Ворота баптистерия во флоренции. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции – архитектурный шедевр католического мира

Ещё в древности существовали специальные помещения для крещения — баптистерии. Их пристраивали к церкви или возводили как отдельное здание. Баптистерии известны ещё с 4 века. Изначально они служили для собрания христиан или готовившихся к крещению людей и были довольно большие. Внутри такого помещения обязательно находилась крестильная купель, похожая на своеобразный бассейн, в которой могли креститься одновременно несколько взрослых людей. Со временем, когда основная часть взрослого населения христианизировалась, и крестить стали уже в младенческом возрасте, необходимость в крестильных храмах отпала, а сама купель уменьшилась в размерах и стала устанавливаться в храме или часовне. Поскольку в 20 веке вновь наблюдался всплеск числа взрослых, желающих окреститься, интерес к крестильням-баптистериям возрос.


История строительства

Флорентийский баптистерий — самое старое сооружение во всем городе. В античные времена в здании располагался храм Марса – бога войны, в 4 веке его переделали в христианский храм, а современный облик оно обрело уже в 11-13 веках.

Точной датировки постройки баптистерия нет, но первые упоминания о нём относят к пятому веку. Первая крестильня была сооружена на руинах римских построек в северо-восточной части флорентийских стен. Изначально здание было выстроено из песчаника. Восьмиугольник выбран неслучайно: каждая грань символизирует день творения, а восьмая – крещение, «рождение заново». Каждая грань имеет трёхлепестковое деление. Со времён постройки здание многократно перестраивалось, неизменно сохраняя восьмиугольную форму и мраморную отделку.

В 9 веке баптистерий стал кафедральным собором Флоренции и выполнял эту функцию вплоть до 12 века.

В 1059 году новоизбранный Папа Николай II реконструирует здание, завершив строительство восьмигранного купола и добавив к западной части полукруглую апсиду, где размещался алтарь.

Гладкая пирамидальная крыша была водружена на баптистерий в 12 веке. Тогда же начинается и внешняя отделка здания зелёным и белым мрамором. В те времена церковь Святого Иоанна совмещала в себе функции кафедрального собора и крестильни. Священные таинства проводились два раза в год, и необходимо было обеспечить доступ в храм большого количества народа, поэтому в здании было несколько дверей.

Двери и колонны баптистерия

Архитектура и стилистика здания предельно строга и прямолинейна. Снаружи каждую грань украшают пилястры, полукруглые арки. Великолепнейшими украшениями баптистерия являются его двери (или ворота), декорированные золочёными барельефами, которых всего три: южные, северные и восточные.

Эти двери являются самыми старыми в здании. Их украшает 28 рельефов — картин из жития Иоанна Крестителя. Их создал в 1290-1348 годах Андреа Пизано — великий итальянский художник. Ко времени начала работы над вратами, он был уже довольно известным скульптором. Всего за три месяца им были изготовлены восковые формы для рельефов южных ворот. Отливку самих рельефов доверили лучшему венецианскому мастеру – Леонардо д Аванцо.

Эти ворота создавались в 1401-1424 годах. Они также украшены 28 рельефами, но изображают сцены из Нового Завета, иллюстрирующие жизнь Христа. В год, с которого начался отсчёт эпохи Возрождения, городские власти организовали конкурс на лучший вариант создания дверей баптистерия. В нём разделили победу молодые мастера Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти: судьи никак не могли выбрать, кто из них более талантлив и достоин работы над вратами. Было предложено работать в паре, однако Брунеллески отказался и с тех пор вообще прекратил заниматься скульптурой. А Гиберти – наоборот, практически всю свою творческую жизни посвятил работе над рельефами северных дверей, и результат оправдал все ожидания: получился истинный шедевр. Флорентинцы, пораженные увиденным произведением искусства, заказали Гиберти и восточные двери.

Это самые известные двери баптистерия. На них – десять безрамных позолоченных панелей, иллюстрирующих сцены из Святого Писания. В двух сценах Гиберти изобразил себя. У дверей есть ещё одно название – Врата Рая или Порта дель Парадизо, как окрестил их Микеланджело, восхищенный работой Гиберти. Ворота были созданы с 1425 по 1452 годы. Но сейчас панели ворот заменены на копии, а оригиналы можно увидеть в музее Дуомо.

