Военно-исторический музей фортификационных сооружений. Музей фортификаций Военно исторический музей фортификационных сооружений балаклава отзывы

Холодная война. Вооружение год за годом плодилось и плодилось, а вероятность его применения периодически становилась отличной от нуля. Мысли о ядерной угрозе не давали спокойно спать вероятным друзьям по обе стороны океана. Стратегия ответного удара разрабатывалась непрерывно. Вопрос о том, кто, как и чем нанесёт ответный удар, когда повсюду радиоактивный пепел... Предположив, что все стационарные пусковые установки уничтожены, выбор остаётся только за мобильными - это на то время лишь авиация и флот (автомобильный и железнодорожный варианты появились много позже). Очевидно, силы возмездия необходимо надёжно укрыть до часа "Ч" в тихом и укромном месте. Одним из решений этой задачи как раз и являлся сверхсекретный объект в Балаклаве - огромный комплекс, размещённый в недрах горы Таворос. Комплекс представлял собой завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок с морским каналом, ядерный арсенал и мог использоваться как бомбоубежище, где смогли бы найти приют несколько подводных лодок и до трёх тысяч человек личного состава и обслуживающего персонала. Объект рассчитывался для защиты от ядерных взрывов мощностью до ста килотонн и обладал автономностью жизнеобеспечения в тридцать суток. Ныне объект не используется военными по прямому назначению, а на его территории открыт военно-исторический музей фортификационных сооружений. Отчасти это название правильное, однако, тема экспозиции музея выходит далеко за рамки фортификации.

1. При входе посетителей музея встречает плакат.



Музей предлагает пешую сухопутную экскурсию (200 рублей) по коридорам и помещениям объекта и водную (270 рублей) на катере по каналу. Время работы музея - с 10 до 17 часов, понедельник и вторник - санитарные дни.
Хоть экскурсоводы и говорят, что по объёму информации обе экскурсии одинаковы, однако, на мой взгляд, это далеко не так. В пешей экскурсии гораздо больше интересного в помещениях, которые с воды абсолютно не видно, а водная позволяет в бОльшей мере оценить масштабы сооружения.

2. Неподалёку от музея можно встретить ещё одну, более официальную табличку. Однако, кроме домофона с голосом охранника там никого не видать, хотя, возможно, где-то там находится дирекция музея.

3. При входе в музей изображена схема когда-то сверхсекретного военного объекта. Точнее, двух объектов в одном комплексе.
В правой части схемы "Объект 825 ГТС". Аббревиатура в названии означает "гидротехническое сооружение" для специалистов, а для всех остальных - "городская телефонная станция". По назначению - это завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а так же хранилище боеприпасов для этих субмарин. Кроме цехов, завод имел сухой док и морской канал рабочей длиной около пятисот метров. Общая длина морского канала составляет около шестисот метров. Кроме того, в состав объекта входит электростанция и топливное хранилище на девять с половиной тысяч тонн топлива.
В левой нижней части схемы "Объект 820 РТБ" - ядерный арсенал, где хранилось и обслуживалось шесть видов ядерных боеголовок.
Разводной мост своей небольшой высотой перекрывает вход из Балаклавской бухты в морской канал. Для входа лодки мост приподнимался на понтонах и отводился в сторону. В целях секретности это делалось только в тёмное время суток.

4. Первая серия снимков небольшая - водная экскурсия.
Сразу после посадки на катер видим северный батопорт - справа от туннеля толстенный затвор, закрывающий вход. Его размеры: высота - 14, ширина - 6 и длина - 18 метров, а вес составляет 150 тонн. Сейчас он находится в открытом положении, почти полностью утоплен в боковую нишу.

5. Выход из минно-торпедной части в канал. В случае ядерной войны именно здесь предполагалось загружать в лодку торпеды и ракеты.

7. Неожиданно показались два манекена, одетых в ОЗК. Насколько они могли помочь, когда вокруг радиоактивный пепел - вопрос спорный. Наверно, совсем чуть-чуть и ненадолго...

8. Вид с канала на придоковую площадку. Хорошо видны брусья, препятствующие жесткому контакту корпуса лодки с бетонными сооружениями.

