Храм воскресения христова на бывшем семеновском кладбище. Храм Воскресения Христова на "Семеновской": социальная работа, расписание богослужений Храм вознесения на семеновской










описание

Объятый зеленью прилегающего тихого парка около московской станции метро Семеновская в районе Соколиной горы стоит Храм Воскресения Христова.

Район, история которого насчитывает более 300 лет, объединяет две исторические территории: это Благуша, или Благушенская роща, «в которой раньше даже звери водились», и бывшее село Семеновское. Название же самого района Соколиная гора произошло от находившегося здесь в середине XVII века Потешного соколиного двора, где содержали соколов и кречетов для охоты царя Алексея Михайловича.

Храм Воскресения Христова является Патриаршим подворьем. Здание храма – памятник истории и культуры.

СЕЛО «СЕМЕНОВСКОЕ»
__________________________________________________________

Само село было расположено на территории современного района Соколиная гора. Есть предположение, что среди его строений был храм Симеона Богоприимца, давший название селу. Во времена Петра I здесь появилась Семёновская солдатская слобода. Село дало название Семёновскому полку известному ещё под названием «Потешные полки». В Семеновском также был деревянный дворец Петра Великого, весьма скромный, и к великому сожалению, несохранившийся. Петр I любил ездить на гуляния в Семеновскую рощу и брал с собою все свое семейство.

Достопримечательностью села являлся также родовой дом с усадьбой князя Александра Даниловича Меншикова , находившийся неподалеку от церкви Введения. В Семеновском существовал сельский погост, приписанный к Введенской церкви, где были похоронены родители князя, а позже на Семеновском были похоронены и две его дочери. В конце XVIII – начале XIX веков владения военных вытеснили дворы купцов и мещан, начали появляться первые кирпичные заводы, ткацкие фабрики и скотобойни.
__________________________________________________________

ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
__________________________________________________________

В селе, на месте, где позже расположилось Семеновское кладбище, когда-то стояла деревянная церковь Введения. Сохранилось упоминание о том, что она была построена в 1643 г. царицей Евдокией Лукьяновной , супругой первого из рода Романовых царя Михаила Федоровича. Церковь эта в 1728 г. сгорела, и слобожане выстроили в 1736 г. уже каменное здание на другом месте, ближе к Яузе, на берегу пруда, называвшегося Прачешным. Колокольня новой церкви была построена в начале XIX в., трапезная перестроена в 1871-1875 гг. В церкви хранились старинная утварь и лампады. Некоторые из них содержали надписи, например: «От господ офицеров» и т.п..

Историк В.Ф. Козлов так рассказывает о последних годах церкви Введения: «В 1929 г. рабочие электрозавода подали ходатайство о сносе храма «с целью расширения территории сквера»; Центральные реставрационные мастерские (ЦГРМ) не возражали, и 20 мая того же года Моссовет рабочих поддержал». Жалоба верующих несколько отдалила печальный исход, но в конце июля верховные власти дали добро на слом церкви, которая началась в октябре после вывоза церковного имущества. Во Введенском храме, зачисленном ЦГРМ в разряд «не имеющего историко-архитектурного значения», находились замечательные древние иконы. В его алтаре, иконостасе и на стенах было около четырех десятков образов, написанных не позже XVII в., а некоторые из них датировались даже XV в. (!). По свидетельствам специалистов, столь древние иконы по своему происхождению вполне могли быть из Новгорода.

На месте Введенской церкви (позади клуба электролампового завода – самого заметного строения на нынешней площади Журавлева) – теперь находится школьное здание.
__________________________________________________________

СЕМЕНОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ
__________________________________________________________