Кстати, в начале 19 века в Санкт-Петербурге на северном входе Казанского собора установили копию этих ворот.

Колонны

Рядом с Райскими Вратами по граням баптистерия «прислонились» две порфировые колонны, которые в начале 12 века были подарены Флоренции Пизой в знак благодарности за помощь в защите от нападения Лукки. Во время завоевательного похода пизанского флота на Балеарские острова, колонны были вывезены с острова Майорка. Существовало поверье, что эти колонны могли предугадывать предательство. Пизанцам было жаль дарить столь ценный подарок, поэтому они предварительно прокипятили колонны, и те потеряли свои волшебные свойства, но дарёному коню в зубы не смотрят, и флорентинцы решили поставить колонны к баптистерию.

Интерьер баптистерия

Внутри здание повторяет восьмигранную структуру, а каждая стена делится на три части мощными колоннами. Стены и пол отделаны мрамором. В центре когда-то была большая купальня, Крестильный источник, о котором упоминает в «Божественной комедии» Данте. Но до нашего времени он не сохранился, осталась только купель 16 века, расположенная у стены.

Купол здания украшает мозаика, над которой работали местные и венецианские мастера.

Интерьер украшает множество произведений искусства:

  • погребальный комплекс антипапы Иоанна XXIII (произведение скульпторов Микелоццо и Донателло);
  • саркофаг епископа Раниери и саркофаги времен Древнего Рима;
  • статуя Магдалины из дерева (работа Донателло, 1435-1455 г.г.);
  • алтарь 13 века.

В баптистерии крестились все флорентинцы, среди которых и Данте Алигьери, и семья правителей Флоренции — Медичи.

Место расположения

Расположен баптистерий в самом центре культурной и религиозной жизни города – на площади Дуомо (Piazza Duomo) и входит в единый архитектурный ансамбль кафедрального собора Флоренции Санта Мария дель Фьоре вместе с колокольней Джотто.

Время работы

Посетить знаменитую крестильню туристы могут в любой день недели. С понедельника по субботу она открыта с 12 до 19, а в воскресенье – с 8.30 до 14 часов. В первую субботу каждого месяца время работы сдвигается на утро: с 8.30 до 14 часов. Стоимость посещения — 5 Евро.

Вконтакте

Прежде чем предстать перед флорентийцами и гостями столицы Тосканы в своём современном узнаваемом облике, это здание прошло очень долгий путь. Первая постройка, положившая начало летописи баптистерия, появилась на площади Дуомо ещё в 4-м веке. Она также использовалась для церковных нужд, но тогда ещё не имела отношения к таинству крещения. Сооружение много раз перестраивалось, меняло свой облик и структуру. Лишь через несколько столетий, в самом начале 11-го века, в ходе очередной трансформации здание приобрело свою окончательную форму: стены сложились в правильный восьмиугольник.

Как только строительные работы были начаты, здание освятили. Сделал это папа Николай II 6 ноября 1059 года. При возведении строения мастера ориентировались на флорентийские каноны романского стиля. Материалом для внешней облицовки был выбран мрамор - белый каррарский и зелёный Prato. Работы подошли к концу в 1128 году. Тогда церковь была официально признана крестильней и освящена именем Иоанна Крестителя - покровителя . Баптистерий Сан-Джованни стал частью архитектурной группы, элементами которой являются , и музей Оперы дель Дуомо.

Декорирование крестильни Сан-Джованни велось ещё долго: во второй половине 12-го столетия пол покрыли мраморным орнаментом, в 13-м столетии был завершён восьмигранный купол, а также переделана апсида - из полукруглой она стала прямоугольной. Позднее внутренние пространства были покрыты мозаиками, авторами которых стали итальянские живописцы Коппо ди Марковальдо и Чимабуэ.

С 12-го века и на многие десятилетия баптистерий Сан-Джованни выполнял функции главной крестильни всей Флоренции. Именно в этих стенах были крещены такие великие уроженцы этого города, как Данте Алигьери и целые поколения рода Медичи. До 19-го столетия таинство приобщения христианству все флорентийцы приходили именно здесь.

В начале 20-го века здесь проводились археологические раскопки. В результате под зданием были обнаружены руины строения времён Древнего Рима. Посмотреть на мозаичный пол этой постройки и другие её части сегодня можно через решётку, которая закреплена перед алтарём.

Как добраться

Баптистерий Сан-Джованни воздвигнут на одноимённой площади Сан-Джованни (Piazza San Giovanni). Она в свою очередь переходит в площадь Дуомо (Piazza del Duomo), так что в качестве ориентира можно выбрать и её.

Точный адрес: Piazza San Giovanni, 50122 Firenze FI, Италия

    Вариант 1

    Автобус: маршрут C2 до остановки Olio.

    Пешком: обойдя стоящее здание по улице Via dei Pecori, можно сразу же попасть к баптистерию.

    Вариант 1

    Автобус: маршруты C1 и С2 до остановки Roma Duomo.

    Пешком: от неё по улице Via Roma можно дойти до площади за пару минут.

Баптистерий Сан-Джованни на карте

Двери и колонны баптистерия

Определённое время здание выполняло сразу две функции - собора и крестильни. В связи с чем возникла необходимость разделять потоки прихожан. Решить эту проблему помогли три отдельных равноценных входных портала, ориентированных на север, юг и восток. Большой вклад в оформление этих дверей внесли такие мастера, как Андреа Пизано и Лоренцо Гиберти. Они изобразили на поверхностях порталов библейские эпизоды из обоих заветов и историю Иоанна крестителя.


Помимо порталов, достойны внимания и колонны Сан-Джованни. Одна из них установлена вблизи северных ворот. Она посвящена Святому Зиновию - первому флорентийскому епископу. Согласно легенде, когда-то его мощи, хранящиеся на этой же площади, вызвали цветение старого дерева прямо посреди зимы. Именно на месте этого дерева и установили памятную колонну. Также особые колонны, выполненные из порфира, установлены по двум сторонам от Восточных ворот. Они были преподнесены в подарок городу жителями Пизы за военную помощь, которую флорентийцы оказали им в столкновениях с армией Лукки.


Южные ворота

Именно над этим порталом баптистерия Сан-Джованни работал ювелир и скульптор Андреа Пизано. Начав в 1330 году, он декорировал эти дверные створки целых шесть лет. Южные ворота покрыты бронзой, на которую Пизано нанёс гравировку. Вся их площадь разделена на 28 частей. На каждую из них искусно нанесены эпизоды из жития Иоанна крестителя. В некоторых из них его сопровождают Добродетели - представленные в аллегорической форме положительные свойства человека.


Северные ворота

Для того, чтобы выбрать профессионала, способного оформить вход в баптистерий, расположенный с северной стороны, был устроен конкурс. За право работать с этим порталом боролось несколько претендентов, среди которых был и Филиппо Брунеллески - известный итальянский архитектор. Однако победу в конкурсе одержал скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти. 23 года он кропотливо покрывал дверную поверхность изображениями сюжетов из Евангелия и Нового завета.
Члены Гильдии торговцев, которая выступала заказчиком, очень высоко оценили результат стараний ювелира. К Гиберти поступило предложение оформить ещё один портал, которое он тут же принял.


Восточные ворота

Над этим порталом Гиберти трудился ещё дольше - 27 лет подряд. Для помощи скульптору был основан отдельный цех для обработки бронзы. В итоге двери покрыли десять картин, на которых были изображены ветхозаветные сюжеты. По бокам Гиберти разместил лики святых. В городе есть легенда, согласно которой, Микеланджело, увидев эту работу, был так поражён, что назвал этот портал в баптистерий Сан-Джованни «Вратами Рая». Это название пришлось горожанам по вкусу, закрепилось и до сих пор используется при упоминании Восточных ворот.


Интерьер баптистерия

Убранство внутренних помещений сооружения достаточно интересно. Один из главных элементов интерьера - алтарь, который относится к началу-го 20 столетия и выполнен в нео-романском стиле. Его автором стал Джузеппе Кастеллуччи, который в своей работе взял за основу некоторые элементы оригинального алтаря 12-го века. Другая обязательная деталь - купель, которая была создана ещё в 14-м веке. Её украшают шесть барельефов из мрамора со сценами крещения. Внутри можно найти и погребальные памятники, в том числе и два римских саркофага. Некоторые элементы, которые прежде украшали интерьер баптистерия Сан-Джованни, сегодня находятся в музее Оперы дель Дуомо. Так, сегодня там можно увидеть деревянную статую кающейся Марии Магдалины и панели, вышитые шёлком и золотыми нитями, которые раньше находились на алтаре.


Особенно интересны мозаики баптистерия Сан-Джованни. Они созданы в золотом цвете и покрывают внутреннюю часть купола и апсиду. На последней видны Христос, Богоматерь, ангелы и апостолы. Фигуры окружены различными растениями. Пространство купола разделено на концентрические круги, в каждом из которых изображён какой-либо библейский сюжет. Так, здесь можно увидеть Деву Марию, Иоанна Крестителя и других персонажей Библии. Одним из центральных здесь является изображение Страшного суда. Нижней границей купола, отделяющей его от стен, является ярус небольшой ширины, на котором небольшие квадратные отверстия чередуются с ликами святых.


Стены баптистерия покрыты искусными фресками. Они были выполнены различными итальянскими мастерами в 13-м и 14-м веках. Наибольшую роль в их создании сыграл Коппо ди Марковальдо - известный итальянский живописец.


Время работы

Баптистерий Сан-Джованни доступен для посещений всю неделю. В будни и в субботу его двери открыты с 11:15 до 18:30, а в воскресенье - с 08:30 до 14:00.

Полностью закрывается здание только по большим праздникам, таким как 1 января, Пасха, Рождество (25 декабря) и в праздник Рождества Девы Марии, который приходится на 8 сентября.


Баптистерий Сан-Джованни - уникальное как по своей истории, так и по оформлению сооружение. Его внешнее и внутреннее убранство проработаны до мельчайших деталей, которые не рассмотреть на фото. Они стоят того, чтобы увидеть и исследовать их собственными глазами. А его стены помнят момент, когда был посвящён в веру сам Данте. Всё это делает баптистерий одним из главных объектов культуры и религии тосканской столицы.

Визитная карточка

Адрес

Piazza San Giovanni, Флоренция, Италия

Официальный сайт Баптистерия Сан-Джованни
Время работы

Ежедневно (кроме 1 января, 25 декабря, 8 сентября, Пасхи):
Понедельник-суббота - с 11:15 до 18:30rnВоскресенье - с 08:30 до 14:00

Что-то не так?

Сообщить о неточности

В самом сердце Флоренции, на площади Дуомо, находится Крестильная Святого Иоанна Крестителя. Это церковное сооружение было построено в V веке н.э, в римский период. В дальнейшем здание неоднократно перестраивалось и украшалось.

Особого внимания заслуживают Восточные ворота — шедевр флорентийского художника Лоренцо Гиберти (1378-1455). Об этих дверях Микеланджело сказал, что они подошли бы и для Рая, и за ними навеки сохранилось название «Врата Рая».

Гиберти родился во Флоренции, он был незаконнорожденным сыном ювелира. С малых лет Лоренцо работал в ювелирной мастерской. В юности он путешествовал по Германии, где, возможно, и научился технике художественного литья.

В 1401 году он выигрывает Конкурс на создание Северных ворот Баптистерия, организованный Калимала. Среди судей был Джованни ди Биччи де Медичи. В этом Конкурсе, с которого и начинается история Возрождения, участвовали многие скульпторы, в том числе и Брунеллески. Но будущий знаменитый архитектор Филиппо Брунеллески проиграл и, расстроившись, уехал в Рим, вместе со своим другом Донателло изучать Античное искусство. Еще одно доказательство того, что судьбу нельзя предугадать, и если перед тобой закрывается одна дверь, то обязательно откроется другая.

Лоренцо Гиберти работал над созданием Северных ворот с эпизодами из Нового Завета с 1403 по 1424. Ему помогали его ученики, среди которых Донателло, Микелоццо, Паоло Уччелло.
Работая над Восточными воротами, с 1425 по 1452, Гиберти отказался от традиционного Готического стиля обрамления рельефов и предстает перед нами как истинный скульптор Возрождения. Он предпочел рациональные квадратные рамки, большие по площади, внутри которых мы видим сложные многофигурные сцены Ветхого Завета.

Чтение ворот начинается в левом верхнем углу, где изображены Адам и Ева, жившие в Раю, нарушившие запрет Бога и изгнанные из Рая.
Справа мы видим барельеф с повествованием о деяниях сынов Адама и Евы, Каина и Авеля. Справа на рельефе братья приносят жертву. Увидев, что его жертва не принимается, Каин завидует брату и убивает его. Внизу Каин с посохом разговаривает с Богом.

Одной из самых важных сцен для флорентийцев того времени является барельеф с Историями Иосифа Еврея. На барельефе изображены 3 эпизода. Вдали мы видим сцену, когда братья Иосифа продали его египетским купцам за 20 сребреников. Иосиф, сын Иакова, выделялся кротостью и послушанием среди других 11 братьев. Отец любил его больше всех, сшил ему разноцветную одежду. За это братья возненавидели его и решили избавиться. Иосиф является прообразом Христа, которого Иуда продал за 30 сребреников.

На первом плане — сцена встречи с братьями в Египте. Иосиф, благодаря своему дару разгадывать сны, стал правителем Египта. В его стране никто не голодал, сюда приезжали купцы со всего мира. Однажды приехали в Египет и братья, но не узнали его. Иосиф пригласил их на пир и в мешок с зерном Вениамина подложил серебряную чашу.

Слева, на втором плане, мы видим сцену, когда Иосиф заставляет братьев вернуться и, видя, что они исправились, великодушно прощает их.

Также как Козимо Старший де Медичи прощает флорентийцев за свое изгнание и с триумфом возвращается во Флоренцию в 1434 году и становится правителем, хотя и неофициальным.
Рассматривать «Врата Рая» можно очень долго. Сейчас на площади мы видим блестящую копию. Оригинал хранится в Музее произведений искусства Собора.



Баптистерий Сан-Джованни – это старинное здание рядом с собором Санта-Мария-дель-Фьори на Соборной площади. Построенный еще в 5 веке, баптистерий являлся местом крещения практически всех флорентийцев вплоть до 19 века! Даже знаменитого Данте Алигьери и представителей правящих кругов Флоренции – семейства Медичи.

История возникновения баптистерия Сан-Джованни

Баптистерий Сан-Джованни по праву считается одним из самых первых строений во Флоренции. Примечательно, что до возведения баптистерия на этом месте располагался языческий храм Марса – главного бога войны в античном веровании.

Первоначальное здание было построено еще в 5 веке. Баптистерий был освящен в честь Иоанна Крестителя и предназначался для обряда крещения флорентийцев.

Реконструкция

В 1059 году баптистерий Сан-Джованни был перестроен. Практически полностью реконструированный баптистерий открыл свои двери для жителей Флоренции в 1129 году. В это же время в нем был установлен алтарь в полукруглой апсиде, а здание было отделано мрамором.

Уже позже рядом с баптистерием были построены главный кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто.

Современное время

Находясь на главном историческом месте Флоренции — Соборной площади, просто невозможно обойти вниманием баптистерий Сан-Джованни. Одно из самых старинных зданий города представляет огромную историческую и художественную ценность.

Архитектура баптистерия Сан-Джованни

Внешне баптистерий выглядит достаточно скромно, но его истинным достоянием являются невероятно красивые ворота с южной, восточной и северной стороны. А внутри – несколько настоящих произведений искусства.

Фасад

Изумительное здание в форме восьмигранника в романском стиле выглядит достаточно сдержанно и имеет мраморную отделку в бело-зеленой гамме. Построенные позже собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто сочетаются с баптистерием по цветовой гамме и выглядят очень органично в едином архитектурном ансамбле.

Восьмигранная форма баптистерия имеет важное религиозное значение. Каждая грань относится к одному из семи дней творения мира богом, а восьмая грань означает крещение, когда человек как бы заново рождается.

Ворота

Особую ценность в архитектуре баптистерия Сан-Джованни представляют его знаменитые ворота: южные, северные и восточные. Такое количество ворот объясняется тем, что крещение в храме проводилось два раза в год, а люди, желающие креститься и собиравшиеся на входе, собирались почти со всей Флоренции.

Фото: Kiev.Victor / Shutterstock.com

Южные ворота

С юга – самые старинные двери, выполненные еще Андреа Пизано в 30-е годы 14 века. Они украшены 28 барельефами. Часть барельефов посвящена сценам из жизни Иоанна Крестителя, а часть содержит символическое изображение Основных добродетелей.

Северные ворота

Северные ворота были изготовлены в период 1401-1424 гг. другим архитектором — Лоренцо Гиберти. Они также состоят из 28 изумительных барельефов, но уже с изображением сцен из Нового Завета. На северных воротах барельефы выполнены в готическом стиле.

Восточные ворота

Ворота с восточной стороны наиболее знамениты своими 10 позолоченными барельефами. Эти ворота были созданы позже остальных – уже в 1425-1452 гг., тем же Лоренцо Гиберти. Барельефы повествуют о библейских историях. Настоящее произведение искусства, северные ворота через 50 лет были названы «вратами рая» никем иным, как самим Микеланджело!

Для сохранности восточные ворота были перенесены в музей Дуомо, находящийся поблизости на той же Соборной площади. А баптистерий в настоящее время украшает их точная копия. Так что не упустите возможность увидеть оригинал потрясающе декорированных ворот Гиберти в музее!

Интерьер

Внутреннее убранство баптистерия Сан-Джованни гораздо богаче и ярче его внешнего облика. Стены и пол также выполнены из мрамора, а возле каждой стены установлены монументальные колонны.

Фото: Vladislav Gurfinkel / Shutterstock.com

Главную ценность в баптистерии представляет восхитительный купол, украшенный мозаикой работы 13-14 веков. Над созданием мозаики трудились византийские мастера. В ее центральной части изображены сцены из библейского Страшного суда с фигурой Иисуса Христа.

Также в баптистерии располагается алтарь 13 века и купель 16 века. К сожалению, ранее располагавшийся здесь знаменитый Крестильный источник, описанный Данте в «Божественной комедии», не сохранился.

Еще в баптистерии можно увидеть гробницу антипапы Иоанна XXIII, выполненную известными скульпторами Донателло и Микелоццо, саркофаг епископа Раниери и более ранние саркофаги древнеримского периода.

Другим произведением искусства, хранящимся в стенах баптистерия, является статуя Магдалины работы Донателло (15 век).

Как добраться до баптистерия Сан-Джованни

Располагается баптистерий Сан-Джованни на Соборной площади (Piazza del Duomo) рядом с кафедральным собором Санта-Мария-дель-Фьори (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) и колокольней Джотто (Campanile di Giotto).

Эту площадь легко найти – она находится прямо в историческом центре города. А высоченный красноватый купол собора трудно не заметить даже издалека!

Часы работы баптистерия

Баптистерий Сан-Джованни открыт для посещения:

  • с понедельника по субботу с 11.15 утра до 18.30 вечера;
  • в воскресенье и в дни религиозных праздников – с 8.30 до 14.00.

Стоимость билета

Купить отдельный билет в баптистерий Сан-Джованни по состоянию на 2019 год невозможно. Если вы решили посмотреть прекрасное творение внутри, то необходимо приобрести единый билет для осмотра соборного комплекса за 18 Евро.

В стоимость билета включается посещение баптистерия, колокольни Джотто, остатков старинной церкви Санта-Репарата и подъем на смотровую площадку купола собора.

Единый билет можно приобрести Билеты можно купить напротив северных ворот баптистерия в Centro Arte e Cultura, либо заранее на официальном сайте собора Санта-Мария-дель-Фьори www.ilgrandemuseodelduomo.it .

Посетите также

Рядом с баптистерием Сан-Джованни находятся также не менее знаменитые кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто, на которые можно подняться и охватить взглядом весь город.

Также стоит посетить музей Дуомо, расположенный неподалеку. Там находятся оригиналы ворот баптистерия, различные реликвии и скульптуры из собора и колокольни, помещенные туда для сохранности. Осмотр главного собора – бесплатно.

Экскурсии по Флоренции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Самым старым из дошедших до нас зданий Флоренции считается баптистерий. Постройка расположена на площади Дуомо, в центральной части города. Кроме баптистерия, который называется Сан-Джованни (также он носит имя Св. Иоанна Крестителя), на Соборной площади стоит и центральный собор Флоренции – Санта-Мария-дель-Фьоре. По словам ученых и археологов, баптистерий был построен тогда, когда самого собора еще не было.

Вообще, баптистерий – это специальное здание для крещения людей. Первые постройки такого рода появились в IV столетии нашей эры, а с IX века стали приходить в упадок. Такая ситуация связана с конструкцией и предназначением баптистериев. Изначально, они строились для обращения в христианскую веру взрослых людей, для чего внутри строились большие купели. Позже христианство стало более популярной религией, и крестить людей стали в младенчестве, в связи с чем большие купели стали не нужны. И уже в ХХ столетии баптистерии вновь стали востребованы, опять так, в связи с ростом числа взрослых людей, желающих стать крещенными.

Флорентийский баптистерий исследователи относят к XI-XII столетиям (хотя, старинная крестильня известна тут еще с V века). В древние времена на месте этой постройки высился языческий храм, посвященный одному из богов римского пантеона. Предположительно, это был бог войны Марс. В документах встречается точная дата – 4 марта 897 года, которая является первым официальным упоминанием о баптистерии. Тогда представитель императора Рима во Флоренции вел судебное заседание напротив базилики Сан-Джованни.

В 1059 году начинается реконструкция постройки. Папа Римский Николай ІІ отдал указ о перестройке здания, а позже лично освятил его. Финалом строительных работ стало создание купола с восемью гранями, который и поныне накрывает крестильню. Кроме того, к постройке добавили апсиду (низкий выступ, покрытый куполом), где установили специальный алтарь.

Заканчивали здание в XII веке. К 1128 году постройка носила почетный статус кафедрального собора Флоренции (Санта-Мария-дель-Фьоре еще не возвели), а позже получила официальное наименование – «баптистерий». Здание покрывается крышей, на которой устанавливается фонарь. Стены, сложенные песчаником, закрываются мрамором белого и зеленого цвета. Баптистерий был окончательно завершен сооружением кафедры проповедника в самом начале XIIІ столетия.

Интерьер

Внутреннее декорирование началось одновременно с внешней отделкой. Ответственность на работы внутри здания взяло на себя уважаемое объединение жителей Флоренции – гильдия суконщиков. Для работы были приглашены известные мастера Италии и других стран. В интерьере преобладают золотой (мозаики), белый и зеленый (стены) цвета.

Структура стен баптистерия сохраняется и внутри. Восемь ребер сходятся в центральной точке купола, роспись которого представляет собой впечатляющее зрелище. Фрески тут создавались художниками из Венеции в XIII-XIV веках. В центре одной грани крестильни находится внушительных размеров фигура Иисуса Христа. Его окружают росписи с сюжетами Страшного Суда (на трех гранях). Еще пять граней украшены библейскими сценами (например, тут есть сюжеты Небесной иерархии). Нашлось на стенах здания место и покровителю, именем которого назван баптистерий – Сан-Джованни (его знают и как Св. Иоанна).

Расписанный купол с полом связывает несколько элементов. Первый – переходный от купола к стенам – представляет собой узкую поверхность с квадратными окнами. Второй элемент – это непосредственно стены. Они тут украшены колоннами, которые гармонично разделяют стены на отдельные части. В стенах прорезаны окна, декорированные лепкой. У самого пола колонны стен связываются с орнаментом.

Главным объектом интерьера была купель, которая находилась в центре. К сожалению, ее уничтожили в XVI столетии. До наших времен дошла другая купель (Крестильный источник), установленная у одной из стен баптистерия. Другие архитектурные элементы здания: усыпальница Бальтазара Коссы, больше известного под именем лжепапы Иоанна XXIII (расписана одновременно с куполом), римские саркофаги, алтарь и статуя Магдалины из дерева (ее создал сам Донателло).

Восточные ворота

Из трех входов в баптистерий Сан-Джованни наиболее известным является восточный. Он был создан скульптор Лоренцо Гиберти в 1425-1452 годах. Двери эти получили название «Райские врата» или «Врата Рая», настолько прекрасны они были. На средства еще одного городского объединения – гильдии купцов – художник создал 10 позолоченных панелей, и встроил их в двери. По бокам были размещены дополнительные объемные фигуры (Гиберти был вынужден разместить фигуры вне панелей из-за большого количества персонажей). А одним из небольших объектов во внешней раме дверей стало лицо самого Лоренцо Гиберти. Оригинальные панели сейчас хранятся в музее Дуомо, а «Врата Рая» оформлены качественными копиями.