Отзыв о Rijksmuseum в Амстердаме: билеты, адрес, цены. Государственный музей амстердама Можно ли фотографировать в Rijksmuseum

Музей Рейксмюсеум в Амстердаме (нидерл. Rijksmuseum) - художественный музей, один из самых популярных музеев мира.

Музей известен, прежде всего, как хранилище картины Рембрандта "Ночной дозор", которая официально принадлежит городу, и ради которой здание музея даже было перестроено. Кроме того, конечно, музей интересен своей архитектурой.

Музей был основан в 1808 году королем Голландии Луи Бонапартом, братом Наполеона I. Первоначально музей располагался в Гааге, затем была переведен в Амстердам. Музей выставлял экспозиции в Королевском дворце, во дворце Триппенхюс, других зданиях.

Собственное здание музей получил только в конце XIX века. Новое здание было построено в 1877 - 1885 годы под руководством архитектора Питера Кёйперса (1827 - 1921 гг.). Как отмечают историки искусств, здание музея - уникальное творение нидерландской архитектуры, ведь здесь сочетаются внешняя красота и практическое предназначение помещения.







Для публичного посещения музей был открыт в 1885 году. В 1890 году к зданию музей был достроен еще один корпус, построенный из фрагментов снесенных исторических домов. В 1906 году один из залов музея был специально перестроен для размещения картины "Ночной дозор" Рембрандта.

Дальнейшая реконструкция музея проходила в ХХ веке: изменено внутреннее убранство, встроены внутренние дворы музея. В начале XXI столетия музей был вновь реконструирован, после чего стал работать в полном объеме и принимать многочисленных посетителей.

Амстердама Рейхмузеум (Rijksmuseum) является крупнейшим в Нидерландах и во всей Европе. На его огромной площади экспонируются картины и предметы различных стран и эпох. 260 залов вмещают 30 000 скульптур, 5 000 картин, гравюры, рисунки, предметы быта и объекты археологических раскопок. План музея вы найдете в прикрепленном файле внизу, в формате pdf.

Самые известные картины государственного музея Амстердама

Самой известной выставленной здесь картиной считается «Ночной дозор» Рембрандта (1642 г.). К тому же, это самое большое из выставленных полотен, хотя оно было частично обрезано в XVIII веке. Все изображенные персонажи очень символичны, и до сих пор хранят в себе множество загадок. Зал экспозиции «Nacht wacht zaal».

Вторым по популярности среди посетителей является Вермеер. Сложно оценить, какая из 4 оставшихся его картин привлекает большее количество зрителей: «Молочница», «Любовное письмо», «Маленькая улочка», «Девушка, читающая письмо ». Их, а также наброски к этим творениям, можно увидеть в зале «Eregalerij»

Одним из первых экспонатов музея стало творение Яна ван Эйка «Готический храм с фигурами ». Сейчас, проходя в крыло «Gothic» можно полюбоваться и этим раритетом.

В залах выставлены несколько произведений Луки Лейденского – известного голландского художника начала XVI века. В частности, его кисти принадлежит «Проповедь в церкви» .

Картины Гойи, например, «Портрет Дона Рамона де Посадо» можно увидеть в зале 1.13. Последние рентгенографические исследования выявили под слоем краски еще одно творение мастера.

Подлинник статуи «Сидящий Амур» (1757 г.), известный также как «L"Amour Menaçant» - «Грозящий Амур» работы Фальконе выставлен именно в Рейхмузеуме в зале 1.9.

Конечно, Государственный музей – это не музей эротики или музей секса. Но и здесь есть близкая к ним по тематике экспозиция «Аморальные женщины». Сюда относится картина «Лот и его дочери» (Хендрик Гольциус, 1616). Увидеть сюжет библейской легенды можно в зале 2.1.

В музее так же представлены изображения азиатских богов, например фигурку Будды , сидящего в нише. Эта композиция вырезана из одного куска черного известняка более 1000 лет назад. Творение неизвестного автора можно оценить в зале «Asia».

Свое место в залах нашли и достаточно современные ювелирные украшения в стиле Art Nouveau. Например, «Расческа в форме двух стрекоз» (1904 г.) находится в зале 0.9 – Z8.04.

