У аэропорта шереметьево появится третья взлетно-посадочная полоса. Авиация россии Несанкционированное занятие впп в шереметьево

Подмосковные власти согласовали проект новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта Шереметьево. Построить ее планируется к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Создание второй летной зоны наряду с развитием Северного терминального комплекса превратит Шереметьево в один из самых мощных пассажирских и грузовых хабов мира. К 2030 году главная воздушная гавань страны сможет пропускать в два раза больше пассажиров - до 65 млн человек ежегодно.

Градостроительный совет Московской области согласовал документацию по планировке территории для строительства комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта Шереметьево. Теперь проект планировки будет представлен на утверждение Федеральному агентству воздушного транспорта, отмечает заместитель председателя Правительства Московской области Герман Елянюшкин.

Разместить третью ВПП аэропорта Шереметьево планируется на территории сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района и городского округа Химки. Общая площадь зоны будущей ВПП-3 составляет 505 га. Этот участок отделен от исторических границ Международного аэропорта Шереметьевским шоссе.

Строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы независимого действия развернется на площадке 340 га. На оставшейся территории 165 га планируется возвести пассажирский аэровокзал, топливозаправочный комплекс, аэродромную инфраструктуру, объекты служебно-технической застройки и другой наземной инфраструктуры, необходимой для обслуживания авиаперевозок.

Согласно проекту планировки, на северо-востоке Шереметьево будет создан аэродромный комплекс класса «А». В его состав войдут взлетно-посадочная полоса длиной 3200 м и шириной 60 м (рассчитана на взлет и посадку всех типов воздушных судов, включая средне- и дальнемагистральные самолеты), система рулежных дорожек, комплексы противообледенительной обработки воздушных судов и орнитологической защиты аэродрома, а также объекты средств посадки, управления воздушным движением, радионавигации и командно-диспетчерский пункт.

Доставлять воздушные суда от аэровокзальных терминалов Шереметьево на ВПП-3 предполагается с помощью рулежной дорожки, которая соединит новую взлетно-посадочную полосу с сектором «Шереметьево-1». Пересекать Шереметьевское шоссе она будет посредством специального путепровода, который возведут в разных уровнях с автотрассой.

Для качественного транспортного обслуживания жителей близлежащих населенных пунктов и садоводческих товариществ планируется реорганизовать существующую и создать новую улично-дорожную сеть. Так, к деревне Паршино от Шереметьевского шоссе протянут новую автомобильную дорогу.

Построить третью ВПП Международного аэропорта Шереметьево планируется к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Государственным заказчиком проекта является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), застройщиком - ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», а подрядчиком - ООО «Трансстроймеханизация». Проект реализуется полностью за счет бюджета Российской Федерации. Объем финансирования составляет около 35,6 млрд руб.

Комплекс новой ВПП позволит значительно увеличить пропускную способность главной воздушной гавани страны. Сегодня Шереметьево имеет возможность обеспечивать до 50 взлетно-посадочных операций (ВПО) в час. Из-за интенсивного роста объема перевозок российских и зарубежных авиакомпаний этот показатель необходимо увеличить как минимум до 70 ВПО. Нынешняя инфраструктура Международного аэропорта не способна обеспечить соответствующий рывок: две существующие взлетно-посадочные полосы Шереметьево взаимозависимы и не могут использоваться одновременно.

Благодаря ВПП-3 независимого действия Шереметьево сможет построить волновое расписание хаба, обеспечить полномасштабное развитие авиакомпаний-резидентов, а также сбалансировать пропускную способность пассажирских терминалов с мощностью аэродрома. Это позволит к 2030 году увеличить пропускную способность аэропорта с 30 до 65 млн человек в год.

Правительство Московской области во главе с губернатором Андреем Воробьевым всесторонне поддерживает инициативы, направленные на усиление потенциала московского транспортного узла, основным звеном которого выступает Международный аэропорт Шереметьево. Недавно мы согласовали проект развития Северного терминального комплекса, который предусматривает строительство современного терминала B с удобной инфраструктурой. Наряду с этим проектом, создание второй летной зоны превратит Шереметьево в один из самых мощных пассажирских и грузовых хабов мира. Это повысит привлекательность нашего транзитного авиаузла и поднимет уровень конкурентоспособности России в целом и Подмосковья в частности, - резюмировал Герман Елянюшкин.

Международный аэропорт Шереметьево - крупнейший российский аэропорт по объемам пассажирских и грузовых перевозок, взлетно-посадочных операций и площади аэровокзального комплекса. Маршрутная сеть составляет более 200 направлений. В 2015 году Шереметьево обслужил 31 млн 612 тыс. пассажиров.

