Путешествие по Марокко: от океана до пустыни. Путешествие в Марокко: все самое интересное и важное, что нужно знать Марокко самостоятельное путешествие отзывы

Пустыня Шигага

Если вы хотите окунуться в арабский быт, посмотреть первобытность Африки, но не хотите жертвовать комфортом и рисковать своим здоровьем, то Марокко прекрасный вариант, хоть детей с собой берите!

Первый самый весомый факт, рождающий доверие лично у меня — это отсутствие надобности в прививке от желтой лихорадки. Сама прививка не несёт никакой угрозы, коренным москвичам её даже бесплатно колят, но одна мысль об этой процедуре уже изначально отпугивает множество желающих посетить Африку. Так что Марокко, северная Африка, добро пожаловать: здесь вы в безопасности без уколов.

Я сбежала в эту страну из холодной Европы, которая меня морозила январскими ветрами, контраст конечно колоссальный. И, чтобы абсолютно погрузиться в атмосферу, поехала кататься автостопом без особых планов и сроков.

Марокко — европейская часть Африки, от Испании страну отделяет Гибралтарский пролив, по земле Марокко граничит с Алжиром и самой большой пустыней мира Сахарой. Именно здесь, в районе Касабланки обнаружены первые следы пребывания человека в Северной Африке — 800 тыс. лет до н.э. В первом тысячелетии до нашей эры марокканские земли принадлежали Карфагену. Со II века до н. э. — римское владычество, потом территория находилась во владениях арабских, португальских, испанских и французских завоевателей. Независимость Марокко началась лишь с 1956 года.

Религия — ислам. Языки: арабский и берберский (официальные), распространены: французский и испанский.

Виза. Граждане РФ могут находиться в Марокко без визы до 90 дней.

Самолёты. Для россиян Марокко оптимальный вариант в бюджетном и географическом плане. В Агадир и Касабланку регулярно летают прямые рейсы из Москвы. Но я бы порекомендовала открыть карту рейсов авиакомпании Ryanair, и улететь в Марокко за 20-25 $ (если у вас завалялся действующий Шенген, конечно).

Поезда. В самом Марокко есть железнодорожные пути, расценки примерно два рубля за километр в сидячих вагонах (довольно комфортных) и почти в два раза дороже в вагонах лежачих. Марокко не очень-то и большое, чтобы выбирать второй вариант, в течение дня вы точно даберётесь куда нужно. Контроль существует, бесплатно не проедешь.

Автобусы, автомобили. Вездеместно ходят автобусы, есть автостанции с фиксированным прайсом, а есть стоянки, где можно торговаться за стоимость билета, бывает совсем дёшево, в зависимости от вашей наглости и умения сбивать цену, всё как на индийских базарах.

Излюбленный европейцами способ передвижения — машина в аренду (от 20€ в сутки).


Автостоп от города Zagora до Ouarzazate

Про Автостоп в Марокко

С местным населением проблем никаких, про автостоп они в курсе, подбирают охотно, разговаривают со мной по-французски, английским владеет далеко не большинство. Если не знать языка они не расстраиваются и продолжают изливать душу на непонятных языках. Я выучила счёт до десяти на арабском и веселила их своими познаниями.

Дороги в своём большинстве хорошие, полицейские лояльные, не пристёгнутый ремень не прощают, всё остальное их мало волнует (кроме отсутствия документов естественно). Один раз простили отсутствие документов у водителя, права были только у пассажира, сказали чтобы мы обязательно были пристёгнуты и пожелали счастливого пути.

Про Города: Медина, Марракеш, Касабланка, Шефшауэн..

Ценность марроканских городов, пожалуй, в Медине (старая часть города, построенная в 19 веке). Это древний город, обнесённый стеной, по аналогии русских крепостей, но здесь жизнь кипит и в настоящее время. За последние несколько столетий в Медине мало что изменилось, разве что поток туристов вырос. Дети по прежнему играют толпами на улицах, мужчины перевозят товар на ослах и лошадях, в то время, как за стенами Медины в новых кварталах создаёт шум автомобильное движение, а молодежь тычет пальцами в айфоны..

В Медину ведут всего несколько ворот, внутри очень узкие улицы (иногда менее метра шириной), которые составляют настоящие лабиринты. Заблудиться в Медине не составит никакого труда..

Если идти за большинством, то вероятнее всего получится найтись, а если нужно найти достопримечательность, то это приключение на пол дня.

В каждом городе свои фишки.


Медина города Фес, кожевенное производство

В Фесе делают кожу.

В Эссуэйре едят рыбу. В Марракеше — центральная площадь, которая поражает своим разнообразием.


Медина в городе Шефшауэн

В Шефшауэне вся медина (историческая часть города) окрашена в небесно-голубой цвет, по страшной арабской Касабланке гоняют супер-стильные европейские трамваи…


Город Марракеш

В Медине всегда кипит жизнь!! Самые дешевые хостелы опять же здесь! (от 4$ за ночь в отдельной комнате).

Про Горы в Марокко

Атласские горы (от Марокко, через Алжир до берегов Туниса) по сути, это барьер между самой большой пустыней Сахарой и Атлантическим океаном.

В этих горах, на территории Марокко, расположена самая высокая вершина северной Африки, гора Тупкаль (4167 м). Восхождение простое, подготовки не требует, есть большое разнообразие организованных туров на 10 дней от 300$, но хороших отзывов об этих турах я не слышала. Как правило гиды зануды, жильё без комфорта и не обоснованно дорого, весь интерес в том, чтобы рюкзаки ваши на ослах перевезли.


Атласские горы, перевал

Самостоятельное восхождение на Тупкаль. Чтобы совершить самостоятельное восхождение на вершину горы нужно доехать до посёлка Имлиль, там можно заночевать и на утро отправиться в сторону вершины. При наличии хорошей погоды это займёт один день времени.

На высоте 3200 есть горный приют Тупкаль, там можно остановиться за плату или поставить палатку рядом и бесплатно пользоваться благами цивилизации.

Сезон восхождений — круглый год, но в январе выпало очень много снега и мне пришлось отложить это мероприятие. Все вернувшиеся друзья были простужены и не довольны погодой, идите с мая по декабрь, там больше возможностей подгадать с погодой!

Про Пустыню

Вот уж здесь то я не прогадала, лучшее время для посещения Сахары конечно же зимой! Тут некий щадящий режим солнца, всего +25 днём, но и этой температуры мне хватило чтобы искать спасенье в теньках и полностью обгореть. Я не хочу думать что здесь происходит летом..

Как побывать в пустынях. В Марокко два места, где можно увидеть эрги (то, что мы привыкли называть пустыней — дюны), в основном же пустыня это просто каменная нерастительность:

  1. Первое и самое доступное — посетить огромную дюну возле города Мерзуга, где город напоминает только туристическая улица, всё остальное же непримечательный посёлок местных жителей. В пешей доступности от центра и находится эта огромная дюна и простор песка, но не за горизонт, местные говорят что это не настоящая пустыня, это так, модерн!
  2. Второй вариант интереснее, в районе города Мхамид, это та ещё глубинка. В десяти километрах на север есть небольшой участок с невысокими дюнами, а в сорока километрах на запад самый большой в этой стране эрг Шигага, там можно увидеть марсианские пейзажи в оранжевых тонах.

Самое простое и интересное — взять квадроциклы и преодолеть этот путь с ветерком, зарядившись драйвом, или поехать организованным туром на внедорожниках. У подножья дюн множество кемпингов на любой вкус, можно взять услуги камэл-такси и покататься на верблюдах по дюнам на закате например.

Про Сёрфинг

По дорогам вдоль Атлантического океана подвозят как правило туристы сёрферы, здесь круглый год кипит жизнь! Зимой волны стабильно огромные, идеально для профессионалов, летом волны поменьше и условия помягче, можно отдыхать и обучаться новичкам.

Город Агадир , который считается меккой сёрфинга, по мне так абсолютно безвкусный новострой с дорогими товарами для туристов. Самые атмосферные места в маленьких прибрежных городках между Агадиром и Эссуэйрой, например Imsouane, небольшая сёрф-деревня, добраться можно на автобусе из Агадира, или автостопом без проблем.

Цена на сёрфинг — в зависимости от того, как вы умеете торговаться, в этом огромная прелесть Марокко. Если вы красивая светловолосая девушка, то вам и за даром могут дать доску.


Побережье Атлантического океана, пляж Легзира

Про Отношение к белому туристу

Это то, за что можно возненавидеть эту страну, благой искренней ненавистью. Не буду рассказывать про толпы попрошаек, примем это как данное.., но когда тебя пытаются обсчитать на каждом шагу, а в магазинах нет ценников, это превращается в некий аукцион отбивания денег. Нам очень часто приходилось ругаться и доказывать что эта тарелка вареной фасоли, в примитивной кафе, забитой местными, где даже нет туалета, не может стоить 50 дирхам (5$), они улыбались в ответ, извинялись, и говорили что перепутали, эта тарелка стоит 1$, а вот эти две лепешки хлеба 4$. Такие дела.