Одним из самых интересных мест в Амстердаме считается здание Государственного музея, название которого на нидерландском языке звучит как Рейксмюзеум. Он входит в список крупнейших художественных музеев в стране, да и в мировом сообществе пользуется популярностью, так как здесь представлена большая коллекция произведений известного художника Рембрандта. Кроме этого, на обозрение публики выставлены около 5 000 картин и 30 000 скульптур, рисунки и гравюры, которых больше нигде не встретишь, главным собранием являются работы, представляющие современное искусство.

Прежде чем Государственный музей принял современный вид, ему пришлось претерпеть множество изменений: изначально это были 200 произведений, имеющих историческую ценность, которые остались после того, как Нидерланды были разгромлены Францией в 1794 году. Они-то и составили Национальную художественную галерею, которая открылась в 1800 году в пригороде Гааги. Во время правления Луи Бонапарта, в 1808 году, столицей стал Амстердам, а галерею он назвал Королевским музеем и перенес его в ратушу. После музей еще именовался Большим Голландским, а когда французов полностью изгнали из страны, он обрел имя, которое уже никогда не менял- Рейксмюзеум или Государственный музей. Это случилось в 1817 году. А вот здание для музея еще долго не могли подобрать: он размещался в Триппенхаусе, но из-за постоянно увеличивающегося числа экспонатов это стало неудобным, а еще сыграло роль близкое расположение складов с керосином. В результате было возведено здание по проекту Куйперса, а открытие произошло в 1885 году, но и это сооружение до сегодняшнего времени претерпело множество изменений.

Экспонаты музея

В музее собрана богатейшая художественная и историческая коллекция, а также собрание гравюр, рисунков и фотографий, которые разместились в 260 залах.

Художественная коллекция представлена скульптурами, картинами и произведениями декоративного искусства, в том числе и азиатского происхождения. В ее основе лежат работы голландских мастеров, датируемые XV-XIX веками.

Среди самых ценных картин свое почетное место заняли произведения голландских художников: Ремрандта, ван Скорела, Яна Стена, Франса Хальсы, Вермеера, ван дер Гельста.

«Ночной дозор» кисти Ремрандта

Главное место в экспозиции принадлежит картине Ремрандта «Ночной дозор», полное название которой «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». Полотно написано мастером в 1642 году (во время расцвета голландской живописи) по заказу Стрелкового общества. Картина, изображающая 34 персонажа, которые как будто наступают на зрителя, получилась настолько большой (363*437 сантиметров), что ее часть с тремя персонажами пришлось отрезать.

Сохранившееся наследие Вермеера

Четыре полотна одного из самобытных художников Голландии – Вермеера – представляют собой огромную ценность, ведь их удалось уберечь от распродажи на аукционе за долги, участь которой постигла около 30 других картин великого мастера. Вермеер не зря пользуется славой самого загадочного художника Нидерландов: его картины, отображающие домашний быт горожан, дышат таинственностью и неоднозначностью. Особое внимание привлекают две картины кисти Вермеера – «Уличка» и «Служанка с кувшином молока». Однако «Девушка, читающая письмо» и «Любовное письмо» не менее вышеназванных полотен привлекают внимание посетителей.

Великий портретист Франс Халс

Значимое место в коллекции музея занимают картины известного портретиста XVII века Франса Халса, изображавшего на своих полотнах лица людей из разных слоев общества: от обычных торговок до бюргеров и офицеров. «Веселый собутыльник» — одна из тех картин, ради которой ценители живописи приезжают в Амстердам.

Музей для любознательных

Посетив Государственный музей Амстердама, вы получите уникальную возможность открыть для себя мир искусства, прекрасного и таинственного, как картины Ремрандта, и удивительно точного, как портреты Халса.

График работы:

Понедельник-Воскресение: 9:00-18:00

На набережной одного из каналов Амстердама на целый квартал протянулось огромное здание. Традиционные в Голландии островерхие крыши, красные кирпичные стены роднят его с окружающей застройкой. Здание не отличается особыми архитектурными достоинствами, но естественно входит в общий облик города. Это Рейксмузеум - один из крупнейших художественных музеев мира .

Уже в середине прошлого века, через пятьдесят лет после создания музея, было ясно, что прекрасный старый Триппенхейс, в котором он находился, не может вместить быстро растущих коллекций. В 1876 – 1885 годах архитектор Кёйперс выстроил гигантское кирпичное здание. Неоднократно подновленное и переделанное внутри, оно продолжает служить до сих пор.