9. На придоковой площадке стоит диверсионная двухместная сверхмалая подводная лодка "Тритон-1М".

11. Вид на север.

12. Минут через десять или чуть меньше катер подходит к южной оконечности морского канала и делает разворот. Отсюда просматривается выход из бухты в открытое море.

13. Вид на южный выход из морского канала снаружи, из-под автомобильного моста. Батопорт демонтирован. Вероятно, он был не такой огромный, как на северной оконечности канала.

14. Так выглядит южный выход с противоположной стороны бухты. Во время действия объекта оба выхода быдли замаскированы сетями, точно имитирующими вид окружающей местности. Для пущей уверенности были даже построены макеты жилых домов.

15. Возвращаемся назад чуть быстрее. Впереди виден "свет в конце туннеля" - вход в морской канал. Обратите внимание на уширение канала в самом его начале.

16. В широкой части канала имеется небольшой батопорт, закрывавший вход в сухой док, где выполнялся ремонт корпуса лодки. На ремонт лодки в доке уходило обычно до трёх недель.

17. Выходим из канала обратно, к входу в музей к северному батопорту. Продолжительность водной экскурсии составила около 15 минут.

18. Часть вторая - пешая. На некоторых фото будут те же объекты, что и в водной экскурсии по морскому каналу, но с других ракурсов. На фото "входной портал" (см. план в начале поста).

19. В подземных помещениях прохладно и немного сыро. Потому экскурсоводы одеты тепло в силу специфики работы. Темп пешей экскурсии довольно высокий. Остановиться и запечатлеть залы в деталях довольно проблематично, да и группа большая - около 30 человек. На фото слева вагонетка. Возможно, использовалась для вывоза породы при строительстве, но вряд ли при работе комплекса.

20. На карте красным обозначены подземные объекты и сооружения. Желтым - карстовые полости. Сколько тут всякого можно попрятать!

21. Некоторые коридоры сооружения закрыты для посетителей. Думается, таких здесь немало.

22. Немного о строительстве объекта. В 1956 году было создано специальное строительное управление №528, которое занималось строительством этого сооружения "Объект 825 ГТС". Легко заметить, что в номере объекта и номере строительного управления использованы одни и те же цифры. Случайность? Комплекс строился с 1954 по 1962 год. Сначала строили объект военные строители. Однако, горные породы представляют собой очень твёрдый мраморообразный камень, что вызвало огромные сложности проходки, обусловленные, видимо недостатком опыта подобных работ. Потому для строительства были привлечены гражданские. В забое работали четыре смены по шесть часов - работа велась круглосуточно. Для проходки применяли взрывы направленного действия. Это не сильно беспокоило местных жителей, уже привыкших к подобным работам на соседнем карьере. Для обеспечения секретности вывоз горной породы производился ночью на баржах в открытое море.

23. В музее оборудованы залы с огромным количеством экспонатов. К сожалению, темп экскурсии не позволяет внимательно рассмотреть даже десятую часть. По центру проходит железнодорожная колея. Видимо, вагонетки здесь были основным транспортным средством. Внешние по отношению к белому свету залы закрывается толстенными воротами, предотвращающими проникновение взрывной волны внутрь помещений. Ворота имеют створки приблизительно четверть-цилиндрической формы. Не совсем понятно, как железнодорожный путь расходился с воротами, створки которых немного ниже уровня пола. Возможно, был какой-то съёмный участок пути.

24. Техническое описание и характеристики ворот.

25. Ещё зал. Здесь представлены фотографии Балаклавской бухты и некоторое вооружение - бомбы, мины и торпеды.

26.

27. Малая противокорабельная мина в разрезе

29. Иногда попадаются вот такие помпезные крышки люков. Думается, если б после рассекречивания и оставления объекта военными, отсюда не растаскивали всё подряд, что можно растащить, то вряд ли мы увидели эти музейно-чугуно-литейные творения.

30. Одно из назначений объекта - ядерное бомбоубежище. По замыслу, оно должно выдерживать взрыв бомбы мощностью до ста килотонн. В цехах завода предусматривались места для трёх тысяч человек, а морском канале должны были уместиться семь средних или девять малых подлодок. Кое-где пишут, что количество субмарин могло доходить до четырнадцати. Сложно сказать, можно ли упихать в канал такое количество. В случае начала ядерной войны, когда повсюду в округе остался только радиоактивный пепел, эти самые выжившие подлодки должны были принять на борт имеющиеся в наличии ракеты с ядерными боеголовками и нанести ими ответный удар.

31. После длинного и пустого коридора выходим на придоковую площадку, непосредственно к каналу. Дверь между коридором и придоковой площадкой. Не самая толстая. Можно сказать, межкомнатная.

32. Уже знакомая сверхмалая субмарина "Тритон-1М"

33. Лодка "Тритон-1М" не герметична. В подводном положении она заполнена водой. Сквозь щель фонаря кабины удалось заснять пульт управления подлодкой.

34. Такие автоматы с газировкой имелись, наверно, на всех заводах Советского Союза.

35. Здесь же, на придоковой площадке, размещена ещё одна схема комплекса с некоторыми его техническими данными.

36. По мостику, построенному уже в музейные времена, пересекаем канал и направляемся в сторону ядерного арсенала. Опять про дверь. Техническое описание, характеристики и карта регламентных работ.

37. Редуктор привода открывания двери. Рукоятка и рычаг с правой стороны, вероятно, для ручного открывания, на случай отказа электрики.

38. Элементы конструкции двери.

39.

41. Ещё зал. Увы, очень мало времени для осмотра... Следующая группа почти наступает на пятки. Очень велик интерес. Может быть, зимой тут нет такой спешки?

42. Машинный телеграф надводного 2-х винтового корабля.

43.

44. Электропроводка в туннеле - симбиоз старого и нового.

45. Красный коридор. В реале, конечно, освещение было самым обычным, а красным его засветили музейные сотрудники. Дело в том, что коридор ведёт к локальной зоне - месту, где работали непосредственно с ядерными боеприпасами. С целью ослабления эха стены и потолок этого коридора обшиты обычным волнистым шифером.

46. Макет ядерного боеприпаса на тележке. Тележка стоит на поворотном круге - рельсы идут вдоль коридора, а поперечные пути ведут в хранилище. Потолки на значительной площади обшиты волнистым шифером. Полного отсутствия эха добиться не удалось, однако, разборчивость голоса много лучше, чем в других помещениях, имеющих гладкие стены.

47. Эта надпись встретилась в ядерном арсенале, по крайней мере, дважды. Актуально во все времена. А уж во время работы комплекса было актуальнее некуда. О данном объекте не знали даже некоторые сотрудники, которые там работали. Со слов экскурсовода, одна из посетительниц только в музее узнала, где она работала много лет назад.

48. "Помещение №17. Хранилище ядерных боеприпасов для торпед." - сухо вещает табличка рядом с воротами. Всего в ядерном арсенале хранилось шесть видов боеголовок.

49. Кто-то с интересом слушает и задаёт вопросы, А кто-то вообще не понимает, о чём идёт речь.

50. Корпус крылатой ракеты Х-22

51.

52.

53. Внутри кабинет-сейфа для хранения источников ионизирующего излучения. Помещение небольшое. Нишу в стене прикрывает сдвижной экран на колёсиках.

54.

55. В следующем зале представлены некоторые элементы и системы подводных лодок. На фото верхняя часть аккумуляторной батареи. Затрудняюсь сказать что-то о типе и ТТХ, а табличку не зафотал.

56. Входной люк субмарины с шахтой, куда не возбраняется залезть посетителям с целью проверки своей гибкости. ;-)

57. Различные приборы управления. Привлекший внимание молодого человека прибор - что-то вроде аппарата управления курсом торпеды. Могу ошибаться, конечно.

58. Элементы аккумуляторной батареи "в полный рост". Для сравнения справа обыкновенная дверь.

59. Пульт управления станции "Садко" с подлодки проекта 690 "Кефаль". Станция используется для обслуживания систем гидравлики, воздуха высокого давления, погружения и всплытия.

60. Рабочие с электротельфером.
На полу корпус торпеды САЭТ-50.
Слева у стены инструментальный ящик. Под любой инструмент на панели есть своё углубление, окрашенное в красный цвет. Таким образом, беглого взгляда достаточно для того, чтобы убедиться, что весь инструмент "вернулся на базу" и какая-то отвёртка не осталась валяться в недрах обслуживаемых устройств.

61.

62. Макет рабочего пространства подлодки

63. В экспозиции музея представлены элементы экипировки боевых пловцов и дельфинов, состоящих на службе во флоте.

64. Ещё один макет отделяемой головной части баллистической ракеты.

65.

66. Напоминание никогда не бывает лишним. Обстановка такая. Справа вблизи видно две двери, за которыми располагались телефонная станция и радиорубка.

67. Главная вентиляционная установка. Одна из, надо полагать.

68.

69. Небольшой боковой коридор для персонала. Представляет собой шлюз, состоящий из таких вот дверей. Идёт в обход ворот основного коридора с четверть-цилиндрическими воротами.

70. Сложно сказать, что это такое. Похоже на вентиляцию.

71. Из бокового коридора выходим в основной. Остаётся несколько шагов до выхода на улицу. Оглянувшись назад, сквозь открытые ворота взгляд скользит по рельсам, цепляется за платформы с макетами боеголовок, за зелёное и красное. Всего лишь, несколько десятков метров...

72. Выход во двор. Здесь продолжается экспозиция. Впрочем, некоторые вещи просто свалены в кучу.

73.

74. Палубный штурмовик Як-38

75. Судовые газотурбинные двигатели
Справа двигатель ДО-63 - маршевая турбина агрегата М7К, использующегося на кораблях проекта 1135.

76. Штабелем сложены какие-то боеприпасы.

77.

78. У забора лежат контейнеры из-под частей ракет 3М9.

79. Выход на улицу "украшен" ракетами.

Продолжительность пешей экскурсии составила приблизительно 1 час 15 минут. Температура воздуха в помещениях не одинакова, в самой прохладной части - около 15 градусов. Однако, сквозняков нет, а потому холод почти не ощущается.

Вроде бы, это самый крупный из когда-либо рассекреченных военных объектов. Ранее я не вполне понимал, почему же его после более 30 лет эксплуатации в 1994 году перестали использовать по назначению. Однако, всё просто. Время шло, старые подлодки уходили в утиль, а новые оказались более крупными. Имеющаяся в составе украинского подводного флота субмарина попросту не умещалась в канал. Да и сама Украина не удостоилась статуса ядерной державы - ядерный арсенал им без надобности. Ладно, пусть будет музеем, как напоминание.

Здравствуйте!

Любите ли вы историю? Военную тематику? Я - нет... но вот что действительно ценю, так это экскурсии.

Последние лет 6 я живу в Крыму, а здесь, как известно, ходить-непереходить, столько всего интересного, красочного и таинственного. На полуострове каждый найдет что-то для себя. Здесь есть всё: военная тематика, любовная и романтическая, таинственные мифы и истории, пешие тропинки на многие-многие километры.

В этот раз наш выбор пал на историческую военную Балаклаву и совершенно случайно мы нашли музей фортификационных сооружений.

Не знаю как вы, но я до этого случая не знала что такое "фортификационные сооружения", поэтому дам здесь определение:

Фортификационное сооружение - постройка, предназначенная для укрытого размещения и наиболее эффективного применения оружия, военной техники, пунктов управления, а также для защиты войск, населения и объектов тыла государства от воздействия средств поражения противника.

Рядом с музеем красивый вид на левую сторону бухты - именно там находятся все общепиты, а также можно купить свежую рыбешку или мидий. Мы пришли именно от туда(предварительно подкрепившись).


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Музей небольшой, находится под землей, а точнее в горе Таврос.

Цена экскурсии 300 рублей, совсем маленьких детей(кажется до 5-6 лет не пускают), есть скидки для особых категорий граждан.

По времени все длится около 1 часа, хоть и обещали нам час- час двадцать. Но мы справились ровно за час, к сожалению.

Ходить в музее удобно, я была на толстом каблуке, все нормально - жива здорова, ноги целы. Но в сланцах идти не советовала бы, т.к там прохладно и сыро.

Повторюсь, в музее прохладно, гуляет ветерок, сыро и влажно. Лучше взять с собой что-то накинуть.

