Мечети и то, что внутри. Исламская энциклопедия Внутреннее художественное оформление лучших мечетей

Мавзолей Шах-Черах является погребальным памятником и мечетью, расположенной в городе Шираз, Иран. Название дословно переводится как "король света", и это вполне оправдано. Возможно, снаружи мечеть имеет привычный вид, но вам лучше покрепче держать свою челюсть, чтобы не разбить её об пол, ведь внутри мавзолей выглядит как нечто фантастическое. Внутренняя часть здания испещрена миллионами крошечных зеркальных осколков, отражающих свет во все стороны, а изумрудный цвет интерьера завораживает настолько, что Хогвартс отдыхает.

Так мечеть-мавзолей Шах-Черах выглядит снаружи. Красиво конечно, но ничего такого, ведь правда?

Но зайдя внутрь, вы точно измените своё мнение

Согласно одной истории около 900 г. н.э. путешественник заметил вдалеке нечто сияющее

Подойдя ближе, он увидел, что источником света была могила, в которой лежало тело важного мусульманского деятеля в доспехах

После обнаружения гробница стала местом паломничества мусульман-шиитов

Со временем данное место отстраивалось, и чем больше времени проходило, тем сложнее становилась конструкция здания

В конце концов, гробница превратилась в храм

Сказочная красота мечети и её бриллиантовый блеск привлекает множество паломников и туристов со всего света

Но прежде всего это, конечно же, религиозное место

Несмотря ни то, что мавзолею Шах-Черах был нанесён огромный ущерб со стороны людей, природы и времени, благодаря многочисленным ремонтам и реставрациям она продолжает стоять до сих пор

Список обязательных мест для посещения - +1.

Мечети – это не только культовые сооружения для совершения религиозных ритуалов, но и прекрасные самобытные памятники архитектуры. Привычный внешний вид большинства из них с круглыми куполами-гамбизами, арками и колоннами появился в результате их многовековой истории, претерпев ряд изменений. В мире сохранились первые мечети с плоскими крышами.

1. Минимум изображений, максимум декора

Внутреннее убранство мечетей лишено каких-либо божественных изображений, есть лишь строки из Корана. Но декоративные элементы поражают своим великолепием – таким способом община демонстрирует богатство и роскошь, величие правителей. Если поднять голову вверх, то предстанут удивительной красоты потолки. Их сложно описать словами, надо только увидеть.

Поскольку купол символизирует небесный свод над землей, то создатели мечетей стараются делать их неповторимыми, вкладывая в них свое мастерство и уважение к тем, кому поклоняются.

2. Соединение стилей

Османский стиль вобрал в себя архитектурное наследие византийской культуры, которое было творчески переработано и дополнено новыми приемами. В частности, стало привычным возводить купола над основным молельным залом. В ранних традициях они возвышались только над той частью, где располагался михраб и кибла (ниша и стена, обращенные в сторону мусульманской святыни Каабу в Мекке).

В давние времена строители и архитекторы проявляли чудеса изобретательности, чтобы можно было на основании четырехугольного здания возвести большую полусферу. Разработали несколько способов, которые успешно применялись. К тому же, надо было находить соответствующий материал для строительства. В зависимости от природных особенностей территории это могли быть камни или кирпичи, дерево с медным или свинцовым покрытием.

3. Совершенствование технологий

Дальнейшее объединение элементов разных культур привели к появлению новых архитектурных традиций. Например, поменялось количество куполов – к огромной полусфере, перекрывающей основной зал, стали дополнять по несколько маленьких с разных сторон. Совершенствовались строительные технологии, использовались более современные материалы.

До сих пор изысканный узор куполов и стен лишает дара речь, оставляя только короткий возглас на разных языках мира: «Ах, какая красота!».

Грандиозные мечети в мусульманских странах были и остаются местом поклонения последователей ислама и обязательным пунктом в туристических программах. Их купола видны издалека. Если будете там, не проходите мимо, не лишайте себя удовольствия насладиться гениальными творениями человеческих рук. И обратите внимание на потолки – вы получите эстетическое удовольствие, уверяем.

Пол устилают великолепные ковры, преимущественно красных и вишневых тонов. Но доминирующие цвета в мечети — голубой и синий. Эти цвета преобладают в тысячах изразцов, выполненных в керамических мастерских Изника и устилающих стены мечети. В XVI веке изразцы изникских мастеров экспортировались практически во все страны мусульманского мира. Во время строительства «Голубой мечети» все мастерские работали только на нее, выполняя заказ султана. Ахмед I даже запретил керамических дел мастерам поставлять плитку для других зданий.

Всего на внутреннее украшение Голубой мечети ушло более 200000 изразцов.

Своды мечети и внутренняя поверхность купола выложены изразцами светлых тонов — белого, желтого, кремового, золотистого. Основной мотив майоликового убранства Голубой мечети — растительный узор, а также изречения из Корана, написанные рукой искусного каллиграфа. Михраб мечети и минбар — амвон, кафедра для чтения проповедей — изготовлены из белого мрамора и покрыты тончайшим резным орнаментом. Слева от михраба на стене в рамке укреплен кусок священного камня из Каабы — тонкая мраморная плитка с красивым узором. По обе стороны от михраба стоят два огромных подсвечника с такими же громадными свечами.

Как сообщают хроники, ранее по стенам были развешаны 200 золотых пластин, каждая из них украшена 61 бриллиантом. На этих пластинах были выгравированы имена пророка, первых халифов и изречения из Корана. Когда-то в мечети были и цветные витражи. Ныне в окнах обычные стекла, через которые в мечеть льются потоки света.

Мечеть ‒ священное место для всех мусульман, место для молитв и душевного очищения. По мере распространения ислама красивые мечети появляются во всём мире. Они удивительны не только внешне, но и интерьер их поражает своей красотой. Предлагаем обзор самых фантастических мечетей в мире.




Мечеть аль-Харам (Заповедная мечеть) расположена в Мекке. Это самая большая мечеть в мире, окружающая одну больших святынь в исламе ‒ Каабу. Площадь здания 400800 квадратных метров, включая внутренние и внешние места для молитв. Она рассчитана на приём 4 миллионов паломников во время Хаджа. Современная мечеть после множества реконструкций представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. В трёх углах сооружения возвышаются три пары минаретов, обозначая входы в мечеть. Четвёртый и пятый углы соединены крытой галереей. Всего в мечети 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Не забыты и современные новшества - там есть и 7 эскалаторов и кондиционеры.




Масджид ан-Набави ‒ вторая святыня в исламе, которую ещё называют мечетью пророка, поскольку её построил пророк Мухаммед. По размеру она тоже занимает второе место после мечети аль-Харам. В центре мечети расположен Зелёный купол, где находится могила пророка. Первый купол над могилой построили в 1279 году, после чего много раз реконструировали, а в 1837 его покрасили в зелёный цвет, таким он остался и поныне. Планировка именно этой мечети была принята как канон для других мечетей во всем мире. В сооружении были заложены основные элементы композиции колонной мечети: открытый прямоугольный двор и прототип будущего колонного зала, ориентированного первоначально к Иерусалиму, а позднее - к Мекке. Главный молитвенный зал занимает весь первый этаж. Мечеть способна вместить в себя до 500 тысяч верующих. В мечети 10 минаретов, высота каждого 105 м.



Большая мечеть Шейха Зайеда – настоящий шедевр архитектурного искусства, это одна из самых больших мечетей в мире. На её строительство было потрачено примерно $545 миллионов и понадобилось 12 лет, на протяжении которых над воплощением грандиозного проекта трудилось 3500 рабочих из 38 компаний мира. Она способна вместить до 41 000 молящихся. Мечеть украшена 82 куполами, тысячей колонн, люстрами, позолоченными сусальным золотом, и самым большим в мире ковром ручной работы. Главный молельный зал освещается одной из самых грандиозных люстр мира (10 метров в диаметре, 15 метров в высоту, масса 12 тонн). Окружающие мечеть сверкающие бассейны подчеркивают ее красоту. Днем здание блестит на солнце белым и золотым, а ночью оно залито искусственным светом.

4. Великая мечеть Хассана II, Касабланка (Марокко)



Великая мечеть Хассана II, построенная в 1993, расположена в марокканском городе Касабланка. Это самая большая мечеть в стране и седьмая по величине мечеть в мире. Её минарет самый высокий в мире ‒ 210 метров, выше пирамиды Хеопса. На верху минарета установлен лазер, свет от которого направлен на Мекку. Автор проекта ‒ французский архитектор Michel Pinseau. На строительство потрачено по приблизительным подсчётам 500-800 миллионов долларов. Здание стоит на выступе, омываемом Атлантическим океаном, через стеклянный пол можно рассмотреть морское дно. Мечеть рассчитана максимум на 105 тысяч совместно молящихся прихожан: 25 тысяч внутри и 80 тысяч снаружи.



Мечеть Султана Омара Али Сайфуддина ‒ королевская мечеть, расположенная в столице Султаната Бруней. Она считается самой красивой мечетью в Тихоокеанском регионе, привлекая тысячи туристов. Здание построили в 1958 в искусственной лагуне на берегу реки Бруней, это яркий пример современной исламской архитектуры, объединивший могольский и итальянский стили. Невозможно оторвать взгляд от мраморных минаретов высотой 44 метра и золотых куполов, огромных внутренних дворов и роскошных садов с фонтанами. Мечеть окружена огромными садами, символизирующими рай. Интерьер не менее роскошен чем экстерьер: полы и стены выполнены из лучшего итальянского мрамора, витражи и люстры привезены из Британии, роскошные ковры сотканы в Саудовской Аравии и Бельгии, фантастическую мозаику из 3,5 миллионов кусочков привезли из Венеции.




Мечеть Захир расположена в столице малазийского штата Кедах. Это одна из самых старых и больших мечетей страны. Построенная ещё в 1912 она занимает территорию примерно 11500 квадратных метров. У мечети 5 больших куполов, символизирующих пять основных принципов ислама. Площадь её центрального зала 350 квадратных метров, он окружён верандами с мезонинами.




Мечеть Фейсал в Исламабаде ‒ самая большая мечеть в юго-восточной и южной Азии и четвёртая по величине мечеть в мире. Автор проекта ‒ турецкий архитектор Видат Далокай (Vidat Dalokay), который вместо традиционных куполов создал конструкцию, напоминающую бедуинскую палатку. Он победил в конкурсе, на котором было представлено 43 предложения из 17 стран. С четырёх сторон главного зала построены минареты высотой 90 метров. На входе в мечеть расположен небольшой внутренний двор с маленьким круглым водоёмом и фонтанами. По лестнице с левой стороны можно попасть в главный внутренний двор и пройти к другому большому водоёму с фонтанами. Внутри стены покрыты белым мрамором и украшены мозаикой, каллиграфией пакистанского художника Sadeqain и удивительными люстрами в турецком стиле. Молитвенный зал способен вместить 10000 верующих. Есть дополнительный зал для 24 000, ещё 40000 могут разместиться во внутреннем дворе.




Мечеть Тадж-ул, название которой переводится как «Венец мечетей, расположена в городе Бхопал в центральной Индии. Это одна из самых больших мечетей Азии. Строительство началось ещё во время правления могольского хана Бахадура Шах Зафара, потом продолжилась при его дочери. Но из-за нехватки средств строительство возобновилось только в 1971 и завершилось в 1985. Восточные ворота были реконструированы с использованием древних мотивов из 1250 сирийских мечетей при помощи кувейтского эмира, который так увековечил память о своей жене. Внутри мечети Тадж-ул оборудован большой внутренний двор с резервуаром для воды в центре.




Мечеть Бадшахи в пакистанском городе Лахоре построили в 1673 году. Это вторая по величине мечеть в стране и южной Азии и пятая по величине мечеть в мире. Она способна вместить 55000 верующих в главном зале и 95000 во внутреннем дворе. Главный зал делится на семь секций с помощью орнаментированных арок, поддерживаемых мощными колоннами, три из которых несут двойные купола, украшенные снаружи белым мрамором. Интерьер главного молитвенного зала богато украшен ажурным орнаментом, фресками и мрамором. Внешне мечеть украшена резным камнем, мраморными рисунками по красному песчанику.




Мечеть Султана Хуссейна, построенная ещё в 1928 году, до сих пор считается главным культовым сооружением Сингапура. Со времен завершения строительства она практически не изменилась, только в 1960 и 1993 провели некоторые реконструкции. Автор проекта – британский архитектор Дэнис Сэнтри. Площадь двухэтажной мечети 4100 квадратных метров, она рассчитана на 5000 верующих.
Культовые сооружения любой религии, символизирующие веру и надежду людей, всегда выглядят величественно и роскошно. Для их строительства выбирались самые лучшие места, пусть даже такие отдалённые . Чтобы прийти к Богу оказывается нужно приложить не только душевные, но и физические силы.

Ранний период формирования Ислама характеризовался основанием Халифата и появлением первых мечетей. В это время было установлено большое количество принципов и правил, касающихся, в числе прочих, . После ухода из этого мира Пророка Мухаммада (мир ему), четыре первых праведных халифа (да будет доволен ими Аллах) были заняты в основном обеспечением стабильности и безопасности в мусульманском обществе. Разумеется, это препятствовало какому-либо значительному архитектурному Несмотря на это, все же было несколько непритязательных проектов, о которых будет говориться в этом материале.

Простота раннего периода

Архитектура ранних лет Ислама (между 622 и 661 гг.) характеризовалась простотой и скромностью. Вновь появившееся государство, обладающее скудными ресурсами, было слишком занято защитой от вражеских племен. Более того, преданность вере и стремление ко всему Божественному заставило дистанцироваться от экстравагантного и роскошного образа жизни.

Поклонение в Исламе основано на концепции Таухида - монотеизма. Вера в Единого Бога, которого «невозможно постичь зрением, но Он постигает все видимое, и Он осведомлен обо всем тонком, невидимом» (Коран, 6:103), практически не имела аналогов в прошлом. Следовательно, не было необходимости представлении обекта поклонения.

Новый подход, соответствующий всем ключевым позициям Ислама, появился только после того, как был достигнут определенный уровень стабильности и благосостояния. Архитектурная утонченность пришла позже, когда интеллектуальное и экономическое процветание создало спрос на детальные и изысканные, но приемлемые в Исламе архитектурные формы.

Беглый взгляд на первые мечети

Первая мусульманская культовая и общественная постройка - Мечеть Пророка Мухаммада (мир ему) в Медине (622 г.). Несмотря на простоту, это был первый проект такого рода в истории человечества. Данное строение оставалось центром социальной, культурной и политической жизни мусульманского сообщества более 30 лет.

Перенос столицы из Медины в Куфу Али ибн Абу Талибом (четвертым праведным халифом) в 657 г. принесло существенные политические, социальные и экономические изменения и стало началом беспрецедентной архитектурной и строительной активности. Медина потеряла свой привилегированный статус и стала обычным провинциальным городом, со временем превратившись в чисто духовно-религиозный центр.

В то же самое время перенос столицы создал прецедент, который повторялся всю историю Ислама. Перенос столицы каждый раз после смены халифа привел к распространению в обществе склонности к расточительству и пышности. Это совпало по времени с экономическим и социальным процветанием Халифата. Простая мечеть превратилась в сложное строение, архитектурой и отделкой.

Саад ибн Абу Ваккас

Этот сподвижник Пророка (да будет доволен им Аллах), родом из знатной семьи, построил мечеть в Куфе. Тем самым, он обозначил свое постоянное местопребывание, известное под названием Дар уль-Имара (638 г.). Эта постройка была настолько изысканной и полной мелких деталей, что праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) был даже недоволен и приказал сжечь ее. Она стояла на мраморных колоннах, ввезенных из Персии, и была окружена рвом.

Убранство первых мечетей

Исторические источники сообщают, что единственным предметом ритуального убранства мечетей того периода были минбары в форме ступеней лестницы (другие говорят, в виде стула), впервые введенные самим Пророком (мир ему и благословение), сидя на которых он мог быть виден и слышен всей аудитории верующих, присутствующих в мечети. Минбар упоминается в целом ряде хадисов, например, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк сказал: «Между моим домом и моим минбаром есть сад, который относится к садам Рая». Тем не менее, известный ученый Мартин Бриггс (1931 г.) считал, что минбар был придуман Амром ибн аль-Асом для мечети, которую он построил в Египте.

В другой книге Бриггса (1924 г.) говорится, что происхождение минбара связано со стулом судьи в древней Аравии. Перенос столицы из Куфы в Дамаск в 661 г. основателем династии Оммейядов Муавией (да будет доволен им Аллах) имело решающее значение для мечетей и их убранства. Он принес с собой переход от аскетического, строгого стиля в архитектуре к эпохе роскошных дворцов и создания архитектурных шедевров на все времена. Тут достаточно упомянуть «Купол скалы» - мечеть в Иерусалиме, построенную Абдель-Маликом в 691-692 гг.

В заключение следует сказать, что ключевым пунктом эпохи Халифата было появление и развитие Ислама, упор государства был сделан на защиту от врагов и экономические вопросы. Архитектурные устремления того периода были направлены на удовлетворение именно этих потребностей общества. Это повлияло и на архитектуру мечетей того периода . Мечети были центрами различных видов деятельности первых мусульман – в религиозной, социальной, военной и других сферах. мечетям эпохи раннего распространения Ислама относятся: мечеть Пророка (мир ему) в Медине (622 г.), мечеть Басры (635 г.) и мечеть Куфы (638), обе в Ираке, и мечеть Амра в Фустате (641 г.) в Египте.