Когда-то Семеновское кладбище было единственным «нечумным» в кольце кладбищ за Камер-Коллежским валом. При том, что здесь имелось несколько могил довольно известных и высокопоставленных людей, оно никогда не считалось престижным местом упокоения. С самого своего основания кладбище стало традиционным местом захоронения военных. Прежде всего, это объясняется тем, что поблизости находился и находится до сих пор крупнейший и старейший в России Лефортовский военный госпиталь. Когда в госпитале умирали раненые участники войн, которые вела Россия в XVIII – начале ХХ века, их, как правило, хоронили на Семеновском кладбище. Особенно много здесь было погребено участников Первой мировой войны. Для них специально на южной окраине кладбища был даже огорожен большой участок. Вот так описал его в 1916 г. в книге «Очерки истории Московских кладбищ» А.Т. Саладин: «Что-то особенно грустное охватывает на этом кладбище, где все могилы, как солдаты в строю, вытянулись стройными рядами, где все кресты сделаны по одной форме, и даже надписи на них все одного образца. Только в центре, в офицерской части кладбища, замечается некоторое разнообразие памятников, но и там все просто и бедно».

Впрочем, есть камень с целым завещанием философа. Он находится на главной аллее от церкви, за колодцем, с краю левой стороны. Вот буквальное содержание надписи: «Знание уменьшает страданье людей. Дух без знания и тело без пищи и чистого воздуха умирают. При здоровой пище делайте движения на чистом воздухе. Во время отдыха, т. е. ночи, имейте спальню с открытым окном. Перестаньте лечиться. Бросьтесь в объятья природы и – будете здоровы». (Аполлон Григорьевич Белопольский).

В 1838 году в Лефортовском госпитале умер и был похоронен на Семеновском кладбище один из самых талантливых поэтов пушкинской поры Александр Полежаев, проживший короткую и на редкость несчастную жизнь, отданный в солдаты по личному распоряжению Николая I за вольного содержания стихи.

На кладбище были похоронены и многие высокие военные чины: генерал-лейтенант Н.К. Цеймерн (1800-1875), участник Кавказской войны; генерал-лейтенант К.В. Сикстель (1826-1899), начальник артиллерии Московского военного округа; генерал от инфантерии В.К. Жерве (1833-1900), участник Крымской и русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Среди них, помимо большого числа военных чинов, представлены все сословия московских жителей: почетные потомственные граждане, архитекторы, священнослужители.

Первый настоятель храма, протоиерей Александр Сергиевский, был похоронен в 1877 году. Здесь покоился и его сын Николай Сергиевский (1827-1892). Он был протопресвитером Успенского собора в Кремле, настоятелем университетского храма св. Татианы и профессором богословия, логики и психологии Московского университета.

Следующим за о. Александром Сергиевским настоятелем храма был о. Константин Остроумов (1827-1899). Этот батюшка прославился как основатель первого в Москве общества трезвости.
__________________________________________________________

СУДЬБА СЕМЕНОВСКОГО КЛАДБИЩА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
__________________________________________________________

Судьба кладбища в советское время складывалась печально. В 1935 году Президиум Моссовета постановил его ликвидировать и обустроить освободившуюся территорию под сквер. Ликвидация затянулась на 30 с лишним лет, в течение которых новых захоронений там не производили. За это время многие надгробия были вывезены либо для вторичного использования на других кладбищах, либо как ценный камень для нужд народного хозяйства. Ограды и металлические часовни пошли на переплавку.

А в 1966 году кладбище было окончательно уничтожено. Прямо по нему прошел Семеновский проезд, разделивший его на две неравные части, из которых лишь северная, меньшая, осталась незастроенной, – именно там теперь сквер с Воскресенской церковью и чудом сохранившимися еще несколькими надгробиями. А в основном на территории кладбища теперь многоэтажные жилые дома.

На Семеновском кладбище были похоронены многие замечательные люди – гордость русской истории и культуры. Среди родовых захоронений большое семейство Кетчеров, выходцев из Швеции, и пустивших корни в России, семейные захоронения Гаяриных, Демидовых, Суриных... Немалое число лиц, захороненных на Семеновском кладбище, вошло в историю нашего Отечества. Их имена, их деяния запечатлены в энциклопедиях, справочниках, словарях, о них ниже даны краткие биографические сведения. Может быть, эти имена, избежавшие забвения, заставят нас задуматься, пробудить дремлющее чувство Родины, родной истории, уважения к памяти предков и лучше прожить остаток дней, поскольку эта память есть отпечаток высшей нравственности и благородства.

Поклонимся праху тех, кто работал во славу нашего Отечества. Они – «наша история, наше прошлое и будущее. Гордиться славою предков не только можно, но и должно. Не уважать оную – есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин). Покуда мы будем хранить о них память – мы будем достойны их.
__________________________________________________________

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
__________________________________________________________

Храм был построен на Семеновском кладбище в 1855 году в русско-византийском стиле на средства купца Михаила Николаевича Мушникова по образцам архитектора Константина Андреевича Тона . Это довольно редкий тип храмового сооружения. Одноглавый храм имел оригинальную систему трех цилиндрических сводов, опирающихся пятами на подпружные арки. Базы колонн-пилястр точно повторяли конструкцию храма Христа Спасителя. Алтари приделов – по одной линии с главным алтарем, имеются три престола. Центральный – во имя Воскресения Христова, придел Южный – во имя св. благ. кн. Владимира и Всех Святых, и Северный придел – во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Невысокая шатровая колокольня не была вынесена за пределы храма как самостоятельное архитектурное строение, она была расположена с запада и напоминала скорее вторую, асимметричную главу, нежели колокольню. В объемно-планировочном решении Храма были сделаны акценты на роль колокольни как доминанты окружающего пространства и на его внутреннюю монументальность и масштабность.

По отзывам современников, церковь была очень красива, в ней был набранный из олонецкого мрамора мозаичный пол, имелись старинные иконы поставленные в превосходный иконостас. Это была «церковь утварью достаточная».

Храм был освящен 17 июля 1855 г. святителем Филаретом Московским (Дроздовым) , первоиерархом Русской Православной Церкви, митрополитом Московским, ныне причисленным к лику святых.

В 1901 г. трапезная и колокольня были реконструированы архитектором А.П. Михайловым.

При храме действовали церковно-приходская школа, бесплатная библиотека-читальня, Общество трезвости, проводились богослужебные собеседования, сборы в пользу слепых, в праздничные дни проводились религиозно-нравственные беседы.
__________________________________________________________

СУДЬБА ХРАМА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
__________________________________________________________

Судьба храма в советский период сравнима с судьбой новомучеников - он был закрыт и подвергся значительным разрушениям. В 1930-е годы купол и колокольня были совершенно разобраны. Поскольку храм двусветный, это позволяло новым его владельцам устроить там второй этаж. К апсидам, колокольне и южному фасаду сделаны хозяйственные пристройки. После этой «реконструкции» в бывшем храме разместился ремонтно-механический комбинат.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА
__________________________________________________________

В 1996 г. Храм Воскресения Христова был передан РПЦ. В том же году, перед Пасхой, был установлен Крест на крыше Храма. В Великую субботу прошло освящение куличей и пасок. В течение всего года по воскресным и праздничным дням совершались молебны и чтения акафиста Христу Воскресшему. Службы совершались на 2-м этаже Храма, часть которого была перестроена в советское время под актовый зал. Первый этаж представлял собой цех, весь уставленный разнообразными станками, с полом, покрытым толстым слоем асфальта и заводской грязи.

Несмотря на то, что здание Храма было возвращено верующим, вплоть до 1998 года в нем продолжало находиться оборудование ремонтного цеха.

Существенные изменения по восстановлению Храма начались с назначения нового настоятеля – архимандрита Августина (Пиданова). 19 апреля 1998 года на праздник Святой Пасхи была отслужена первая Божественная Литургия, которая явилась точкой отсчета регулярных богослужений во вновь воссоздаваемом Храме.

C 2000 г. были начаты полноценные работы по восстановлению. К тому моменту сохранилось только 2 фрески, но и они не подлежали восстановлению. Новые росписи храма были закончены в 2005-2006 гг.

Силами прихожан и благотворителей, радеющих о восстановлении российских святынь, к настоящему времени удалось восстановить былую красоту храма. С большим трудом ему была возвращена значительная часть земли, когда-то принадлежавшая Церкви.
__________________________________________________________

ОСОБЫЕ СВЯТЫНИ ХРАМА
__________________________________________________________

  • икона блаженного Августина, епископа Иппонийского с частицей святых мощей (написана с мозаичного образа XIV века, находящегося в соборе города Чефалу на острове Сицилия (Италия);
  • икона с частицей мощей святого благоверного князя Петра и святой благоверной княгини Февронии Муромских чудотворцев;
  • икона с частицей мощей свмч. Гавриила Белостокского;

Главный престол храма освящен в честь Воскресения Христова , а приделы – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (северный), святого равноапостольного князя Владимира (южный).

По благословению настоятеля, возрождена древняя благочестивая традиция, пришедшая к нам еще от апостольских времён – пение Божественной Литургии всем народом (общим хором прихожан).

При храме действуют: Воскресная школа для детей, Евангельский кружок, Кружок трезвости, проводятся Катехизические беседы, осуществляют свою деятельность Православный Центр кризисной психологии, где оказывается квалифицированная психологическая помощь детям и взрослым, переживающим тяжелое горе в связи с потерей близких, кризис семейных отношений, потерю смысла жизни и др.. Кроме того, при храме функционирует Молодежный Центр во имя святой великомученицы Екатерины, в рамках которого проводится множество мероприятий: совместные паломнические поездки и празднования, встречи с психологами, ставшие уже традиционными встречи с настоятелем, архимандритом Августином (Пидановым). Осуществляет свою работу Служба приходского консультрования.

В районе Соколиной горы, на территории зеленого и уютного парка, возле метро Семеновская в Москве, возвышается Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище .

Возведен он был в 1855 году. Однако первая деревянная на Семеновском кладбище была построена в 1643 году, называлась она церковью Введения, но в 1728 году деревянная постройка сгорела. Спустя столетие, в середине 19 в., решено было вновь возвести при кладбище.

Средства на строительство нового каменного храма выделил купец Михаил Николаевич Мушников. А архитекторой здания занялся Константин Андреевич Тон. В облике храма Воскресения Христова читается русско-византийский стиль. Это одноглавый , который имеет оригинальную систему, состоящую из трех цилиндрических сводов. Они опираются пятами на подпружные арки. А базы колонн-пилястр повторяют в точности конструкцию ныне восстановленного в Москве.

Невысокая шатровая колокольня не вынесена за пределы храма, как это часто можно увидеть в других церквах. Она находится сразу за четвериком и скорее напоминает вторую главу, чем колокольню. Тем не менее, облик здания выглядит гармонично. Архитектор сделал акцент на роли колокольни — она является доминантой в окружающем пространстве, придает ему масштабность и некоторую внутреннюю монументальность.

Внутри не менее красив, чем снаружи. Алтари его приделов расположены на той же линии, что и главный алтарь. Всего тут три престола. Южный придел был возведен во имя святого благоверного князя Владимира и Всех Святых. Противоположный придел, северный – во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. А основной или центральный придел – во имя Воскресения Христова.

Безусловно, была очень красивой. Имеются описания очевидцев, которые рассказывают о ее богатом внутреннем убранстве. Например, в храме был созданный из мрамора мозаичный пол. Причем мрамор был редчайшей олонецкой породы. Также здесь находились старинные иконы, а иконостас можно было назвать произведением искусства.

До советского времени при храме существовала бесплатная библиотека, действовала церковно-приходская школа, располагалось Общество трезвости, проводились различные собеседования на тему Веры. Кроме того, в церкви был организован сбор денег в пользу слепых. А в праздничные дни батюшка рассказывал о религии и вел нравственные беседы.

Но в 1917 году жизнь храма изменилась. Сначала его закрыли, затем стали разрушать. В тридцатые годы колокольня и купол храма были полностью разобраны. В 1937 г. настоятеля храма Павла Георгиевича Анисимова арестовали, а позднее расстреляли. Ныне он причислен к лику святых. После этого события помещения храма были конфискованы, в них созданы хозяйственные постройки, а вскоре здесь расположился ремонтно-механический комбинат.

Восстанавливать начали в 1996 году, когда он был передан Русской Православной Церкви. Сначала установили крест на крыше, затем сразу стали проводиться службы, а параллельно шел сбор средств на его восстановление. На первом этаже храма до 1998 года все еще стояли различные станки, была кухня, буфет и администрация комбината.

В 2000 году начались уже значительные работы по его возрождению. На стенах появились росписи, был очищен пол, в колокольне заговорили колокола. К настоящему времени храм восстановлен практически полностью, в чем основная заслуга принадлежит прихожанам.

По будним дням и субботам начало Божественной Литургии - в 8:30.
Начало вечернего Богослужения - в 17:00.
По воскресным и праздничным дням служатся две Божественных Литургии: в 7:30 - ранняя, и в 10:00 - поздняя.

ДУХОВНОЕ ПЕНИЕ
По благословению настоятеля - архимандрита Августина /Пиданова/ - в нашем храме возобновлена древняя благочестивая традиция, пришедшая к нам еще от апостольских времён - пение Божественной Литургии всем народом (прихожанами). До начала службы желающие могут взять у регента ноты со словами Божественной Литургии. Общее пение незримо, но явно, сквозь века, объединяет нас с теми, кто своими очами видел Господа нашего Иисуса Христа, соединяет нас со всей полнотой церковной. И когда держишь перед собой тексты Богослужения и следишь за рукой регента, за ходом самой службы, то чувствуешь себя участником службы Господу. Благодаря таким службам, начинаешь лучше понимать содержание и смысл Литургии, слова песнопений, молитвы священнослужителей.

В истории нашей Церкви бывали такие времена, когда священникам зачастую приходилось служить литургии в любых, совершенно иных условиях: без храма, большого состава духовенства, клиросного хора. Тогда своим присутствием, молитвами, пением миряне могли поддержать священника. И мы считаем своим долгом быть готовыми к любым временам и условиям. В этом нам помогают в том числе и такие службы с пением Божественной Литургии всем народом.

Москва издревле славилась своими церковными хорами. Даже в самые тяжелые времена находились энтузиасты и ревнители церковной певческой традиции. В годы Великой Отечественной войны на клиросах московских церквей собирались известные музыканты и великие певцы.

Более полутора века назад святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся подвижник и церковный писатель XIX века, под впечатлением распевов Валаамской обители так писал о церковном пении: «Тóны этого напева... изображают стоны души, кающейся, воздыхающей в стране своего изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого... Эти тóны с тихою скорбию приносят жалобы на греховность, выражают томящую и снедающую скорбь по причине греховного бремени, то как бы от невыносимой тяжести... начинают вопиять и призывать помощь неба: тогда они гремят!»

ЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
Так говорит о значении Богослужения Алексей Ильич Осипов, богослов, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии: «Надо понимать значение Богослужения, следить за своим духовным состоянием. Задача Богослужения и духовного пения - помочь человеку молиться. Есть церковная обиходная музыка, она хороша тем, что не отвлекает человека. Простое пение хорошо тем, что помнишь о Боге... И потом мы все привыкли, что наше Богослужение сопряжено с пением».

Церковное пение является важной составляющей церковного литургического действа, которое, по меткому выражению священника Павла Флоренского, является «синтезом искусств». Оно должно доходить до сердца каждого молящегося, восприниматься всеми собирающимися в храме за Богослужениями, и в первую очередь исполнителями. Это великая задача, и выполнить ее - наш долг не только перед нашими прихожанами, но и теми, кто впервые переступает порог храма.

Архитектурным памятником Москвы признается храм Воскресения Христова на "Семеновской" (станция метро). Здание собора было возведено в 1855 году на территории Семеновского кладбища. В том же году, 17 июля, он был освящен первоиерархом РПЦ Филаретом. Храм открыт для прихожан и по сегодняшний день.

Общие сведения

Под четким руководством купца Мушникова был возведен храм Воскресения Христова (на "Семеновской"). Фотографий, на которых запечатлен собор в первозданном виде, не сохранилось. Однако, несмотря на существенные разрушения храма в начале XX столетия, а также эксплуатацию культового здания в качестве ремонтного комбината, облик его мало изменился.

В середине XX века Семеновское кладбище было полностью разрушено. На месте бывшего погоста разбит сквер. Возрождать храм Воскресения Христова на "Семеновской" начали лишь в 1996 году, когда культовое здание было передано РПЦ. Восстановительные работы и реконструкция начались лишь в 2000 году. От былой красоты собора остались 2 фрески, однако из-за хрупкости и большого процента разрушений сохранить свидетельства XIX века не удалось. Было принято решение о новой росписи храма, которая была успешно завершена в 2006 году.

Первозданный облик воссоздан за счет пожертвований прихожан. Большая часть территории, которая принадлежала до революции церкви, была возвращена в патриаршие владения.

Режим работы

Безусловно, одним из самых излюбленных мест у православных является храм Воскресения Христова на "Семеновской". Расписание богослужений с точным временем и по датам можно узнать на официальном сайте собора.

Если говорить в целом, богослужения проходят ежедневно. На территории храма совершают молебны о здравии, а также панихиды по усопшим. Главное отличие собора от других заключено в том, что именно здесь воплощена древнейшая традиция - духовное пение. Божественную литургию исполняют не только священнослужители, но и обычные прихожане. Чтобы принять участие в пении, достаточно получить у регента лист со словами и нотами литургии.

Социальная работа

Социальная направленность деятельности выделяет из общей массы культовых зданий храм Воскресения Христова (на "Семеновской"). Отзывы прихожан о кризисном центре носят положительный оттенок.

Он был открыт в 2006 году после благословения Алексия II - патриарха Московского и всея Руси. Здание располагается на Патриаршем подворье. Получить психологическую помощь могут как взрослые, так и дети. Помимо этого, профессиональная поддержка будет оказана верующим любых конфессий, а также атеистам.

Основной упор сделан на помощь людям, которые находятся на первый взгляд в Служащие церкви, профессиональные психологи оказывают поддержку прихожанам, которые потеряли близких людей. Не остаются без внимания и люди, которые больны имеют посттравматическое расстройства или были заложниками террористов, участниками природных аварий.

Молодежный центр

Храм Воскресения Христова на "Семеновской" идет в ногу со временем. Именно поэтому на территории подворья организован молодежный центр. Православная организация проводит различные мероприятия, которые не только наставляют на путь Божий, но и наполняют сердца молодых людей добротой и любовью.

В частности, молодежный центр организовывает встречи мужчин и женщин, которые нацелены на создание семьи и рождение детей. Благодаря поддержке верующих осуществляются паломнические поездки по святым местам, туристические походы, совершаемые по выходным дням. Кроме того, на территории организован Евангельский кружок, где анализируются Божественные писания.

Распространены в организации и всевозможные мероприятия, которые проходят по крупным праздникам. Участие в них могут принимать все желающие, которые изъявили желание помочь прихожанам.

Воскресная школа собора

Храм Воскресения Христова на "Семеновской" занимается образовательной деятельностью, которая позволяет прихожанам понять суть православной веры. Посещать занятия могут дети от 6 до 13 лет. Весь образовательный процесс в воскресной школе происходит по типу диалога. Это позволяет детям не только узнать теоретическую основу православия, но и задать все интересующие вопросы, носящие практический характер.

Для удобства проведения занятий на территории воскресной школы организована библиотека, есть широкая видеотека. Программа занятий включает изучение Закона Божьего, истории РПЦ, а также техники песнопения. Имеются дополнительные курсы по изучению русского и английского языков, а также кружок рукоделия.

Храм Воскресения Христова - это не только культовое здание РПЦ, но и полноценный социальный центр, который позволяет полностью реабилитироваться страдающим и нуждающимся в помощи людям.