Проект строительства третьей взлётно-посадочной полосы в аэропорту "Шереметьево" не удастся завершить к Чемпионату мира по футболу, рассказали "АвиаПорту" источники в отрасли. Впрочем, с программой перевозок во время футбольного первенства "Шереметьево" справится и в рамках существующей инфраструктуры, а ввод в строй третьей полосы в большей степени связан с необходимостью закрыть на ремонт одну из действующих ВПП. Поэтому ответственным лицам дана отсрочка до конца года, но на этот раз - без права на задержку.

Третья взлётно-посадочная полоса в аэропорту "Шереметьево" точно не будет введена в строй к Чемпионату мира по футболу в России, рассказали "АвиаПорту" четыре независимых друг от друга источника в отрасли. В Росавиации и подведомственном ей ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" отказались от комментариев.

Строительство ВПП-3 входит в проект развития инфраструктуры "Шереметьево", который включает также строительство пассажирского терминала внутренних воздушных линий (Терминал В) и грузового терминала на территории так называемого северного терминального комплекса (СТК), топливозаправочного комплекса и межтерминального перехода, который, проходя под лётным полем, свяжет южную и северную терминальные зоны аэропорта. "На объекте продолжаются строительные работы", - отчитывалась контролирующее строительство полосы ФГУП "АГА(А)" 15 декабря. Генподрядчиком выступает "Трансстроймеханизация" (входит в группу компаний "Мостотрест"), с представителем строительной организации связаться не удалось.

Сроки строительства полосы несколько раз сдвигались. В качестве одной из ключевых проблем назывался недостаток финансирования. В ноябре газета "Ведомости" со ссылкой на источники сообщала, что стоимость проекта возросла до 64,1 млрд рублей. При этом источник дополнительных средств до сих пор не определён: обсуждаются разные варианты, вплоть до выделения необходимых сумм по линии подведомственного Росавиации ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Судя по заявлениям главы Минтранса Максима Соколова, которые он сделал в интервью RNS в сентябре, этот вариант рассматривался как приоритетный.

Но для качественного обеспечения воздушных перевозок во время футбольного первенства в третьей полосе нет острой необходимости. В "Шереметьево" сообщили, что "аэропорт сможет обеспечить программу перевозок [к Чемпионату мира] с помощью имеющихся ВПП". По данным "АвиаПорта", при благоприятных метеоусловиях полосы могут обеспечить до 65 взлётно-посадочных операций в час, при этом уже отмечены случаи, когда за час фактически обслуживалось свыше 60 взлётов и посадок. Но ожидаемый прирост числа ВПО в связи с приёмом команд и болельщиков, пик которого придётся на середину июля, будет меньше, чем ежегодный прирост числа ВПО в конце августа и начале сентября, когда курортники массово возвращаются с мест отдыха.

Впрочем, ввод в строй ВПП-3 гораздо важнее не для обеспечения программы перевозок в течение мундиаля летом 2018 года, а для закрытия на ремонт одной из действующих ВПП (речь идёт о ВПП-1, ближайшей к южной зоне "Шереметьево"). Назвать сроки ремонта источники "АвиаПорта" затрудняются: по их оценке, с различными ограничениями полоса может находиться в эксплуатации вплоть до первой половины 2019 года. Закрытие ВПП-1 значительно скажется на пропускной способности "Шереметьево", опасаются собеседники, в том числе из-за удалённости ВПП-3 от основных мест стоянок воздушных судов, но пока не приводят конкретных оценок.

Тем не менее, в 2018 году ВПП-3 должна быть не только достроена, но и введена в эксплуатацию, утверждает источник в отрасли. Он отметил, что на недавнем совещании в Минтрансе ответственным лицам пообещаны серьёзные кадровые выводы, если этот срок выдержать не удастся.

Таковой может стать для пилотов со всего мира и для местных жителей новая ВПП-3 аэропорта Шереметьево.

У нас в стране нет, похоже, ни одного проекта, который не смог бы испохабить маленький гаденький чиновник. Тот, который, в общем-то, ничего не решает и ни за что, в сущности, не отвечает. Зато своим невнятным поведением вполне способен довести всё до грандиозного скандала. Так, в самое ближайшее время Россия может заслугами примерно вот таких не причастных ни к чему чинуш огрести ещё и международный скандал - новая взлётно-посадочная полоса (ВПП) в аэропорту Шереметьево грозит нарушить все мыслимые человеческие нормы. Ведь она может пройти буквально по головам живущих сейчас в непосредственном соседстве с нею людей.

