Лоцман древнейшая морская профессия. Лоцман - это кто? Или научный подход в любви к морю Какой лоцман на флоте не служит

Или речник , по квалификации - с опытом работы в данном регионе, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда , особенно в местах, представляющих опасность .

К борту судна, запросившему предварительно лоцманскую проводку, лоцмана доставляют на лоцманском боте (катере) или судне, а в случае плохой погоды или особых обстоятельств на вертолёте. Иногда роль лоцманского катера выполняет буксир, который также помогает судну в швартовых операциях. Лоцман проводит судно по безопасному маршруту. С катера на борт судна лоцман поднимается по лоцманскому трапу, если борт судна выше, чем борт лоцманского катера. Лоцман может перепрыгнуть с катера на судно, если борта судна выше борта катера не более чем на 33 сантиметра (такое же расстояние между балясинами лоцманского трапа) или борт катера немного выше борта судна. Если разница между бортами судна и лоцманского катера более 9,5 метра, то для подъёма лоцмана на борт готовят комбинированный трап.

См. также [ | ]

Лоцман (от нидерл. loodsman) — моряк или речник, по квалификации — капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность. Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта. Лоцмана доставляют на лоцманском боте (катере), (иногда на вертолете) к судну, запросившему лоцмана, и он проводит судно по безопасному маршруту. Однако присутствие лоцмана на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.

За услуги лоцмана взимается лоцманский сбор — плата за проводку судов по фарватеру. При невозможности обеспечения судна лоцманом на мачтах береговых постов при входе в гавань поднимают лоцманские сигналы — для указания глубин и рекомендуемого курса при входе в гавань. На судоходных реках и внутренних водоёмах, чаще всего, функции капитана и лоцмана совмещаются одним лицом, а для обозначения фарватера, глубин и безопасного курса служат буи, бакены и береговые створные знаки.

В дореволюционной России лоцманы образовывали лоцманские общества в каждом порту, под начальством лоц-командира, назначаемого от казны. До XVIII века у поморов существовало два отдельных наименования для профессии лоцмана — «носниками» назывались артели речных лоцманов, «корабельными вожами» — те, кто водил морские корабли по взморью и дельте Северной Двины.

Лоцманы принимали активное участие в развитии всемирного судоходства, в обеспечении портов, в мероприятиях по обеспечению безопасности мореплавания. Они создавали навигационные карты, устанавливали средства навигационного обеспечения, были советниками при выборе мест для маяков и подходов к портам, участвовали в расследовании морских происшествий.

Средневековое морское право определяло две категории лоцманов: к первой категории относились лица, занимающиеся проводкой только в открытом море и на различные расстояния; ко второй категории - лица проводившие корабли и суда исключительно у побережья или производили вывод и заход судов в порты. Моряков первой категории называли лоцманами открытого моря, второй категории - прибрежного плавания.

Широкую известность лоцманам принесла эпоха великих открытий, так как в этот период появилась острая нужда в опытных моряках. Известно, что первым, кто сообщил Христофору Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис. Но не всем морякам капитаны доверяли свои корабли. За ошибки и недостаток знаний лоцманов ожидала жестокая кара.

Лоцман входил в состав экипажа судна, поскольку нанимался на весь рейс, и функциями его было знание специфики пути следования и безаварийная проводка судна в порт назначения. Кроме этого он нес одинаковую ответственность со всеми членами команды корабля. Таким образом, капитан не отвечал за проводку судна, а эта функция возлагалась на лоцмана и рулевого.

В настоящее время в функциях лоцманов мало что изменилось. В лоцманах нуждаются там, где плавание по фарватеру представляет особые трудности на местности. Лоцман должен прибывать на судно по первому сигналу, состоящему в поднятии на мачте особого флага - лоцманский.

Предъявив свой бланк капитану судна, лоцман переходит на борт судна и берет управление на себя, однако присутствие опытного моряка не освобождает капитана от ответственности по управлению судном. На бланке лоцмана капитан судна указывает фактическую осадку и водоизмещение корабля, а также сумму, причитающую к выдаче за проводку.

Также в нем указываются и другие замечания, которые могут иметь отношение к проводке судна. Лоцманы обязаны отдавать предпочтение военным кораблям.

loodsman ) - моряк или речник , по квалификации - капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда , особенно в местах, представляющих опасность. Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта . Лоцмана доставляют на Лоцманском боте (катере), (иногда на вертолете) к судну, запросившему лоцмана, и он проводит судно по безопасному маршруту. Однако присутствие лоцмана на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.

За услуги лоцмана взимается лоцманский сбор - плата за проводку судов по фарватеру. При невозможности обеспечения судна лоцманом на мачтах береговых постов при входе в гавань поднимают лоцманские сигналы - для указания глубин и рекомендуемого курса при входе в гавань. На судоходных реках и внутренних водоёмах, чаще всего, функции капитана и лоцмана совмещаются одним лицом, а для обозначения фарватера, глубин и безопасного курса служат буи , бакены и береговые створные знаки .

См. также

Напишите отзыв о статье "Лоцман"

Отрывок, характеризующий Лоцман

Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.

Лоцман

Лоцманский трап по правому борту. Лоцманский катер подошёл к правому борту судна (с правого борта). Лоцман поднимается по правому борту.

См. также

Ссылки

  • История морского флота России. Зарождение лоцманского дела в России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Лоцман" в других словарях:

    - (нем. Lotsmann). 1) проводник, выезжающий на встречу приходящим судам; человек, хорошо знакомый с известной местностью и морским делом. 2) род рыбы из отр. колючеперых, водятся в Атлантическом океане и Средиземном море. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Pilot) 1. Лицо, хорошо знакомое со всеми условиями прохода к данному порту или плавания на каком либо определенном участке пути. В обязанности Л. входит проводка судов в пределах своего участка. В зависимости от района работы Л. разделяются на… … Морской словарь

    См … Словарь синонимов

    ЛОЦМАНОВ Образованы от именования професси отца. Лоцма (в говорах лошман, лукамн) человек хорошо знающий фарватер и проводящий суда. Например подход к Архангельсому порту был очень сложен по мелководной Двине. Однако на Волге и Каспийском море… … Русские фамилии

    Специалист, осуществляющий проводку судов в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к портам и в пределах их акваторий. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (нидерл. loodsman) специалист по проводке судов, знающий местные условия плавания …

    Рыба отряда окунеобразных. Длина до 70 см. Во всех тропических и субтропических морях, иногда в умеренных водах, редко в Черном м. Держится около акул, дельфинов, морских черепах … Большой Энциклопедический словарь

    ЛОЦМАН, лоцмана, муж. (голланд. loodsman). 1. Лицо, хорошо знающее фарватер и проводящее по нему суда (мор.). || Соответствующая должность в команде морского или речного судна (мор.). 2. Морская рыба, сопровождающая акул и др. больших рыб и… … Толковый словарь Ушакова

    ЛО МАН 2, а, м. Небольшая морская рыба, плавающая обычно около судов и крупных рыб. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ЛОЦМАН, а, муж. Специалист по проводке судов, хорошо знающий фарватер. | прил. лоцманский, ая, ое. II. ЛОЦМАН, а, муж. Небольшая морская рыба, плавающая обычно около судов и крупных рыб. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    - (Naucrates ductor), рыба сем. ставридовых. Дл. до 70 см. Костных щитков вдоль боковой линии нет. На хвостовом стебле кожистые кили. В тропич. и субтропич. водах всех океанов; в СССР изредка в Чёрном м. Пелагнч. рыба открытых вод. Л. образуют… … Биологический энциклопедический словарь

Лоцман - знаток фарватера, специалист порта по проводке судов, отвечающий за их беспрепятственное прохождение в сложных местах.

Особенности профессии

Лоцман хорошо знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал и пр.

По статистике, почти 90% аварий происходит в районах, ограниченных для мореплавания, в портах и на подходах к ним. Лоцман проводит по фарватеру каждое судно при входе и при выходе из порта, т.к. лучше капитана знает местные условия навигации. На входе в гавань, корабль запрашивает лоцмана. Тот на своём катере (лоцманском боте или на вертолёте) добирается до корабля и указывает капитану безопасный маршрут.

Услуга лоцмана оплачивается из так называемого лоцманского сбора, который взимает порт. Лоцман - лишь советник капитана, и ни коим образом его не заменяет, его присутствие не снимает с капитана ответственности.

В то же время лоцман отвечает за качество своей работы. По российскому законодательству, если по его вине произошла авария, порт возмещает убытки. Если же капитан действует без учёта рекомендаций лоцмана, лоцман может отказаться от проводки.

В тех случаях, когда лоцмана нет, суда ориентируются по лоцманским сигналам, указывающим глубину. В морских портах обычно лоцманы есть. На реках роль лоцмана чаще всего берёт на себя капитан. С одной стороны, он ориентируется по карте (лоции), бакенам пр. знакам, с другой - постоянно водя судно по одному маршруту, он сам становится знатоком фарватера.

Историческая справка

Известно, что в Древней Греции мореходы пользовались пери?плами, описаниями морских походов с практическими рекомендациями по навигации.

Там указывались ориентиры, места якорных стоянок, места пополнения пресной воды и т.д. И там же имелись указания, в каких районах следует пользоваться услугами лоцмана и как его вызвать. Самый ранний известный перипл подобного относится к середине IV века до н. э. В нем описывается побережье Чёрного и Средиземного морей. Есть сведения о древних арабских лоцманах, которые пользовались компасом и морскими картами.

Средневековое морское право разделяло лоцманов открытого моря (отвечали за проводку корабля только в открытом море) и лоцманов прибрежного плавания. В эпоху великих географических открытий роль лоцманов возросла. Известно, что первым, кто сообщил Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис.

Лоцман входил в состав экипажа корабля, поскольку нанимался на весь рейс. С развитием судоходства в мира развивался прибрежный лоцманский промысел.

Официальное зарождение лоцманской службы в России произошло в 1653 году, когда царским указом крестьянину Архангельской губернии Ивану Хабарову было разрешено проводить к единственному тогда российскому Архангельскому порту и отводить в море «торговые, разных земель корабли».

Рабочее место

Лоцманы работают в портовых лоцманских службах.

Важные качества

Лоцман - это человек с лидерскими способностями, не боящийся ответственности, любящий водную стихию. Лоцман должен быть физически крепким человеком, без склонности к морской болезни. Иногда лоцману приходится работать в во время шторма, под дождём или градом - это требует хорошей физической формы.

Оплата труда

Зарплата на 16.09.2019

Россия 30000—70000 ₽

Москва 45000—80760 ₽

Знания и навыки

Лоцман - это дипломированный капитан-судоводитель. Но помимо навыков судовождения он должен хорошо знать фарватер конкретной области реки или моря.

Где учат

Лоцманами становятся капитаны, т.е. лоцману необходимо среднее или высшее судоводительское образование.

Только дипломированный капитан имеет право, изучив конкретный район плавания, пройти аттестацию и стать лоцманом. В удостоверении лоцмана чётко оговаривается бассейн, в котором он может работать.

Высшее образование:

Специальности «Судовождение», «Морское судовождение», «Судовождение на морских путях»

  • Московская государственная академия водного транспорта,
  • Волжская государственная академия водного транспорта (Нижний Новгород)
  • Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова,
  • Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
  • Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток)
  • Сахалинское высшее морское училище имени Т.Б. Гуженко филиал Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского

Среднее специальное образование

Специальности «Судовождение»

  • Архангельское мореходное училище имени капитана В.И. Воронина,
  • Нижегородское речное училище имени И.П. Kyлибина