Мы были там 27.09 в 16:20, людей в группе было не много, человек 20.

У нас была молоденькая лекторша(экскурсовод), слышно хорошо, у них есть микрофон. Рассказывает интересно, хоть и без энтузиазма.

Карта объектов: 820 ртб (тот, через который экскурсия выходит) и 825 гтс (там экскурсия заходит):


На входе есть тоннель с подсветкой. красиво очень, а еще было страшно любопытно что же там за фонарики в дали???


В МУЗЕЕ ФОРТИФИКАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ БАЛАКЛАВА: ВПЕЧАТЛЕНИЯ:

Насыщенно, атмосферно и безумно эмоционально!

Я не буду пересказывать всю услышанную информацию т.к часть уже забылась да и не то это. Более подробно об объектах можно почитать на оф.сайте *ссылка *, там есть и история и общая информация.


Я абсолютно не жалею, что посетила объекты! Это то-то неизведанное, словно мы попали во временную петлю и время здесь остановилось...

Толстенные двери, которые способны отразить атаку и сохранить жизни людей в случаи вторжения или атомной войны.

Да, кстати, этот объект имел особое значение после взрыва в Хиросиме и Нагасаки.

О воротах:

Вход в коридор перекрывают огромные противоударные ворота. Они выдерживают давление 60 атмосфер. Весит каждая створка 10 тонн. Высота их 4 метра, ширина 40 см, ворота обшиты металлом, внутри залиты бетоном. Закрывались с помощью специального механизма в течение 2 минут. Гидротехническое сооружение имело систему противоударных ворот и шлюзовых камер, обеспечивающих защиту подземного комплекса при нанесении ядерного удара.


В былое время для несведущих ГТС расшифровывали как "городская телефонная станция", собственно, об этом комплексе знали единицы. Входы в убежище тщательно маскировались как с воздуха, так и с моря. На горе вверху стоял муляж жилых домиков, вход с моря маскировался специальной сеткой, которая имитировала горную породу!


Ох уж и выдумщики были в СССР! На ум мне приходит еще один объект в Крыму(там каждый год проходят байк-шоу) - этот объект замаскировали вечно строящимся заводом, чтобы бесприпятственно и без подозрений провозить материалы для стройки подобного убежища.





Больше технической информации:


Сухой док и конечная в 825 гтс. Это место служило для ремонта и осмотра подводных лодок. А также, в случае атомной атаки(так это называется?) здесь могло укрыться до 7 средних подводных лодок!


На суше стоит маленькая подводная лодка. Очень интересно было ее потрогать и постучать по ней раньше я таких штуковин не видела:


Внутри граждане оставляют копеечки, ну а что? Приметы есть приметы


По мосту мы перешли во второй объект - 820 ртб(арсенал).

Помните, я писала в самом начале, что на входе запечатлела какие-то фонарики в тоннеле? Вот - это они.

Арсенал предназначался для хранения и подготовки ядерных боеголовок для торпед и ракет к эксплуатации, проведения регламентных работы по обслуживанию и сборке головных частей боеприпасов




Во всем комплексе мы видели несколько ворот, часть из них имела различия.

А вот эта тоненькая(по сравнению) дверца, оказалась не так уж проста:

За противоатомными воротами расположена плоская стальная дверь, но она не менее мощная. В ней калитка сделанная по типу морской двери, т. е. с высоким порогом – комингсом. Она нужна для того, чтобы могли проходить люди для обслуживания механизмов приводящих в движение двери.


Кстати, корабль Киев, как я поняла, был выкуплен китайцами. Из него сделали что-то вроде ресторана с украинской кухней.




И самая насыщенная комната. Здесь собраны различные элементы: техника, награды, форма, одежда, имитация и даже кусочек подводной лодки!




Со старинными защитными сооружениями Москвы можно познакомиться на примере кремлевских стен и башен. Но чтобы увидеть столичные укрепления новейшей эпохи - нужно спуститься на десятки метров вниз, в шахты и тоннели, которые начали создаваться с середины XX века.

Бункер-703 - это настоящий музей-заповедник современной фортификации на глубине 43 метров под землей. Действующие системы жизнеобеспечения, чугунные тюбинги с датами сталинской эпохи. Всё подлинное. И всё можно потрогать собственными руками.

