Туры зима байкал на авто по льду. Туры на байкал зимой

February 8th, 2015 , 10:46 am

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.



В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



Туры на Байкал зимой - отличный выбор для тех, кто хочет погрузиться в атмосферу сибирской зимы. К середине января озеро полностью замерзает, по нему можно добраться в любую точку побережья, и это главное достоинство туров на Байкал зимой. За короткий отпуск вы сможете увидеть больше достопримечательностей, чем за это же время летом. Зимний отдых можно поделить на два сезона: Новый Год, когда озеро еще не замерзло, и февраль-март, когда появляется лёд.

Новогодние туры

В январе вам не удастся пройтись по озеру, но туры на Байкал зимой, в новогодние праздники имеют свои преимущества. Adventure Guide предлагает уникальные программы по системе «всё включено». Все туры насыщены событиями.

Можно покататься на собачьих упряжках, горных лыжах и сноуборде, поездить на экскурсии, искупаться в горячих источниках, посетить сибирскую баню и попробовать бурятские позы (блюдо схожее с пельменями).

Февральские и мартовские туры

В феврале Байкал замерзает, а в марте морозы спадают и световой день становится достаточно длинным, чтобы испытать все возможности, которые предлагает озеро:

  • Катание на коньках, велосипедах, мотоциклах и снегоходах.
  • Приготовление коктейлей с байкальским льдом.
  • Гольф.
  • Купание в трещине.

Лучшее место для любования льдом - окрестности острова Ольхон. Северная и южная часть беднее в этом отношении. Все январские развлечения (кроме, специальных программ) также доступны в феврале и марте.

Туры в начале весны хороши тем, что температура на Байкале поднимается до -5... -15 ⁰С, что позволяет ограничить снаряжение термобельем, теплой обувью и курткой с капюшоном.

10 вещей, которые стоит сделать зимой на Байкале:

  1. Увидеть байкальский лёд.
  2. Попробовать бурятские позы.
  3. Посетить дацан.
  4. Покататься на снегоходе.
  5. Увидеть байкальскую нерпу.
  6. Сходить в сибирскую баню.
  7. Попробовать омуля.
  8. Прокатиться на собачьих упряжках.
  9. Увидеть исток Ангары.
  10. Съехать на горных лыжах или сноуборде со склона с видом на Байкал.

Гостиницы

На Байкале есть множество мест для проживания. Среди них можно выделить:

  • Листвянка - «Падь Крестовая», «У Николая».
  • Южное Прибайкалье - «Белоснежка».
  • Остров Ольхон - «Порт Ольхон, «Байкал Вью».
  • Малое море - «Ветер странствий».
  • Северное побережье - «Байкальская резиденция».

Авиабилеты

После Нового Года начинаются распродажи билетов по направлению Москва-Иркутск на февраль и март. Обычно цена составляет 20 000 руб., но на распродаже опускается до 15 000 руб.

С 2019 года маршрут обслуживает лоукостер «Победа» с ранним бронированием билетов за 8 200 руб., но без багажа.

Празднование Нового 2020 года на Байкале

Новый год – любимый праздник многих. Отметить его удачно – значит, целый год жить как в праздник. И самым лучшим для этого решением будет отправиться в туры на Байкал зимой.

Сверкающий снег, абсолютно прозрачный лёд, чистейший воздух – все это сделает Новый год незабываемым. Всё, что для этого нужно – отправиться в тур на Байкал из Москвы зимой. Почему именно на Байкал? Зимой он имеет привлекательную стоимость, отличные условия, и уже вскоре вы сможете насладиться незабываемыми красотами зимнего Байкала. А вылет из Москвы позволит сэкономить время перелёта и продлит ваш отдых на целые сутки!

Как проходит новогодний отдых на Байкале?

На Новый год все города, расположенные вблизи Байкала, готовятся: ставят ёлки, придумывают праздники и предлагают особые условия для проживания в отелях. Вы сможете окунуться в эту праздничную атмосферу, если заранее спланируете зимние туры на Байкал. Помочь в этом вам сможет надёжная компания-туроператор, занимающаяся организацией туров в этот чудесный край. Обращайте внимание на те компании, которые предлагают разные программы туров.

Всего их бывает три: экскурсионные, индивидуальные и активные. Выбирая первый, вы сможете посетить все самые известные достопримечательности, а также получить незабываемые впечатления о них. Туры на Байкал зимой 2020 года представлены всеми популярными классами: эконом, комфорт и люкс. Выбирайте из них оптимальный для себя, чтобы насладиться поездкой в полной мере.

Индивидуальные зимние туры на Байкал из Москвы зимой позволят получить максимум удовольствия без наличия компании в лице случайных попутчиков. Туроператор поможет вам оплатить перелёт и оформиться в номере отеля. Это один из наиболее популярных туров, вы сможете посмотреть все красоты Байкала, увидеть всех самых необычных животных, а также самых редких нерп, проживающих на берегу и в заповеднике.

Если вы, как и я, предпочитаете активный отдых, то активные зимние туры на Байкал 2020 года – для вас. Горные трассы, езда на упряжках и санях дарят совершенно другие эмоции, чем прогулка по знаменитым местам. А уж Новый год, встреченный на этих спусках, навсегда запомнится вам, как самое чудесное празднование.

Не знаете, куда отправиться Новый год? Не сомневайтесь, Байкал – это идеальное место, для фееричного празднования! Закажите тур – и убедитесь сами!

Оригинальный выбор - Тур с выходом на лёд Байкала

Хрустальная гладь замерзшей воды вокруг Ольхона, фантазийные снежные и ледяные узоры, роскошная красота заснеженных гор, искрящийся под ярким солнцем снег и ослепляющее белоснежное великолепие северной природы. Думаете, что подобные картины может нарисовать лишь воображение в сказках Бажова или Андерсена? Точно ошибаетесь. Наши туры зимой или весной на Байкал без особого труда позволяют посетить такие места, где каждая из этих фантазий превращается в реальность.

На Байкал, зимние туры популярны почти так же как туры . Тем кто дома хоть раз попробовал что такое выезд на природу, например загород, понравится снежная романтика Байкала раз и навсегда. Выбор из наших предложений позволяет лично запечатлеть знакомые по картинкам виды Байкала зимой или весной. Зимнее фото-сафари на заповедной территории или джип-сафари по Байкальскому льду или круиз в хивусе (Прим. судно на воздушной подушке) из Листвянки до острова Ольхон с обедом на природе могут быть отличным дополнением к части Вашего отпуска. Если Вы всё же настроены на более традиционный тур, то отдых вокруг Байкала, тоже отлично сочетается с экскурсиями. Даже короткий экскурсионная поездка по льду нравится истинным ценителям зимней природы Байкала.

Активный туризм на Байкале зимой - это еще и белоснежные Сибирские просторы, вполне по-европейски развитого горнолыжного курорта гора Соболиная , расположенного рядом с городом Байкальск. Горнолыжный сезон там один из самых продолжительных в Сибири именно за счет особенностей местного микроклимата, поэтому опробовать склоны катания можно успеть и в середине апреля. Достаточно развитая инфраструктура курорта с приветливым и доброжелательным персоналом, мини отели для размещения гостей расположенные близко к трассам, наличие подъемников на склонах, прокат спортивного инвентаря - всё это делает отдых на этом курорте популярным у жителей разных уголков нашей страны.

Какие туры предлагаем Вам мы

Иркутская компания с официальным статусом туристического оператора ООО "Порт Байкал" рада представить Вам здесь рассчитанные на короткий отпуск несколько туров с маршрутом от Иркутска продолжительностью до одной недели. Выбирая на очередное своё путешествие наши оригинальные идеи Вы получите в поездке на Байкал мощный заряд положительной энергетики и события дней тура еще долго останутся свежи у Вас в памяти. (См. фото

У одного известного московского тревел-блогера как-то прочитала рекомендацию ехать смотреть на зимний лёд Байкала…в ноябре!

Интересно, кто-то ему поверил и приехал сюда в ноябре, как он и советовал?

Нет, я конечно, понимаю, что большинство рек в средней полосе в ноябре уже сковывает лед и логика в словах блогера есть. Откуда блогеру знать, что в Сибири, где «всегда мороз», всё совсем не так, как он привык, и Байкал не настолько предсказуем как среднестатистические российские реки?

В общем, чтобы не было никакой путаницы, рассказываю из первых рук — когда ехать зимой на Байкал, куда и чем тут можно заняться . Ну и актуальные цены на отдых на Байкале в 2018 — 2019 году тоже будут, полагаю, пост пригодится и для летних путешественников на Байкал, в принципе тут будет тоже самое, за исключением льда и снега. 8)

Я не устаю повторять, что зимний Байкал — место совершенно особенное и еще более неповторимое, нежели Байкал летний. И если стоит выбор — приехать сюда зимой или летом, я однозначно голосую за зимний отдых. Даже я, та, что ненавидит мерзнуть всеми фибрами души и тела. Зимний Байкал — место, которое стоит посетить обязательно хотя бы раз в жизни.

Зимой стоит приезжать сюда хотя бы потому, что в это время на Байкале гораздо меньше туристов. Ведь и издалека едут сюда гораздо реже и местные зимой «на природу» так часто как летом не выезжают. А значит и толп народа нигде особо не будет и цены везде и на все будут ниже (начиная от авиаперелета, заканчивая проживанием в отелях и на турбазах).

Но даже это не главное. Приведу несколько убедительных доводов в пользу зимнего отдыха на Байкале.
Про и я писала в отдельных постах, рекомендую прочитать их заранее, для общего понимания того, что я буду рассказывать дальше подробно.

Чем можно заняться зимой на Байкале?

  • Смотреть на байкальский лед! Байкальский лед — это настоящий космос, в который можно глядеть бесконечно, он уникален своей прозрачностью и чистотой. А столько наименований и видов льда нет наверное вообще нигде;
  • Кататься по байкальском льду на коньках, буерах, лыжах, и даже велосипедах. Байкальский лед — это не только самое глубокое озеро и бесконечно красивое зрелище, это еще и самый большой каток в мире;
  • Прокатиться по льду на джипе, хивусе, снегоходе или собачьей упряжке;
  • Испытать себя в зимнем подледном дайвинге;
  • Искупаться в горячих минеральных источниках;
  • Покорить горные вершины Хамар-Дабана и Восточных Саян;
  • Заняться зимней подледной рыбалкой;
  • Прокатиться по байкальским горнолыжным склонам на лыжах или сноуборде;
  • Дышать свежим чистым воздухом и наслаждаться необычной суровой сибирской природой;
  • Посмотреть на нерп в байкальском музее или нерпенарии, а если повезет, то и в живой природе;
  • Поесть горячие позы и омуля горячего копчения с байкальским чаем с саган-дайля и медом;
  • Посмотреть или даже принять участие в ледовых праздниках и чемпионатах на Байкале. , чемпионат по хоккею, фестиваль ледовых скульптур и даже чемпионаты по керлингу устраиваются на байкальском льду почти каждый год.

Когда ехать зимой на Байкал, чтобы увидеть лёд?

Зима на Байкале длится с ноября по апрель, но собираясь сюда, следует учитывать, что до середины января сам Байкал не замерзает , так что все советы тревел-блогеров о поездке на зимний Байкал в ноябре — ффтопку.

Нет, парящий в ноябре Байкал и пронизывающий ледяной ветер при минус 40С, это тоже приключение, которое интересно пережить, но все же, если вам хочется ледовых развлечений (а под этим я, в первую очередь, подразумеваю зимний байкальский отдых) то раньше середины-конца января тут, в общем-то, делать нечего. Ледовый сезон на Байкале длится до конца марта-середины апреля (плюс-минус, зависит от конкретных мест и погоды).

