходимо изучить еще несколько документов, которых нет в деле,- пояснил “Ъ” защитник.- Мы заверили следствие, что дадим свой ответ на предъявленное обвинение через неделю».

После снятия обвинения в мошенничестве основной в деле стала статья УК РФ о злоупотреблении полномочиями, предусматривающая до десяти лет заключения. По версии следствия, топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» допустили его, в частности, в отношении ЗАО «Коммерческое агентство аэропорта Домодедово» , которому не заплатили более 500 млн рублей за наземное обслуживание самолетов, а также ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Последнее не смогло получить за аэронавигационное сопровождение полетов лайнеров «ВИМ-Авиа» более 200 млн рублей. При этом стоит отметить, что поручителем по топливным кредитам в Домодедово выступал Рашид Мурсекаев. К нему лично был удовлетворен иск на 300 млн рублей, однако обратить взыскание фактически оказалось не на что.

В пресс-службе аэропорта Домодедово сообщили, что по решению арбитража с «ВИМ-Авиа» была взыскана вся задолженность, однако затем она была в полном объеме включена в реестр требований кредиторов авиакомпании.

Адвокаты фигурантов расследования не смогли пояснить, с какими именно эпизодами связаны обвинения по ст. 176 и 193.1 УК РФ, объяснив это тем, что подробно не ознакомились с документами следствия. По данным источника “Ъ”, следствие полагает, что сотни миллионов рублей были выведены из авиакомпании под фиктивные контракты . Банковский же эпизод, очевидно, связан с ПАО «Банк “Зенит”» (62,66% принадлежит ПАО «Татнефть»), предоставившим «ВИМ-Авиа» кредитную линию на 3,6 млрд рублей до 31 декабря 2020 года. Средства выделялись под залог дорогостоящих авиадвигателей, вспомогательных силовых установок и ценных бумаг различных обществ. В 2017 году «ВИМ-Авиа» перестало обслуживать кредит, не выплатив по нему проценты в размере 32 млн рублей. Кроме того, в нарушение договора с «Зенитом» авиакомпания получила еще один заем - в банке «Абсолют» на 581 млн рублей. «Абсолют», кстати, до сих пор пытается вернуть свои деньги через арбитраж.

В свою очередь, «Зенит» уступил право требования по кредиту ООО «РНГО», которое также обратилось в суд. В ходе проверки залогового имущества выяснилось, что шесть из десяти авиадвигателей и одна вспомогательная установка (оцениваемые почти в 1 млрд рублей) отсутствуют, а ценные бумаги не очень соответствуют той стоимости, по которой их брали в залог. Арбитраж взыскал с подозрительного заемщика в пользу РНГО 3 млрд рублей, разрешив выставить на аукцион оставшиеся двигатели и реализовать векселя.

Предполагается, что уже через пару недель фигуранты расследования могут приступить к ознакомлению с его материалами, после чего обвинительное заключение будет направлено на утверждение в Генпрокуратуру.