Бункер несколько десятилетий действовал в качестве защищенного спецархива Министерства иностранных дел. Здесь до недавних пор трудились засекреченные эксперты и хранились важнейшие международные тайны нашей страны. Лишь в 2018 году, после того, как объект был признан технически устаревшим, в него были допущены первые посетители.

Сейчас в бункере проходят регулярные , на которые может записаться любой желающий. Вы увидите массивные защитные двери, уникальное советское оборудование, познакомитесь с технологиями и артефактами специального фортификационного объекта, спрятанного под замоскворецкими двориками и переулками.

Наш бункер - это единственное место в городе, где каждый посетитель может заглянуть в настоящую глубокую шахту сталинских времен и своими руками запустить сирену оповещения о ядерном нападении. Или своими ногами прогуляться по такому же чугунному тоннелю, по каким ездят поезда на кольцевой линии метрополитена.

Сейчас здесь создается полноценный Музей современной фортификации - первый в нашей стране. Тут уже представлены макеты защитных сооружений ядерной эпохи, специальное оборудование и рассекреченные документы, посвященные созданию первых советских бункеров глубокого заложения.

Мы всегда рады помочь тем, кто хочет избавиться от навязчивых мифов про «бункеры Сталина» и узнать, как реально устроена Москва ниже уровня земли.

Если у вас не получается записаться через сайт, или есть вопросы по записи, пишите: [email protected] .

Адрес и схему проезда можно найти

Военно-исторический музей фортификационных сооружений, называемый иначе Объект 825 ГТС , К-825 , «Музей холодной войны» - подземная база подводных лодок в Балаклаве, секретный военный объект времен холодной войны, расположенный в Балаклавской бухте.

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

История

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.

Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.

В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той - без выстрелов - воистину холодной войне в океанских глубинах.

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

В 2014 году объект перешел под юрисдикцию России и стал южной площадкой Военно исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации

Адрес: г. Севастополь, Балаклава, 299042, ул. Таврическая набережная, д. 22

Аналоги

  • Подземная база ВМФ Швеции на острове Мускё; в отличие от советских аналогов, предназначена также для базирования ракетных катеров и небольших эскадренных миноносцев.
  • Противоатомное убежище и завод по ремонту подводных лодок в бухте Павловского.
  • Противоатомное убежище и завод по ремонту подводных лодок в Видяево.

Музей фортификаций - необычный музей Валлетты. Путешествуя по Мальте нельзя не обратить внимание на изобилие старинных крепостей, башен, бастионов и других построек, предназначавшихся для защиты от неприятеля. Они служат напоминанием о боевом героическом прошлом острова. В Музее фортификации можно познакомиться не только с историей подобных построек, но и узнать тайны их устройства: секреты архитекторов, которые должны были помочь отважным войнам при обороне.

Создание музея было учреждено Министерством ресурсов и охраны окружающей среды. Снаружи музей выглядит довольно невзрачно и информацию о нем редко можно найти в путеводителях. Но все те, кто его посетил оставляют исключительно восторженные отзывы и называют его одним из лучших бесплатных музеев. Внутри вы найдете многоязычные видео-гиды и различные информационные устройства, которые помогут в изучении экспонатов. Множество моделей наглядно демонстрируют устройство военных построек. Также на специальных панелях можно ознакомиться и с другими мировыми строениями аналогичного назначения.

Можно присоединиться к бесплатным экскурсиям длительностью в полчаса или час. С экскурсоводом посещение станет интереснее - он расскажет об увлекательных, незаметных с первого взгляда деталях. Здесь также есть специальные игры для детей: различные 3D паззлы фортификационной тематики и сенсорные панели для рисования.

У Центра есть собственная библиотека, где можно ознакомиться со множеством исторических документов, книг и карт, которые удовлетворят самый взыскательный научный интерес.

Режим работы Музея фортификаций

16 июня - 30 сентября

  • Пн, ср, пт, сб, вс: 09:00-13:00
  • Вт, чт: 09:00-16:00

1 октября - 15 июня

  • Пн-пт: 10:00-16:00
  • Вт, чт: 10:00-19:00
  • Вс: 09:30-13:00