Ледостав на Байкале происходит каждый год по-разному и зависит от капризов природы и климатических особенностей каждого года. На севере Байкала холоднее всего, а значит ледостав наступает раньше — уже в октябре-ноябре, а вскрытие Байкала тут продолжается чуть не до середины июня. Но обычному туристу туда сложнее добираться и никакой туристической инфраструктуры там почти нет. Поэтому общую информацию по отдыху я дам по общедоступным туристическим местам Байкала.

Зима у нас каждый год разная, а значит время ледостава-вскрытия всегда различается. В прошлом году, к примеру, у нас было тепло чуть не до середины ноября, а потом внезапно ударили морозы и уже в начале января Байкал весь застыл, но и морозы были по 50 градусов чуть не до конца февраля, так что сомнительное удовольствие преодолевать такие условия. А потом наступила внезапная весна, так что мы тут опомниться не успели, а никакого льда уже и не было.

А в этом году осень закончилась внезапно, в середине октября, даже листья с деревьев облететь не успели, так и замерзли, а зима стоит пока довольно мягкая, сильных морозов почти не было, так что и Байкал сейчас в середине января только начал замерзать.

На юге Байкала, традиционно, гораздо теплее, чем на севере. Ледостав наступает при установлении температуры ниже -20С и первые несколько дней лед нарастает очень быстро по 4-5 см в сутки), среднестатистически к середине января-февралю лёд на Байкале устанавливается повсеместно , толщина его может быть от 50 до 113 см, зависит от температур и ветров, 50 сантиметровый лёд легко выдерживает автомобиль весом до 15 тонн.

Что еще интересно, что чем более снежная выдается зима, тем лёд бывает тоньше. И что еще более интересно — становые щели (разломы льда на Байкале шириной от полуметра до 1-2 метров и протяженностью в несколько десятков км) каждый год образуются на Байкале в одних и тех же местах. Они возникают от подвижек земной коры (мы живем в сейсмически-активном районе) и от перепадов дневных-ночных температур и сжатие-разжатие структуры льда и производит к тем самым разрывам.

Суровые местные водители преодолевают становые щели при помощи толстых досок или перепрыгивая их на большой скорости, что довольно рискованно.

Ну и еще очень интересное явление, которые обязательно зимой стоит увидеть — границу между Байкалом и единственной вытекающей из него рекой Ангарой. (ниже я покажу на карте, где находится это место). Зимой границу можно увидеть невооруженным глазом, потому что там, где Байкал — толстый слой льда, а Ангара не замерзает даже в самые лютые зимы, потому что слишком она быстрая и мощная для любых морозов.

Когда на Байкале устанавливается лёд, по нему прокладывают «зимники» и в это время гораздо проще добраться в труднодоступные места, куда летом можно добраться лишь на катере или корабле. И если обычно до Улан-Удэ надо ехать не меньше суток на поезде, то зимой из Иркутска до него можно добраться за несколько часов, достаточно пересечь Байкал по диагонали.

Но это вовсе не значит, что «кататься по Байкалу» может любой и каждый, достаточно лишь взять авто в аренду. Его вам вообще вряд ли дадут, если узнают для чего вы его берете. Ибо, «не зная броду» опасно лезть не только в воду, но и на байкальский лёд. Который, хоть согласно законам физики и является водой в твердом состоянии, но беспечно доверять его твердости все же нельзя. С Байкалом не забалуешь!

Официально на Байкале есть только одна ледовая переправа — с материка на остров Ольхон, ее проверяет МЧС, если надо «ремонтируют», заливая возникающие щели водой, устанавливают там дорожные знаки и устраивают дежурство.

Байкальский лёд опасен и теми самыми «становыми щелями», которые не всегда видны под слоем снега и промоинами во льду (образующихся от термальных ключей и газов со дна Байкала) и торосами, которые словно айсберги возникают в самых неожиданных местах (а торосы — это не что-нибудь, а наслоения льда высотой до 1,5-3 метров).

Ежегодно, даже опытные местные водители проваливаются под лёд и пополняют печальную статистику тех, кого «забрал Байкал».

В общем, без местного гида-проводника на зимнем Байкале вам точно не обойтись, особенно, если планируются какие-то активные перемещения между разными туристическими точками.

Безопаснее всего по льду передвигаться на хивусах — надувные лодки на воздушной подушке, которые с легкостью передвигаются как по льду, так и по воде. Но арендовать хивус для перемещений выйдет намного дороже, чем авто.

Вдоль берега же на байкальском льду находиться вполне безопасно даже пешком (на коньках или лыжах), хотя и довольно-таки скользко (неожиданно), но вполне комфортно, несмотря на дикие метры воды под твоими ногами, лёд тут как правило довольно толстый.

В это время одолевают двойственные ощущения — с одной стороны кажется, что стоишь на земле (особенно, когда лёд заметает снегом), с другой стороны, достаточно одного раскатистого грома от растрескивающегося под ногами льда и становится не по себе, хочется скорее бежать туда, где настоящая земля от греха подальше.

В общем, есть повод тренировать свою выдержку и силу воли.

Сходит лёд весной тоже по-разному каждый год.

Иной раз можно чуть ли не до мая гулять по байкальскому льду, а иногда уже в апреле лед становится рыхлый и совсем не похожий на те фотографии «зеркальной бесконечности», которые мы привыкли представлять, когда говорим про зимний Байкал. Следите за сообщениями МЧС для получения актуальной информации.

Взлом льда на Байкале традиционно происходит к концу апреля от мыса Большой Кадильный, где бьют теплые источники. И это тоже довольно интересное зрелище.

В зависимости от погоды, с конца марта до середины апреля лёд, особенно в южных и прибреджных районах становится рыхлый и промоин образуется все больше. Под воздействием ветров происходят надвиги льда, когда Байкал «выжимает» на берег льдины на растояние 20-30 метров, укладывая их штабелями до 15 метров высотой.

В 1933 г. надвиги льда перекрыли железную дорогу около станции Танхой и столкнули с рельсов товарный железнодорожный эшелон вместе в паровозом.

Куда ехать зимой на Байкале:

Чтобы сориентировать вас на местности, достану, пожалуй, свой глобус Байкала

Длина Байкала с севера на юг составляет 636 км. Самая его широкая часть – в середине — 81 километр, самая узкая часть – около 25 км. Длина береговой линии составляет более двух тысяч километров. В общем, я к тому, что Байкал сложно обойти, объехать и осмотреть весь сверху до низу, особенно за одну короткую поездку.

На карте я обозначила самые распространенные туристические объекты, которые, в большинстве своем, сконцентрированы вокруг крупных населенных пунктов.
Как видите, туристически доступный Байкал — это лишь небольшая часть его на юго-западе, а также небольшая часть береговой линии со стороны Бурятии. При желании, конечно, можно добраться на север Байкала, вплоть до Северобайкальска, но вряд ли туда стоит ехать зимой самостоятельно, если уж ехать в эти края, то в составе какой-нибудь экспедиции.

Стоит приготовиться к тому, что предстоит выбрать для своего путешествия главные для себя места на карте Байкала, которые обязательно стоит посетить, а какие быть может оставить на следующую поездку. В этом посте я коротко расскажу об особенностях и преимуществах каждого из этих мест.

Иркутск-Тальцы-Листвянка

Самый распространенный у туристов маршрут, потому что самый доступный как по расстоянию, так и по деньгам. На сайте у меня есть фотоотчеты о поездке на зимний Байкал и в Листвянку.

И даже есть настроенческое видео по этому поводу:

Добраться в Листвянку из Иркутска можно даже на маршрутке, 150 рублей денег и около часа времени. Маршрутки отходят каждый час, по мере их заполнения, со стоянки возле Центрального рынка или с автовокзала Иркутска два-три раза в день. Проблемы сесть и поехать, мне кажется, никогда нет. За исключением каких-нибудь праздников, выходных или новогодних каникул. Когда количество желающих может превышать количество посадочных мест, на эти даты можно покупать билеты на автобусы онлайн заранее . Это касается и других направлений, про которые я буду рассказывать ниже.

Когда на все-про все мало времени или сильно ограничен бюджет или хочется максимально-цивиллизованного отдыха, то Листвянка — идеальный вариант для посещения Байкала в любое время года. В том числе и зимой.

По количеству зимних развлечений для туристов здесь настоящая Анапа.

Если остановитесь в Листвянке, обязательно рекомендую посетить музей деревянного зодчества под открытым небом — Тальцы (на карте я его обозначила), там со всего региона собрали бОльшую часть классических сибирских деревянных построек, являющихся сейчас музейными экспонатами, демонстрирующими сибирскую историю.
Кроме того, в Тальцах часто проводятся различные мероприятия и традиционные русские развлечения — вроде катания с горок, на лошадях и т.п. Особенно активная жизнь тут во время различных праздников — вроде Рождества или Масленицы.

Листвянка — посёлок плотно прижатый к берегу горными хребтами и вся его жизни сосредоточена вдоль берега, за небольшими исключениями. Здесь есть и рестораны, и нерпенарий, и музей, и все, что пожелаете, все 33 удовольсвтия.

Кстати, там, где на карте отелей обозначен Байкальский музей и находится то самое необычное место, которое я обещала вам показать, — переход Байкала в Ангару, где можно увидеть ту самую границу льда и воды. Где лёд — там Байкал, а где вода — уже Ангара.

Это место, обозначенное шаман-камнем, сакральное, по поверьям, вся земля будет стоять до тех пор, пока шаман-камень стоит на своем месте.
Ну и сам камень не просто так, а это особый камень, который, согласно легенде, батюшка Байкал запустил вслед красавице Ангаре, сбежавшей к Енисеию, хотя у Байкала уже с Иркутом свадьба была оговорена, но любовь не знает запретов.

До шаман-камня зимой можно съездить на хивусе, если цены не изменились, стоить это удовольствие будет около 500 руб. на человека. Тысяч за 5 обещают показать другие интересные места рядом с Листвянкой. Отсюда можно съездить и до по льду. Но со всеми надо торговаться, ибо цены явно расчитаны на приезжих москвичей и иностранцев с долларами и юанями.

Рядом с остановкой «Байкальский музей», если подняться повыше, расположен подъемник и горнолыжная трасса. Трасса тут, как говорят знатоки, так себе. А вот подняться на скалу Черского стоит, хотя бы затем, чтобы полюбоваться на местные красоты с высоты.

Отели Листвянки на карте:

Самый выдающийся отель в «Листвянке» — отель «Маяк». Рядом с ним останавливаются маршрутки, здесь же расположены большинство туристических развлечений.

«Маяк» выделяется не только своей высотой и помпезнным и малоуместным для здешних мест архитектурным стилем, но и довольно хорошим для местного тур.рынка уровнем сервиса. На букинге у отеля «четыре звезды» и оченка»очень хорошо».

А еще там довольно неплохой ресторан, в том числе и с местной кухней. Я периодически туда езжу, просто поесть.

Большое Голоустное и бухта Песчаная

По сравнению с Листвянкой, Большое Голоустное — место более тихое и спокойное. Так что если не хочется «Анапы», а времени ехать на Малое море или Ольхон нет, то вполне можно съездить сюда, в Большое Голоустное. Здесь тоже есть и отели и развлечения какие-никакие тоже найдутся.

Сюда так же как в Листвянку можно доехать на автобусе, по времени дорога занимает часа 3. Расписание лучше уточнять актуальное на сайте автовокзала Иркутска. В 2019 году официальный автобус из Иркутска в Большое Голоустное отменили!

Из Голоустного зимой можно по зимнику добраться до бухты Песчанной, летом это довольно дорогое удовольствие, хотя и более оправданное, потому что это один из самых теплых заливов на Байкале с белым песочком, не хуже чем в Таиланде.

Зимой же тут не покупаешься. Разве что в проруби, после бани. Весьма распространенное туристическое развлечение, кстати.

Ольхон и Малое море

Ольхон — сердце Байкала, самый большой остров и одно из интереснейших мест на Байкале.

На «Малом море» расположено большое количество турбаз и благодаря сильным ветрам — здесь один из самых красивых и гладких льдов, что можно увидеть на Байкале. Снег со льда почти сразу же сдувает, даже если зима выдается многоснежная, лед тут, как правило, чистый ровный.
Именно поэтому устроители каждый апрель, закрывать свой сезон.

Ольхон же, сам по себе, место уникальное и сакральное не только здесь на Байкале, но и может на всей Земле. Тут можно найти интересные занятия и развлечения как зимой, так и летом.

Главным образом, можно заняться исследованием окрестностей. Для туристов тут предлагают массу экскурсий к многочисленным бухтам, утесам и пещерам с роскошными гротами и причудливами наплесками или сокуями. Еще одно ледовое чудо на Байкале.

Самый крутой отель на Ольхоне (по цене и уровню сервиса) Baikal View.

Именно здесь останавливался Андрей Бедняков из «Орла и Решки», когда путешествовал на Байкал как миллионер.



Байкальск — гора Соболиная

Возле Байкала расположено несколько горнолыжных курортов, не уступающих по качеству сочинским или даже европейским. Есть трассы похуже-попроще, как в той же Листвянке или Ершах, которые находятся прямо в черте города.

А вот склоны Хамар-Дабана и гора Соболиная, в частности, в зимнее время года — место притяжения всех любителей горных лыж и сноуборда. В Байкальске свой особый мягкий микроклимат, среднезимние температуры тут около -9 градусов, редко бывают морозы до -15С, из-за особого климата Байкальск прозвали местной Швейцарией. Продолжительность сезона катания здесь – 180 дней (с начала ноября по начало мая).
Доехать до Байкальска можно также на электричках или рейсовых автобусах. Время в пути 3,5 часа от автовокзала Иркутска.

Горнолыжный комплекс имеет шесть сертифицированных трасс: две широкие (до 40 м) спортивные трассы длиной 1870 и 2100 м, две слаломные — 500 и 800 м, ночную, освещенную трассу — 1000 м, специально подготовленные склоны для начинающих — по 200 м каждый. Максимальный перепад высот 490 м. Общая протяженность трасс — 10100 м. Высота над уровнем моря — низшая у подножия склона — 515 м, высшая — 1005 м. На вершину отдыхающих доставляют пять буксировочно-канатных дороги длиной от 400 до 1000 м и два детских подъемника, для обучения катанию на склонах длиной 200 м.

В Байкальске работает гостиница «У озера» и рядом с трассой расположен профилакторий, в котором останавливался В.В.Путин, когда приезжал сюда покататься на лыжах.

Мамай

Недалеко от Байкальска расположна деревня Выдрино, а там находится один из самых красивых горнолыжных курортов — Мамай, по мнению спецов, идеально подходящий для фрирайда.

Адрес расположения курорта: ущелье реки Большой Мамай, район пос. Выдрино на границе Иркутской области и Республики Бурятия, (195 км от Иркутска по трассе М 55).

Аршан и Жемчуг

«На воды» рядом с Байкалом можно отправиться не только летом, но и зимой.

Главным образом, это направление зимой примечательно поселком Жемчуг с его горячими минеральными и грязевыми ваннами, в которых можно под открытым небом купаться даже в самые большие морозы.

Минеральные ванны возле п. Жемчуг (курорт ВЫШКА) — бальнеологическая курортная местность находится в 5 километрах от села Жемчуг на берегу реки Иркут (50 км от Аршана).

В результате бурения в 50-х годах вскрыта термальная вода, а скважина получила название Жемчугской. Вода поступает с глубины 728-814 м, дебит составляет до 1000 кубических метров воды в сутки с температурой от 36,5° до 44° С. Вода скважин метановая, с небольшим содержанием сероводорода и радона.
Данное месторождение является уникальным из-за сочетания метановых и углекислых термальных вод в одном месте. Вода используется для лечения болезней костно-суставной системы, периферической нервной системы, последствий травм опорно-двигательного аппарата, заболеваний кожи и гинекологических заболеваний. Термальные источники действуют круглогодично.

Шумак

Еще хочу немного добавить про Шумак. Шумак — курорт с горячими минеральными источниками, расположенный тут же, в горах.

Примечателен своей труднодоступностью и потому экзотичностью. Источники Шумака используются для лечения разнообразных заболеваний, в основном - болезней сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, лечатся эндокринопатии с пониженной функцией эндокринных желёз, гинекологические заболевания, болезни органов пищеварения и нарушения обмена веществ.

На Шумаке не так давно построили базу отдыха на 40 мест, с весьма негуманными ценами. Но и сама база дорогая, и добраться сюда на вертолете — удовольствие совсем небюджетное. Такой элитный отдых для солидных господ с сервисом пионерлагеря. При большом желании сюда можно дойти пешком, но зимой я бы не рискнула. Да и летом, в общем-то тоже, ибо не слишком я люблю сутками гулять по диким местам с рюкзаками, ну и прочую походную романтику я тоже не люблю.

Более подробная информация, вот:

  • Из посёлка Аршан на Шумак можно добраться через перевал Аршанский, с выходом к реке Китой и по орографически правому берегу до стрелки Китоя с рекой Шумак, далее - вдоль реки Шумак собственно к источникам.
  • Путь из посёлка Нилова Пустынь через перевал Шумакский (2760 м.) к источникам. Данный путь гораздо ближе по протяжённости (50 км) и занимает в среднем для опытных туристов 1,5-2 световых дня, либо для обычных людей 2-3 дня и включает две ночёвки. По данному маршруту возможно добраться на лошадях (одна ночёвка). За 1 день (а точнее с 7 утра до 23 часов вечера) подготовленные туристы могут дойти от источников до Ниловой Пустыни (то есть «выходить» с источников) - так как бо́льшая часть дороги (после перевала) идёт вниз и при выходе рюкзак обычно пустой.
  • Из Иркутска на вертолёте. Перелёт по времени составляет около часа. В летнее время (с мая по сентябрь) каждую пятницу производятся регулярные рейсы. Зимой вертолёты тоже летают, но редко и по набору группы. Время вылета - обычно с утра и может меняться в зависимости от погодных условий. В Иркутске организацией этих рейсов занимается компания «Аэростар».

Это основные туристические маршруты, которые, если посмотреть на карту Байкала, охватывают лишь небольшую его часть. Но хотя бы одну из этих «точек» на зимнием Байкале стоит посетить обязательно, потому что это ни с чем не сравнимые ощущения и ни на что не похожие виды. Побывав однажды на зимнем Байкале, вы обязательно захотите вернуться, я вам обещаю!

Купить самые дешевые билеты на Байкал (из Москвы в Иркутск и обратно)

Либо из Москвы в Иркутск можно доехать на поезде

Сравнить цены и забронировать отели на Байкале

Постаралась сделать этот пост максимально подробным и полезным, но если остались какие-то вопросы, спрашивайте, постараюсь помочь.

А я между тем планирую продолжить исследовать байкальские окрестности, чтобы рассказывать о них в своем тревел-блоге. Не переключайте канал! 8)