Как известно, новая ВПП должна быть построена к чемпионату мира по футболу 2018 года. Она в некотором роде уникальна, поскольку при ширине 60 метров и длине 3200 сможет принимать все типы воздушных судов. Для того чтобы доставлять туда самолёты, будет сооружён даже специальный путепровод (так называемая рулёжка) над Шереметьевским шоссе. На сооружение ВПП-3 Шереметьева были выделены достаточно большие деньги - 35,5 млрд рублей. Но когда у нас чиновники, да ещё и распоряжающиеся бюджетными деньгами, укладывались в первоначально заложенную стоимость? Так, в начале 2017 года Росавиация, которая выступает заказчиком сооружения взлётной полосы, по сути, запросила ещё 20 млрд рублей. Оправданием этого выбрали инфляцию, из-за которой ряд работ стал значительно дороже. Надо думать, что до октября 2017 года, когда полоса должна заработать в тестовом режиме, ещё не раз выяснится, что денег не хватает.

Полоса проходит вплотную к некоторым домам, о выкупе и отселении людей из которых чиновники, по всей видимости, предпочли забыть. Из этой суммы 2,698 млрд руб-лей было заложено на выкуп домов, строений и сооружений, которые попадают в зону сооружения ВПП-3. Это было определено ещё в 2011 году в проекте строительства. Судя по плану мероприятий по сооружению ВПП, вывод жилой зоны из зоны строительства должен был быть осуществлён ещё в 2014-2015 годах. Под это попадали 135 собственников земельных участков. А финансирование этого должно осуществляться в рамках проекта строительства комплекса. Всего под территорию строительства отведено более 500 гектаров. Так, под снос ещё на самом первом этапе должны были пойти 260 зданий и строений, расположенных в трёх деревнях - Паршино, Перепечино и Дубровка.

А жителям предоставлена соответствующая компенсация. По сути, эти три деревни должны были уже давно быть выкуплены и расселены полностью. Кроме того, следовало перенести газопровод высокого давления, а также попадающие в эту же зону три нитки трубопровода, обеспечивающего топливом аэропорт. Ну, не говоря уже о таких «мелочах» типа дороги на кладбище.

Надо ли говорить, что всего этого до сих пор, по всей видимости, не было сделано, а жители трёх деревень до сих пор «сидят на чемоданах», ожидая решения своей судьбы? Похоже, им просто говорят, что средств на выкуп их домов предусмотрено не было, а снос предусмотрен и это якобы были деньги именно на снос. Получается, что проектом был определён практически незаконный захват частной собственности и выбрасывание людей из домов?

«Вон тут будет проходить взлётная полоса, - показывал мне один из местных жителей. Имя своё он отказался называть в газете, так как, по-видимому, всё ещё «бодается» с Росавиацией и её дочерней структурой ФГУП АГАа - администрация гражданских аэропортов и (аэродромов). - И вот тут продолжаться. Как раз через мой дом. И что удивительно, денег на его выкуп мне сегодня предлагают ровно в 2 раза меньше, чем в 2012 году. Это такая у них инфляция?» Вот что можно узнать, если довериться истории моего собеседника.

Партизанская война

А вот здесь следите за руками. Похоже, что одним из основных аргументов к снижению цены на выкупаемые дома для Росавиации является падение их рыночной стоимости. Ну ещё бы. Сколько будет стоить ваш дом, рядом с которым уже несколько лет ведётся столь грандиозная стройка? Некогда благодатные тихие места у реки Клязьмы, где гнездились цапли, разворочены уже до основания, весь лес - а это около 500 гектаров от Шереметьевского шоссе до Лобни и Чёрной Грязи - вырублен, и пейзаж вокруг простирается теперь вполне апокалиптический. Периодически отключается электричество, когда кабели попадаются на пути строительной техники. Подъездные дороги к домам изуродованы и перекрыты. Гул и грохот стоит весь день. То есть чиновники этих славных ведомств пошли по пути хорошо налаженной партизанской войны, рассчитывая просто выкурить жителей из их домов. Или авось они сами куда-нибудь денутся?

Местное население, попадающее «под раздачу» таких проектов, обычно принято представлять неразумным и тормозящим прогресс. Дескать, не хотят уезжать. В ситуации же с Перепечино, Паршино и Дубровкой ровно всё наоборот. «Да выкупите уже у нас наконец дома! - умоляют чиновников жители. - Устали жить уже в этом аду!» «А денег нет - примерно так возражают чиновники. - Ждите, когда полосу введут в эксплуатацию». Компенсацию пока что получили лишь несколько жителей, в заборы которых буквально упёрлась эта полоса. А остальных заказчики строительства полосы, как мне кажется, в упор не замечают. Куда только не обращались жители злополучных деревень! В Минтранс РФ, областной минтранс, Рос-потребнадзор РФ и МО, ФАУ Главгосэкспертиза, Минэкономразвития, к губернатору и вице-губернаторам Московской области, в Генеральную прокуратуру, ЦУ Ростехнадзора, прокуратуру МО, Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру и в другие природоохранные предприятия и надзорные ведомства. Жители даже инициировали комплексную проверку строительства ВПП-3 силами нескольких надзорных ведомств. В ходе её были выявлены нарушения проектной документации и законодательства РФ при строительстве ВПП-3, которые легли в основу ряда судебных исков.

Даже Генеральная прокуратура ещё в 2016 году установила, что «ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» при проведении работ по строительству комплекса новой взлётно-посадочной полосы-3 международного аэропорта Шереметьево в нарушение ст. 52.53 Градостроительного комплекса Российской Федерации не исполнило требования проектной документации о выносе существующих инженерных сетей и коммуникаций из зоны строительства, а также разборке зданий и сооружений в жилых массивах, прилегающих к строительству деревень». А в заключении Ростехнадзора так вообще прямо сказано, что «проектной документацией объекта предусмотрен комплекс подготовительных работ, включающих в себя: вырубку леса, разборку существующих покрытий, вынос инженерных сетей и коммуникаций из зоны строительства, переустройство рек, разбор зданий и сооружений в жилых массивах (согласно разделу 6 проекта по организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства 0301-ПОД сносу подлежат все здания и все сооружения д. Перепечино и д. Дубровки), ограждение строительной площадки на весь период строительства. Проектной документацией определено, что указанные мероприятия должны быть осуществлены до начала производства работ первой и второй очереди».

Разгильдяйство или саботаж?

Но воз и ныне там. Похоже, что даже на публичных слушаниях чиновники Росавиации упорно отказывались отвечать на вопрос, когда же будут выкуплены дома. Это что, разгильдяйство чиновников Росавиации или откровенный саботаж, направленный на подрыв престижа страны из-за несоблюдения взятых на себя обязательств перед ФИФА к ЧМ-2018?! А как будет обеспечиваться безопасность воздушных судов около жилых домов? Если, к примеру, жители включат парковый свет, прожекторы и самолёты будут ориентироваться на них, а не на взлётно-посадочные огни и приземлятся… ну, скажем, в сад или на подъездную дорогу.

Но даже если не упоминать всё это, как мне кажется, откровенное пренебрежение проектной документацией и прямыми указаниями всех надзорных структур устранить безобразие, как будут выглядеть жилые деревни на взлётной полосе во время чемпионата мира? Это будет даже покруче аэропорта на острове Сен-Мартен, где небольшие самолёты взлетают прямо над пляжем. Там по крайней мере людям есть куда бежать, если что. Тут же полоса проходит вплотную к некоторым домам, о выкупе и отселении людей из которых чиновники, по всей видимости, предпочли забыть. У кого из пилотов хватит духу взлетать и садиться над головами людей? И что это за чемпионат, ради проведения которого власти готовы рисковать здоровьем и благополучием своего населения? Ведь взлётная полоса - это не только адский шум и вредные выбросы, например, откровенно провоцирующего онкологию бензопирена. Не говоря уже о массе других неприятных последствий для жизни людей от соседства с взлетающими самолётами.

Даже та же система навигации - это вреднейшее излучение. Кстати, и расположение самой полосы среди домов также крайне опасно - при любом боковом ветре точка невозврата, после которой уже нет возможности для разворота, будет особенно близка. Всё это вряд ли пропустят наши идеологические «доброжелатели» на Западе. А стало быть, будьте готовы если уж не к самому срыву чемпионата, то к крупному политическому скандалу.

«Пусть все сдохнут!»

«Сначала природу вокруг всю извели, лес вырубили, речку испоганили, а сейчас за людей принялись - со свету нас сживают», - возмущаются жители трех подмосковных деревень - Дубровки, Перепечино и Паршино.

Эти населенные пункты, расположенные в сельском поселении Луневское Солнечногорского района Московской области, оказались на пути новой взлетно-посадочной полосы аэропорта «Шереметьево» (ВПП-3). Но государственный заказчик и застройщик - Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ФГУП «АГАА») - не стали морочить себе голову с переселением семей, проживающих в этих деревнях, и начали масштабное строительство, полагая, видимо, что кому не нравится - тот сам все бросит и уедет. Хотя проект ВПП-3 предусматривает полный снос деревень Дубровки, Перепечино и Паршино еще на этапе подготовки территории под строительство.

Нынешний пейзаж в зоне строительства ВПП-3 отлично подходит для натурных съемок голливудского блокбастера о конце света или третьей мировой войне. Но жизнь в таких условиях - это сущий ад! В дождливую погоду тут непролазная грязь, а в сухую всю округу накрывают пылевые бури. И это далеко не самая страшная из проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться местным жителям.

Строители,судя по всему, сильно отстают от графика, поэтому работы идут круглосуточно. И днем и ночью грохочет техника, ревут моторы огромных карьерных самосвалов, грейдеров, экскаваторов. Все живое на многие километры вокруг старается покинуть зону экологического бедствия. Раньше в соседнем лесу водилось всякое зверье - лисы, зайцы, волки и даже крупная дичь - лоси, кабаны. Сейчас даже лягушки и мыши-полевки попрятались. Зато строители отрыли на своем пути старую свалку, некоторые старожилы вообще утверждают, что там когда-то был скотомогильник - в 50-е годы в этом районе погибло много домашнего скота от сибирской язвы. В результате этих раскопок округу накрыла жуткая вонища и атаковали полчища крыс.

Что ни день, то пропадает электричество - чаще всего строительная техника перебивает кабель, по которым идет электричество к частным домам. Но случаются и более серьезные аварии. Например, недавно дожди размыли грандиозную насыпь, которую возвели под рулежную дорожку, грунт поплыл, увлекая за собой опоры линии электропередачи. В другой раз экскаватор ковшом задел газовую трубу. Про воду и говорить нечего: местные колодцы и скважины уже давно пересохли, хотя как жить без воды?

Игра на выживание

За время работы в «МК» становишься циником. Как правило, люди обращаются в газету не от хорошей жизни. И постепенно начинаешь привыкать к человеческой боли, к тому, что мир несправедлив и жесток. Но бывают истории, которые потрясают своим цинизмом и жестокостью даже наши зачерствевшие журналистские души. Трагедия жителей подмосковных деревень Дубровки, Перепечино и Паршино - как раз тот самый случай.

С тех пор как тут началось строительство ВПП-3, уже несколько человек похоронили. Среди диагнозов - инфаркты, инсульты, рак. Но оставшиеся в живых соседи говорят: «Это их третья взлетно-посадочная переехала!»

И с этим трудно не согласиться: ведь известно, что все болезни от нервов, а уровень стресса, который переживают люди, чей привычный комфортный мир рушится, превышает все допустимые нормы.

Вячеслав Васильевич и Антонина Павловна начали строить дом в Дубровках в 89-м году. Постепенно городская квартира в Химках отошла на второй план, каждый рубль семья вкладывала в дачу.

«Вы же помните, какие были времена - никаких стройматериалов. Все доставали по знакомству, радовались каждому добытому кирпичу, - вспоминает глава семейства. - Но зато какая была красота! Рядом Клязьма, я и перед работой успевал искупаться, и после… В реке рыба водилась, в лесу - полно грибов, ягод. Идеальное место для отдыха и спокойное, дети играли где хотели, не то что сейчас».

Дом Вячеслава Васильевича вроде бы действительно находится рядом с рекой, только верится в это с трудом. Дело в том, что строители ВПП-3 решили спрямить русло, а в результате уровень воды резко упал, образовалось болото. И хотя рядом находится водозаборный узел - а значит, все это санитарная водоохранная зона, - по проекту именно тут собираются отвести место под антигололедную обработку самолетов. И никого, похоже, кроме жителей, не смущает, что реагенты, которые обычно используют для этих целей, опасны для здоровья человека - их попадание в источники питьевой воды может привести к экологической катастрофе всего столичного региона.

Про тишину и покой говорить не приходится. Об этих простых деревенских радостях жители уже давно позабыли. У них тут, как в Бермудском треугольнике, постоянно что-то происходит. То бесследно исчезает живность - например, у местного фермера строители регулярно воруют гусей, кур и даже коз. А то, наоборот, трупы подбрасывают.

«Мы теперь не то что детей одних боимся из дома выпустить, сами в темное время суток без средств самозащиты не выходим, - рассказывают люди. - Среди работяг пьянство и поножовщина - обычное дело. Как только смена заканчивается, они гурьбой в соседний магазин, там им и пиво, и что покрепче продают, несмотря на все наши протесты. А в тех домах, что уже выселили, бомжи и наркоманы обосновались. Они там разводят костры и обжигают обмотку кабелей, чтобы потом их в металлолом можно было сдать. У нас уже несколько крупных пожаров было, вся деревня чуть не сгорела».

«Уникальный» проект

По задумке проектировщиков ВПП-3 - это уникальный проект. Длина полосы составит 3200 м, ширина - 60 м. Поэтому там смогут взлетать и садиться все типы воздушных судов, включая средне- и дальнемагистральные самолеты. Правда, от уже существующих терминалов «Шереметьево» новая полоса расположена далеко, кроме того, их разделяет Шереметьевское шоссе. Поэтому доставлять воздушные суда на ВПП-3 будут по рулежной дорожке, которая пройдет над шоссе по специальному путепроводу. Путепроводы для поездов и пароходов в столице есть, а для самолетов еще нет - в этом отношении проект, конечно, уникальный.

Под новый комплекс аэродромной инфраструктуры (пассажирский аэровокзал, топливозаправочный комплекс, площадка антигололедной обработки и другие аэродромные службы) отвели территорию в 500 с лишним гектаров. Совсем недавно тут рос вековой лес. Говорят, что как раз благодаря ему во время наступления немцев под Москвой жителям деревни Перепечино удалось избежать встречи с фашистскими захватчиками, они их просто не нашли.

Деревья уже истребили, а вот деревни до сих пор стоят. Хотя, по плану строительства, тут уже в октябре 2017 года должны в тестовом режиме взлетать и садиться самолеты. А это значит, что, по проекту ВПП-3, никакого жилья к этому времени тут быть не должно. Деревня Дубровки вплотную примыкает к зоне строительства, часть домов выкупили и даже снесли, но это происходит только в том случае, когда техника в буквальном смысле слова упирается в тот или иной участок. Жить в ожидании, когда твой дом и сад подомнет под себя бульдозер, - жестокое испытание. Например, фермер Дмитрий Скибо со своими козами и гусями три года жил прямо по ходу взлетно-посадочной полосы - в окружении тяжелой стройтехники, без воды, без дороги. На днях его дом все-таки выкупили. Потому что полоса уже буквально уперлась в забор.

Но остальные обитатели Дубровок продолжают ждать своей участи. От каких-то участков вообще хотят отрезать несколько метров, а дальше живите как хотите.

«Нам сказали, что нужно перенести ворота на несколько метров, - говорит Наталья Константиновна и показывает, где будет по ее саду проходить рулежная дорожка. - А как быть с гаражом? Его тоже переносить? Он ведь напротив ворот находится. И как вообще мы должны жить бок о бок с рулежкой?»

«Они как себе это представляют, - недоумевают жители другой деревни, Перепечино. - Что нам теперь каждый раз от страха приседать, когда в десятках метров над нашими головами будут лайнеры пролетать? А если какой-нибудь пилот ошибется чуток и самолет крылом дом заденет?!»

Если в деревне Дубровки хотя бы несколько семей уже смогли получить компенсацию за свои дома и участки, то перепечинцев заказчик строительства ВПП-3, как говорится, в прямом смысле слова в упор не замечает. Полоса упирается в деревню, и как раз над ней будут взлетать и садиться воздушные суда всех калибров и размеров. Вот уж точно - проект уникальный! Вряд ли еще в какой-нибудь стране мира такое встретишь.

Денег нет, но вы держитесь!

Обычно, когда заходит разговор об изъятии частных земель под какой-нибудь госпроект, чиновники жалуются, что строительство тормозится из-за несговорчивых жителей, которые долгие годы судятся за свою недвижимость, стараясь получить за нее с государства побольше денег. Но здесь совсем другая ситуация.

Ни заказчик, ни застройщик ВВП-3 вообще не парятся по поводу местных жителей. Они считают, что это не их дело. Они - строители, а вот когда новый аэропортовский комплекс будет введен в строй, пусть тогда «Шереметьево» и думает, куда и за чей счет отселять людей. И, похоже, ни моральные, ни юридические аспекты этой проблемы чиновников от авиации не волнуют.

«Сначала нам говорили, что тут будут склады, какая-то аэропортовская инфраструктура. Сколько раз мы ни спрашивали главу нашего Луневского сельсовета Надежду Тюрину, она каждый раз утверждала, что знает не больше нашего, а потом оказалось, что именно ее подпись стоит в разрешительной документации на строительство ВПП-3, - рассказывают члены инициативной группы жителей деревни Перепечино. - Мы с 2008 года, как только стало известно, что тут будут строить новую полосу, сидим на чемоданах. У одних дома недостроенные, у других - ветхие, разваливаются, а нас и не ломают, и жить нормально не дают!»

Действительно, власти долго скрывали сам факт строительства ВПП-3. Дело в том, что целесообразность самого проекта очень долго оспаривалась экспертами. Например, некоторые из них считают, что пассажиропоток «Шереметьево» можно было значительно увеличить и без новой полосы, всего лишь за счет модернизации двух старых ВПП. Но как только стало известно о проведении в России в 2018 году чемпионата мира по футболу, проект ВПП-3 получил зеленый свет и бюджетное финансирование.

Однако даже на публичных слушаниях, состоявшихся в 2012 году, представители Росавиации отказывались отвечать на главные вопросы, волновавшие людей: когда их дома пойдут под снос и сколько им за это заплатят? А уж когда жирные времена закончились и грянул кризис, об этом и вовсе перестали говорить. У чиновников на все один ответ: денег нет, инфляция, ждите, когда полосу пустят в эксплуатацию.

«То говорили, что в проекте вообще не заложены деньги на выкуп нашей собственности, - рассказывает член инициативной группы Ольга Всеволодовна. - Потом в 2013 году все участки и строения были оценены и даже сумма известна - 1,3 млрд руб. Так куда делись деньги тогда на изъятие оставшихся домовладений в Дубровках, Перепечино и Паршино?»

Борьба жителей Дубровок, Перепечина и Паршина с Росавиацией и ее дочерней структурой ФГУП «АГАА» длится уже более 6 лет. За это время им удалось добиться немало. Например, по инициативе жителей Межрегиональная транспортная прокуратура и Ростехнадзор проверили, насколько точно авиаторы следуют утвержденному проекту строительства ВПП-3? И пришли к выводу, что делают они это очень плохо. Проектная документация и Закон нарушаются.

Поэтому материалы проверки легли в основу ряда судебных исков. В ноябре прошлого года Головинский суд Москвы постановил, что 260 зданий и строений, расположенных на территории деревень Паршино, Перепечино и Дубровки, оказавшихся в зоне строительства ВПП-3, должно быть снесено, а их владельцам обязаны компенсировать издержки. Именно это согласовала ФАУ Главгосэкспертиза в проекте строительства ВПП-3 еще в 2011 г., однако ни то, ни другое выполнено не было. Кроме этого надзорные органы выявили и другие серьезные нарушения в ходе строительства. Например, застройщик не перенес газопровод высокого давления, три нитки трубопровода, по которому поступает топливо в аэропорт, нет новой дороги на Перепечинское кладбище. Все эти объекты также оказались на пути взлетно-посадочной полосы. И на решение этих проблем у ФГУП «АГАА», по их же словам, в частности, на заседании Головинского суда в Москве, денег нет.

По оценке экспертов, ВПП-3 с самого начала была самым затратным аэродромным проектом ЧМ-2018. На нее планировали потратить 35,55 млрд руб. Но в феврале 2017 года стало известно, что требуется еще 20 млрд. Заказчик в лице Росавиации объяснил это удорожание поправкой на инфляцию, плюс якобы не учли в первоначальной проектной документации стоимость ряда работ, о которых идет речь в материалах прокуратуры.

Но у жителей деревень Перепечино и Дубровки, с которыми встретились корреспонденты «МК», своя версия событий. Они считают, что деньги на их переселение были выделены из бюджета сразу, только им кто-то тут же «приделал ноги».

«Мы точно знаем, что деньги были, – говорит Ольга Всеволодовна. – Это следует из материалов прокурорской проверки и других документов, которые находятся в нашем распоряжении».

Правда это или нет, должны выяснить правоохранительные органы. А в истории с переселением деревень Дубровки, Перепечино и Паршино нужно срочно ставить точку. Люди не должны жить в зоне аэропорта - это очень опасно для их здоровья. Например, бензапирен, выбросы которого на территории аэродрома превышают допустимые значения в разы, относится к веществам первого класса опасности. Этот канцероген может привести к раку даже в малых дозах. Про вред шума от летающих над головами жителей самолетов, думаю, особо распространяться не следует. Это даже школьникам понятно. Поэтому никакие доводы и оправдания по поводу отсутствия денег, необходимых на отселение жилого фонда, попавшего в зону строительства, не могут служить оправданием.

То, что жители нескольких подмосковных деревень до сих пор остаются на ВПП-3 - не рядовой скандал. И, по мнению члена СПЧ Андрея Бабушкина, он может больно ударить по престижу нашей страны.

«Безусловно, жителей ни в коем случае нельзя оставлять в зоне аэропорта ни на время тестовых полетов, ни тем более в будущем, - сообщил он «МК». - С одной стороны, люди будут страдать от избыточного звука и вредных выбросов, а с другой - для летного состава это тоже серьезный дискомфорт. Одно дело, когда пилот взлетает и садится над лесом - это одна психологическая нагрузка. И совсем другое дело, когда он видит, что под ним в 100–150 метрах дети бегают, в футбол играют. Такой маневр требует очень высокой психологической устойчивости. Далеко не все могут сажать самолеты буквально через забор от детской или спортивной площадки. Нужно учитывать, что во время ЧМ в «Шереметьево» будут прилетать тысячи пилотов и наряду с асами, у которых за спиной тысячи летных часов, могут оказаться и совсем зеленые юнцы из региональных компаний.

У меня вообще складывается такое впечатление, что представители Росавиации собираются сорвать чемпионат мира по футболу, сопроводив его мощным международным скандалом, который для наших идеологических противников станет серьезным информационным поводом. Любое крупное международное мероприятие, которое приходит в очередную страну, является не только радостью для гостей, но еще и определенной нагрузкой для жителей. Такое происходит в любой стране мира. И здесь очень важно соблюсти баланс интересов.

Потому что международные организации первым делом поинтересуются, не пострадали ли местные жители во время ЧМ. Этот вопрос перед Россией обязательно будет поставлен. И если накануне проведения чемпионата выяснится, что около сотни семей живут рядом со взлетно-посадочной полосой международного аэропорта, от чего многие из них обречены в течение 4–5 лет умереть от рака, то, естественно, это никакой радости не доставит ни нашей стране, ни международной футбольной организации.

Этот конфликт помимо нравственного и юридического аспекта может иметь серьезный политический аспект. Но допустить это никак нельзя. Мне кажется, прокуратура должна сказать здесь свое веское слово и выяснить, куда делись деньги, выделенные на отселение жителей, и на что их потратили».

А нам, журналистам «МК», кажется не менее важным не столько то, как наше государство будет выглядеть в глазах зарубежной общественности, сколько в глазах своих собственных граждан. Росавиация – всего лишь винтик в сложном механизме бюрократической машины, которая вместо того, чтобы защищать интересы людей, всеми силами старается подмять их под себя.

Третья взлётно-посадочная полоса (ВПП) в аэропорту Шереметьево может заработать в марте 2019 года, сообщил журналистам руководитель Росавиации Александр Нерадько. Изначально ввести новую ВПП в эксплуатацию планировалось к началу Чемпионата мира по футболу 2018 года.

По словам Нерадько, наибольшие проблемы при строительстве полосы, которые и повлияли на сроки, были связаны с переносом газо- и нефтепроводов: "В аэропорту Шереметьево самая большая проблема, связанная со строительством третьей ВПП, была не в самой стройке и не в отсутствии финансирования, а в необходимости переноса магистральных трубопроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов. Перенос занял порядка двух лет. Сейчас этот вопрос решён, он согласован с руководством "Газпрома", "Транснефти", - сказал Александр Нерадько.

Основной объём работ будет выполнен в этом году. "Возможно, взлетим с этой полосы в марте следующего года" - , добавил глава Росавиации.

Решение о создании третьей взлётно-посадочной полосы в Шереметьево было принято в 2009 г. В 2017 году на тот момент министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что дефицит средств на строительство ВПП-3 составляет 7,5 млрд руб. Он отмечал, что в качестве источника рассматриваются средства "Госкорпорации по организации воздушного движения". "Но цель одна - чтобы ВПП была построена и введена в эксплуатацию к началу Чемпионата мира по футболу 2018 года, поэтому этот дефицит будет ликвидирован", - говорил министр.

Однако к ЧМ-2018 ВПП-3 так и не была построена. В июне 2018 года новый глава Минтранса Евгений Дитрих рассказал, что строительство объекта, по расчётам ведомства, завершится до конца текущего года, но "вопрос непростой".

"Мы работаем над тем, чтобы задача была решена к ноябрю-декабрю. Сейчас предсказать, как разрешится ситуация, довольно сложно: там непростая ситуация с оформлением земельных участков, есть ряд проблем, которые мы сейчас решаем. Но сделаем всё возможное, чтобы закончить в этом году", - заверил министр.

Ход строительных работ на середину октября 2018 года: