Учебная шхуна «кодор» (ссср). Что такое шхуна: история, технические характеристики, фото Что надо знать современному капитану парусной шхуны

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова шхуна

шхуна в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

шхуна

и шкуна, шкуны, ж. (гол. schoener) (мор.). Парусное деревянное судно с двумя н более мачтами.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

шхуна

Ы, ж. Морское судно с косым" парусами. Двухмачтовая многомачтовая ш.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

шхуна

ж. Парусное деревянное судно с двумя и более мачтами.

Шхуна

шкуна (от англ. schooner), парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косое парусное вооружение . Ш. бывают транспортные, промысловые, спортивные и учебные. Водоизмещение Ш. ≈ от 100 до 5000 т. Большинство современных Ш. снабжены двигателями внутреннего сгорания, позволяющими им двигаться в штилевую погоду и на узких фарватерах (см. Парусно-моторное судно). Существуют особые виды Ш. ≈ шхуна-барк (баркентина), шхуна-бриг (бригантина).

Википедия

Шхуна

на перуанском соле, 1879

В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трёхмачтовые шхуны, реже четырёх-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси, Массачусетс (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну « Томас У. Лоусон ». «Томас У. Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы, благодаря чему огромным парусником управляли всего 16 человек. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью.

После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

Примеры употребления слова шхуна в литературе.

Так ведь заведомо же ясно, что его словесный выстрел окажется холостым, их веру одной фразой не поколебать, и никуда ни дочь жреца, ни любой другой из адвентистов со шхуны не уйдет.

Афоня вспомнил, что Христиан, когда работал на шхуне , ни разу не взял отпуска во время промысла -- теперь это казалось Афоне странным.

Естественно, что по мере продвижения шхуны к югу колебания стрелки компаса уменьшались, зато температура воздуха и воды неуклонно поднималась, небо же оставалось неизменно безоблачным, а с севера тянуло умеренным ветерком.

Развернув стаксель и штормовой фок и загородив бизань, Джэм Уэст почти остановил шхуну , закачавшуюся на длинных высоких волнах.

Иеманжа, властительница пристаней, парусных шхун и всех этих жизней, зовется даже пятью именами, пятью певучими именами, что знакомы всем.

Но когда музыка наплывает с моря и разносится над фортом, над шхунами и челнами и говорит о любви, Гума забывает обо всем и отдается душою лишь этой прекрасной, убаюкивающей, плавной пеоне.

Соломин смертельно обидел старого зверобоя Егоршина, отказав ему в месте на шхуне : - Тебе восьмой десяток, куда ты лезешь?

Правда, если припай преградит нам путь и придется зазимовать во льдах припасы быстро подойдут к концу и нам придется приложить все силы, чтобы вернуться на Землю Халбрейн, где грузов, снятых со шхуны , хватило бы на долгие месяцы зимовки.

У нас же - шхуна , бот, тресковые елы, карбаса, ставные невода, твой засольный пункт, мой завод.

И дальше, где начиналась торговая часть города, стояли у причалов под погрузкой и разгрузкой суда: ледоколы, тральщики, веселые, с высокими мачтами шхуны , парусно-моторные боты, чистенькие каботажники и всегда готовые для кантовки буксиры.

Дул сильный шквалистый пассат, грохочущий прибой разбивался на крупной гальке пологого берега, и пятидесятитонная шхуна -- военный корабль, олицетворяющий достоинство и влияние Франции на этом каннибальском архипелаге, -- прыгала на волнах у своего причала под Тюремным Холмом.

Еще три турка, таких же грязных и живописных, как и их шхуна , валялись на корме рядом с кларнетистом и прихлопывали в ладоши в такт мелодии.

Рядом кружили чайки и козодои, над головой высматривали добычу стервятники, внизу - то там, то здесь проплывали рыбачьи шхуны .

После посещения ледовой шхуны Конрад Арфлейн стал еще более нетерпимым в своем ожидании.

Из Николаевска отплыли на частной шхуне сахалинского негоцианта Бирича, бывшего уголовника, который, угодив на Сахалин, стал майданщиком, нажил тысячи, теперь проживал барином, владея на Сахалине домами и целой флотилией шхун.

Шхуна

Бывший библиотекарь Британского Адмиралтейства Л.Г.Карр Лафтон указал в своей работе, что характерная оснастка шхуны - это два гафельных паруса и передний парус. Кроме того, он отмечает, что уже в 1630 году в Голландии использовались прообразы шхун без переднего паруса. В 1780 году Универсальный морской словарь Фалконера определил шхуну как "небольшое двухмачновое судно, у которого главный парус и фок-парус подвешены на гафелях, проходящих под гиками, кормовые концы которых прикреплены к железу, охватывающему мачту так, чтобы вращаться вокруг оси, при этом задние концы перемещаются то в одну, то в другую сторону судна". Слово вероятно произошло от шотладского schoon, означающего скольжение по воде. Впервые слово "шхуна" было записано в феврале 1717 года в бостонском информационном бюллетене.












Шхуна представляла собой корабль небольшого размера. Управлял им, как правило, экипаж из нескольких человек. На шхуне ставили две или три мачты. Парусное вооружение было гафельным. Бушприт нес два треугольных паруса — кливер и бом-кливер. Форк-стаксель являлся третьим парусом. В том случае, если на фок-мачте вместо топселя сооружали два марселя, шхуну называли марсельной. В основном эти суда использовались в торговом флоте. В XIX в. на шхунах увеличили количество мачт, а паруса устанавливали только косой формы.

Узкий корпус и большая площадь парусов делали их быстрыми, обычная скорость шхуны при попутном ветре превышала 11 узлов. Осадка шхуны также была невелика, что позволяло им свободно плавать среди отмелей и рядом с берегом.


При водоизмещении до 100 тонн пиратская шхуна несла 8 пушек и экипаж около 75 человек.

Недостатком шхуны была недостаточная дальность плавания. Приходилось часто заходить в порты, чтобы пополнить запасы воды и пищи. Впрочем, при достаточном ведении и умении, пираты все, что им надо, брали в море.







Большинство шхун были двухмачтовыми. Но в конце XVIII века была версия трёхмачтовых шхун, которые часто называли "Шхуна Терн". Первая такая шхуна, использовавшаяся в военном флоте, была «Revenge». Построенная в Балтиморе в 1805 году, эта шхуна позже была переименована Адмиралтейством в «Flying Fish». Её характеристики: длина - 79 футов (24 м), ширина - 22 фута (7 м) и вес - 150 тонн. Вооружение - 10 двенадцатифунтовых карронад.

Как военные корабли шхуны стали впервые использоваться во время Семилетней войны 1755 - 1763 годов (период войн с французами и индейцами). Первой шхуной, построенной американцами для Королевского военно-морского флота стал корабль под названием Barbadoes («Барбадос»). 15 марта 1757 года он был приобретен флотилией под командованием Мура, размещенной в Английской гавани, Антигуа (English Harbour, Antigua). Длина Barbadoes составляла 80 футов, ширина - 22 фута, осадка - 9 футов, а масса - 130 тонн. На корабле было установлено четырнадцать 3-х фунтовых орудий и, вероятно, приблизительное столько же вращающихся пушек. Важную роль, которую шхуны играли в прибрежных водах, подтверждает следующий факт. В 1763 году капитан Джеймс Кук (впоследствии знаменитый тем, что он стал первым известным европейцем, высадившемся в Австралии) получил под свое командование военную шхуну Grenville («Гренвиль»), на которой должен был исследовать восточные берега нынешней Канады. Он занимался этим в течение четырех лет, и каждую зиму ему приходилось пересекать Северный Атлантический океан. В состав флотов остальных европейских держав шхуны не входили до 1760-х годов.

Несомненно, наиболее известный класс шхун - это Балтиморские клиперы (Baltimore Clippers). Эти корабли, построенные в начале 1800-х годов, обладали рядом черт, выделявших их среди остальных шхун. Все они в длину достигали около 100 футов, их грот-мачта была смещена к корме, а фок-мачта по высоте почти равнялась грот-мачте. У всех этих шхун был срединный разрез в форме сердца и наклоненная задняя часть. Первым известным Балтиморским клипером стала британская шхуна Berbice («Бербис»), построенная в Вирджинии в 1798 году. Она была короче в отличие от своих позднее построенных родственниц, достигая в длину всего лишь 73 фута. Ширина ее составляла 21 фут, осадка - 9 футов, а масса равнялась 100 тоннам. Вооружение состояло из восьми 4-хфунтовых орудий и четырех вращающихся пушек. Расцвет американского варианта Балтиморского клипера относится ко времени войны 1812 года, когда судам этого класса удалось захватить свыше 500 британских кораблей.

Наиболее известной американской шхуной, использовавшейся как капер (частное вооружённое судно) была Принц де Ньюфчатель. Построенная в Нью-Йорке в 1812 году, она имела следующие характеристики: длина - 110 футов (34 м), ширина - 26 футов (8 м), осадка - 12 футов (4 м) и вес - 328 тонн. Вооружение - 2 шестифунтовые пушки для преследования и 16 двенадцатифунтовых карронад (короткоствольных орудий, названных от шотландского "Carron"). Она не переоборудовалась в торговое судно, а была создана как капер. Проект получился удачным - Prince De Neufchatel превосходила по крайней мере 17 британских военных кораблей. Шхуна получилась настолько удачной, что 11 октября 1812 года её доблестная команда в морском сражении вывела из строя британский 40-пушечный фрегат Endymion.

В 1902 году американцам удалось построить семимачтовую шхуну с металлическим корпусом «Thomas W. Lawson». Её характеристики: длина - 370 футов (113 м), ширина - 50 футов (15 м), осадка - 35 футов (11м) и вес 5218 тонн. Шхуна настолько ужасно плохо управлялась, что кто-то однажды охарактеризовал её управление "как выброшенный на берег кит"

Основные источники:

Дата выпуска: 18 сентября 1981 Художник: А. Аксамит Перфорация: comb 12 x 12½ Тираж: 6 200 000 Код по каталогу: Михель SU 5114
Соловьев 5232

Сегодня рассказ о представителе знаменитой финской серии судов, трехмачтовой шхуне «Кодор». Берясь за эту тему, я рассчитывал, что информации о герое рассказа будет предостаточно, но, к сожалению, не только о «Кодоре», но и обо всей серии кораблей материалов найти удалось крайне мало. Очень жаль, ведь на них прошли обучение десятки тысяч курсантов, ставших капитанами и офицерами морских флотов России и других стран. По моему глубокому убеждению, марка послужившая причиной написания этой статьи является коллективным памятником всем 102 кораблям финской серии.

Но прежде чем приступить к повествованию предлагаю Вашему вниманию традиционную загадку по теме блога: «Почему финны называли «Кодор» и другие корабли построенные Финляндией для СССР после Второй мировой войны «золотыми»?»

Историческая справка

В период с 1918 по 1944 год между РСФСР (затем - СССР) и Финляндией случилось четыре войны. Четвертый вооруженный конфликт 1941-1944 гг. является составной частью Великой Отечественной войны. По результатам переговоров о перемирии, состоявшихся в сентябре 1944 года в Москве, на Финляндию, помимо политических, территориальных и военных условий, налагалась контрибуция в размере 300 миллионов долларов золотом по курсу 1938 г. товарами в течение восьми лет. Цена одной унции золота на тот момент составляла 35 долларов. В пересчете на сегодняшний курс размер контрибуции составляет около 5 миллиардов долларов. В оплату контрибуции Финляндия поставляла в СССР бумагу, продукты целлюлозной промышленности, древесину, средства производства, технологии, паровозы. Также было заключено соглашение на постройку судов (ледоколы и парусные суда).

В 1948 году СССР согласился снизить объём репараций до 226,5 млн долларов. Последний эшелон с репарационными поставками пересек границу 18 сентября 1952 года. Финляндия была единственной страной, которая выполнила все оговорённые репарационные обязательства.

Справедливости ради стоит отметить, что от необходимости выполнения репарационных соглашений Финляндия тоже «выиграла». Выплата контрибуции заставила Финляндию развиваться, учиться, нужны были инженеры, техники, рабочие, что дало колоссальную занятость стране и рост финской промышленности в послевоенное время и привело к довольно быстрому подъёму уровня благосостояния и стандартов жизни.

История создания шхуны «Кодор»

В оплату части контрибуции СССР заказал Финляндии строительство большого количества ледоколов и парусных судов. В 2012 году, когда Финляндия «отмечала» 60-летие полной выплаты репараций СССР, по финскому телевидению была показана передача, где сказали, что если поставить корма к носу все суда, построенные для Советского Союза в счёт репараций, то получится линия в ТРИДЦАТЬ километров. Насколько верна это цифра я сказать не могу, но кому интересно, можете посчитать примерную длину парусной составляющей данной репарации. По моим приблизительным расчетам длина этой линии составляет менее пять километров.

В счёт погашения репарационного долга в Финляндии было построено 102 деревянных парусника — 72 шхуны и 30 баркетин всего на сумму 66,2 миллиона долларов (около 30% от всей суммы репараций). Строительство шхун в период с 1946 по 1953 год развернулось на четырёх верфях: LaivateollisuusAb в г. Турку построила 45 судов плюс немагнитную научно-исследовательскую шхуну «Заря». F.W. Hollming в г. Раума построила 34 шхуны, семь судов построила Aug. EklofAb в г. Порвои, четыре - ValkonLaiva в г. Ловиса.

Постройка такого количества деревянных парусных (хотя и снабжённых двигателями) судов в середине XX века выглядит странно. Парусные суда смотрятся из нашего времени как глубокая архаика. Действительно, подобного масштабного строительства парусных судов никогда больше уже не велось. В конце 1950-х годов инженеры научились проектировать, а машиностроительные заводы производить, дизельные двигатели большой мощности, и парусное оснащение стало неактуальным. Для финнов строительство этих судов было настоящим испытанием.

Верфи, строившие корабли, работали на пределе сил, советская репарационная комиссия постоянно вмешивалась в строительство, периодически меняя требования и сроки выполнения заказа. Все заказы были выполнены к 1953 году. Советский флот пополнился баркетинами «Альфа», «Вега 2», «Горизонт», «Зенит», «Капелла», «Кропоткин», «Менделеев», «Меридиан», «Секстан», «Сириус», «Тропик», «Чайка» и бермудскими шхунами «Восток», «Глобус», «Запад», «Кодор», «Север», «Штурман», «Юг» и «Юнга» и др. Размеры парусных кораблей этой серии были идентичными, в основном они повторяли друг друга и в части конструкции корпуса. Большинство судов были похожи друг на друга как однояйцевые близнецы, пример тому фотография ниже:

Существенные различия можно было заметить лишь в рангоуте и деталях внутреннего обустройства. И все это были элегантные парусники с удлиненными корпусами.

Шхуна «Кодор» была построена в Финляндии на верфи Laivateollisuus Ab в городе Турку в 1951 году (по другим данным в 1947 г.) по заказу Министерства морского флота СССР. Назвали корабль в честь реки Кодо́ри или Кодо́р в Абхазии. Река берёт начало с южных склонов Главного Кавказского хребта и представляет быструю горную реку, длиной до 170 километров впадающую в Черное море в 20 километрах к юго-востоку от Сухума.

Конструктивные особенности и характеристики шхуны «Кодор»

Первоначально «Кодор» был спроектирован и построен как грузовая гафельная шхуна. В процессе эксплуатации шхуна подверглась модернизации, и из гафельной была переоборудована в бермудскскую. А теперь давайте попробуем разобраться в этих непонятных терминах, глубоко не вдаваясь в технические описания.

Гафельная и бермудская шхуна - это особенности парусного вооружения корабля. Гафель (нидерл. gaffel букв. - вилы) - наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней кромки (шкаторины) косых основных четырёхугольных парусов неправильной формы (гафельные паруса) — триселей, а также крепления шкотовых углов дополнительных парусов — топселей.

Бермудские шхуны несут треугольные паруса (бермудский парус). Бермудские паруса появились в начале 20 века и являются наиболее распространённым типом паруса на яхтах, прогулочных, туристских и гоночных судах. По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам являются бесспорным лидером.

Для наглядности предлагаю рассмотреть следующий рисунок:

На фок-мачте шхуны может быть установлен брифок - вспомогательный прямой парус — при определении типа судна он игнорируется. Ставится, к слову, довольно редко, только в тех случаях, если шхуна идёт полным курсом (при попутном ветре). На марке посвященной шхуне «Кодор» судно изображено в бермудском парусном вооружении с поднятым брифком.

Технические характеристики шхуны «Кодор»:

  • тип судна — 3-х мачтовая шхуна проекта «Академик Шокальский»
  • место постройки — верфь Laivateollisuus Ab, г. Турку, Финляндия
  • заложено — 12.05.1950
  • спущено на воду - 09.06.1951
  • корпус - деревянный
  • водоизмещение - 500 т
  • длина - 39,4 м
  • ширина - 9,5 м
  • высота мачт от ватерлинии - 58 м
  • осадка - 3,5 м
  • площадь парусов - 834 кв. м. (гафельная оснастка), 721 кв. м (бермудская оснастка)
  • скорость под парусами - до 10 узлов
  • двигатели - «Болиндер» 300 л.с.
  • экипаж - 15 чел., курсанты - 50 чел (по некоторым данным 44 чел)

На корпус и рангоут шхуны строители использовали три вида древесины — сосну, ель, дуб. Наружная обшивка парусника была одинарной, выполненной вгладь, что типично для конструкции корпуса морского деревянного судна. Палуба была покрыта сосновым настилом. Под полубаком размещались каюты экипажа и парусная кладовая. В носовой рубке размещались столовая команды, камбуз, санитарная каюта и резервная каюта. Среднюю рубку занимали учебный класс и отделенные от него проходами санузлы. На небольшом возвышении, напоминающем полуют, находились рулевая и штурманская рубки. Под главной палубой в нижних помещениях на платформе размещались столовые и жилые помещения курсантов, хозяйственные кладовые.

Карьера «Кодор»

Первоначально «Кодор» служил как грузовое судно для сбора рыбы с небольших балтийских рыболовецких судов и снабжения рыбаков в море. Служба была недолгой, парусник вскоре был передан Ленинградскому мореходному училищу, где его переоборудовали под учебное судно и заменили парусную оснастку с гафельной на бермудскую.

В период с 1957 по 1960 годы учебное судно «Кодор» совершило интересные рейсы по маршруту Антверпен — Архангельск — Берген — Висмар — Гдыня — Гент — Гетеборг — Гибралтар — Копенгаген — Лидс — Мурманск — Неаполь — Одесса — Нирей — Росток — Саутгемптон — Тронхейм — Тромсё - Фалмут. Начальником практики на «Кодоре» одно время (после выхода в запас) был контр-адмирал, Герой Советского Союза Николай Александрович Лунин — легендарный подводник, атаковавший знаменитый линкор «Тирпиц».

С курсантами на борту «Кодор» побывал в водах Атлантического океана и 11 морей. Командовал шхуной в это время известный яхтсмен капитан А. А. Аристов. На борту шхуны прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации.

Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Когда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль!» скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство».

Эта история знакома каждому с детства, не правда ли? Питерский праздник » Алые паруса» — единственное в мире торжество такого масштаба, посвященное выпускникам школ. С 1971 по 1979 год роль гриновского галиота «Секрет» исполнял герой этого рассказа — трехмачтовая бермудская шхуна «Кодор».

Перевоплощение «Кодора» в другие корабли стало третьей специализацией этой шхуны. Все смотрели приключенческий трехсерийный фильм по знаменитому роману «Остров сокровищ» 1982г. В этом фильме роль трехмачтовой шхуны «Испаньола» прекрасно сыграл «Кодор». Шхуну укомплектовали пушками, курсантов переодели в матросов и пиратов, вышли в море и начали снимать морские сцены. Интересный факт: когда снимали сцену в которой Джим в исполнении актера Феди Стукова «угонял» шхуну у пиратов необходимо было показать, как он управляет кораблем. А так как в рулевой рубке было много современного навигационного оборудования, которое нельзя было демонтировать, решили снять штурвал и разместить его на палубе. В то время как Джимми крутил ни к чему не прикрепленный штурвал (что хорошо видно на фотографии ниже) на палубе, капитан «Кодора» управлял шхуной с помощью разводного ключа.


«Кодор» на съемках фильма «Остров сокровищ»

Спустя несколько лет «Кодор» вновь появился на экранах — в многосерийном фильме «В поисках капитана Гранта» 1985 года в роли яхты «Дункан». Специально для фильма пришлось изменить таблички с названиями на носу и корме, поставить макеты пушек, добавить бутафорскую дымовую трубу, из которой, согласно легенде должен был валить дым. Перед трубой установили фальш-надстройку со штурвалом. Для этого пришлось демонтировать грота-гик и, как следствие, грот-мачта нигде в кадре не несёт парусного вооружения).

Последний раз в кино «Кодор» появился в роли китобойного судна «Пилигрим» в приключенческом художественном фильме «Капитан «Пилигрима»»1986г. по мотивам романа Жуля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Честно говоря мне кажется для данной роли «Кодор» не очень подходил, т. к. он слишком элегантен и изящен для брутального китобоя.

Последние годы жизни парусник провел в Азербайджане на Каспийском море, после того как в 1983 году «Кодор» преподнесли в дар бакинскому яхт-клубу.

Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет - фантастический «возраст» для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания!

В 1988 г. «Кодор» был переделан под плавучий ресторан. По воспоминаниям бакинцев, в этом «плавкабаке» был отличный рыбный стол.

Спустя одиннадцать лет в августе 1999 года «Кодор» сгорел, поставив в конце своего жизненного пути такую яркую точку. На ум приходят строки из песни А. Макаревича «Старый корабль»:

На берегу так оживленно, людно,
А у воды высится как мираж
Древний корабль, грозное чье-то судно,
Тешит зевак и украшает пляж.

Как не воюй, годы, увы, сильнее,
Как ни верти, время свое возьмет,
Сгнили борта и нет парусов на реях,
И никогда полный не дать вперед.

Зато любой войдет сюда за пятачок,
Чтоб в пушку затолкать бычок,
И в трюме посетить кафе и винный зал,
А также сняться на фоне морской волны,
С подругой, если нет жены,
Одной рукой обняв ее,
Другой обняв штурвал.

Был там и я, и, на толпу глазея,
С болью в душе понял я вещь одну,
Чтобы не стать этаким вот музеем,
В нужный момент лучше пойти ко дну.


Останки «Кодора»
Ответ на загадку

Почему финны называли «Кодор» и другие корабли построенные Финляндией для СССР после второй мировой войны «золотыми»?

Так как на Финляндию по итогам совецко-финской войны 1941-1944гг. налагалась контрибуция в размере 300 миллионов долларов золотом, корабли построенные в счет репарации финны называли «золотыми».

В качестве постскриптума

И в качестве постскриптума небольшая морская байка:

Однажды курсанты «Колора» во время занятий услышали яростные крики нашего руководителя практики, Героя Советского Союза, контр-адмирала Лунина Н.А. Все рванули на палубу. Оказалось, что капитан Аристов А.А. после купания в море повесил свои разноцветные плавки на реллинги возле своей каюты для просушки на солнце. Николай Александрович, идя в кают-компанию обедать и увидев такое безобразие на палубе, но не зная, что это плавки капитана, заорал: «Какая б…. развесила здесь флаги расцвечивания?». Не услышав ответа на свой вопрос, он схватил двумя пальцами плавки и бросил их за борт, повернулся и пошел в кают-компанию. В это время порыв ветра помог капитанским плавкам полететь не за борт, а в сторону нижней палубы, по которой буфетчик нес большую кастрюлю с борщом в кают-компанию. Дело в том, что на «Кодоре» камбуз находился на главной палубе с левого борта. Лифтов не было, и буфетчик носил с камбуза в кают-компанию и в столовую бачки и кастрюли с едой по палубе. Как уж там случилось, но плавки упали в кастрюлю с борщом, а буфетчик, зазевавшись, этого и не заметил, так как цвет плавок и борща не очень отличались по цвету. Когда же буфетчик достиг кают-компании, капитанские плавки, напитавшись наваристым борщом, вообще утонули.

Поставив кастрюлю перед капитаном, буфетчик пошел разносить борщ команде и курсантам в столовую. Капитан, несмотря на то, что имел право первого черпака, сказал: «Николай Александрович, вам — первое слово». Николай Александрович, как настоящий джентльмен, хотел передать черпак единственной женщине – Александре Васильевне Грудинко, вдруг вспомнил, что он Герой Советского Союза и к тому же контр-адмирал. А это значит, что все же первая ложка борща должна принадлежать ему по праву. Героям везде всё без очереди. Его рука медленно опустила черпак в кастрюлю. По морскому обычаю в кастрюле нужно все хорошо размешать, зачерпнуть со дна погуще, а уж затем доливать тарелку жидкостью.

Но что-то уж больно много гущи ухватилось в черпак, да еще что-то свисало, чуть ли не на 10 дюймов ниже черпака.
— Видимо, кок подбрюшье не порезал на куски, а целиком сварил, — сказала Александра Васильевна, Повезло вам, Николай Александрович.

– Ну, что же поделать? Раз повезло – будем есть, – ответил Николай Александрович, и взялся за нож.

Но сколько он не пытался порезать подбрюшье, оно не поддавалось. Тогда, Николай Александрович, видя безуспешность своих попыток поесть мясца, решил переложить его в пустую тарелку. И только тут все увидели, что это не свиное подбрюшье, а нечто иное – непонятное. Собрался консилиум во главе с капитаном. Все склонились над тарелкой…

— А не мои ли это плавки, вскрикнул капитан и рванул на палубу, к своей каюте.

Плавок на реллингах не было… Вот такая замечательная история, приключилась с плавками знаменитого капитана Аристова А.А. Все матросы и курсанты от смеху катались по палубе каждый раз, когда заходил разговор о плавках.

Источники и дополнительная информация
1. Сайт «Водный транспорт»
2. В.П. и П.С. Митрофановы «Учебные баркентины и шхуны послевоенной постройки». Журнал «Судостроение», 1986, №1, с.65
3. В.П. и П.С. Митрофановы «Школы под парусами». Л., 1989, с.179-181
4. И.Г. Шнейдер, Ю.Г. Белецкий. «Модели советских парусных судов». Л.,1990, с. 88
5. В.П. и П.С. Митрофановы «Учебные баркентины и шхуны послевоенной постройки». Журнал «Судостроение, 1986, №1, с.65.
6. Форум «Фалеристика»
7. Википедия
8. Владислав КРАПИВИН Фрегат «Звенящий». Роман-справочник
9. Как снимали «Остров сокровищ» http://dubikvit.livejournal.com
10. Cайт журнала «Катера и яхты»

Данный тип судна возник в Северной Европе. Первое изображение шхуны датируется 1628 г. К ней проявляли интерес в XVII в. английские и голландские судостроители, а в XVIII в. американские мастера. Во время военных действий англичане использовали шхуну в качестве посыльного судна.

Шхуна представляла собой корабль небольшого размера. Управлял им, как правило, экипаж из нескольких человек. На шхуне ставили две или три мачты. Парусное вооружение было гафельным. Бушприт нес два треугольных паруса - кливер и бом-кливер. Форк-стаксель являлся третьим парусом. В том случае, если на фок-мачте вместо топселя сооружали два марселя, шхуну называли марсельной. В основном эти суда использовались в торговом флоте. В XIX в. на шхунах увеличили количество мачт, а паруса устанавливали только косой формы.

В истории судостроения своей оригинальной конструкцией прославилась шхуна «Томас В. Лоусон», названная в честь прославленного американского писателя. Она была создана в 1902 г. на верфи «Форд Ривер энд Инжиниринг Компани» в Квинси, штат Массачусетс.

Судно имело стальной корпус и 7 мачт. Его параметры были следующими: длина 112,5 м, ширина 15 м; полная осадка 10,5 м; валовая вместимость 5 218 регистровых тонн (1 регистровая тонна равна 2,83 м3); грузоподъемность 7 500 т; площадь парусности 4000 м3.

Грузовые помещения шхуны были разделены на твиндеки тремя палубами. Шесть корабельных трюмов имели большие грузовые водонепроницаемые люки. Кажде трюмовое помещение снабдили паровой лебедкой, находившейся на главной палубе. С помощью лебедок моряки ставили и спускали топсели и стакели - малые паруса.

Нос и кормовая часть шхуны были оборудованы тремя паровыми лебедками большой мощности. Их использовали при постановке и спуске больших тяжелых триселей. Необходимо отметить, что парусное вооружение судна «Томас В. Лоусон» представляло собой довольно внушительную картину. Каждая мачта возвышалась над палубой на 40,5 м. Металлическая конструкция дополнительно снабжалась сосновой стеньгой длиной 17,5 м.

Экипаж шхуны состоял всего из 18 человек. Американские судостроители снабдили корабль еще одной новинкой. Перо руля, которое было огромных размеров, перекладывалось с одного борта на другой с помощью рулевой машины. Благодаря этому штурвалом шхуны мог управлять один человек.

К сожалению, судьба «Томаса В. Лоусона» оказалась весьма печальной. Шхуна принадлежала «Коусвайс Транспорейшен Ком-пани» и приносила своим владельцам немалый доход. Но и ее строительство обошлось магнатам в кругленькую сумму, равную четверти миллиона долларов.

Девятнадцатого ноября 1907 г. судно загрузили 6 000 т керосина в жестяной таре, и оно отправилось из Филадельфии в Лондон. С самого начала пути шхуну преследовали штормовые ветры. Однако капитан Георг Доу был профессионалом в своем деле и уверено вел «Томаса В. Лоусона» к намеченной цели. Бесперебойную работу всех механизмов обеспечивал механик Эдвард Роу.

8 течение многих недель суровый Атлантический океан трепал красавицу шхуну. Все спасательные средства (плоты, шлюпки) были разбиты, из строя вышли 19 парусов. Несмотря ни на что судно двигалось вперед по заданному курсу.

Роковым днем стала пятница, 13 декабря. Норд-вест силой 9 баллов по шкале Бофорда способствовал тому, что шхуна оказалась в опасной близости от скал Бишоп Рокк архипелага Силли (расстояние составляло не более одной мили).

Позднее эксперты рассчитали, что капитану удалось бы миновать опасное место, если бы парусное вооружение было в порядке, но шесть парусов, к сожалению, не обеспечили шхуне необходимой скорости хода. Опасаясь, что судно выбросит на скалы, Георг Доу приказал убрать паруса и поставил «Томаса В. Лоусона» на два якоря. В результате он развернулся носом на волну.

Терпящий бедствие корабль был замечен с маяков Св. Мэри и Св. Агнесс, и сигнальными ракетами команде был подан сигнал о приближающейся помощи. Спасательные шлюпки смогли подойти к судну только к полудню, однако одна из них из-за полученных в результате штормового ветра повреждений вскоре возвратилась на берег.

Капитан и его команда отказались покидать шхуну, так как были уверены, что положение их судна еще далеко от критического. По совету командира шлюпки Георг Доу взял на борт местного лоцмана Вильяма Хикса.

Вечером к шхуне подошли буксиры. Спасательная шлюпка из-за усиливающегося ветра была вынуждена вернуться на берег. Однако предварительно командир договорился с капитаном о том, что в случае обрыва якорей «Томаса В. Лоусона» он обязательно подаст сигнал ракетой.

На берегу с тревогой наблюдали за состоянием судна. Около трех часов ночи на шхуне внезапно погасли все огни, но условный сигнал за этим не последовал. Стараясь не предполагать самого худшего, все решили, что подошедшие днем спасательные суда буксируют «Томаса В. Лоусона» в порт-убежище. Однако принесенный ветром резкий запах керосина заставил усомниться в этом. Сын лоцмана Хикса быстро собрал команду из восьми человек и вышел на шестивесельной шлюпке в бушующее море. На маленьком скалистом острове они обнаружили тела трех погибших моряков. Вскоре они нашли главного матроса шхуны - Георга Аллена. К счастью, он был жив и рассказал о произошедшем на судне.

От него спасатели также узнали, что неподалеку должны находиться капитан Доу и механик Роу. Их обнаружили на скалах Хеллвезерс. Оправившись от потрясений, моряки рассказали следующее. Ночью внезапно разорвались одна за другой сдерживающие судно якорные цепи, и шхуну быстро понесло на скалы. Осознав, что положение стало безвыходным, капитан приказал надеть спасательные нагрудники и подняться на мачты.

Вскоре судно ударило о рифы, и весь груз из разрушившихся жестянок стал вытекать за борт. Корпус шхуны разломился под Действием бушующих волн, и моряки оказались в морской пучине. В результате из 18 членов экипажа выжили только трое. Среди погибших числился и лоцман Вильям Хикс. Старший матрос Георг Аллен умер от полученных ран через два дня после крушения шхуны-исполина «Томас В. Лоусон».

Гибель судна широко освещали средства массовой информации. Журналисты даже провели параллель между названием книги Томаса Лоусона «Пятница - тринадцатое число» и временем катастрофы, случившейся в декабре 1907 г. того же числа, в тот же день недели.

Больше столь крупные шхуны не строили. Распространение получили трехмачтовые суда.

Необходимо отметить, что в конце XIX в. шхуны не были вытеснены с морских просторов судами с механическим двигателем. Судовладельцы предпочитали отправлять не требующие срочной доставки грузы именно на парусных средствах передвижения по воде, так как они не нуждались в топливе и были, соответственно, более экономичны, чем пароходы.

Бывший библиотекарь Британского Адмиралтейства Л.Г.Карр Лафтон указал в своей работе, что характерная оснастка шхуны - это два гафельных паруса и передний парус. Кроме того, он отмечает, что уже в 1630 году в Голландии использовались прообразы шхун без переднего паруса. В 1780 году Универсальный морской словарь Фалконера определил шхуну как "небольшое двухмачновое судно, у которого главный парус и фок-парус подвешены на гафелях, проходящих под гиками, кормовые концы которых прикреплены к железу, охватывающему мачту так, чтобы вращаться вокруг оси, при этом задние концы перемещаются то в одну, то в другую сторону судна". Слово вероятно произошло от шотладского schoon, означающего скольжение по воде. Впервые слово "шхуна" было записано в феврале 1717 года в бостонском информационном бюллетене.












Шхуна представляла собой корабль небольшого размера. Управлял им, как правило, экипаж из нескольких человек. На шхуне ставили две или три мачты. Парусное вооружение было гафельным. Бушприт нес два треугольных паруса — кливер и бом-кливер. Форк-стаксель являлся третьим парусом. В том случае, если на фок-мачте вместо топселя сооружали два марселя, шхуну называли марсельной. В основном эти суда использовались в торговом флоте. В XIX в. на шхунах увеличили количество мачт, а паруса устанавливали только косой формы.

Узкий корпус и большая площадь парусов делали их быстрыми, обычная скорость шхуны при попутном ветре превышала 11 узлов. Осадка шхуны также была невелика, что позволяло им свободно плавать среди отмелей и рядом с берегом.


При водоизмещении до 100 тонн пиратская шхуна несла 8 пушек и экипаж около 75 человек.

Недостатком шхуны была недостаточная дальность плавания. Приходилось часто заходить в порты, чтобы пополнить запасы воды и пищи. Впрочем, при достаточном ведении и умении, пираты все, что им надо, брали в море.







Большинство шхун были двухмачтовыми. Но в конце XVIII века была версия трёхмачтовых шхун, которые часто называли "Шхуна Терн". Первая такая шхуна, использовавшаяся в военном флоте, была «Revenge». Построенная в Балтиморе в 1805 году, эта шхуна позже была переименована Адмиралтейством в «Flying Fish». Её характеристики: длина - 79 футов (24 м), ширина - 22 фута (7 м) и вес - 150 тонн. Вооружение - 10 двенадцатифунтовых карронад.

Как военные корабли шхуны стали впервые использоваться во время Семилетней войны 1755 - 1763 годов (период войн с французами и индейцами). Первой шхуной, построенной американцами для Королевского военно-морского флота стал корабль под названием Barbadoes («Барбадос»). 15 марта 1757 года он был приобретен флотилией под командованием Мура, размещенной в Английской гавани, Антигуа (English Harbour, Antigua). Длина Barbadoes составляла 80 футов, ширина - 22 фута, осадка - 9 футов, а масса - 130 тонн. На корабле было установлено четырнадцать 3-х фунтовых орудий и, вероятно, приблизительное столько же вращающихся пушек. Важную роль, которую шхуны играли в прибрежных водах, подтверждает следующий факт. В 1763 году капитан Джеймс Кук (впоследствии знаменитый тем, что он стал первым известным европейцем, высадившемся в Австралии) получил под свое командование военную шхуну Grenville («Гренвиль»), на которой должен был исследовать восточные берега нынешней Канады. Он занимался этим в течение четырех лет, и каждую зиму ему приходилось пересекать Северный Атлантический океан. В состав флотов остальных европейских держав шхуны не входили до 1760-х годов.

Несомненно, наиболее известный класс шхун - это Балтиморские клиперы (Baltimore Clippers). Эти корабли, построенные в начале 1800-х годов, обладали рядом черт, выделявших их среди остальных шхун. Все они в длину достигали около 100 футов, их грот-мачта была смещена к корме, а фок-мачта по высоте почти равнялась грот-мачте. У всех этих шхун был срединный разрез в форме сердца и наклоненная задняя часть. Первым известным Балтиморским клипером стала британская шхуна Berbice («Бербис»), построенная в Вирджинии в 1798 году. Она была короче в отличие от своих позднее построенных родственниц, достигая в длину всего лишь 73 фута. Ширина ее составляла 21 фут, осадка - 9 футов, а масса равнялась 100 тоннам. Вооружение состояло из восьми 4-хфунтовых орудий и четырех вращающихся пушек. Расцвет американского варианта Балтиморского клипера относится ко времени войны 1812 года, когда судам этого класса удалось захватить свыше 500 британских кораблей.

Наиболее известной американской шхуной, использовавшейся как капер (частное вооружённое судно) была Принц де Ньюфчатель. Построенная в Нью-Йорке в 1812 году, она имела следующие характеристики: длина - 110 футов (34 м), ширина - 26 футов (8 м), осадка - 12 футов (4 м) и вес - 328 тонн. Вооружение - 2 шестифунтовые пушки для преследования и 16 двенадцатифунтовых карронад (короткоствольных орудий, названных от шотландского "Carron"). Она не переоборудовалась в торговое судно, а была создана как капер. Проект получился удачным - Prince De Neufchatel превосходила по крайней мере 17 британских военных кораблей. Шхуна получилась настолько удачной, что 11 октября 1812 года её доблестная команда в морском сражении вывела из строя британский 40-пушечный фрегат Endymion.

В 1902 году американцам удалось построить семимачтовую шхуну с металлическим корпусом «Thomas W. Lawson». Её характеристики: длина - 370 футов (113 м), ширина - 50 футов (15 м), осадка - 35 футов (11м) и вес 5218 тонн. Шхуна настолько ужасно плохо управлялась, что кто-то однажды охарактеризовал её управление "как выброшенный на берег кит"

Основные источники: