Зачем нужен косой парус? Парус (классификация, детали и названия корабельных парусов) Парусина для изготовления парусов.

Многие начинающие мореплаватели задают простой вопрос — зачем нужен косой парус , попробуем в этом разобраться.

Вопрос: зачем нужен косой парус на корабле?
Ответ: косой парус нужен что бы идти кораблю против ветра, так сказать круче к ветру, максимум до 20 градусов.

Косые паруса на любом корабле в частых случаях ставятся вдоль палубы судна, обычно в полноценной диаметральной плоскости.

Простые косые паруса всегда имеют разнообразный треугольный вид:
Простые паруса.


Рейковые паруса.
Люгерный парус
Латинский парус
Штаговые паруса.
Кливер
Стаксель

Это самый распространенный тип паруса на данный момент. Его передняя шкаторина полностью растягивается по всей мачте, а вот нижняя растягивается по гику. Этот тип паруса легко настраивать под ветер, и он наиболее похож на аэродинамическое самолетное крыло.

Это усовершенствованный в XVII веке знаменитый латинский парус. Выглядит он как неправильная форма трапеции, верхняя шкаторина прочно крепится к гафелю, а вот нижняя крепится к гику.

3. Люгерный парус: Этот парус менее распространенный и не так популярен, но все же используем профессионалами. Его верхняя шкаторина прикреплена к рейку, а вот нижняя легко крепится к гику. Его вид — перевернутой или неправильной, чуть сдвинутой, трапеции.

4. Латинский парус: этот тип паруса изначально имел вид полноценного прямоугольного треугольника. Гипотенузой, ровной прямой стороной, легко крепится к рейку, который чуть наклонен вперед. Ровный передний конец главного рейка полностью доходит до общей палубы, вот как раз за него галс крепится.

5. Кливер: этот парус прикреплен к снасти, которая протягивается от одной мачты, до бушприта. Имеет чуть косоватый, треугольный вид. На корабле могут быть несколько кливеров.

6. Стаксель: обычно ставится на крепкой штаге – это главные снасти полностью стоячего такелажа на специальном судне, которые поддерживают общую мачту спереди. Эти паруса поднимаются между мачтами или в особых случаях впереди самой фок-мачты.

Теперь вроде разобрались зачем нужен косой парус на корабле, а вот те слова которые не понятны, советую почитать энциклопедию.

А если вы любите волшебство, то советую прочитать про то, самостоятельно, особенно в домашних условиях.

Виды парусов по номеру их перечисления в статье.

1.

2.

Парусное вооружение

Паруса служат для приведение судна в движение и состоят из разного числа сшитых полотнищ парусины. Существует два главных типа парусов: прямые паруса и косые паруса, которые, в свою очередь, делятся на:
латинские паруса
гафельные паруса
кливера и стаксели

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ КОРАБЛЯ

1 - бом-кливер; 2 - кливер; 3 - второй или средний кливер; 4 - фор-стеньги-стаксель; 5 - фор-бом-брамсель; 6 - фор-брамсель верхний; 7 - фор-брамсель нижний; 8 - фор-марсель верхний; 9 - фор-марсель нижний; 10 - фок; 11 - грот-бом-брам-стаксель; 12 - грот-брам-стаксель; 13 - грот-стеньги-стаксель; 14 - грот-трюмсель; 15 - грот-бом-брамсель; 16 - грот-брамсель верхний; 17 - грот-брамсель нижний; 18 - грот-марсель верхний; 19 - грот-марсель нижний; 20 - грот; 21 - крюйс-марсель нижний; 22 - крюйс-стень-стаксель; 23 - крюйс-бом-брамсель; 24 - крюйс-брамсель; 25 - крюйс-марсель верхний; 26 - крюйс-Марсель нижний; 27 - бегин (бизань); 28 - контрабизань. http://flot7.narod.ru

Прямые паруса несут на реях, косые на штагах(стаксели) и на гафелях(трисели). Все паруса были треугольными или четырёхугольными. Применение того или иного типа парусов обусловлено курсом судна относительно ветра, очевидно, что при полном бакштаге и фордевинде, косые паруса практически бесполезны, точно так же, как и прямые паруса бесполезны при бейдевинде.
Cуществуют ещё добавочные паруса, которые служат для увеличения общей площади парусов и соответственно скорости, и штормовые паруса - в штормовых условиях обычно уменьшают площадь парусов в соответствии с силой ветра. К штормовым парусам относят фор-стеньги-стаксель, штормовой фор-стеньги-стаксель, нижние марсели, зарифленный грот, грот-стень-стаксель и зарифленную бизань.
Типы парусного вооружения

По оснащению парусами, различают следующие типы парусного вооружения:

Прямое вооружение

Прямое вооружение характеризуется наличием у судна прямых парусов, которые крепятся верхней шкаториной к реям (горизонтальные рангоутные деревья, устанавливаемые на мачтах).
Прямое вооружение - одно из древнейших вооружений судов, удобно в обслуживаниии, позволяет развивать высокую скорость, но эффективно только при попутном ветре. Рейковое вооружение
Kитайский рейковый парус (общеизвестный в Западной Европе как вооружение джонки) эффективен при плавании как острыми, так и полными курсами к ветру, легко поддается рифлению и обслуживается небольшим экипажем.
Благодаря тому, что парус составляют из частей, а жёсткость конструкции обеспечивает бамбук, его можно легко и быстро ремонтировать. Это простое и эффективное вооружение ранее никогда не использовалось на рабочих лодках в других частях света. В последнее время проектировщики начали осознавать его преимущества, и джоночное вооружение устанавливают на некоторых современных яхтах.

Латинское вооружение

Cвоим происхождением латинский парус обязан арабскому судоходству, затем он появился на галерах Средиземного моря, в дальнейшем - в северо-европейских районах: его широко применяли до XVIII века. Достаточно для этого посмотреть модели российских кораблей того времени или картины художников-маринистов, потом на смену ему пришло гафельное вооружение, а затем и бермудское.
Tакелаж с этим парусом хорошо приспособлен для спокойных вод и лёгкого ветра; с ним достигалась довольно высокая скорость. Латинское вооружение характеризуется треугольным парусом, подвязаным к рю, висевшим под углом 45 гр к мачте, и короткой мачтой. Под небольшим углом к рю в верхней части паруса проходил риф-бант.
Примером использования латинского вооружения может служить галеас.

Гафельное вооружение

Современный голландский шлюп незначительно изменился по сравнению со своим предшественником, который был распространён в Нидерландах в XVII веке. Гафельный грот, от которого вооружение получило свое название, представляет собой четырёхугольный парус, поднимаемый с помощью подвижного рангоутного дерева - гафеля (как и другие части рангоута служит для несения косых парусов, особенность гафеля - возможность свободно перемещаться от траверза одного борта до траверза противоположного), нижняя шкаторина паруса крепится к гику (рангоутное дерево, служащее для растягивания нижней шкаторины косых парусов, могут быть глухо закреплены или быть подвижными).

Шпринтовое вооружение
Шпринтовое вооружение характеризуется наличием шпринтового грота, который крепится при помощи специальной мачты - шпринтова. Суда, вооружённые шпринтовым парусом, ходили у голландских и немецких берегов Северного моря. Шпринтовый такелаж был характерен и для судов внутреннего плавания.
Бермудское вооружение
Бермудский грот, от которого вооружение получило своё название, представляет собой треугольный парус, поднимаемый на высокой мачте. Бермудское вооружение вытеснило гафельное в первые годы XX в.

Латинский парус

Эти паруса, треугольные по форме, привязывают к рею (рю) длинной стороной; в диаметральной плоскости судна, по направлению к корме, их растягивают при помощи шкота. Латинские паруса относятся к косым. Они, в отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, а именно под углом до 20°. Латинские паруса называют в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а именно: латинские фок, грот и бизань. Наибольший парус, применявшийся на галерах, назывался по-итальянски bastardo, средний - borda и наименьший marabotto или marabutto. Тот или иной парус ставили в зависимости от силы ветра. При непогоде на “фортуна”-рее поднимали прямой - штормовой парус.
До конца XVIII века на судах с прямыми парусами, бизань-мачта несла латинскую бизань. Начиная с середины XVIII века применяют бизани двух форм: традиционной треугольной (т.н. бизань французского типа) и трапециевидной, закреплённой своей верхней стороной на рее, а передней, вертикальной,- на мачте (т.н. бизань английского типа типа). Бизань этой формы была похожа на гафельный парус - трисель.
Бизань на больших судах почти до 1790 года была латинским парусом на рю.

Гафельный парус

Гафельные паруса сшиты из полотнищ парусины и имеют подогнутые кромки по периметру, обшиты ликтросом, с соответствующими рифами, кренгельсами, бантами и боутами. Шкаторину паруса, прикрепляемую к гафелю, называют верхней, или косой, шкаторину, прикрепляемую к мачте или трисель-мачте, - передней, или стоячей, кормовую - задней, или шкотовой; последнюю - нижней.. Верхний передний угол называют - верхним галсовым, задний верхний - нок-бензельным, передний нижний - галсовым и задний нижний - шкотовым.
Гафельный парус присоединяют к мачте при помощи деревянных или железных обручей - сегарсов. К бизань-гику его крепят или при помощи сезней или так же, как латинские паруса к реям, - слаблинем, огибавшим гик или специальный проводник, натянутый по бизань-гику. Трисель к гафелю прикрепляют аналогичным образом.
Гафельные паруса имеют трапециевидную форму и разделяются на собственно гафельные паруса (трисели), галф-топсели, люгерные, или рейковые, и шпринтовые. Трисель имеет форму неправильной трапеции, которая своим нижним краем прикреплена к гафелю бизани, нижним - к бизань-гику и вертикальной стороной - к мачте или трисель-мачте.
Галф-топсель - треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальной - к стеньге.
Трисели ставят на бизань-мачтах судов с прямыми парусами и на всех мачтах гафельной шхуны. На тендерах трисель и галф-топсель в настоящее время заменены одним треугольным парусом, вертикальная сторона которого ходит вдоль мачты по специальному пазу или погону, а нижняя крепится к гику. В Англии и России его называют бермудским.
Люгерные, или рейковые, паруса являются особой разновидностью гафельных: верхняя сторона их крепится к маленькому рейку, фал которого закреплен на 1/з длины рейка, считая от переднего нока. Их так и называют третьяки. Передний нижний угол паруса натягивают по направлению к носу, а задний - по направлению к корме.
Есть и четвертак. Так называют люгерный парус, передний нижний угол которого крепится вблизи мачты, а фал - на 1/4 длины рейка, считая от переднего нока.
Шпринтовые паруса - это четырёхугольные паруса с острым задним ноковым углом, который растягивается диагонально поставленным штоком - шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стропку на мачте, а верхний - в задний ноковый угол паруса. Раньше гафельные паруса делили на следующие: гафельные паруса с гафелем и гиком (паруса бригантин); гафельные паруса без гика; шпринтовые паруса, аналогичные вышеприведённым, называвшиеся также livadra - по наименованию шпритова; люгерные паруса, идентичные “третьякам”, и билландеры, также похожие на “третьяки”. Билландер был главным парусом судов, которые англичане и голландцы использовали в качестве торговых. Это были двухмачтовые суда с парусом очень длинной трапециевидной формы, который висел на небольшом рее. К косым парусам относятся треугольные паруса: гуари и большие сферические спинакеры, устанавливаемые на носу при помощи выстрела - спинакер-гика - и используемые при попутном ветре. Этот парус дополнительный.

Кливер

Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII в. Современные парусные суда, имеющие длинный утлегарь, могут нести следующие кливера: на фока-штаге - штормовой фор-стеньги-стаксель или фор-стаксель (последние поднимают во время шторма; в XIII в. в этих случаях ставили так называемый двойной парус или “штормовой кливер”); на фор-стень-штаге - фор-стеньги-стаксель; на леерах - средний кливер, кливер и бом-кливер. Иногда применяют ещё и шестой кливер, который ходит по фор-бом-брам-штагу.
При небольшом утлегаре парусные суда несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, средний кливер, кливер и бом-кливер.
На тендерах и яхтах ставят особый кливер, нижний край которого имеет значительную длину. Такой кливер называют “генуя” (генуэзский стаксель).
Военные суда обычно несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, или “малый кливер”; средний кливер, кливер, или “второй кливер”, или “фальш-кливер”; бом-кливер, или “третий кливер”.
Стаксели бывают треугольными или четырёхугольными и ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. Stagsegel, Stag - штаг, Segel - парус).
Стаксели, находящиеся между фок- и грот-мачтами, разделяют на следующие: грота-стаксель (применяют редко), грот-стень-стаксель (называют также “угольным”, так как камбуз на судах большей частью располагали за фок-мачтой и дым из камбузной трубы загрязнял его), грот-брам-стаксель и грот-бом-брам-стаксель. Между грот- и бизань-мачтами ставили апсель, или бизань-стаксель; крюйс-стень-стаксель; крюйс-брам-стаксель и крюйс-бом-брам-стаксель.
Раньше различали следующие стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, “второй” или “малый” грот-стень-стаксель (его ставили на судах с двумя грот-стень-стакселями и называли иногда грот-топ-стень-стаксель, теперь мидель-стаксель), грот-брам-стаксель, крюйс-стаксель или “крюйс-кливер”; крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стаксель и “второй” крюйс-брам-стаксель (применяли редко).

Прикреплённый к снасти, идущей от мачты к бушприту . На больших парусных кораблях может быть несколько кливеров. В этом случае кливер, находящийся впереди, и крепящийся к утлегарю , называется бом-кливер , находящийся ближе всего к мачте, как правило, называется фор-стень-стаксель . Используемый на яхтах при малом ветре треугольный парус увеличенной площади называется балункливер .

Очень часто кливера путают со стакселями. Отличие между ними заключается в том, что нижняя шкаторина стакселя находится над палубой. Нижняя шкаторина кливера обычно находится над бушпритом.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кливер"

Примечания

Литература

Отрывок, характеризующий Кливер

Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…

Паруса разделяют в зависимости от их (ормы и места крепления. Так, по форме различают прямоугольные, трапециевидные и треугольные паруса, а в зависимости от места крепления - паруса, верхний край которых крепится на рее, паруса, одна из сторон

которых крепится на мачте, и паруса, у которых одна из сторон крепится на тросе.

Кроме этого, все паруса можно разделить на прямые и косые - первые ставят поперек, а вторые вдоль диаметральной плоскости судна. Косые паруса, в свою очередь, делят на латинские, га-фельные, кливера и стаксели.

Прямые паруса. Они имеют четырехугольную- прямоугольную или трапециевидную - форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнутая кверху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе судна.

Прямые паруса легко крепить, ставить и брасопить, нетрудно делить на меньшие. Они широко распространены, но лавировать судну с ними неудобно. Действительно, наименьший угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью в носовой части судна равен примерно 67°.

В зависимости от рея, к которому прикреплен парус, различают: фок, фор-марсели (нижний и верхний), фор-брамсели (нижний и верхний) и фор-бом-брамсель; грот, грот-марсели (нижний и верхний), грот-брамсели (нижний и верхний) И грот-бом-брамсель; бизань, крюйсели (нижний и верхний), крюйс-брамсели (нижний и верхний) и крюйс-бом-брамсель (рис. 308, а).

Прямые паруса раньше устанавливали и на блинда-стеньге (бом-блинда-бовен), а также на блинда- и бом-блннда-реях (блинд под бушпритом и бом-блинд под утлегарем). Интересно отметить, что блинд и бом-блинд имели каждый по два или три отверстия для стока воды, попадавшей на парус.

Фок, грот и бизань называют нижними, или штормовыми, парусами, остальные же - марсели, брамсели и бом-брамсели - верхними (рис. 308, Ь). Римляне ставили марсель над гротом, причем иногда его делали треугольным и привязывали к маленькому рейку или к мачте. В последнем случае он мог быть либо целым, либо из двух половин.

Рис. 308. Прямые паруса: а - комплект прямых парусов 1 обычный с одним марселем.

I грот; 2 марсель; 3 - брамсель; 4 - верхний брамсель.

II - с нижним и верхним марселями.

1 - грот; 2 - нижний марсель; 3 верхний марсель; 4 нижний брамсель; 5 верх-ний брамсель; 6 - бом-брамсель;

Ь - комплект парусов судна XIX-XX вв.

1 - фор-отеньги-стаксель; 2 -і средний кливер; 3 « клнвер; 4 - бом-кливер: 5 фок; б - нижний фор- марсель; 7 - верхний фор-марсель; 8 - нижний фор-брамсель! 9 - верхний фор-брамсель; 10 - фор-бом-брамсель; 11 - фор-трюмсель; 12 - грот; "3 - нижний грот-марсель; 14 - верхний грот-марсель; 15 - нижний грсй-брамсель; 18 - верхний грот-брамсель; 17 - грот-бо.ч-брамсель; 18 - грот-трюмсель; 19 -грот-мунсель (небольшой Парус применявшийся иногда на больших парусных судах); 20 -» бизань; 21 - инжиий крюйсель; 22 - верхний крюйсель; 23 нижний крюйс-брам-сель; 24 - верхний крюйс-брамсель; 25 - крюйс-бом-брамсель; 26 - крюйс-трюмсель; 27 - контр-бизань; 28 - фор-ундер-лисель; 29 = фор-марса-лнссль; 30 фор-брзм-лнсель; 31 фор-бои-брам-лисель.

Латинские паруса. Эти паруса, треугольные по форме, привязывают к рею (рю) длинной стороной; в диаметральной плоскости судна, по направлению к корме, их растягивают при помощи шкота. Латинские паруса, как уже было сказано, относятся к косым. Они, в отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, а именно под углом до 20°.

Латинские паруса называют в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а именно: латинские фок, грот и бизань. Наибольший парус, применявшийся на галерах, назывался по-итальянски bastardo, средний - borda и наименьший marabotto


или marabutto. Тот или иной, парус ставили в зависимости от силы ветра. Прн непогоде на «фортуна»-рее поднимали прямой - штормовой - парус.

До конца XVni в. на судах с прямыми парусами бизаиь-мачта несла латинскую бизань. Начиная с середины XVHI в. применяют бизани двух форм: традиционной треугольной (так называемая бизань французского типа) и трапециевидной, закрепленной своей верхней стороной на рее, а передней, вертикальной, - на мачте (бизань английского типа). Бизань этой формы была похожа на гафельный парус - трисель (рнс. 309).

Гафельные паруса. Имеют трапециевидную форму и разделяются на собственно гафельные паруса (трисели), галф-топсели, люгерные, или рейковые, и шпринтовые.

Трисель имеет форму неправильной трапеции, которая своим верхним краем прикреплена к гафелю бизани, нижним - к бизань-гику и вертикальной стороной - к мачте или трисель-мачте.

Галф-топсель - треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальной - к стеньге. Трисели ставят на бизань-мачтах судов с прямыми парусами и на всех мачтах гафельной шхуны. На тендерах трисель и галф-топсельв настоящее время заменены одним треугольным парусом, верти, кальная сторона которого ходит вдоль мачты по специальному пазу или погону, а нижняя крепится к гкку. В Англии и Советском Союзе его называют бермудским.

Люгерные, или рейковые, паруса являются особой разновидностью гафельных: верхняя сторона их крепится к маленькому рейку, фал которого закреплен на Vg длины рейка, считая от переднего нока. Их так и называют «третьяки». Передний нижний угол паруса натягивают по направлению к носу, а задний - по направлению к корме.

Есть и «четвертак». Так называют люгерный парус, передний нижний угол которого крепится вблизи мачты, а фал - на v4 длины рейка, считая от переднего нока.

Шпринтовые паруса - это четырехугольные паруса сострым задним нокошм углом, который растягивается диагонально поставленным штоком-шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стропку на мачте, а верхний - в задний ноковый угол паруса.

Раньше гафельные паруса делили на следующие: гафельные паруса с гафелем и гиком (паруса бригантин); гафельные паруса без гика; шпринтовые паруса, аналогичные вышеприведенным, называвшиеся также livarda - по наименованию шпринтова; люгерные паруса, идентичные «третьякам», и билландеры, также похожие на «третьяки». Билландер был главным парусом судов, которые англичане и голландцы использовали в качестве торговых. Это были двухмачтовые суда с парусом очень длинной трапециевидной формы, который висел на небольшом рее.

К косым парусам относятся треугольные паруса: гуари и большие сферические спинакеры, устанавливаемые на носу при помощи выстрела-спинакер-гика - и используемые при попутном ветре (рис. 310). Этот парус дополнительный.

Кливера. Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII в.

Современные парусные суда, имеющие длинный утлегарь, могут нести следующие кливера: на фока-штаге - штормовой фор-стеньги-стаксель или фор-стаксель (последние поднимают во время шторма; в XIII в. в этих случаях ставили так называемый двойной парус или «штормовой кливер»); на фор-стень-штаге - фор-стеньги-стаксель; на леерах - средний кливер, кливер и бом-кливер. Иногда применяют еще и шестой кливер, который ходит по фор-бом-брам-штагу.

При небольшом утлегаре парусные суда несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, средний кливер, кливер и бом-кливер (см. рис. 314, Ь). На тендерах и яхтах ставят особый кливер, нижний край которого имеет значительную длину. Такой кливер называют «генуя» (генуэзский стаксель).

Военные суда обычно несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, или «малый кливер»; средний кливер, кливер, или



«второй кливер», или «фальш-кливер»; бом-кливер, или «третий кливер».

Стаксели. Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (по-нем. Stagsegel, Stag -штаг, Segel - парус).

Стаксели, находящиеся между фок- и грот-мачтами, разделяют на следующие: грота-стаксель (применяют редко), грот-стень-стаксель (называют также «угольным», так как камбуз на судах большей частью располагали за фок-мачтой и дым из камбузной трубы загрязнял его), грот-брам-стаксель и грот-бом-брам-стак-сель. Между грот- и бизань-мачтами ставили апсель, или «бизань-стаксель»; крюйс-стень-стаксель; крюйс-брам-стаксель и крюйс-бом-брам-стаксель (рис. 311).

Раньше различали следующие стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, «второй» или «малый» грот-стень-стаксель (его ставили на судах с двумя грот-стень-стакселями и называли иногда «грот-топ-стень-стаксель», теперь мидель-стаксель); грот-брам-стаксель, крюйс-стаксель или «крюйс-кливер»; крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стаксель и «второй» крюйс-брам-стаксель (применяли редко).