Если питаться в европезированных ресторанах пиццами и сендвичами, то таких проблем не будет, а если вникать в прелести местной кухни, то впечатление портится колоссально, хотя еда порой очень вкусная.

Иногда можно найти заведения, где есть меню с ценами, но, как показала практика, встречаются они не часто. Многим друзьям открылась тайна марроканского гостеприимства, но меня это обошло стороной.

Про наркотики

Что уж там скрывать, Марокко известно на весь мир апельсинами и самым дешевым гашишом. Ни в одной стране не делают и не экспортируют его в таких количествах. Когда мы пытались уплыть обратно в Европу автостопом в грузовой машине, нам очень доступно объяснили про всю эту политику вывоза наркотиков из Марокко, и что водителям фур запретили брать пассажиров на паром…

Фишка про автостоп. А вот из Испании в Марокко никаких проблем! Мои друзья, которые ехали из России в Марокко автостопом просто в Испании перед портом стопили фуры. Те водители, что едут по одному иногда берут автостопщиков, их фирма проплачивает оба места, даже если водитель один, так вот просто каждый может уплыть в Африку за бесплатно. (Паром для пассажиров от 22€)

Расценки на гашиш очень смешные, один грамм стоит дешевле, чем две бутылки воды, это соотношение меня очень веселит. (цены для местных)

Марокко — уникальная страна, расположенная на стыке исламской и европейской культур, населённая древними арабскими и берберскими племенами. Я очень рекомендую, ради опыта погружения в абсолютно другую среду, разнообразную, местами раздражающую, шумную, яркую, нетипичную.


Крепость Ait-Ben-Haddou

November 26th, 2010 , 09:56 pm

Это была моя самая первая поездка в неевропейскую страну. Очень забавно перечитывать сейчас этот текст.

То, что меня так шокировало в првый раз, я наблюдала позже во многих других странах в гораздо большем объеме. Марокко приняло на себя первый удар. Сейчас я уверенно могу сказать: Марокко – прекрасная страна! Однако, тогда мне так не показалось)))

Когда мы готовились к поездке в Марокко, прочитали большое количество восторженных отзывов об этой стране. Но наши впечатления очень сильно разошлись с общепринятыми.

Кто захочет прочесть про «сказочные дворцы», «страну Тысячи и одной ночи» и «жемчужину Магриба» и т.д и т.п. ничего интересного для себя в этом рассказе не найдут, тем более что ничего такого в Марокко мы не заметили. Поездка состоялась в мае 2008 года, способ перемещения – рентованное авто. Всего по стране было пройдено 2700 км.

По прилету бежим в офис Ависа – мы бронировали машину заранее. Нам выдают именно то, что мы и бронировали – Рено Логан с кондиционером. Машина почти новая, в идеальном состоянии. Бак не полон, но это становится ясно только когда мы отъезжаем от аэропорта примерно километр. Возвращаться и что-то доказывать не желания. Уже полностью темно, день мы потеряли целиком.
А не жарко тут, в Африке. Натягиваем куртки. Мы рядом с Касабланкой, но она в наши планы не входит – нам нужно дальше, в Эль Джадиду. Не смотря на то, что очень устали и очень хотим спать, едем. По дороге попадается платная трасса. В будке сидит араб.
- Сколько до Эль Джадиды?
- Тридцать пять дирахм, - улыбается он всеми зубами.
Платим, через полкилометра заглядываем в чек. Там написано – 25 дирахм. Нам не жалко, но становится как-то очень неприятно. Сколько еще будет таких разводов на нашем пути!

Эль Джадида
Через час въезжаем в Эль Джадиду. Темень, искать отель самим нет сил, заглядываем в LP. Выбираем тот, который нравится по описанию – но найти его нет ни малейшей возможности. На улицах не указаны названия улиц, номеров домов тоже нет. Бросаем машину на какой-то площади, похожей на центральную, идем пешком. Первые впечатления – шок. В городе огромные кучи мусора, в них шныряют тощие кошки, тут же копаются дети, на нас все оборачиваются. Пахнет горелым, скоро источник запаха становится понятен – на каждом углу на огне жарят кукурузу до состояния углей, и это покупают! Ни разу в Эль Джадиде на улице мы не встретили европейцев. Решаем заселиться в первый отель, который увидим. Им оказывается заведение под названием Оscar. Стоит 225 дирахм. Парень на ресепшн обещает горячую воду в номере, мы ему верим и селимся. Условия спартанские, но это нас мало волнует. Больше волнует, что в номере холодина, влажность и нет горячей воды. Идти ругаться тоже нет сил, менять гостиницу – тем более. Валимся спать, даже не умывшись.

Утром обнаруживаем в кране горячую воду – надо срочно умыться, пока она не кончилась. Тут же видим, что в ванной висит грязное и мокрое полотенце, хотя мы им не пользовались – видимо, осталось от предыдущих жильцов. Интересно, постельное белье то они хоть меняли? Об этом лучше не думать. Идем с полотенцем на ресепшн. Парень не парится – просто заходит в соседний пустой номер, снимает с вешалки чистое полотенце и отдает нам, а грязное вешает на его место. Собираем вещи – в этом городе мы явно проездом, хотим увидеть португальскую крепость и ехать далее по маршруту – через Уалидию в Эссуэйру.
Честно говоря, сначала мы были удивлены, что этот город вообще указан в путеводителе – из достопримечательностей тут кроме этой самой крепости ничего нет. Но уже потом, поколесив по стране, поняли – да, по сравнению с городской марокканской архитектурой португальская крепость – это и вправду шедевр.

В крепости живут люди, хотя тогда нам это показалось странным – выглядела она как после нашествия варваров. Это мы еще не видели медин других городов! Как говорится, все познается в сравнении.
Зато в каждой лачуге есть спутниковая тарелка.

На каждом углу воняет туалетом – этот запах тоже будет присутствовать во всех крупных городах. Но пока мы об этом не знаем.
Крепость выходит на местный порт с утлыми суденышками, вода здесь ужасно грязная, в ней плавает мусор, дохлая рыба и во всем этом плещутся местные детишки.

Бррр, решаем что нам просто не повезло с первым городом, а дальше все будет иначе, что настоящее Марокко еще не началось, поэтому без малейшего сожаления покидаем Эль Джадиду и едем дальше.

Уалидия
Уалидия – стопроцентно курортное место, две улицы, пять ресторанов. Достопримечательности как таковые отсутствуют. Из красивого – лагуна, образованная скалами, и длинный песчаный пляж.

Больше в Уалидии нет ничего. Нужно поесть, последний раз мы ели еще в самолете. Кормят нас очень вкусно – салат из помидоров со специями, и что-то вроде блинов – подсмотрели в тарелках у местных и попросили такое же. Нам очень хочется солнца, поэтому бросаем вещи в машине и бежим загорать. Туристов очень мало – еще не сезон.

Как же грязно на пляже…везде обертки, бутылки, банки… Прямо к пляжу пристают рыбацкие лодки – тут рыбаки выгружают свой улов, тут же разделывают рыбу.

Рыбьи потроха валяются и гниют на солнце – никто и не думает их убирать. Как мы потом поняли – найти в Марокко мусорку нереально, их почти нет, потому что мусорка в Марокко – это все пространство вокруг. Через час загорать надоедает – нам сегодня еще нужно доехать до Эссуэйры. Купаться в океане невозможно – вода ледяная. Плюс дует очень неслабый ветер – если на солнце еще ничего, то в тени находиться в летней одежде напряжно – хочется натянуть не то что куртку, а пуховик.
Стоило нам сесть в машину, как откуда - то вылез бомжеватого вида вида араб, не мытый с детства, и стал требовать денег за парковку. Какая парковка? Откуда? Это просто кусок дороги, никакого знака нет. Уже потом в процессе путешествия стало ясно, что паркинг в Марокко – это такой честный способ отъема денег у населения. Куда б ты не поставил машину, тебя будет караулить араб и потребует денег за стоянку.

Мы едем в Эссуэйру – дорога вдоль океана очень красива. Безлюдные пляжи тянутся на много километров, берег из пологого переходит в скалистый.

Проезжаем город Сафи – мама дорогая, какой ужасный запах. В Сафи самый крупный в Марокко завод по консервированию сардин и предприятие по переработке фосфатов.

Чуть дальше от центра начинается устойчивый запах тухлой рыбы. И это при том, что в городе постоянный сильный ветер с океана, который способен выветрить что угодно. Консервный завод проезжали с наглухо закрытыми окнами.

Эссуэйра
В Эссуэйру приезжаем во второй половине дня, но солнце еще высоко. Часто читала про сильный ветер там – по сравнению с Уалидией и дорогой вдоль океана это вообще не ветер, а так, сквознячок. Здесь даже можно не одевать ветровку. И океан тут уже гораздо теплее. Вселяемся в первый же отель, который видим. Он шикарен, настоящий дворец. Со своим садом, с бассейном, и даже с wi fi. Номер стоит 600 дирахм, но мы согласны – после Оскара не хочется никакой борьбы с бытом. Идем гулять по городу.