Амстердамский Рейксмузеум (голл. Rijksmuseum) – это музей истории искусства Северных Нидерландов. В его залах можно получить на редкость широкое представление о художественном развитии страны. Как уже было сказано, от средних веков здесь мало что сохранилось. Лишь начиная с XV столетия наши сведения о художественном развитии этих земель становятся более или менее подробными и полными. В музее показаны образцы деревянной и каменной скульптуры, украшавшей некогда алтари церквей, произведения ювелиров и шитые золотом облачения духовенства.

Однако наибольший интерес несомненно представляет живопись. Уже в XV веке станковая живопись была в Северных Нидерландах ведущей областью искусства, а станковые произведения, как известно, значительно лучше подходят для музейной экспозиции, чем настенные росписи или монументальная скульптура, созданные для украшения определенного здания. Последние утрачивают часть художественной выразительности, когда их переносят в музей, вырвав из первоначальной архитектурной среды. Благодаря преобладанию станковых произведений голландское искусство может быть показано в музее полнее, чем искусство многих других стран.

В XV-XVI веках культура и искусство Северных и Южных Нидерландов (то есть современных Голландии и Бельгии) составляет более или менее единое целое, причем местные школы на Севере испытывают мощное влияние крупных художественных центров, процветающих на Юге. Подобно тому как мы называем Северные Нидерланды Голландией, на Южные Нидерланды обычно распространяют название самой значительной, передовой из входивших в них областей - Фландрии. Уже в эту раннюю эпоху голландские живописцы отличаются от их фламандских собратьев большей интимностью, бытовой простотой и непосредственностью своих произведений.

На Севере первым крупным художником, с чьим творчеством мы достаточно хорошо знакомы, был Гертхен тот Синт Яне (то есть «маленький Геррит из монастыря св. Иоанна»). Гертхен работал в 80-е годы XV века в Гарлеме; там до сих пор сохранилась маленькая, потемневшая церковь монастыря, в котором он был послушником.

Среди первых картин, купленных в 1808 году по приказу Людовика-Наполеона , находилась одна любопытная вещь, внесенная в инвентарь музея под следующим названием: «Ян ван Эйк. Готический храм с фигурами ». , великий основатель нидерландской школы живописи, автор Гентского алтаря, был в то время едва ли не единственным нидерландским художником XV века, чье имя было широко известно собирателям; ему приписывали любую вещь, которая казалась достаточно старой. На этот раз его сочли автором «Св. семейства» работы Гертхена.

Написанное на небольшой деревянной доске, произведение Гертхена воспроизводит не канонический текст Евангелия, а апокрифическую легенду. Согласно этой легенде, св. Анна, мать Марии, имела еще двух дочерей, дети которых впоследствии стали апостолами - учениками Христа.

В интерьере готической церкви (церковь - «дом божий») художник помещает престарелую Анну, ее трех дочерей, их мужей и детей. Не только дети, но и взрослые отличаются ясной безмятежностью и наивностью. Женщины нянчат младенцев, старая Анна отдыхает от чтения, положив на раскрытую книгу свои очки. На каменном полу стройного храма, в самой середине картины, расположились трое маленьких мальчиков в длинных теплых рубашечках и шерстяных чулках с красными заплатками на пятках; но будущие апостолы Павел, Иаков и Иоанн играют своими атрибутами - мечом, бочечкой и чашей. Они обладают очарованием забавных живых ребятишек. С восхитительной простодушной непосредственностью Гертхен объединяет в одно целое реальность и фантазию, бытовые детали и величественную архитектуру храма. Для него интересно и привлекательно все - и великое и малое. Рядом висят еще две работы Гертхена: «Корень Иессея» и «Поклонение волхвов» с его замечательным пейзажным фоном.

Иной характер носит творчество крупного голландского художника, работавшего в последней четверти XV века и известного как Мастер Virgo inter Virgines . Условное «имя» анонима происходит от картины, еще в 1801 году находившейся в Национальной художественной галерее и поступившей оттуда в Рейксмузеум. Это «Мария с младенцем и святыми девами», или по латыни «Virgo inter Virgines» («Дева среди дев»).

Подобно свите придворных дам, богоматерь окружают роскошно одетые святые Екатерина, Цецилия, Варвара и Урсула. Их атрибуты (колесо, на котором погибла св. Екатерина; стрела - символ мученичества св. Урсулы) превращены в изящные золотые украшения. Стройные нежные женщины застыли в задумчивости, из которой их не может вывести даже игра с миниатюрным младенцем. Художник повторяет свой излюбленный, очень необычный тип женского лица с непомерно большим выпуклым лбом, тонкими бровями и полуопущенными, чуть припухшими веками. Бледные лица, неяркие, часто сероватые краски, среди которых даже красный цвет теряет свою звучность, - все это вызывает у зрителя странное ощущение чуть печальной, холодноватой отрешенности от всего земного. По своему внутреннему строю картина противостоит произведениям Гертхена, висящим в том же зале.

В творчестве обоих мастеров большую роль играет фантазия. У Мастера Virgo inter Virgines она изысканна и условна, как мадригал придворного поэта того времени, у Гертхена - пропитана реальными впечатлениями и близка к живой, разнообразной фантастике народной сказки. В произведениях многих соотечественников Гертхена сцены из христианских легенд выглядят так, как если бы они происходили в обстановке, окружающей художника и хорошо ему знакомой. Особенно последовательно этого принципа придерживается автор серии картин, изображающих «Семь дел милосердия».

Серия была исполнена в 1504 году для церкви св. Лаврентия в г. Алкмаре , поэтому ее автора условно называют Мастером из Алкмара. Семь картин составляют фриз. На каждой из них благочестивые бюргеры, исполняя завет Христа, то дают одежду нищим, то кормят голодных, то хоронят умерших и т. д. Все это происходит на чистых, вымощенных булыжником улицах голландского города. Каждое из «дел милосердия» благодаря своей бытовой конкретности напоминает жанровую сцену. В толпе уродливых нищих, слепых и калек есть один человек, который не принимает участия в действии, которого не замечают остальные. Это Христос. По мысли художника и его заказчиков, он незримо присутствует здесь, напоминая о религиозном смысле происходящего. Суховатая работа Мастера из Алкмара вводит нас в мир повседневной прозы и сурового морального долга, отдаленно предвосхищая некоторые черты голландского искусства XVII столетия.

Рейксмузеум располагает несколькими произведениями крупнейшего нидерландского художника начала XVI века - Луки Лейденского (возможно, 1489-1533). Среди них особенно интересна «Проповедь в церкви». Ренессансное церковное здание заполняет лишь две трети фона; справа вдали видна улица, где богато одетый дворянин раздает милостыню беднякам. На переднем плане тот же самый дворянин с интеллигентным, тонким лицом изображен стоящим у правого края картины; сняв шляпу он слушает церковную проповедь. Возможно, что художник работал по заказу этого человека, и группа людей вокруг него состоит из портретов его родных и друзей. От них заметно отличаются слушатели, усевшиеся полукругом перед кафедрой: тут и странные уроды и оживленный ребенок; красивая молодая женщина с улыбкой смотрит на зрителя, не обращая внимания на слова проповедника; наконец еще одна женщина спит, и на голове ее сидит маленькая сова – символ плутовства и глупости в нидерландском фольклоре. Эта странная жанровая сцена, полная неясных намеков, написана полупрозрачными жидкими мазками светлых, неопределенных красок; и мазок и цвет передают тревожное настроение, характерное для живописи Луки Лейденского.

Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII века был Ян ван Гойен (1596-1656). В 1641 году написал он свой «Дальний вид с двумя дубами». Это ничем не примечательная местность с песчаными дюнами, типичными для голландского побережья. На вершине дюны, у подножья корявых старых дубов остановились отдохнуть двое путников; удаляющаяся фигура третьего прохожего уводит наш взгляд вдаль, к плоскому побережью, где на горизонте, слева, виднеется поблескивающая полоска воды. Облака затягивают просторы неба, сквозь них прорывается солнечный луч на дюну и на мощные полузасохшие стволы. Художник как бы изучает их с близкого расстояния, прослеживая неровности коры, почти по-человечески выразительный, напряженный изгиб сучьев. В то же время широкий простор дали воспринимается как их естественная среда и это «родство» с бесконечным пространством помогает нам ощутить величие и мощь гигантских деревьев.

Наряду со своими основными разделами - старого нидерландского искусства и XVII века - Рейксмузеум располагает значительным собранием голландских картин XVIII, XIX и XX веков. Среди произведений XVIII века представляют интерес работы Корнелиса Троста (1697-1750), автора портретов и жанровых сцен, часто воспроизводящих эпизоды из театральных спектаклей. Следуя традициям предшествующего столетия, Трост пишет огромный групповой портрет попечителей приюта в Амстердаме (1729). Однако значительно интересней и привлекательней небольшой этюд одного из попечителей - Яна Лепелтака, висящий в том же зале. Он написан легко и непринужденно. В нем более, чем в большом портрете, заметно воздействие национальной живописной традиции.

Есть в Рейксмузеуме и произведения иностранных мастеров - итальянцев, испанцев, фламандцев. Их немного, но некоторые из них не могут остаться незамеченными: парные портреты флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и его отца Франческо Джамберти, работы Пьеро ди Коэимо (1462- 1521), «Распятие» Эль Греко (1541-1614), ряд портретов Ван Дейка (1599-1641), «Портрет дона Рамона Сатуэ» (1823), Гойи (1746-1828) и др. Однако, как бы они ни были интересны, они составляют лишь второстепенное, боковое ответвление в коллекции Рейксмузеума .

(дословно переводится, как “Государственный музей”) - это художественная галерея, с более чем 200-летней историей, является крупнейшим и самым значимым музеем в стране. В нем собрано 1 200 000 экспонатов и, чтобы понять масштаб коллекции, нужно мысленно объединить московские Третьяковскую галерею с Пушкинским музеем.

Национальный музей "Rijksmuseum"

Уникальность "Рейксмюзеум" не только в накопленной, на протяжении веков, крупнейшей в мире коллекции шедевров голландского и мирового искусства, но и богатейшей экспозицией азиатского искусства, делфтского фарфора, обширной коллекцией гравюр, рисунков и классической фотографии.

История главного музея голландского королевства берет начало с 1800 года, именно тогда, в , открылась Национальная художественная галерея. В ней находилось порядка 200 картин, но постоянно растущая коллекция музея вынуждена была несколько раз переезжать с места на место, пока наконец, по указу короля Луи Бонапарта, брата Наполеона, не обосновалась в .


С 1885 года, Государственный музей Rijksmuseum располагается в импозантном здании, построенном в смешанном стиле готики и ренессанса, по проекту известного голландского архитектора Пьерра Кейперса, которое внешне больше напоминает сказочный замок, чем музей.


С 2003 года Государственный музей находился на масштабной реконструкции, которая в общей сложности длилась 10 лет и обошлась стране в 375 млн. евро. Реконструкция завершилась только к весне 2013 года, но даже неполная коллекция музея, выставленная в отдельном крыле, являлась одной из главных достопримечательностей .


"Ночной дозор", Рембрандт

В самом сердце обновленного музея располагается Галерея славы , где собраны лучшие работы художников голландского Золотого века, таких как Йоханнес Вермеер, Ян Стейн. Главной жемчужиной музея, безусловно, является всемирно известная картина “Ночной дозор”.

Музей Rijksmuseum, предлагает посетителям несколько аудиотуров на английском и голландском языках, а также медиаторы для мобильных устройств и телефонов, доступные на нескольких языках, в том числе и на русском.

Практическая информация для посетителей:

Как правило, в выходные дни – самый большой наплыв посетителей, поэтому для посещения музея лучше выбрать будний день.
В музее разрешено фотографировать и делать видео съемку, без использования вспышки.
В музей запрещен вход с длинными зонтами, рюкзаками и чемоданами, размер которых превышает 55х35х22 см.

Адрес музея: Национальный музей Рейксмюзеум (Rijksmuseum), Museumstraat 1,
Музей открыт ежедневно с 9:00 до 17:00, включая выходные и праздничные дни (включая Рождество и Новый год). А, вот музейный сад, сувенирный магазин и кафе открыты до 18 часов и для того, чтобы их посетить, входной билет не нужен.
Стоимость билетов:
взрослые – 17,50 евро, дети до 18 лет включительно – бесплатно. Обладателям Музейных карт вход в музей также бесплатный.

Чтобы значительно сэкономить на времени ожидания в очереди в билетной кассе, вы можете купить билеты или прямо на моем сайте, заполнив форму ниже, и получить билеты на электронную почту: