Что такое интроскоп в аэропорту. Роспотребнадзор: Рентген-cканирование в аэропортах вредно для здоровья

Рентген-телевизионное оборудование было и остается одним из наиболее востребованных технических средств досмотра посылок, ручной клади, багажа, грузов, а также транспортных средств. Рентгеновские установки (или сокращенно РТУ) выполняют задачи по обнаружению оружия, взрывчатки и детонирующих устройств, а также выявлению и предотвращению контрабанды наркотиков и других нелегально провозимых товаров.

Данный тип досмотрового оборудования также называют “интроскопами” (от. латинского intro - “внутри”), что означает визуальное наблюдение непрозрачных тел в непрозрачной среде. Таким образом, происходит поиск аномалий посредством анализа теневого изображения сканируемого объекта, воспроизведенного на экране оператора.

В основе технологии неинтрузивного (бесконтактного) досмотра лежат физические свойства рентгеновских (Х) лучей, позволяющие генерировать изображение сканируемого объекта без его непосредственного вскрытия:

  1. Невидимое для человека Х-излучение способно проникать сквозь непрозрачные предметы и вещества;
  2. Х-излучение поглощается другими веществами, чей атомный номер выше в периодической таблице Менделеева
  3. Х-излучение вызывает свечение некоторых химических веществ и соединений
  4. Х-лучи имеют линейный характер распространения

Разберемся, как это работает!

В этом нам поможет схема строения рентгеновской трубки, той самой, что изобрел немецкий физик В. Рентген, и которая лежит в основе любого современного интроскопа. В 1895 году технология досмотра выглядела так, как представлено на Рис. 1., с тех пор она значительно шагнула вперед, но принцип действия в целом остался прежним.

На Рис.1 . показаны основные составные части рентгеновской трубки: катод, анод, нить накаливания, источник высокого напряжения и, собственно, стеклянная или керамическая колба. Рентгеновские лучи получаются путем целенаправленной бомбардировки анода потоком ускоренных электронов. Ускорение частиц происходит посредством нагрева нити накаливания до 2500⁰С. Поток ускоренных электронов, попадая на металлическую площадку под высоким напряжением (анод), отражаются уже в виде Х-излучения.

Со схемой получения рентгеновского излучения более менее разобрались, но каким образом данная технология позволяет выявлять оружие и наркотики по-прежнему не понятно? Чтобы ответить на этот вопрос, коснемся подробнее внутренних компонентов интроскопа и проследим, как изменилась рентген-телевизионная техника: от первых моделей до современного оборудования.

Первые интроскопы не сильно отличались от флюорографических аппаратов.

Рентгеновские лучи, проходя чер ез объект досмотра, проецировались на флуоресцентный экран (Рис. 2). Оператор в свою очередь получал через защитное стекло “негативное изображение” (световой рельеф) обследуемого объекта. Принцип действия был достаточно прост, но не совсем безопасен.

Интроскопы на основе флюороскопии

Позднее, всё же озаботившись вопросом безопасности использования ис точ ника ионизирующего излучения, систему значительно усовершенствовали с точки зрения защиты оператора досмотра. Появился протот ип современного досмотрового туннеля - освинцованный ящик, а рентгеновские лучи проходили на экран оператора не напрямую, а предварительно преломляясь через несколько зеркал (Рис.3) .

Добившись преломления х-лучей, дальнейшая модернизация рентген-оборудования была направлена на повышение качества изображения посредством фотоэлектронных усилителей (детекторов) и преобразования проекции в телевизионный сигнал, транслирующийся на экране монитора оператора.

Но с наступлением эры информационных технологий, принцип сканирования кардинально изменился.


Современное рентген-телевизионное оборудование стало более безопасным с точки зрения работы с источником ионизирующего излучения , значительно эволюционировало в направлении оптического разрешения и функциональных возможностей.

Сегодня совершенствование технологии рентген-сканирования не останавливается. С момента появления первых моделей РТУ качество изображения шагнуло далеко вперед, в о многом благодаря использованию высокочувствительных детекторов (фотодиодов) и компьютерной обработке данных.

Рентгеновское излучение проходит через сканируемый объект, проецируясь точно на линейку детекторов на противоположной стороне досмотрового туннеля (Рис.4) .

Полученный сигнал обрабатывается аналого-цифровым преобразователем (АЦП) и отправляется на компьютер для дальнейшего преобразования “срезов” объекта в единое изображение. Чуть позже для уменьшения размеров рентген-телевизионного оборудования стали использовать Г-образное расположение детекторов, как показано на Рис. 5,6.

Современные модели интроскопов разде ляют материалы с применением эффекта Комптона , определяя две энергии рентген-лучей - высокую и низкую. Что это означает?

При столкновении кванта Х-излучения энергия передается электрону, которую он сбрасывает в виде свободного фотона, более низкой энергии. Т.е. при рассеянии рентгеновского излучения веществами с меньшим периодическим номером (органическими веществами) почти все Х-лучи имеют смещенную длину волны. Сегодня на рынке рентген-телевизионного оборудование преимущественно представлены именно двухэнергетические аппараты, и техника ADANI не исключение.

Надеемся, нам удалось доступно изложить принцип работы интроскопа. Теперь коснемся подробнее строения стандартных рентгеновских аппаратов, на примере оборудования ADANI BV6045, на Рис 7. представлена схема рас положения основных компонентов РТУ.

Попадая на ленту конвейера, багаж движется в направлении досмотрового тоннеля. Как только он попадает под прицел фотоэлектрического датчика, в блок управления поступает сигнал, и оператор останавливает сумку для детального осмотра, как правило эта процедура занимает несколько секунд. Современные технологии сканирования направлены на повышение скорости и качества построения изображения до возможности проведения досмотра в режиме нон-стоп.

На рисунке отчетливо виден генератор рентгеновского излучения, в технике ADANI используются высококачественные детали американского производстводителя Spellman.


Выходя из коллиматора (рассеивателя) Х-лучи проникают через сканируемый объект и попадают на Г-образную матрицу детекторов. В двухэнергетических аппаратах используется в два раза больше детекторов, соответственно, с восприимчивостью к высокой и низкой энергии рентгеновских лучей. Полученный и обработанный от них сигнал сообщает системе обработки изображения информацию об органических, неорганических материалах и смесях.

При диагональном расположении генератора и Г-образного модуля с фотодиодами рентгеновские лучи проходят сквозь всё сечение тоннеля. Подобная схема сканирования не оставляет “слепых” зон, позволяя обследовать каждый участок багажа.

Детекторы обрабатывают Х-излучения в слабые токовые импульсы, которые усиливаются и преобразуются аналого-цифровым преобразователем в 16-битовые сигналы, которые затем передаются на компьютер.

Компьютер обрабатывает полученную информацию об изображении, предварительно корректируя погрешности. Сигнал каждого рентгенографического среза преобразуется в линию пикселей на экране монитора оператора, а преобразованные импульсы высокой и низкой энергии формируют изображение органических и неорганических предметов, выделяемых, соответственно, сине-зеленой или желто-оранжево-красной цветовой гаммой.

Для повышения эффективности проведения досмотра современное рентген-телевизионное оборудование о бладает рядом аппаратных функций обработки изображения, такими, как выделение контуров подозрительных предметов или областей, цветовое маркирование, масштабирование и т.д. Но, пожалуй, важнейшей из них остается функция автоматического обнаружения угрозы, значительно повышающая скорость досмотра, снижая роль человеческого фактора и число ложных срабатываний. О стандартных и дополнительных аппаратных функциях оборудования ADANI подробнее расскажем в следующей статье.

Стоит понимать, каким бы совершенным ни было техническое решение, задачи обеспечения безопасности невыполнимы без компетентных операторов досмотра, владеющими профессиональными навыками обнаружения и знакомыми со спецификой работы и системой управления оборудования конкретного производителя. Руководствуясь клиентоориентированным подходом, при монтаже и пусконаладке оборудования ADANI инженеры компании “Служба 7” всегда проводят вводный инструктаж для сотрудников заказчика и предоставляют необходимые технические материалы по эксплуатации РТУ.



Мы предлагаем:

Поставка со склада в Москве всего перечня продукции

Гарантированные сроки и финансовые гарантии поставки оборудования

Специальные условия для дилеров

Комплексные решения

Сервисный центр

На основе многолетнего опыта по поставке и пусконаладочным работам досмотрового оборудования - арочных металлодетекторов и интроскопов, специалисты компании РЕЙКОМ ГРУПП разработали обзоры и рекомендации для нижеследующих объектов:

Для аэропортов и вокзалов

Важнейшей задачей для предотвращения террористических атак, пресечения незаконного оборота оружия, наркотиков, контрабанды - является обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры. К ним относятся пункты досмотра в аэропортах, вокзалах, морских портах, автовокзалах и других транспортных узлах.

При выборе оборудования для оснащения пунктов досмотра объектов транспортной инфраструктуры необходимо учитывать множество нюансов, что бы с одной стороны обеспечить тщательный и эффективный досмотр, а с другой – обеспечить максимальное удобство пассажиров и не допустить образование очередей при досмотре багажа в аэропорту.

Выбор рентгенотелевизионной установки (интроскопа) для досмотра в аэропорту, вокзале.


Размер и расположение туннеля

Выбор размера туннеля, прежде всего, зависит от того, с багажом какого размера будут проходить пассажиры на этом пункте досмотра. Подбор правильного размера туннеля и высоты расположения конвейера являются одним из факторов обеспечения высокой пропускной способности. Обычно размер туннеля указывают двумя цифрами, первая – ширина, вторая – высота.

Например, при входе в аэропорты и вокзалы мы рекомендуем устанавливать модель интроскопа , имеющую размер туннеля высотой 78 см и шириной 58 см. Конвейер этой модели расположен снизу, что позволяет пассажирам легко помещать тяжелый багаж на ленту, не поднимая его вверх. Зачастую, в местах, где пассажиры проходят досмотр с достаточно габаритным багажом, могут использоваться установки с размером туннеля 100х80 см, 100х100 см, 120х100 см так же оснащенные конвейером снизу.

Входные и выходные роликовые столы/рольганги

Выбор длины так же является важным фактором в обеспечении высокой пропускной способности пункта досмотра. Правильно подобранная длина рольгангов позволит избежать очередей и неразберихи среди пассажиров, при проведении досмотра багажа. Минимальная длина входного рольганга должна составлять не менее 0,5 метра, в большинстве случаев используется рольганг длиной 1 метр. Длина выходного рольганга должна быть в два раза больше, чем входного. Это связано с тем, что пассажиры забирают досмотренные вещи медленнее. Важно что бы выходной рольганг имел ограничитель на торцевой части, позволяющий избежать падения вещей на пол при переполнении рольганга.


Генераторы рентгеновских лучей

Важным элементом рентгенотелевизионных досмотровых установок является генератор рентгеновских лучей. От мощности генератора зависит качество получаемого изображения, один из ключевых параметров - это «проникновение по стали в миллиметрах». В технических характеристиках обычно указывают значение рабочего напряжения генератора в киловольтах (кВ). Чем выше значение кВ, тем лучше проникающая способность, что позволяет просматривать насквозь массивные металлические предметы. Например, в модели Astrophysics XIS-6040 используется рентгеновский генератор с напряжением 160 кВ, который обеспечивает проникновение по стали 37-39мм. Генератор с напряжением 180 кВ, установленный в модели Astrophysics XIS-6545, уже позволит обеспечить проникновение по стали 43-41 мм.

В интроскопах с одним генератором обычно применяется нижнее, верхнее, боковое расположение рентгеновского генератора, относительно туннеля. Такие установки называются одноракурсными. Расположение генератора определяет, в каком ракурсе оператор увидит изображение досматриваемого предмета.

От взаимного расположения генератора и досматриваемого предмета зависит проекция получаемого изображения. Что в свою очередь влияет на получаемое изображение и эффективность выявления запрещенных предметов.

Боковое расположение генератора, предмет стоит на конвейере. Проекция больше, различить предметы внутри будет легче. Боковое расположение генератора, предмет лежит на конвейере. Проекция меньше, различить предметы внутри будет сложнее.





Важно не само расположение досматриваемого предмета на ленте транспортера, то есть лежит он или стоит, а расположение этого предмета относительно генератора и диодной линейки. На рисунках ниже показаны проекции одного и того же предмета при просвечивании разными установками с разным расположением генератора.

Установки с боковым расположением генератора сильнее всего зависят от того, как расположен предмет на конвейере. Установки с верхним и нижним расположением генератора зависят значительно меньше. Получается что при боковом расположении генератора, чемодан следует ставить на конвейер стоя, при нижнем и верхнем расположении генератора предмет лучше положить лёжа.

Для того, что бы постоянно не перекладывать предмет под правильное расположение генератора и тем самым ускорить досмотр, были разработаны двухракурсные, они же двухпроекционные установки.

Интроскопы использующие два генератора, называются двухпроекционные (Dual View). Применение двух генераторов позволяет оператору досмотреть предмет с двух разных ракурсов, что значительно повышает качество досмотра, сокращает время его проведения и позволяет не думать о расположении досматриваемого предмета.


Ниже приведено изображение, полученное с двухракурсной установки.

Новая технология VI 7, разработанная компанией Astrophysics, позволяет получать объемное изображение, используя один генератор и семь приемных диодных линеек. Применение подобного метода позволяет получить фактически объемное изображение, позволяя оператору осматривать объект на экране с различных сторон.

Скрыть что-либо от глаз оператора при использовании такой технологии становиться невозможно.

Детекторные диодные линейки

Рентгеновские лучи, пройдя через досматриваемый багаж, попадают на фотодиодные матрицы, электрический сигнал с которых, пройдя усиление и обработку, формирует изображение на экране установки. Как правило, приемные диодные матрицы располагаются на L- образной линейке, и от их количества зависит такой параметр как “разрешающая способность интроскопа”. В соответствии с нормативами безопасности, оператор должен видеть на экране медную проволоку толщиной 1 мм в горизонтальной и вертикальной проекции.

Программные возможности обработки изображений

Программное обеспечение современных интроскопов обладает множеством функций, позволяющим оператору просматривать полученное изображение в разных режимах, это и возможность просмотра в цветном, черно-белом, негативном изображении, улучшение контуров и проникновения, увеличение/уменьшение изображения (zoom), разделения объектов на изображении по цветам в зависимости от материалов (органика/неорганика).

Следует учитывать возможности отображаемой интроскопом палитры цветов, чем выше число цветов в палитре, тем проще оператору определить тип материала. Большинство производителей использует только 3 цвета, в установках Astrophysics используется 6 цветов. Такая расширенная цветовая палитра отображения разделяет объекты на изображении по шести цветам в зависимости от атомного числа и плотности, позволяя оператору эффективно обнаруживать опасные объекты.

Изображение из 3 цветов Изображение из 6 цветов



Таблица сравнения цветовой идентификации материалов.

Z-Number

(Атомарное число)

Тип материала 3 Цвета 6 цветов Примеры Возможные угрозы
0-8 Органика Оранжевый
Коричневый
Дерево, масло C-4, TNT, Semtex
8-10 Низкая неорганика Оранжевый
Оранжевый
Бумага Кокаин, героин
10-12 Высокая неоргеника Зеленый
Желтый
Стекло Пропелены
12-17 Легкие металлы Зеленый Зеленый Алюминий, силикон Порох, исполнительные механизмы
17-29 Тяжелые металлы Синий Синий Железо, сталь Оружие, патроны, ножи
29+ Плотные металлы Синий
Фиолетовый
Золото, серебро Контрабанда
- Непроницаемые Черный Черный Свинец Экранирование
вышеперечисленных угроз

Дополнительные программные модули

Важным преимуществом интроскопов Astrophysics является возможность автоматического обнаружения взрывчатых и наркотических веществ по заданному атомному числу (Screeners Assist), что значительно повышает надежность досмотра, помогает оператору идентифицировать опасные материалы по их атомному числу, автоматически выделяя их на экране.

Не секрет, что в течение рабочей смены внимательность оператора может снижаться. Для контроля бдительности оператора используется программа моделированной проекции изображений запрещенных предметов (TIP). При использовании этой программы изображения опасных объектов автоматически и в случайном порядке накладываются на реальные изображения досматриваемых объектов из встроенной библиотеки, позволяя проверять способность оператора быстро и достоверно выявлять опасные предметы. Действия оператора по обнаружению опасных предметов протоколируются системой. Данные протоколов могут быть использованы в оценке профпригодности оператора.

Сервисные функции

Наличие различных сервисных функций позволяет более комфортно эксплуатировать интроскопы пользователям. К таким функциям относятся: сканирование в обоих направлениях, счетчик багажа, архив изображений с возможностью легкого отбора по необходимым параметрам и базовый тренировочный курс для операторов. При выборе интроскопа стоит учитывать, что у различных производителей эти опции могут поставляться за дополнительную плату. Интроскопы Astrophysics имеют большинство подобных опций в базовой комплектации.

Интеграция с системами обработки багажа.

На рынке существуют конвейерные системы обработки багажа различных производителей. Эти системы, как правило, имеют различную конструкцию и скорость движения ленты транспортера. Данный факт, зачастую, требует проведения специальных мероприятий по синхронизации скоростей движения багажа на входе/выходе интроскопа и конвейерной системы. Отсутствие возможности синхронизации с конвейерными системами у производителей интроскопов может стать серьезной проблемой, например, при комплексном оснащении аэропортов.

Компания Astrophysics предлагает систему BHS для эффективной интеграции интроскопов с конвейерными системами обработки багажа различных производителей.

Сетевая интеграция

Возможность дистанционного контроля, управления, хранения данных, становиться особенно востребованной при наличии большого парка интроскопов на объекте. Подобная сетевая интеграция позволяет осуществлять контроль и поддержку операторов, хранить архив изображений досмотра.

Компания Astrophysics предлагает различные варианты таких решений:

    Удаленное рабочее место оператора, до 4м (для XIS-5335/6040/6545/5878)

    Удаленная рабочая станция, до 30м

    ПК Remote Table - Удаленное место оператора по локальной сети.

    Рабочая станция вторичного досмотра

    Рабочая станция начальника службы авиационной безопасности.

Все модели интроскопов Astrophysics легко интегрируются в существующие системы безопасности по сети Ethernet.

Конструкция

На первый взгляд, внешне, рентгенотелевизионные установки различных производителей очень похожи. Но серьезные отличия кроются внутри. Это может быть и блочно-модульная компоновка узлов у серьезных производителей, и кустарный навесной монтаж малоизвестных фирм. Продуманность конструкции и ее исполнение, качественные проверенные временем комплектующие, являются залогом длительной эксплуатации установки и ее ремонтопригодности.

Компания Astrophysics применяет на своих установках блочно-модульную компоновку, что позволяет без затруднений проводить техническое обслуживание. Продуманность всей конструкции позволяет добиться длительного срока службы установок.

При выборе установки стоит обратить внимание на конструкцию и эргономику клавиатуры. Например, клавиатура установок Astrophysics выполнена с учетом всех требований эргономики.

Безопасность для персонала

В обычных условиях эксплуатации рентгеновских установок уровень ионизирующего излучения уже в 10 см от корпуса установки приближается к уровню естественного фона. Но бывают и исключения. Некоторые, недобросовестные азиатские производители досмотровых установок уменьшают толщину зашитого свинцового слоя досмотрового туннеля до критически малого, что негативно сказывается на будущем здоровье персонала.

Компания Astrophysics серьезно относиться к защите операторов от вредного воздействия рентгеновского излучения. Усиленная защита туннеля, двойные защитные шторки, встроенные системы защиты и аварийной остановки позволяют полностью исключить негативное влияние на персонал. Все поставляемое оборудование Astrophysics неоднократно проверялось специалистами Роспотребнадзора и имеет положительные заключения.

Соответствие требованиям транспортной безопасности.

Представьте ситуацию, вы приобрели недорогой интроскоп «некоего» производителя для аэропорта. По прошествии времени вам потребуется проведение сертификации вашего аэропорта на соответствие авиационной безопасности, приедет эксперт и будет проводить проверку и тут выясниться, что интроскоп не соответствует требования по проникающей способности или разрешению. Получиться, что ваша покупка бессмысленна и станет растратой в бюджете. Поэтому перед приобретением интроскопа рекомендуется уточнить наличие у него сертификата соответствия требованиям, обеспечивающим авиационную безопасность на объектах гражданской авиации.

Качество подтверждено сертификатом соответствия ГОСТ Р. Кроме того, все популярные в аэропортах модели интроскопов Astrophysics, прошли добровольную сертификацию соответствия требованиям обеспечивающим авиационную безопасность на объектах гражданской авиации и имеют соответствующие сертификаты. Также установки Astrophysics имеют различные международные сертификаты соответствия требованиям транспортной безопасности (TSA).

Техническое обслуживание и надежность.

Проведение своевременного технического обслуживания приводит к существенному снижению вероятности выхода из строя интроскопа. Это неоспоримый факт. В этом вопросе рентгеновский интроскоп можно сравнить с автомобилем, если на автомобиле ездить и не делать техническое обслуживание, не менять масло, фильтры и т.п., то он быстро сломается. Такая же ситуация с интроскопом, с определённой периодичностью необходимо очищать внутренние детали от пыли, регулировать ленту конвейера, производить очистку архива изображений, проводить регулировки параметров и т.п. А экономия на техническом обслуживании зачастую может обернуться дорогостоящим ремонтом.

Установки Astrophysics обладают высокими показателями надежности, и при правильном обращении сохраняют работоспособность много лет. Встроенная система диагностики позволяет контролировать все технические параметры установки, а при необходимости установку можно подключить для удаленной диагностики через интернет. Гарантийный срок на все модели установок составляет 2 года.

Стоимость покупки и владения интроскопом.

При приобретении интроскопа важно учитывать множество факторов. Как правило, цена установки складывается из нескольких составляющих: цена самой установки, стоимость программных опций, стоимость рольгангов, транспортных расходов, пусконаладочных работ.

Но у вас могут возникнуть и дополнительные расходы, например подготовка места размещения установки. Вам может потребоваться подведения электропитания и Ethernet-сети к месту установки, на определенных объектах – расширение стандартных дверных проемов для провоза установки. Все это может потребовать проведение дополнительных общестроительных работ.

Стоит так же предусмотреть бюджет на получение лицензии на эксплуатацию источников ионизирующего излучения, получения санэпидемзаключения, обучение и прохождения персоналом медобследования.

Стоимость владения рентгеновским интроскопом, так же складывается из нескольких составляющих. Это затраты на обучение операторов, техническое обслуживание и ремонт, электроэнергию.

Важно заранее получить всю информацию о стоимости технического обслуживания и запасных частей от поставщика.

На рынке известны неоднократные случаи, когда некоторые поставщики одного известного бренда продавали установки с минимальной ценой, покупатель, польстившись на низкую цену приобретал эти установки, но в течение последующих трех лет ему приходилось выкладывать стоимость установки еще раз, поскольку стоимость услуг и запчастей оказывалась неимоверно высокой.

Торговая и ценовая политика компании Astrophysics и РЕЙКОМ ГРУПП направлена на построение долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентами. Мы предлагаем, привлекательные цены на высококачественное оборудование и разумный подход к стоимости технического обслуживания и запасных частей.

Пожалуй, многих интересует вопрос, как проверяют багаж в аэропорту. Дело в том, что за последнее десятилетие правила досмотра багажа значительно поменялись. Также изменился и список предметов, которые можно брать пассажиру на борт самолета. Примечательно, что работники погранслужбы, служба безопасности аэропорта и экипаж на авиалайнере могут провести осмотр личных вещей любого пассажира. Отметим, что все желающие полететь на самолете должны пройти :

  • первичный осмотр;
  • вторичный осмотр.

Также может быть и дополнительный осмотр, уже на борту авиалайнера.

Итак, многих интересует вопрос: как и чем просвечивают багаж в аэропорту. Рассмотрим все по порядку. Первый досмотр багажа в аэропорту происходит сразу же после входа в здание. На этом этапе сотрудники проверяют ручную кладь при помощи специального аппарата и багажной ленты. Отметим, что в любой момент работники могут попросить открыть сумки и показать то, что покажется им подозрительным. Примечательно, что при осмотре сотрудники не обращают внимание, например, на то, что сумка замотана полиэтиленовой лентой и т. д. Соответственно, при возникновении любых вопросов придется все распаковывать. Иначе пассажир попросту не пройдет в аэропорт.

Второй досмотр проходит уже внутри здания . Здесь придется пройти рамки металлоискателя либо подобного аппарата. Перед прохождением этого осмотра не забудьте снять все металлические предметы, например, часы и положить их в специальную пластиковую коробку. Отметим, что проверка багажа в аэропорту также будут осуществлена отдельно и только после этого отдан владельцу. В случае если у пассажира вдруг обнаружится любая жидкость больше 100 мл либо какие-либо колюще-режущие предметы, можно будет переложить их в багаж. В противном случае их попросят выкинуть.

Отметим, что, если металлоискатель отреагирует на человека, его проверят при помощи специального ручного сканера . Далее при повторном осмотре и обнаружении чего-либо вас попросят предъявить металлический предмет. Конечно, это не касается металлических пластин либо штырей, которые были вшиты во время операции.

После успешного прохождения металлодетектора пассажиры сдают всю ручную кладь и отправляются проходить паспортный контроль. Во многих больших аэропортах установлены специальный сканер тела человека, который показывает детальную картинку. Такие аппараты есть, например, в Домодедово. Для того чтобы пройти такой сканер в аэропорту, всем людям приходится даже разуваться и надевать бахилы.

Если при первом осмотре человек еще может оставить у себя, например, бутылку воды либо сока, аргументировав это тем, что перед посадкой он все выпьет и выбросит, то при осмотре непосредственно перед самолетом все запрещённые вещи будут выброшены в мусорное ведро .

Именно поэтому будьте крайне внимательны, так как всякие мелкие вещи могут случайно запасть под подкладку сумок и т. д. Рекомендуется осуществлять очень тщательную проверку. Не стоит забывать и то, что к жидкостям относятся различные крема, шампуни, зубные пасты и т. п. Соответственно, их запрещается проносить на самолёт.

Просвеченный багаж

Принцип работы сканера в аэропорту

В последние годы практически во всех крупных аэропортах позаботились о безопасности и установили специальные сканеры, которые делятся на 2 вида: металлодетекторы и устройства, создающие объемную картинку просканированного человека. Соответственно, второй вариант является намного более действенным и эффективным для обнаружения неразрешенных предметов, так как такой рентген в аэропорту выводит изображение, очень похожее на голое тело. Однако не стоит переживать, служба безопасности в аэропорту ответственно заявляет, что анонимность для всех пассажиров полностью обеспечена, так как оператор устройства не видит лица. Помимо этого, картинки сразу же удаляются.

Как работает рентген в аэропорту?

Данные аппараты основаны на 2-х различных принципах работы. В первом случае лучи не проходят насквозь, а отражаются. Соответственно, различные материалы обозначаются разными цветами, в зависимости от плотности. Для примера, мышцы и кожа имеют светлые оттенки, а что-то более плотное – темные цвета. Чтобы получить готовое изображение на мониторе, оператору необходимо сделать 2 фотографии: одна спереди и одна сзади.

Во втором случае используются волны миллиметрового диапазона. Излучаются они 2-я вращающимися антеннами. Стоит отметить, что любая одежда полностью прозрачна для такого аппарата. Картинка получается четкая и подробная. Такое изображение выглядит намного реалистичнее, в отличии от рентгеновского сканера.

Как отличить сканеры?

Если кто-то хочет узнать, как отличить между собой сканеры, то сделать это очень просто. Металлодетектор выглядит буквой «П», через него необходимо просто пройти. В свою очередь, сканер тела выглядит как 2 будки. Между ними должен встать человек и постоять несколько секунд.

На что влияет такая процедура?

Создатели двух типов сканеров утверждают, что они совершенно безопасны как для человека, так и для вещей. К примеру, микроволновое устройство сравнивается с излучением, полученным от мобильного телефона за 5 минут разговора, а рентгеновское излучение, как после 2 минут. Но несмотря на такие заверения, последнее устройство используется в аэропортах очень редко. Помимо этого, детей и беременных через него не проводят.

Отметим, что глобальных исследований по поводу влияния подобной техники на организм человек а, а также на различную технику, медпрепараты и т. д. не проводилось .


Проверка в авиалайнере

Как уже описано выше, есть возможность того, что проверку может провести капитан воздушного судна. Отметим, что после взлета на борту действуют немного другие правила, которые определяются непосредственно командиром самолета. В случае если пассажира заподозрили в чем-либо, капитан имеет право досмотреть его вещи и даже арестовать. Зачастую это происходит из-за неподобающего поведения и случается очень редко.

Как проводились изменения правил безопасности?

Первое кардинальное изменение правил вступило в силу в Америке в самом начале 2000-х. В аэропортах начинают следить за тем, чтобы пассажиры не проносили на самолет различные колото-режущие предметы. В первую очередь вне закона стали маленькие канцелярские и перочинные ножи. Также было произведено укрепление кабины пилота. Также спички и зажигалки теперь требовалось отправлять в багаж.

Далее, в 2003 году, ICAO решает ввести электронные паспорта во всех странах. В первую очередь это делалось для того, чтобы на паспортном контроле все данные о пассажире можно было сразу считать, а не вводить вручную.

В следующем году в Америке начинают снимать отпечатки пальцев у иностранцев. В 2006 году запрещается проносить на борт авиалайнера жидкости, гели и аэрозоли. Под запрет попали даже новогодние шарики и бутылки с молоком для малышей. Однако позже все же разрешают проносить жидкость до 100 мл. Также в этом году вводят отдельный осмотр всех электронных устройств.

В 2007 году все государства стали официально обмениваться информацией о пассажирах. Также в некоторых местах появился предполетный досмотр с кинологами. В 2011 году, после трагедии в Домодедово, на входе в здание аэропорта происходит тщательный осмотр абсолютно всех пассажиров, а ручная кладь проходит через интроскоп. Помимо этого, за всем следит опытный психолог.

Вконтакте

В связи с широким применением установок по рентгеновскому сканированию людей для досмотра предупреждает, что частое их использование может привести к лучевым и онкологическим заболеваниям населения России, говорится в документе ведомства, опубликованном на сайте в субботу.

Аппараты для рентген-сканирования установлены во многих аэропортах мира, в частности Великобритании и США. В московском аэропорту "Домодедово" в процессе досмотра багажа и ручной клади используются современные технические средства, в том числе рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, рентгенографические сканеры.

В конце января этого года президент РФ Дмитрий Медведев осмотрел экспериментальный комплекс по досмотру пассажиров на станции московского метро "Охотный ряд", который включает в себя систему оповещения населения, блок индивидуального контроля подозрительных граждан, систему радиационного контроля и обнаружения взрывчатых веществ. Президент призвал ускорить введение в метрополитене комплекса для досмотра пассажиров и багажа. Указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте Медведев подписал после терактов в московском метро в марте 2010 года , когда погибли 40 человек и 160 получили ранения.

"Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учитывая распространение лучевых установок для персонального досмотра людей, считает необходимым усилить надзор за их использованием в части обеспечения радиационной безопасности населения", - говорится в документе.

Роспотребнадзор напоминает, что если за одно исследование человек получает 0,3-0,4 мкЗв, то для каждого отдельного человека таких исследований не должно быть более 20 в год. При этом контроль доз и идентификация гражданина при повторных сканированиях должны обеспечиваться, согласно документу Роспотребнадзора, специальными программами, которыми оснащаются сканирующие людей устройства.

Кроме критерия "дозы", согласно закону "О радиационной безопасности населения", при работе сканера должен быть обеспечен "принцип обоснования", то есть польза для человека, подвергающегося облучению, или для общества гарантированно должна превышать риск возможного вреда, связанного с облучением.

"Вышеизложенные условия не могут быть выполнены при сканировании пассажиропотоков, в том числе миллионов пассажиров метрополитена", - считают специалисты ведомства.

Кроме того, считает глава санитарного ведомства Геннадий Онищенко, недопустимо скрытое от человека (то есть не добровольное) просвечивание рентгеновским устройством, так как это не обеспечивает радиационной безопасности окружающих людей, в том числе детей и беременных женщин.

"Такое сканирование людей приведет к значительному увеличению коллективной дозы техногенного облучения населения Российской Федерации и в несколько раз увеличит риск возникновения стохастических эффектов - вредных биологических эффектов в первую очередь, онкологических заболеваний, вызванных ионизирующим излучением", - говорится в документе ведомства.

Специалисты Роспотребнадзора подчеркивают, что испытанные лучевые сканеры, которые предназначаются для предполетного досмотра авиапассажиров, "являются достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека".

"До проведения исследований необходимо предоставить человеку информацию о дозе облучения, последствиях облучения для здоровья и получить его согласие на проведение исследования", - говорится в документе Роспотребнадзора.

В пресс-службе аэропорта "Домодедово" уточнили, что для предполетного досмотра пассажиров служба авиационной безопасности аэропорта использует радиоволновые сканеры.

"Такой досмотр не имеет никаких медицинских ограничений по применению, так как при сканировании используется метод активной радиолокации, аналогичный процедуре в кабинете УЗИ. Мощность радиосигнала сканера в 10 тысяч раз ниже мощности излучаемого сигнала мобильного телефона. Поэтому количество проходов через аппарат ничем не ограничено", - говорится в сообщении пресс-службы.

Авиационный транспорт является наиболее уязвимым видом транспорта. В то же время гражданский самолет может превратиться в мощнейшее оружие в руках террористов. Трагические события 11 сентября 2001 года являются ярчайшим примером необходимости обеспечения безупречной безопасности в аэропортах и, особенно, на борту самолетов. За последние 40 лет было осуществлено около десяти террористических актов с применением самолетов, в результате которых жертвами стали десятки, сотни и даже тысячи мирных людей. Пресечение таких преступлений - важнейший приоритет служб безопасности всего мира.

Выявление попыток осуществления террористических актов невозможно без применения специальной техники. Любой террористический акт сопровождается подготовкой: попыткой проноса на борт самолета оружия, взрывных устройств, взрывчатки в различном виде, деталей оружия для сборки ее на борту. Поэтому каждая, даже очень мелкая деталь, может стать ниточкой клубка очень серьезного преступления. Поэтому ничего нельзя упускать из вида. Именно для такой работы созданы интроскопы ADANI.

Интроскопы ADANI спроектированы и произведены по последнему слову техники с применением уникальных технологий рентгеновского сканирования и цифровой обработки изображения, полученного с детекторов.

В интроскопах ADANI используются высокочувствительные детекторы, расположенные L-образно. Чувствительность детекторов и их расположение наделяют тоннельный интроскоп высоким пространственным разрешением 40AWG (0,08 мм) для самой компактной модели BV5030 и 35AWG (0,15 мм) для самого крупного комплекса BV160180 в линейке техники ADANI. Данные цифры означают, что эталонная натянутая медная проволока данного диаметра оставит на снимке различимую «тень». Т.е. в такой системе может быть обнаружена любая деталь оружия или взрывного устройства: проводок, батарейка, небольшая электронная схема.

Важно не только видеть, что находится в грузе, багаже или в сумке. Важно еще и понять, что это за вещество. Кажущийся безобидным по очертаниям пузырек может содержать жидкое взрывчатое вещество. Сам принцип рентгеноскопии позволяет точно идентифицировать состав веществ. Интроскопы ADANI отличаются такой высокой чувствительностью, что результат сканирования дает возможность анализа состава вещества по уровню поглощенного рентгеновского излучения. Это дает системам ADANI широкие возможности визуализации полученных результатов: окрашивания веществ разной плотности (эффективного атомного веса) в разные цвета, обнаружение веществ с определенным атомным весом (например, кислорода - составного элемента почти любого взрывчатого вещества). Способность дистанционного выявления взрывчатых веществ дает еще одно преимущество системам ADANI - безопасность для сотрудников службы безопасности: взрывчатка может быть обнаружена без риска взрыва и без опасности, которая возникает при личном досмотре багажа или груза.