Я много прочла перед поездкой о том, какой красивый и замечательный город Эссуэйра, а на сайтах турфирм так и вообще написано, что это «жемчужина Атлантики». Наверное, я ни черта не понимаю, но по мне так ничего удивительно красивого в Эссувейре нет. Туристов море, толпа, вонища из порта. К запаху рыбы примешивается запах мочи – у местных туалет, как и мусорка, на каждом углу.

В медине идем мимо музыкальной лавки – какая красивая играет музыка… Покупаем диск. Цена скорее московская, чем марокканская – 50 дирахм. Потом, в номере, распечатываем коробку – она пуста. Диска внутри нет. Уже даже не удивляемся.

День 3
Встаем в 6 утра – хотим посмотреть медину без туристов. Может, мы чего – то не заметили накануне, и где – то в городе прячется та самая прекрасность, о которой все пишут?
Утром все иначе, особенно если пойти не в туристическую часть, а на рынок для местных – он на параллельной улице. Можно увидеть много любопытного.
Рынок только просыпается.

А если зайти еще за один угол, то становится совсем интересно – эта часть города выглядит как после прямого попадания баллистической ракеты.

Стараемся перестать обращать внимание на запах, на мусор, на разруху…Уговариваем себя, что у нас в России тоже не очень чисто, и вообще, Африка все-таки…Не получается. Почему – то окружающий пейзаж воспринимается именно как разруха, а не как экзотика или местный колорит.

Напоследок – мы уезжаем с океана вглубь страны, хотим искупаться и идем на местный пляж.

Так, опять приходится себя убеждать в том, что надо забыть брезгливость – мы же в Африке, а не в Европе. На пляже плешивые верблюды, продавцы всего на свете, все завалено продуктами жизнедеятельности этих самых верблюдов…Как тут вообще купаются? Через 10 минут и двух предложений покупки часов сваливаем вместе с вещами из города.
Нет, нам такой колорит не нужен. Нам вообще не очень интересны города. Нам нужно в горы. Смотрим в карту – наш путь лежит через Марракеш. Мы вообще не хотим в него ехать. Но когда проезжаем мимо, решаем все-таки заглянуть.

Марракеш
Жара стоит страшная – уличный термометр показывает 38 градусов, но кажется, что все 50. Ветер есть, но лучше бы его не было – ощущения, что тебя обдувают горячим воздухом из фена. Пора обедать, заглядываем в красивый ресторан – кормят ужасно невкусно и дорого. Прогулялись еще совсем немного по медине – как же пахнет туалетом… Антисанитарного вида девочка ходит с лотком антисанитарного вида печений и заглядывает в глаза, куча мопедов, прямо на асфальте спят люди. Неет, я не понимаю как этот город может нравиться, и что сюда привлекает толпы туристов. Мы уже не хотим никаких его достопримечательностей, хочется только скорее уехать отсюда. Уезжаем без сожаления, едем в горы, по направлению к перевалу Tichka. После Марракеша вычеркиваем все города из нашей программы, останавливаемся в них только на обед и ночевать.

Горы
Через полчаса пейзаж вокруг становится пустынным, еще через час - сказочным.
Разноцветные горы - желтые, зеленые, фиолетовые, разной формы, похожие на гигантские морщины, обступают со всех сторон. Только сейчас Марокко наконец-то начало нам нравится.

Фотографировать можно бесконечно, но солнце скоро сядет, и преодолеть перевал мы уже не успеваем. Решаем остаться до утра в придорожной гостинице. Номер более чем скромный, стены каменные, в ванной бродят рыжие тараканы. Но мы же в Африке… А за вид из окна этой гостинице можно простить все на свете.

День 4
Утром едем дальше, не завтракая. Планов особых мы вообще не строили, путешествовал по своему любимому принципу «а давай поедем вот по этой дороге, там, кажется, должно быть красиво». Красиво по дороге было везде. Горы непередаваемых оттенков и форм, маковые поля, долины, и никакая фотография не передает реальных красок.

По пути у нас крепость Телуэт, едем к ней. Чем дальше от крупных городов, тем приятнее и пустыннее местность, добрее местные жители, чище вдоль дороги и, о чудо – уже никто не просит денег за парковку. Когда переехали перевал, подумали что хорошо, что нам хватило ума не ехать через него накануне ночью – даже днем эта дорога не для слабонервных. Но горы в районе перевала не такие эффектные, серые.

Издалека крепость выглядит заманчиво, деревня в долине тоже очень симпатичная.

Кроме нас туристов больше нет. Когда подходим к стенам Телуэта, как из-под земли является какой-то чувак, ходит за нами и что-то говорит.

Сначала думали, что опять местное разводилово, и собирались уже прикинуться слепоглухонемыми, но нет – это местный экскурсовод, у него с собой ключ размером с кувалду и он предлагает пустить нас внутрь за 20 тугриков. Отчего же не сходить?
Экскурсовод у нас – то, что надо, в трениках, бритый, похож на бывшего уголовника. Если б в Третьяковке вместо бабушек такие сидели, жить было бы лучше, жить было бы веселее.
Так как по - французски мы понимаем примерно так же, как он по-английски, экскурсия заключается в том, что он показывает на крыше аиста.

Внутри неожиданно красиво.

Выходим на крышу – виды открываются роскошные.

На прощание экскурсовод советует нам заехать в Загору и посмотреть на пустыню. Оцениваем расстояние по карте – вроде вполне успеваем туда к закату, и не спеша выдвигаемся в сторону Загоры. Вырисовывается некий план на оставшиеся дни – посмотреть на пустыню, а потом проехать по долинам за горами Атласа, и замкнуть маршрут через Миделт в Касабланке. На пути у нас Уарзазат. Он совсем не входит в наши планы – нам нужно тут пообедать и ехать дальше. Но именно в Уарзазате случилось то, что спутало и переломало весь наш маршрут.

Уарзазат
В городе жарко, как в аду. Покидать кондиционированный салон машины равносильно походу в сухую финскую сауну. Проехали город на авто – ничего интересного не обнаружилось, значит задерживаться здесь не будем. Нужно только пополнить запас воды и поесть. Заглядываем в супермаркет. И у стойки с печатной продукцией натыкаемся на календарь. На картинке фантастический пейзаж. Дабы не описывать его зря, привожу ту самую картинку.

Что это? Где это? Это в Марокко? Не может быть! Нам срочно, непременно надо туда! Сломя голову несемся в интернет-кафе, набираем в поисковике слова, которыми подписана фотография. Гугль выдает какую-то чушь. Что-то не то. Идем в ресторан, там спрашиваем у официанта – не подскажешь, любезный, где у вас водятся такие красоты? Официант долго вертел календарь в руках, и даже переворачивал его вверх-ногами, потом пожал плечами – не знает он таких мест. Не сдаемся, суем картинку местным за соседним столом. Происходит бурная дискуссия с размахиванием руками, потом они кому-то звонят по телефону и наконец тычут пальцем в карту – это район Тизнита, рядом с городком Сиди Ифни. Оказывается, в календаре название написано с ошибкой, поэтому мы не смогли его найти. Бросаем обед недоеденным – мы едем обратно к океану.

Назад к Атлантике
Дорогу, естественно, выбираем другую, на карте она главная и без перепада высот, значит должны доехать быстро. Это дорога была самой фантастической из всех, которыми мы ехали в Марокко.
Через 10 км от Уарзазата – оп, сюрпрайз - заброшенная американская заправка.

А, вот оно в чем дело, это бывшая съемочная площадка фильма ужасов.

Пейзажи вполне соответствуют.

За 200 км пути пейзаж поменялся раз 20. Горы разных форм и цветов, в полоску и в кружочек, ущелья и долины, равнины и каменные пустыни – такое разнообразие ландшафта на одной небольшой площади просто поражает.

Темнеть начинает быстро, солнце падает за горную гряду.

Тарундат
До полной темноты успеваем добраться только до Тарундата. Въезжаем в центр – диво какое - чисто, кучи мусорные не валяются и помойкой не пахнет. В Марокко работает такое же правило, как и во всех городах мира – чем менее место туристическое, тем оно чище. Тарундат место не очень туристическое.
Из черноты африканской ночи торчат глинобитные стены – вроде симпатично, решаем сегодня не ехать дальше в темноте, а остаться ночевать и утром рассмотреть город. Отель по традиции выбрали тот, который первым попался на пути. Хозяевам здание показалось недостаточно красивым, поэтому внутри – живопИсь по полной программе.

На ресепшн видим картинку с хамамом
– О, у вас есть хамам?
- Нет, хамама у нас нет.
- Но вот же буклет вашего отеля, и тут фотография хамама.
- Ну он есть, но он занят.
- Как печально, и что, сильно ли занят ваш хамам?
- О, очень сильно занят, совсем занят!
- Как печально, а мы - то надеялись…Может все-таки когда-нибудь он освободиться?
- Мне нужно идти узнавать, это долго, я буду узнавать это 20 минут.
- Мы подождем.
Парень с ресепшн не двигается с места. Мы успеваем оттащить все наши рюкзаки в номер, съесть 2 апельсина, распаковать вещи, и спуститься вниз с тем же вопросом.
Он мирно ковыряет в носу у телевизора. Про хамам он уже забыл.
- Так, и что у вас с хамамом?
-О, я еще не узнавал это, но я пойду узнаю, приходите через 10 минут.
Через 10 минут мы пришли еще раз. Когда он понял, что мы не отстанем, сообщил что хамам можно будет посетить через полчаса.
Это оказалась низкая, тесная и совсем не жаркая комната со множеством кранов, впрочем из всех них текла одинаковая вода – холодная. Как-то по - другому мы представляли себе хамам. Повоевав с кранами минут 15 и не добившись от них горячей воды, отправляемся спать.

День 5
Рано утром идем гулять по городу.

Тарундат административный центр провинции, тут несколько университетов, школы, на улицах много молодежи.
В городе действительно чисто. Но через 15 минут становится ясно, что города нас по-прежнему не интересуют. У нас другая цель – нам нужно доехать до Сиди Ифни и найти тот самый пляж с картинки. Собираем вещи - и в путь.
Через 50 км к югу от Агадира пейзаж снова становится пустынным, холмистым, а когда шоссе выходит к океану, по обочинам лежат кактусовые поля.

Доезжаем до бело-синего Сиди Ифни. Это последний крупный город заселенной части Марокко, следующий населенный пункт после него – через сотню километров, и вокруг – только каменная пустыня. Когда-то этот город был испанским курортом, испанской территорий, его отдали Марокко всего 50 лет назад. За это время от испанского города остались одни воспоминания и четкая планировка кварталов.
Мы почти не снимали в Сиди Ифни – погода резко испортилась, с океана наползали тучи, дул холодный ветер. Искомого пляжа со скалами мы так и не наши. Ищем место для обеда – странно, в городе много туристов, и все они кучкуются в кафе у рыбного рынка, на вид страшноватого, с пластиковыми столами и облезлыми кошками.
Садимся там же.
- У вас есть меню?
- Меню нет, у нас есть рыба и тажин.
- Тогда нам рыбу, - от бесконечного тажина нас уже тошнит.
Через 5 минут официант снова подходит.
- Рыба кончилась.
Значит, придется есть тажин. К нему просим хлеба и воды, воду приносят в мятой бутылке с оборванной этикеткой и грязной пробкой, но мы замечаем это слишком поздно, когда половина уже выпита. Ну не из-под крана же она, правда?- успокаиваю сама себя. Мы опять спрашиваем у официанта где искомое нами место – по дороге мы его так и не увидели. Он машет рукой в ту сторону, откуда мы и приехали в город. Возвращаемся назад по той же дороге и по незаметной тропе съезжаем к океану. Ага, вот оно! Фокус в том, что с дороги этого пляжа абсолютно не видно и если не знать, куда ехать – никогда не найдешь. Пляж называется Легзира.
Место просто фантастическое. Солнце выходит ровно на полчаса – и прячется снова. Ровно для того, чтоб мы успели все это сфотографировать.

На берегу несколько маленьких гостиниц, открыто только 2 – не сезон. Идем смотреть номер. По традиции – живопИсь по стенам.
За номер с видом на океан, с душем и горячей водой просят 400 дирахм. Не торгуются, не смотря на то, что отель почти пуст. Нам нравится вид из окна, нам нравится тут все, мы остаемся. Идем на веранду пить чай. Первый раз нам приносят все ингридиенты отдельно: отдельно чайник с водой, отдельно мяту и куски сахара.

Я прошу ложку, чтоб размешать сахар, официант улыбается:
- Мы так не делаем, это не марокканский стиль, - отбирает у меня ложку и начинает «женить» чай – переливать его из чайника в стакан и обратно, - берберы в пустыне заваривают чай по 2 часа.
- У вас наверное очень много времени.
- У нас вообще нет часов, - он смеется.
Начинается отлив, и мы видим как несколько человек идут на скалы рыбачить. Нам тоже хочется, мы спрашиваем у парня в отеле, есть ли возможность порыбачить.
- Да, конечно, вы можете рыбачить, если у вас есть удочка, велкам!
Да, мы, русские, всегда возим с собой по миру удочки, на случай, если приспичит вдруг порыбачить. С рыбалкой не получилось, идем гулять.
Тут непонятно, на какой планете ты находишься.

Может, мы на Марсе?

Нет, наверное на Венере.

А может все-таки на Сатурне?

Кроме нас на всем пляже еще человек 8 европейцев. Они не мешают, да и вообще, тут роскошно – больших населенных пунктов вблизи нет, местных жителей тоже, никто не навязывает услуги, не пытается ниничего продать.

Погода вот только плохая, но нам тут нравится, что мы готовы остаться тут еще на несколько дней и ждать солнца. Но пока его ничто не обещает – небо в плотных облаках.
Спускаемся к ужину. О ужас, к мангалу за ногу привязан ягненок. Живой.
- Это что, наш ужин? – тяну за рукав официанта.
Он смеется – нет, это не еда, это наше домашнее животное. Ее зовут Зира.
Зира откликается на имя и узнает хозяина. Зиру поят из соски и мне тоже дают попробовать. Кроме ягненка тут 3 собаки, несколько щенков, штук 5 боевитого вида кошек. Все дружно приходят на веранду к ужину и заглядывают прямо в душу.

Линий электропередач сюда не дотянули, и ночью во всем отеле вырубают электричество.
Океан шумел так, что трудно было заснуть.

День 6
Утром становится ясно, что погода безнадежна – очень холодно, накрапывает дождь, небо в тучах. Уезжать ужасно жаль, а ждать хорошей погоды можно бесконечно долго, но есть надежда, что эти тучи застряли в предгорьях Анти Атласа и дальше на материке солнечно. Прощаемся с хозяевами, расплачиваемся за номер – оказалось, что завтрак и ужин уже были включены в стоимость.
По дороге назад подбираем двух бэкпекеров – Федерико из Испании, Том из Австралии. Они прожили на пляже в палатке 12 дней, разбили о камни свою камеру и едут в любой крупный город покупать себе новую. По Марокко планируют путешествовать еще месяц, после чего поедут смотреть Испанию, потом Италию, а дальше - как пойдет.
- Ребята, откуда у вас так много времени?
- Мы работаем 3 месяца в году, а остальное время путешествуем. Я уже был у Тома в гостях в Австралии, теперь он приехал сюда.
- И что же это за чудесная работа такая?
- Я лыжный инструктор, - улыбается Федерико.
Про Тома остается непонятно.
- У меня много разных профессий, я иногда работаю, иногда учусь, ну и все такое.
На вид им лет по 25 и на детей миллионеров они не похожи.

Уже через 5 км от побережья – никаких следов от туч и жара. Проезжаем горы Анти Атласа. И снова за каждым поворотом – новый пейзаж.

Марокко очень похоже на Австралию, у нас в центральных районах есть такие же горы, - говорит Том.
- Том, зачем же ты ехал так далеко - потратил много денег, летел больше суток в самолете?
- Я очень хотел посмотреть Европу.
- Но Марокко это совсем не Европа.
- Какая разница, тут все так близко.

Тафрут
Мы доезжаем до Тафрута – это очень красивое место. Красив не сам город, а именно место – дома стоят в окружении розовых скал, состоящих из огромных валунов.

Пока мы искали отель и ждали, когда спадет жара, упустили солнце – у нас почти нет хороших фотографий Тафрута, но он стоит того, чтоб провести тут несколько дней.

День 7
Планируем задержаться здесь как минимум на еще одни сутки, но утром погода портиться – тучи с побережья добрались таки и сюда. Ужасно обидно, уже второй раз погода заставляет нас покидать те места, которые нам очень нравятся. Но делать нечего, собираем вещи, едем дальше. Дорога снова очень красива.

Когда поднимаемся выше, видим заползающее в горы облако.

Места здесь совершенно не туристические. С нами здороваются пастухи, машут дети. От нас, кажется, никто ничего не хочет получить – просто они редко видят здесь кого-то чужого.

У нас нет никакой цели, нам просто нужно замыкать маршрут. По пути планируем проехать через водопады Узуд. До них еще далеко, значит будем снова ночевать в горах.
Перед нами перевал Tizi n Test, Он лежит в облаке, видимость отвратительна.

Ехать по-настоящему жутко. Дорога настолько узкая, что двум машинам не разойтись. Виды отсюда, наверное, очень красивые, но об этом можно только догадываться по наличию панорамных ресторанов на каждом повороте. Все они называются тут одинаково – «La belle vue». С фантазией у местных не очень. А вот еще один шедевр изобразительного искусства.

На каком - то вираже вдруг показывается солнце. Еще два поворота – и мы выше облаков. Кажется, протяни руку – и достанешь.

По другую сторону от перевала – солнечно, синие небо. Все тучи застряли и пока не двигаются дальше.

К концу дня серпантин уже порядком достал, с раннего утра дорога петляла среди гор и конца и края этому не видно. Сил ехать больше нет, нужно вставать на ночлег. Ближе всего к нам деревня Имлиль.

Имлиль
Ставим машину в центре поселка, идем искать ночлег. Это быстро и просто, потому что почти каждый дом тут – гостиница. Очень много трекеров, соответсвенно – очень много местных, желающих с туриста что-то поиметь. Наперебой предлагаются туры, трекинг, берберская деревня, и т.д и т.п. По наитию находим, наверное, самую шикарную тут гостиницу – Riad Imlil. Камин, каменные стены, все дела. С декором тут полный порядок, стопроцентов что строили иностранцы.

За номер без завтрака просят 700 дирахм. Разворачиваемся, нас ловят на пороге – цена падает ровно в 2 раза. В гостинице мы единственные постояльцы.
Долина красивая, есть мысль погулять – но сил нет, меня так вообще еще шатает после переезда. Идем за машиной, нужно переставить ее ближе к отелю. На выезде на капот кидается кинематографичный старик в тюрбане и с проклятьями машет в воздухе клюкой. Подходят мужики помоложе и объясняют – это гардиан, охранник стоянки типа, деньги ему надо. Это уже предел наглости, наша машина стояла тут 5 минут. После недолгих объяснений нас отпускают бесплатно.

Вечером сидим над картой – у нас осталось 2 дня. Если честно, арабы уже порядком достали своей приставучестью, горные дороги утомили. В пустыню мы уже не успеваем, да никуда мы уже не успеваем. По дороге к Касабланке есть Водопады Узуда, решаем утром посмотреть на погоду и решить, что делать.

День 8
Утром понимаем, что на водопады нам уже наплевать – навалилась усталость. Уже ничего не хочется делать, никуда ехать – хочется отдыхать. Оцениваем расстояние по карте – нужно перебраться куда-то ближе к Касабланке. Решаем ехать в Уалидию. Это противоречит нашему принципу не ездить дважды одной дорогой и не останавливаться дважды в одних местах, но уже реально нет ни сил, ни времени. Мы уже никуда не торопимся, выдвигаемся в сторону побережья. Дорогу все-таки выбираем другую, это совсем немного увеличивает наш путь, зато другие виды.

К обеду добираемся до Уалидии. Садимся в то же самое кафе, в котором ели первый раз. Заказываем ровно тоже самое – салат из помидор и блины. В салат просим больше специй, в прошлый раз они были очень вкусные. Когда его приносят, смеемся – томаты политы майонезом, а специй нет. Мда, трудности перевода. На этот раз поиск гостиницы занял у нас довольно много времени. Мы тут не просто ночевать, мы тут отдыхать. Нам нужно провести здесь весь следующий день, и ночью выехать в аэропорт. Уалидия – французский курорт, тут несколько европейских отелей. Надеясь на несезон, идем туда. Цены не африканские, на ресепшн не торгуются и выехать, как нам надо, не в 12.00, а вечером, не разрешают. Заворачиваем в простой марокканский отель. Сначала показывают номер без вида, с завтраком и поздним выездом – 300 дирахм. Номер без вида нам не хочется, мы же на океане. Тогда показывают номер в другом крыле, на крыше, с огромной верандой и видом. Ну думаем, щас зарядят цену. Странно, это роскошество стоит уже 200 с завтраком и выезжать можно когда захотим, хоть следующей ночью. Конечно, мы остаемся.
Для пляжа уже прохладно, с океана дует очень сильный ветер. Идем гулять по окрестностям.

Городок из себя ничего особенного не представляет, зато уровень изобразительного искусства чрезвычайно высок.

Это вывеска фотолаборатории. Гномик, или кто там это у них, держит катушку пленки, но об этом не сразу можно догадаться.

Это вывеска местного дантиста. Пугающая красота.

Это усовершенствованная вывеска – освещается ночью. По-моему, так еще страшнее.

Наш последний вечер в Марокко был сумасшедшей красоты.

День 9, последний
Ничем не примечательный. Валялись на пляже, отдыхали. Выбрали самый дальний участок берега, чтоб никто не мешал. Туристов очень мало, наверное поэтому мы показались привлекательными проходящему мимо арабу. Он поздоровался, мы кивнули в ответ. Он решил, что это приглашение к беседе, подошел. Представился. Мустафа его зовут. Сначала он предложил нам рыбалку. Потом поход на рынок с его помощью (какая там помощь, рынок – 5 палаток, мы его вчера уже весь обошли). Мы решили прикинуться не разговаривающими ни на одном языке мира, кроме русского. Это не остановило Мустафу. Сначала он сел рядом с нами. Потом лег. Закурил. Мы молчали. Иногда он высказывал вслух что-то очень глубокомысленное, вроде «солнце светит», «океан шумит», «песок вокруг». Мы молчали. Он докурил, но не двигался с места. Я решила, что он хочет нас ограбить. Других мотивов сидеть рядом с нами не было, мы уже отказались от всего, что Мустафа нам предложил. Но мы на пляже, у нас собой только одежда, обувь и маленький рюкзак. На всякий случай я держу его крепко. В какой-то момент мне становится стыдно за плохие мысли о человеке, который еще не успел сделать нам ничего плохого. Может, ему просто скучно и хочется пообщаться? Но все это нельзя назвать беседой, мы уже дали понять всеми доступными способами, что не хотим никакого общения. Мне уже не стыдно. Я некстати вспомнила все арабские разводки по пути, навязчивость, приставучесть, обманы. Прости, Мустафа, тебе одному пришлось выслушать все, что я думаю о твоем народе. Надеюсь, у него плохо с английским и он не все понял. Зато он хорошо понял интонации и быстро свалил.
Уже очень хотелось домой.

Марокко оставило массу противоречивых эмоций. Когда нас спрашивали, как мы съездили и понравилась ли страна, мы не знали, что ответить. Если под страной понимать людей, города, образ жизни, архитектуру и т.д – нет, Марокко нам не понравилось. Если понимать под страной местность, ландшафт, природу на определенной территории – Марокко оставило ощущение восторга.

Из Москвы в Марокко регулярно летают самолеты компании Royal Air Maroc. Вылеты производятся из международного аэропорта Шереметьево трижды в неделю. Перелет занимает примерно шесть часов.

Большой популярностью пользуются рейсы Air France с традиционной пересадкой в Париже. Эта компания осуществляет регулярные ежедневные рейсы в Марракеш, Рабат и Касабланку. Стыковки между рейсами редко занимают больше трех часов. Можно лететь и самолетами компании Alitalia с пересадкой в Риме. Многие другие европейские авиакомпании осуществляют регулярные рейсы в Марокко с пересадками в других городах.

Наиболее бюджетные варианты предоставляет компания Ryanair. С ее помощью можно добраться до Марракеша, Феса, Агадира и других городов Марокко из таких мест, как Валенсия, Севилья, Лондон, Марсель, Париж и Дублин. До этих городов можно добраться разными способами, в том числе при помощи бюджетных восточноевропейских авиакомпаний. Если покупать билеты заранее, можно уложиться в двести пятьдесят долларов на одного человека за билеты в оба конца.

Если вы планируете тур по Африке, стоит учитывать, что несмотря на географическую близость Марокко ко многим популярным африканским странам, отсутствие вменяемой конкуренции на маршрутах между странами Западной Африки и Марокко приводит к тому, что авиабилеты могут стоить очень много - до семи-восьми сотен долларов. Перелеты из Британии, Испании, Франции стоят в разы дешевле.

По воде

Существуют регулярные скоростные и автомобильные паромы из Европы в Африку. В основном эти паромы курсируют между испанскими и марокканскими городами. Наиболее часто ходят паромы из Альхесираса до Танжера, не меньше восьми-десяти рейсов в день. Стоимость билета в один конец - около тридцати евро. Из Малаги можно попасть в Мелилью или Надор примерно за сорок евро, паром ходит до восьми раз в сутки. Обычно, если покупать билет в обе стороны, можно получить скидку в двадцать процентов.

Регулярное морское сообщение осуществляется и между Испанией и ее анклавами Мелильей и Сеутой, оттуда можно добраться в Марокко на автомобиле или пешком. Точное можно найти на сайтах паромных компаний. Стоит учитывать, что между Марокко и анклавами осуществляется серьезный пограничный контроль. Для выезда в Марокко необходимо иметь двукратную испанскую визу.

Нужно отметить, что наличие этой визы проверяется еще при оформлении билетов на паром в испанских портах. Если у туриста нет визы, которая дает право на возвращение в Испанию, купить обратный билет не получится.

Марокко страна необыкновенно интересная. Здесь можно найти настоящие средневековые арабские города со своеобразным устройством и красивейшим декором, в новых районах городов можно полюбоваться колониальной архитектурой в стиле арт-деко, оставшейся в наследство от протектората Франции. Марокко омывается Атлантическим океаном и Средиземном морем, разделено Атласскими горами, в нем можно увидеть зеленые долины и песчаные дюны Сахары.

Мы по максимуму хотели эту красоту захватить, поэтому было принято решение активно путешествовать и много переезжать. В период нашего путешествия прямые авиарейсы из Москвы до Марокко еще не летали и мы купили билеты на Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле. Билеты стоили 493 евро (21 050 рублей). В Стамбуле у нас была пересадка с ночевкой, 30 часов, заодно мы посетили Стамбул.

По Марокко мы предполагали передвигаться на поезде или на автобусе. Но в результате выбрали поезд. Он оказался комфортным и ходил четко по расписанию. Однако стоянки у него были короткие, нужно быть аккуратным и выходить вовремя, иначе есть вероятность уехать до следующей станции. В марокканских поездах два класса. В первый билеты продаются с местами. Во второй класс место нужно занимать самому. Первый класс был полупустой. Во второй было много желающих, и иногда была вероятность остаться без места. Но за время нашей поездки у нас всегда были сидячие места. Сами поезда комфортные, составленные из различных типов вагонов, привезенных из Европы. А из Касабланки в Рабат мы даже ехали на новеньком двухэтажном поезде. По уровню комфорта разницы между первым и вторым классом практически нет, по крайней мере все они превосходили по качеству наши обычные поезда. Все билеты мы покупали на железнодорожной кассе перед отправлением или за сутки, когда прибывали в город.

Кроме пары ночей в Марракеше почти все отели мы бронировали заранее через «Букинг». Это было правильным решением. Помогло сэкономить нам время и нервы. Когда мы оказались ночью в Марракеше, мы проехались по нескольким отелям и все они были заняты. В результате мы поселились за двойную цену в пустом отеле с обкуренным администратором, на окраине медины.

В Сахаре нам пригодились все теплые вещи, в которых мы прилетали из декабрьской Москвы. Это была самая холодная ночевка в моей жизни. Перепад температур очень большой. Днем в декабре мы ходили в футболках, а ночью дрогли в зимних куртках под двумя одеялами. Палатки были берберские из натянутого гобелена. Спали вдвоем на двух одеялах и укрывались двумя одеялами. Очень пригодилась бы пенка и спальник. Лекарства от простуды тоже пригодились. Мы поделились ими также с замерзшими и простывшими канадцами и австралийцами. Пригодились капли для глаз (после попадания песка), солнечные очки и крем от солнца.

Очень пригодились лекарства против диареи, когда желудки некоторых не выдержали свежих фруктовых фрешей из киви, клубники и манго.

В поездку мы брали рюкзаки вместо чемоданов. Это позволило нам быть более мобильными, это качество очень помогло когда мы шли в толпе по узким улицам марокканских медин.

Маршрут нашей поездки был следующим:

28 декабря прилет в Касабланку , осмотр достопримечательностей, ночевка. На следующий день посещение мечети Хасана II, а после выезд на поезде в Рабат, в середине дня.

29 декабря приезд в , заселение, осмотр «мертвого» города Шеллах. На следующий день мы посетили Мавзолей Мухаммеда V и крепость Удайу и выехали в Мекнес.

30 декабря в середине дня мы приехали в , а на следующий день после осмотра достопримечательностей мы поехали в Фес.

Медресе Бу-Инанья. Мекнес

С 31 декабря по 1 января мы провели в . Вечером мы посетили ресторан с «новогодней» программой по-мароккански. Вечером 1 января мы выехали на поезде в Марракеш. Это был самый долгий переезд, потому что поезд шел через Касабланку (сделал «крюк»).

Сердце Марракеша - площадь Джема-эль-Фна

3 января рано утром на автобусе выехали в Сахару . Дорога лежала через красивейшие Атласские горы. По дороге посетили берберский город Уарзазат. Доехали до Загоры, там пересели на верблюдов, оставив рюкзаки в автобусах. И после 2-3-часового перевала заночевали в палатках в Сахаре.

рассказ писался в режиме реального времени, небольшими заметками, во время пребывания непосредственно в Марокко

Это не пляжный отдых. Мы едем за экзотикой, древней культурой и могучим океаном!

Маршрут поездки (план)

  1. Касабланка. Перевалочный пункт. На осмотр - только день прилета и день перед отлетом.
  2. Переезд в Фес. На этот город планируем 2 дня, не считая дней приезда и отъезда.
  3. Переезд в Шефшауэн. Тоже отводим 2 дня. Хотим насладиться колоритом синего города и горным пейзажем.
  4. Переезд в Рабат. Одного дня вполне достаточно, чтобы осмотреть достопримечательности.
  5. Переезд на побережье Атлантического океана, в маленькое местечко Уалидия. Привлекает морской пейзаж и устричная ферма. Планируем провести здесь 4 дня. Но при этом я безумно хочу вернуться на фантастический пляж Легзира. Останавливает лишь то, что дорога до нее займет почти весь день, а океан разрушил его основную достопримечательность - арку "Слоновья нога". Но место фантастическое!

Если отдых на побережье наскучит, то почему бы и не прогуляться?

Позже маршрут был слегка изменен.

Бюджет поездки

Билеты куплены по минимальной цене 17 тыс. на человека (туда - обратно). Летим Турецкими авиалиниями. Выбрали рейс с длительной стыковой в Стамбуле, чтобы заодно посмотреть и его. Авиакомпания предоставляет своим транзитным пассажирам бесплатные экскурсии по городу. Продолжительность экскурсий разная - 3, 6 и 9 часов. Мы покупали билет за месяц, когда цена была низкая. Потом этот же билет стоил не 17, а 39 тыс.
Включает в себя трансфер, англоязычного гида, завтрак и обед, входные билеты во все основные достопримечательности. И все это абсолютно бесплатно. :-)
Если наш самолет не задержат, то мы успеваем на 6-часовую экскурсию. Если не успеем, то поедем смотреть город самостоятельно.
Если нужна более подробная информация, я напишу.

Отели по маршруту забронированы. Билеты из города в город будем покупать на месте. Планируем перемещаться между городами на поездах и автобусах.

Экскурсия от авиакомпании в Стамбуле при пересадке

Пока все фото будут только с телефона, только для иллюстрации. Мы попадали на 6-часовую экскурсию (с 9 до 16), при условии наличия свободных мест и регистрации до 8:30. Наш самолет прилетел в 7:45, поэтому на паспортном контроле мы переживали, что не успеем. Но все прошло удачно: контроль прошли быстро и мест хватило.

Как попасть на экскурсию. После прохождения контроля выходите из зоны прилета, поворачиваете направо и идете до конца. В самом конце расположен Старбакс. А около него стойка "Туркиш эалайнз". Подаете туда посадочные талоны, они проверяют время вылета и в соответствии с ним предлагают экскурсию. А дальше вы спокойно ожидаете своего часа, попивая ароматный кофе. :-) В 9:00 выходит представитель компании и, выкрикивая имя, возвращает посадочные талоны. Так вы становитесь счастливым членом группы:-)

Экскурсия была замечательная! Жаль, что времени хватило только на то, чтобы осмотреть королевский дворец и окрестности. Много времени заняли завтрак и обед, а также ожидание сбора группы.
Кормили обильно и вкусно. Никогда не думала, что буду фотографировать еду, но чего не сделаешь для отчета.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Еще и десерт:-)

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Но это издержки группового туризма. Жаль, что из-за этого мы не успели побывать внутри голубой мечети. Но дареному коню в зубы не смотрят:-) Оставим ее на следующий раз.

И немного фото с экскурсии.


фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Впечатления: экскурсия интересная, хорошо организованная и совершенно бесплатная. Включает в себя англоязычного гида, комфортабельный автобус, плотный завтрак и еще более плотный обед. Очень рекомендую!

Касабланка

День прилета. Касабланка
Перелет из Стамбула до Касабланки занял 5 часов. Паспортный контроль прошли быстро и без проблем.
Из аэропорта до Касабланки 26 км. Каждые 30 мин ходит электричка, связывающая город с аэропортом. Имеет три остановки: Каса Оазис (не знаю, что там), Каса Вояджер (железнодорожный вокзал, с которого можно уехать в другой город страны) и Каса Порт (недалеко от морского порта). Проезд до Каса Порт стоит 43 дирхама (чтобы перевести в рубли, надо умножить на 6, примерно 270 руб.).

Наши планы. Касабланка
На день приезда ничего не планировали - времени оставалось только на сон. Но отель выбрали в шаговой доступности от Каса порт, чтобы наутро прогуляться до океана и посмотреть мечеть Хасана.

День 2. Касабланка - Фес

Для знакомства с городом отвели себе 4 часа. Проснулись рано (спасибо 3-часовой разнице во времени) и в 8 отправились осматривать город. Не за достопримечательностями - нам нужно было настроиться на маршрут, почувствовать дух страны и местный колорит. Поэтому мы хотели просто погулять по улочкам до мечети Хасана.

Утро выдалось хмурым, но это не могло испортить ни наших планов, ни настроения. Поворот - и перед нами океан. Настоящий, могучий! С высокими волнами и суровым рокотом. А на берегу возвышается самая большая мечеть в мире, словно вышедшая из его волн.

Каждый день, кроме пятницы, в мечети проводят экскурсии. Первая экскурсия в 9:00.

Стоит 120 дирхам на взрослого человека (иностранца). В переводе на рубли это примерно 760 руб./чел. Детям от 6 до 12 лет скидка. Есть еще отдельные билеты в музей, но туда мы не планировали.

Впечатления: мечеть посетить стоит однозначно. Внутри она потрясет своим величием и великолепием!

Фес

Переезд в Фес.
Поезда в Фес отправляются из Касабланки с вокзала Каса Вояджер каждый час. Имеют разную продолжительность, в зависимости от того, какие города включает в себя маршрут. Изначально мы планировали выехать в 13:05, чтобы в 16:40 оказаться в Фесе. Но на улице шел мелкий нудный дождь, смотреть в городе было особо нечего, и мы решили уехать на 12-часовом поезде. Его маршрут длиннее, и прибывает он в Фес всего на 20 мин раньше. Но лучше катиться в мягком вагоне, чем сидеть на вокзале. Билеты можно свободно купить либо в кассе, либо в автомате, что стоит тут же на вокзале. Разница лишь в том, что в аппарате я не увидела возможности выбора мест. Стоимость: за 2 билета в первом классе мы заплатили 348 дирхам (примерно 2200 руб.). Билеты второго класса обошлись бы нам дешевле на 80 дирхам.

Железнодорожное сообщение развито хорошо, но поезда часто опаздывают. Первый класс довольно комфортабельный: небольшие купе, отделенные от общего прохода стеклянными дверями, включает в себя два ряда удобных мягких кресел. По 3 в ряд.
Вагоны второго класса продаются без мест (кто успел, тот и сел). Мы видели два типа вагонов. Первый - в точности, как первый класс, только кресла идут не по 3, а по 4 в ряд. Вторые похожи на наши электрички с мягкими сиденьями: 2 ряда по 2 кресла, а между ними проход.
Но у первого класса есть одно важное преимущество: он менее населен. Большинство предпочитает вагоны 2-го класса. А мы с мужем были единственными пассажирами в нашем купе.

Фес

Безумный, невероятный город! Он и встретил нас сюрпризом. Чтобы проникнуться местным колоритом, решили остановиться в Медине. Риад (отель в национальном стиле) оказался великолепным!

Бросив вещи, отправились знакомиться с городом, и тут же попали на праздник - местную свадьбу. Она совсем не похожа на наш обряд: столы не ломятся от яств, и нет ни капли алкоголя. Есть небольшой стол с восточными сладостями, а официанты разносили свежевыжатый сок. Королева - конечно же, невеста. В полном смысле этого слова: она возвышалась надо всеми на великолепном сверкающем троне, и четверо мужчин, нося его на печах, под местную музыку исполняли с ним танец. Думаю, что это были не друзья жениха, а специально обученные нанятые люди. Очень уж синхронно они передвигали трон в такт музыке. Королева-невеста, восседая на нем, исполняла свадебный танец руками. А гости славили её: снимали видео, фотографировали, дарили восхищенные взгляды. Для этого им были установлены ряды стульев, как в зрительном зале.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Мы недолго задержались на свадьбе, так как хотели познакомиться с городом. Ночная жизнь Медины не была праздничной и бурной: уличные кафе и местные лавочки работали спокойно и размеренно. Зазывалы почти не приставали и не были назойливы.

А в 9 вечера все стали закрываться. Так что жизнь эта скорее вечерняя, чем ночная. Но, с учетом трехчасовой разницы во времени, нам это вполне подходило. Дневной Фес мы увидим завтра.

Медина остается неизменной вот уже 1000 лет, так что за два года в ней совершенно ничего не изменилось:-)

В отеле нам предложили гида за 300 дирхам (1800 руб.). При необходимости его можно найти и значительно дешевле: им готов стать любой житель Медины. Но нам он не требовался: специально для туристов в Медине разработаны маршруты, включающие в себя основные достопримечательности и самые интересные места. Их четыре: красный, коричневый, синий и зеленый. Все они обозначены указателями соответствующих цветов и установлены на стенах по ходу маршрутов.

Маршруты часто переплетаются между собой, и поэтому главное - придерживаться определенного плана очередности их прохождения, чтобы ничего не пропустить.
Фес - это город мастеров. Вот уже тысячу лет здесь трудятся столяры, портные, лудильщики, чеканщики, кожевенники, гончары… Всех не перечислить. И среди них есть великолепные мастера своего дела! Целый день мы бродили по запутанному лабиринту древнего города, заходя в мастерские и наблюдая их работу.

Одними из первых просыпаются пекари. Пекарня.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

А это кожевенная мастерская.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Технологии выделки шкур за тысячу лет тоже ничуть не изменились. Это очень тяжелая ручная работа. Но зато кожа получается первоклассная! Из нее тут же шьют всевозможные изделия - одежду, сумки, ремни, кошельки, бабуши (местные тапочки)...


фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Столярная мастерская:

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Я уже писала выше, что среди местных ремесленников есть великолепные мастера. Такого мастера встретили и мы - чеканщика, создающего удивительные по красоте изделия из простого толстого листа бронзы.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

И, конечно же, мы не могли пройти мимо знаменитых красилен Шуара. :-)

Красильни Шуара в Марокко представляют собой большой двор, в котором расположены большие глиняные чаны XI века. Сначала во двор на нескольких ишаках доставляют очередную партию шкур с ближайших скотобоен. Подмастерья замачивают шкуры в растворе негашеной извести, после чего очищают их от шерсти. Сбритой шерстью набивают пуфики - популярные марокканские сувениры.
После очистки кожа вымачивается в специальных барабанах в растворе из воды и сока лайма. Вымачивание может длиться несколько часов. Чтобы сделать кожу более мягкой, ее обрабатывают куриным, собачьим или голубиным пометом. Именно поэтому в красильнях Шуара в Марокко стоит зловонный запах. При необходимости вы можете купить пучок мяты, который хоть как-то перебьет этот резкий запах.
Несмотря на то, что большинство кожевенных заводов уже давно используют синтетические красители, в красильнях Шуара окраска шкур происходит исключительно с помощью натуральных компонентов. Для этого подмастерья пользуются секретами своих дедов и прадедов. Согласно старинным рецептам, практически из любого продукта можно получить качественный краситель:
шафран и кожица граната придает изделиям желтый цвет;
паприка - красный цвет;
мята - зеленый цвет;
мимоза - коричневый цвет.
Быстрее всего красится овечья и козлиная шкура, а дольше остальных - верблюжья. В последнее время верблюжьи шкуры редко попадают в красильни Шуара, что связано с ростом спроса на прогулки на верблюдах. После окраски шкуры вывешиваются на стенах или раскладываются на крышах зданий. После высушивания сырье отправляется в местные мастерские.
Источник: http://womanadvice.ru/krasilni-shuara

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

На второй день мы прогулялись по новой Медине (новая потому, что на 300 лет моложе старой. Этой "малышке" 700 лет:-)), еврейскому кварталу и посмотрели на королевский дворец.

А завтра нам предстоит поездка в удивительный по красоте город Шефшауэн. До него из Феса можно доехать на такси. За это с нас попросили 1000 дирхам (около 6000 руб.). Но мы решили отправиться туда на автобусе. Автобусы отправляются с вокзала СТМ 4 раза в день: в 8, 11, 16 и 23 часа. Стоимость билета 75 дирхам (450 руб.).

Про цены на питание.
Питались мы в местных уличных кафешках. Они здесь повсюду. Отличаются лишь интерьером - цены и меню везде одинаковые. Тажин (тушеное мясо с овощами всевозможных составов), кус-кус (мясо с овощами и кус-кусом) стоят 40 дирхам (240 руб.). Свежевыжатый сок 10 дирхам (60 руб.). Вкуснейшие лепешки и маслины прилагаются бесплатно. Мятный чай 5 дирхам. Но в качестве бонуса могут принести и бесплатно.
Мандарины и апельсины от 3 до 5 дирхам килограмм (18 - 20 руб.). Хотя один из продавцов попросил с нас 30 дирхам - 180 руб. за килограмм местных апельсинов, растущих на каждом углу - это было слишком.

Да, еще хочу добавить, что мы решили изменить первоначальный маршрут.
Мы вдоволь насладились древним Марокко, и после Феса нас вряд ли впечатлят медины и дворцы других городов. Поэтому мы решили пропустить Рабат и из Шефшауэна отправиться прямиком в Уалидию, на берег океана. Проведем там два дня и поедем в Мирлефт. Там нас ждут живописные скалы и останки фантастической Легзиры.

Про безопасность .
Узкий лабиринт улочек пугает и создает ощущение опасности. Колоритный вид местных жителей - их жгучие взгляды, неулыбчивые лица и непривычная европейцам одежда - усиливает беспокойство. Но это только видимость. На самом деле люди здесь прекрасные: отзывчивые и очень добрые.

Думаю, что именно для этого и нужен отпуск. Чтобы вырваться из замкнутого круга повседневных проблем и вспомнить, что есть другая, простая жизнь с простыми человеческими отношениями и добрыми порывами. Нормальные человеческие отношения, о которых мы постепенно забываем в битве за выживание и круговороте повседневных дел.

Про автобусы.
Автобусное сообщение развито хорошо и соединяет все города Марокко. Сообщение осуществляется на комфортабельных двухэтажных автобусах. Интересно, что, как и в аэропорту, вы должны сдать багаж. При приемке он взвешивается, и ему присваивается номер вашего билета. За провоз одного места с нас взяли 5 дирхам (30 руб.). Автобусы очень удобные, с мягкими креслами и кондиционерами. Поразил водитель: он был одет в белоснежную рубашку, галстук и строгий черный костюм.

Шефшауэен

Удивительный и неповторимый! Его относят к красивейшим городам мира вполне по праву. А все потому, что вот уже несколько сотен дет люди красят свои дома и улицы в голубой цвет. Вроде бы просто краска, но она создает неповторимую атмосферу гармонии и оставляет неизгладимое впечатление.


фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Город состоит из двух частей - новой и старой. Новая тоже поддерживает традиционные оттенки, но она не имеет колорита старой. В запутанных улочках Медины можно провести целый день, за каждым поворотом открывая новые виды и удивительные картинки.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Городок приютился в живописной ложбине между гор. Прогулку можно разнообразить осмотром окрестных скал. А заодно полюбоваться панорамой города. С высоты он не менее прекрасен.

На это место мы отвели два дня, хотя одного было бы вполне достаточно. Не хотелось превращать отпуск в сплошной переезд, хотелось остановиться и провести некоторое время в горах.
А завтра в 7 утра мы отправляемся на побережье океана, в местечко Валидия.

Утренняя прогулка превзошла наши ожидания: отправились на завтрак, а вместо кафе забрели в горы:-) Сначала один поворот, потом другой, а дальше уже трудно было остановиться:-), так и поднялись на вершину высоченной горы.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Наше уютное кафе, к которому мы добрались только к обеду:-)

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

И последняя фотка города. Прощай, чудесный городок небесно-голубого цвета.

Валидия

Это небольшой курортный поселок на берегу океана. Находится между Касабланкой и Эссуэйрой. Все в этом городке создано для туристов - тихого семейного отдыха для гурманов. Здесь есть все:

  • тихая лагуна с чистейшим золотым песком, отгороженная от океана живописными рифами;
  • раскатистый рокот волн, разбивающихся о скалы, и великолепный океанский прибой;
  • свежайшие морепродукты - кальмары, креветки, лобстеры, лангусты, рыба всевозможных видов и, конечно же, знаменитые устрицы. Их здесь продают повсюду. Уличные торговцы останавливают на каждом шагу, предлагая продегустировать их товар. Стоимость одной устрицы от 5 до 7 дирхам (30-40 руб), как сторгуетесь;
  • куча ресторанчиков и кафе с меню на любой вкус - от традиционного европейского до национального марокканского. Рыбу готовят и на пляже, установив для этого мангалы;
  • огромное количество отелей и аппартаментов. Многие отели расположены прямо у самой лагуны, другие же снабжены террасами с потрясающим видом на океан.

Но есть у этого места и свои минусы:

Стоимость питания
Если жилье можно найти на любой кошелек, то с питанием все немного сложнее. Вся кухня нацелена на европейских туристов, которых тут великое множество, поэтому цены в кафе и ресторанах практически одинаковые - в 2 - 2,5 раза выше, чем в других местах Марокко.
К примеру, стакан апельсинового сока стоит 20 дирхам (120 руб.) против обычных 10 дирхам, тажин от 80 дирхам (480 руб.) против 30 дирхам (180 руб.). Цены на блюда из морепроуктов начинаютс от 90 дирхам, лобстеры и омары стоят 200 - 400 дирхам (1200 - 2400 руб.)...
Возможно, этот фактор можно смягчить, если арендовать апартаменты.

Удаленность от основных транспортных узлов

Как добраться:

  • из Касабланки на автобусе СТМ до Эль-Джадиды. Стоит 45 дирхам на человека (270 руб.), едет примерно 2 часа.
  • В Эль-Джадиде необходимо взять Petite Taxi и за 10 дирхам доехать до станции Grand Taxi, откуда, по мере комплектации машины, вас за 1,5 часа довезут до Валидии.

Про такси

Такси в Марокко бывают 2 типов:

1. Петит-такси , на котором можно проехать небольшое расстояние. Им пользуются в городе. Машины оснащены счетчиками, но надо быть осторожными:

  • водители не любят включать счетчик;
  • при включении может высветиться сумма за посадку 9,70 (вместо 1,70) дирхам (60 руб.);
  • сразу оговорить, что сумма по счетчику - итоговая стоимость поездки, так как один раз мы столкнулись с тем, что водитель убеждал нас, что "счетчик считает стоимость проезда на одного человека".

Либо просто договориться о стоимости поездки в твердой сумме. Она может различаться более, чем в 2 раза: за маршрут, который по счетчику стоил 10 дирхам, с нас просили 20, 30 и даже 50.

2. Гранд такси . Используется для поездки на дальние расстояния между городами. Это могут быть как новые микроавтобусы, так и старые разваливающиеся мерседесы.
Стоимость озвучивается на 1 посадочное место в твердой сумме. При этом водитель ждет, либо пока машина не заполнится, либо пока вы не оплатите пустующие места. За поездку в 70 км мы заплатили по 30 дирхам с человека, но стоимость может быть и иной, все зависит от места.
Отдельно отмечу про "заполнение посадочных мест". Водители в погоне за прибылью всеми силами пытаются "впихнуть невпихуемое": 3 места предполагается на заднем сиденье и 2 на переднем. Когда я узнала, что рядом втиснут еще одного пассажира, то тут же заплатила за второе посадочное место.

При всех описанных недостатках, место это прекрасно! Повторюсь, что оно предназначено для спокойного семейного отдыха для гурманов:-)
К сожалению, этот вид не вписывается в наш формат, поэтому мы отвели Валидии всего лишь один полный день. Но и за этот короткий срок она оставила о себе яркие и приятные впечатления.

И наш ужин по-взрослому:

Уличные торговцы в Валидии:

Апартаменты для сдачи внаем.

А сегодня был тяжёлый день: долгий переезд в местечко Мирлефт, где мы и проведём остаток отдыха.

Мирлефт

Несколько фоток из Мирлефта. Сегодняшняя прогулка была чудесной. Здесь есть все, за чем мы так долго ехали: скалы, океан и солнце. Не жаркое, а ласковое и сияющее.

А завтра чуть свет мы отправимся на останки Легзиры. Вернее, на новую Легзиру. Надеюсь, что она осталась столь же прекрасной.

Лезгира

На Легзире осталась только одна арка. Пляж прекрасен, но с потерей "слоновьей ноги" от него не захватывает дух:-(Или это потому, что я вижу его уже второй раз?

Фотография слоновьей ноги, сделанная в 2015 году, в прошлую поездку. Она рухнула в 2016 году.

Сегодня наш последний день в Мирлефте. А вечером предстоит длительный ночной переезд в Касабланку. Автобус СТМ идёт 10 часов и стоит 230 дирхам на человека (около 900 руб.). Специально решились на него, чтобы не тратить целый день отпуска. Да и время летит незаметно, когда спишь:-) А сегодня день прогулки по окрестностям: развалины древней крепости на холме и океанский прибой.

Вот и наступил наш последний день каникул...
Ночной переезд в Касабланку на удивление оказался неутомительным. Чтобы не тратить на такси ни время, ни деньги, отель мы выбрали в шаговой доступности от вокзала СТМ и от железнодорожной станции CASA PORT, с которой в 5 утра мы уезжаем в аэропорт.
Так как времени до заезда в отель было предостаточно (приехали мы в 8, а заселение возможно не раньше 12), то, оставив в отеле вещи, мы отправились бродить по городу. Заглянули в Медину, прогулялись до мечети и попрощались с океаном... День выдался пасмурный и серый, так что фоток сегодня не будет. Да и не хочется ничего снимать: наше путешествие подошло к концу, все, что должно было быть увидено - посмотрено, что могли снять - бережно хранит камера. На каком языке вы там общались?